Городские домашние сети с точки зрения инженерного бюрократа

Форум о вопросах проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов связи.
Саморегулируемые организации в области изысканий, проектирования и строительства объектов связи.
Поиск нормативных документов по теме (РД, ОСТ, ГОСТ, СНиП и т. д.).
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Городские домашние сети с точки зрения инженерного бюрократа

Сообщение:#1  Сообщение Erlang » Вс 10 июл, 2005 19:08 »

Городские домашние сети с точки зрения инженерного бюрократа
Изображение
Антон Богатов "Сетевой Online"

Обратимся к домашним сетям, оборудование которых размещается в жилых зданиях. Обслуживание инженерных систем жилкомхоза осуществляют разнообразные организации, взаимодействие с которыми жизненно важно для операторов домашних сетей.

Что внутри…
Вообще полномочия и правовой статус организаций жилищно-коммунального хозяйства породили невообразимое количество сказок и легенд. На самом деле магическое слово "балансодержатель" не имеет большого юридического значения – важно, кто является собственником здания и кому поручено исполнять функции заказчика работ по его техническому обслуживанию.

Структура правоотношений в жилищно-коммунальной сфере устроена примерно так: есть собственник жилого здания (местная власть, товарищества собственников жилья, предприятие и т.д.). Исполнение своих функций по техническому обслуживанию здания собственник поручает некоторой организации – например, ГУП ДЕЗ (Государственное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика"). Этот ГУП ДЕЗ заключает договор подряда с непосредственным исполнителем работ, и именно в штате подрядчиков обычно числятся сантехники, электрики, дворники и другой технический персонал. Для домашних сетей очень важны подробности договора ДЕЗа с собственником. Дело в том, что этот последний мог поручить ДЕЗу контроль и согласование устройства инженерных коммуникаций в подведомственных зданиях по усмотрению самого ДЕЗа, но мог и не поручить. В последнем случае проект сети необходимо согласовать с собственником здания, в противном случае все оборудование может быть демонтировано по решению суда или, что самое забавное, объявлено не имеющим хозяина с последующим переходом в собственность владельца здания.

Еще одна проблема состоит в необходимости применять оборудование, сертифицированное в системе сертификации "Связь". Причем это требование распространяется не только на активную аппаратуру, но и на кабельную продукцию, установочные изделия, источники питания. Проект, предусматривающий использование несертифицированного оборудования, никогда не пройдет госэкспертизу, а Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена специальная ответственность за установку такого оборудования в сетях связи. К этой статье довольно часто прибегают сотрудники МВД при проверках операторов домашних сетей. Разумеется, копеечные концентраторы и коммутаторы со снятыми корпусами, которые часто используются в домашних сетях, невозможно применять в легальных системах.

Работа активного сетевого оборудования невозможна без сети электроснабжения. Домашние сети частенько решают эту проблему путем подключения к любым доступным фидерам, кабелям, а то и к сети освещения чердачных помещений. Автору доподлинно известен случай, когда выключение света на чердаке приводило к отключению питания узла связи. Между тем организация легального электроснабжения представляет собой непростую задачу. Общая процедура документального оформления электроустановок подразумевает, что на основании разрешения на подключение мощности (их выдает ОАО "Мосэнерго") проектная организация разрабатывает проект электроснабжения, который подлежит согласованию с Московскими кабельными сетями и Энергосбытом ОАО "Мосэнерго", а также службой Государственного энергетического надзора. Проект должен обязательно содержать расчет параметров электроустановки. Причем согласование с Энергонадзором требуется всегда, даже если энергоснабжающей организацией является ДЕЗ. После завершения строительных работ необходимо принять электроустановку в эксплуатацию с участием инспектора Энергонадзора, который обязательно потребует акт электрических испытаний, выполненных аккредитованной электроизмерительной лабораторией.

Малая мощность, потребляемая узлами домашних сетей, зачастую исключает возможность установки счетчика электроэнергии, поскольку он просто не реагирует на столь небольшие токи. В таком случае придется договариваться с Энергосбытом об оплате по номинальной мощности, вот только Энергосбыт неохотно идет на заключение таких договоров.

Правила устройства электроустановок однозначно предусматривают наличие цепи заземления и периодический контроль ее технического состояния. Но специальный отраслевой ГОСТ требует целых три контура заземления – один рабочий и два измерительных. Разумеется, ГОСТ принимался еще в те времена, когда узлы связи едва вмещались в специальное здание АТС, а о передаче данных и домашних сетях и речи никакой не было. Но он действует, тогда как организовать дополнительные контуры заземления либо технически, либо экономически невозможно. Однако до сих пор случаются проблемы при государственной экспертизе проектов, не предусмотревших устройство дополнительных измерительных заземляющих контуров.

