Доисторическая эпоха
Раньше, до изобретения Закона о Связи и Правил присоединения, операторы работали черт знает как - одним словом, всем было удобно и доходы компаний росли каждый год минимум на 30-40 процентов. Телеком стал одним из наиболее динамично развивающихся несырьевых секторов экономики РФ.
Конец Доисторической эпохи начался летом 2003 году после принятия Закона о связи и закончился в 2004 году, когда сначала в марте упразднили Министерство связи и организовали Министерство транспорта и связи РФ, причем второе не являлось правопреемником первого. А затем в конце мая его преобразовали в Министерство информационных технологий и связи РФ. Произошедшие в течение двух месяцев организационные изменения очень напоминало заметание следов, уходящих в отрыв незримых героев отрасли.
Начало Исторической эпохи
Переход от одной эпохи в другую связано с появлением осознанного желания у высоких чиновников приобщиться к делу управления отраслью и научить операторов правильно делать бизнес. Да, это были - как это ни удивительно - чиновники, народ, прославившийся до того лишь словоблудием, имитацией действий и необузданным, лишенным логики поведением.
В результате пристального внимания чиновников к доходам операторов, которые проходили мимо них, отношения между операторами стали очень затруднительными.
Закон жизни
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим отношения в области связи, является Федеральный закон «О связи» принятый 07.07.2003 г. за № 126-ФЗ.
Всех операторов поделили на тех, кто занимает существенное положение на рынке (ОСП) и на несущественных операторов. Для последних российские города стали опасным местом для бизнеса на фоне централизованных конкурентов — «дочек» «Связьинвеста» - МРК и крупных международных компаний. МРК, когда им скомандовали, что они ОСП, начали всерьез выходить на рынки городов своих округов с колоссальными инвестициями, достаточно организованно и по единому плану.
Правила присоединения
Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 г. № 161. Нельзя сказать, что это первые Правила присоединения. Девятью годами ранее 19 октября 1996 г. № 1254 Правительство РФ уже рассказывало связистам, как надо работать в постановлении «Об утверждении Правил присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования».
Новые Правила установили иерархию телефонных сетей общего пользования (ТфОП), а также отдельные принципы межсетевого взаимодействия на одном уровне этой иерархии. Любопытным объяснили, что сети телефонной связи всех уровней иерархии предназначены для оказания услуг связи двух категорий:
1. Услуги связи, оказываемые абонентам (или пользователям);
2. Услуги пропуска трафика.
Изобретение новых Правил присоединения совершило коренной переворот в операторской деятельности.
С одной стороны, утверждение Правил присоединения привело к упразднению индивидуальности. Всех операторов посчитали и поделили на три категории, согласно установленной иерархии ТфОП. На высшей ступени иерархической пирамиды находятся сети, предназначенные для оказания услуг междугородной и международной телефонной связи (ММТС). Второй уровень пирамиды представлен сетями зоновой телефонной связи (ЗТС), которые предназначены для предоставления соединений в пределах данного субъекта Российской Федерации. Третий уровень иерархии реализован местными телефонными сетями, действующими в пределах муниципальных образований данного субъекта РФ.
По сути, с помощью Правил реорганизовали коммерческую деятельность операторов. Операторский бизнес в городах кроме Москвы и Питера затрещал, а войперы, незнакомые с употреблением правил пропуска трафика, впали в совершенное уныние. Чиновники от связи их клеймили и презирали на том основании, что они «работают не европейски».
Дела даже сильных альтернативных операторов начали приходить в упадок. Стоило выставить счет своему клиенту за междугородний звонок, как он сейчас же получал предупреждение от РСН, замыкался или даже сворачивал деятельность по пропуску голосового трафика и приходил в совершенную негодность.
С другой стороны, в виду нарастающей питерско-московской олигархомногочисленности самому осторожному и набожному местному оператору ежеминутно приходится совершать различные кощунства. То отдать трафик альтернативному оператору, то построить себе SDH-сеть, то объединится ресурсами с себе подобным… Отчего местный операторский народ нервничал, вымирал и вырождался.
Те операторы местной телефонной связи, которые все же решились продолжить бизнес, должны под благовидным предлогом предоставить оператору ММТС свою клиентскую базу. Некоторые бизнесмены, взволнованные открывшейся им всероссийской перспективой, совершенно потеряли совесть, а с ней и голову. Закон: «вассал моего вассала – не мой вассал» перестал быть нормой жизни.
Первыми и основными операторами ЗТС стали МРК. Это, наверное, то единственное, что предвидел регулятор. Поэтому зоновому телефонному оператору чиновники четко определили предмет любви, по настоящему волнующие его чувства – сбор денег. ЗТС будет брать деньги с оператора ММТС и не много отдавать оператору МТС. При этом чиновники узаконили право взимать с первых и вторых деньги за присоединение к себе. Особенно в успешном применении новых Правил в МРК преуспела «Дальсвязь».
Договор присоединения к МРК очень неудобен, главным образом своей дороговизною при осуществлении. Если один оператор просил у МРК присоединения, то ему часто выдавали такие ТУ, согласно которым нужно было заменить существенную часть канализации муниципального образования данного субъекта РФ и даже построить для МРК ТП. Отношения МРК с другими операторами портились, и альтернативные операторы часто дружили «против», что ожесточало нравы. На дружбу с абонентом времени осталось мало. А ведь ему нужно было объяснить, что такое муниципальное образование субъекта Федерации, т.к. без знания этого звонившему трудно будет понять, кто действительно имеет право брать у него плату за услуги связи.
Дабы никто не смог попрошайничать скидки у МРК, одна из норм Правил фиксирует отсутствие операторов, имеющих право на получение льготных условий заключении договора о присоединении и пропуске трафика с ОСП.
Чтобы окончательно запутать слабых и запуганных операторов МТС регулятор указал, что присоединение сетей связи непременно влечет взаимные обязательства по пропуску трафика, тогда как обратное из Правил не следует. Не понятно, почему законодатель не установил порядок заключения договора о пропуске трафика в отсутствие присоединения сетей связи?
Но даже не это обстоятельство насторожило связистов. Основная проблема, возникающая при толковании Правил, обусловлена явным противоречием замысла законодателя и формальным содержанием текста документа, не содержащего запрета на организацию присоединения и пропуска трафика способом, отличным от установленного Правилами. Для кого придумана эта лазейка? Такая прореха до сих пор не дает покоя некоторым слабым умам.
В историю эта неразбериха войдет с очень скромной формулировкой: «борьбой между собой питерско-московской олигополии».
Интернет
Когда принимали Закон о связи, Интернета в России не то чтобы совсем не было, но он был настолько маленьким и несущественным, что вполне обходился без отдельного регулирования, и потому в Законе во внимание принят не был. В Законе речь идёт о традиционной связи — почтовой, телеграфной, телефонной.
Не смотря на это, к Интернету и прочим случаям использования сетей связи в целях передачи данных Закон о связи применяли постольку, поскольку других нормативных актов всё равно не было. Когда Мининформсвязи возникало желание применить к Интернету эти нормы, то помешать ему ничто не могло. Вот с такой загогулиной связисты и жили.
Когда участники рынка устали использовать Закон вместо дышла, 23 января 2006 года Правительством РФ были утверждены «Правила оказания услуг связи по передаче данных».
В этих Правилах использовались понятия, родные для готовивших его IT-шников, но совершенно не очевидные для юристов, и тем более, простых граждан. Но чиновники не растерялись, возразив, что привычные понятия сформулировать на юридическом языке не так-то просто. Для примера попробуйте дать чёткое определение, что такое «электронное письмо». Не можете? Именно поэтому понятие «Интернет» в Правилах отсутствует, а упоминание в нормативных актах есть.
Чтобы сбить с толку, по-видимому, акул капитализма, над новыми Правилами работали несколько совершенно не скоординированных коллективов, а окончательный вид ему придавал кто-то совсем другой, плохо разбирающийся в предметной области.
Одно стало ясно, что вопросы доступа в Интернет и электронной почты будут освещены в совсем других правилах — оказания телематических услуг.
Не прошло и полгода и Мининформсвязи опубликовало заготовку, в которой присутствовало жесткое географическое структурирование российского Интернета. Комментариев много, цензурных мало. Чувствуется, что букварем у авторов были Правила за номером 161. Опять ряду ответственных товарищей захотелось «все забрать и поделить». Для этого Рунет планируется попилить на операторов МГМН, зональных и местных!
Зачем все это нужно? Банальное стремление любой ценой поставить под контроль чужие денежные потоки, извлекая из этого личный доход. Неохваченных предыдущими Правилами операторов попросили опуститься на колени, и двигаться к зональной электросвязи, вымаливать ТУ на присоединение. А по другому никак!
Закон Жизни и Служивые
Государевых людей от связи собрали в Связьинвесте. Решительные действия по его приватизации растянулась всего на восемь лет.
Но последнее время отовсюду слышаться недовольные голоса: «Морочат голову - то приватизируем, то не приватизируем». Но нам намекают: «Помните первый аукцион по продаже 25 процентов «Связьинвеста»? По словам Бориса Ельцина, он стоил стране двух правительственных кризисов. Вы не боитесь, что новые манипуляции станут причиной политического кризиса?»
О.Бендер предупреждал, что азартные игры с государством всегда плохо заканчиваются. Даже прожженный Джордж Сорос, купивший в 1997 году блок-пакет «Связьинвеста», продал его, так и не дождавшись аукциона по контрольному пакету, заявив, что это была его самая плохая инвестиция во все времена. Он купил 25-процентный пакет за 1 миллиард 875 миллионов долларов, а продал за 625 миллионов, то есть втрое дешевле.
Так выгодно то, что твориться в отрасли Государству? О, да! Оно разработало выгодные для традиционных операторов взаиморасчеты, ввело принцип «платит звонящий», который дал им положительный эффект. За одним вычеркнула из бизнеса IP-операторов, услуги которых стоили в разы дешевле и могли постепенно вытеснить с рынка традиционных операторов. Тормознула ввод услуг 3G, а также ограничили радиус действия базовых станций для услуг беспроводного доступа в Интернет по стандарту WiMAX. Почему? Его быстрое развитие могло бы свести на нет услуги широкополосного доступа в Интернет по телефонной линии с помощью технологии ADSL, которую компании «Связьинвеста» начали активно развивать в прошлом году.
Выводы
Большинство нормативных актов Телекома вступило в силу 1 января 2006?го. Изменение законодательства в области связи вошло в историю российских телекоммуникаций под названием «Проблема 2006». Мичуринцы от связи произвели противоестественное скрещивание разных подходов и регулировок, в результате чего в настоящее время действуют частично противоречащие друг другу нормативные акты. Что хотел сказать регулятор, было понятно, но выразить свои мысли он не смог. В результате новая схема работы операторов реализовывалась, как и все остальные… через место, которое можно показать у соседа, но нельзя увидеть у себя.
Однако нельзя не отметить некоторые успехи в отрасли. Были четко определены задачи:
для МРК – правильно писать отчеты;
для альтернативных операторов – зарабатывать для МРК деньги.
Законодатель не придал этой технологии характер исключительности, поскольку метод толкования права по определению имеет позитивный характер: «разрешено все, что не запрещено явно». Поэтому многие операторы с обидой на монополистов и с примешанным к ней сугубо русским чувством смирения и иронии до сих пор считают тот день, когда их роли с МРК поменяются.
http://jenya-bo.livejournal.com/7014.html