Правила технической эксплуатации электроустановок запрещают допуск к работам на электроустановках персонал, не прошедший ежегодную проверку знаний по технике электробезопасности. При этом электромонтажники должны иметь квалификационную группу не ниже третьей, а руководитель, уполномоченный оформлять наряды на работы, – не ниже четвертой. Сдавать соответствующие экзамены можно либо в специальных учебных центрах, либо в присутствии комиссии самого оператора домашней сети. Впрочем, организация комиссии есть дело довольно хлопотное и в целом непростое. Разумеется, все эти ежегодные экзамены не бесплатны, но если происходит несчастный случай, удостоверения о проверке знаний помогают руководителю предприятия избежать административной, а то и уголовной ответственности за несоблюдение норм охраны труда.

Создание домашней сети сколько-нибудь значительной протяженности без поддержки муниципальных органов или местных органов власти вообще представляется проблематичным. ДЕЗы редко берут на себя полноту ответственности, отсылая операторов к своим учредителям, которыми как раз и являются местные органы власти. Да и Градостроительный кодекс требует согласования строительства инженерной инфраструктуры с чиновниками, что хоть и создает реальный коррупционный потенциал, но позволяет обеспечить некоторую защиту от некомпетентных действий. Хотя в целом минусы сложных и неопределенных согласований все же покрываются плюсами от упорядочения деятельности операторов. Если бы государство смогло выработать единый и понятный порядок согласования проектной документации, то это, несомненно, ускорило бы как сам процесс развития домашних (и не только) сетей связи, но и уменьшило бы уровень коррупции. Но пока, похоже, никто из высокопоставленных лиц этой проблемой всерьез не занимается.



…и Что снаружи
Гораздо более сложную задачу приходится решать при устройстве наружных коммуникаций. Если внутренние сети скрыты от посторонних глаз и не привлекают особого внимания, то внешние по определению намного заметнее. Существует только три способа размещения собственной магистральной линии связи – воздушный, подземный и радиоканальный. Экзотические способы вроде оптических передатчиков в свободном пространстве рассматривать в целом бессмысленно, так как их надежность и стоимость оставляют желать лучшего. Никакого заметного распространения эти "инновации" так и не получили, разве что в качестве временного решения для срочного включения абонентской нагрузки.

Любой из основных способов организации магистральной связи имеет свои достоинства и недостатки. Разумеется, детальное всестороннее сравнение и оценка приемлемости каждого магистрального решения требует отдельного исследования, поэтому ограничимся самыми общими комментариями.



1. Радиосвязь
С технологической точки зрения организация радиоканала между зданиями, находящимися в пределах прямой видимости, представляет собой самый простой и быстрый в монтаже способ организации связи. Именно так строились многие кампусные университетские сети в США, пока требования к полосе пропускания не заставили отказаться от радиосвязи. В США и ряде европейских стран был выделен специальный диапазон частот для свободной эксплуатации радиоэлектронных средств (РЭС), работающих в стандарте IEEE802.11b (2400 МГц), а впоследствии и IEEE802.11a (5700 МГц). Выделение нелицензируемых диапазонов частот (ISM) привело к взрывному росту производства РЭС IEEE802.11b, стоимость оборудования упала до 50 долл. за абонентский модем (и даже ниже), что обусловило массовое применение этого оборудования.

Но чудес не бывает. В начале разработки стандартов комитетом IEEE802.11 полоса частот 83,5 МГц казалась огромной и почти неисчерпаемой. Однако жизнь показала, что требования к полосе пропускания сетей передачи данных растут гораздо быстрее, чем то определено законом Мура, а требования электромагнитной совместимости объективны и не зависят от воли субъектов. Недаром юристы шутят, что юриспруденция отличается от физики тем, что субъекты физических законов всегда правоспособны, дееспособны и добросовестны. Оспаривать в суде физические законы, увы, невозможно. Даже в США. И произошло то, что должно было произойти: частоты кончились. И точно такая же судьба несомненно ждет IEEE802.11a и другие модификации РЭС открытых диапазонов.

В России сложилась аналогичная ситуация, но с некоторой национальной спецификой. Дело в том, что вопреки распространенному мнению у нас в стране нет открытых диапазонов как таковых. Эксплуатация любых РЭС должна осуществляться только при наличии специального разрешения, за исключением сотовых телефонов федеральных стандартов (то есть GSM) и средств радиоуправления моделями в соответствующем диапазоне. Кстати, поскольку CDMA IS-95 не является федеральным стандартом сотовой связи, то формально его абоненту необходимо получить разрешение на эксплуатацию терминалов.

Производители оборудования IEEE802.11b, ориентированные на рынок США, часто писали в паспортах своих изделий, что для их эксплуатации не требуется специального разрешения, и этим сыграли злую шутку с российской радиочастотной службой. У нас данный диапазон не относится не только к ISM, но и к гражданским службам вообще. Полоса правительственного (читай: военного) назначения. Поэтому в начале развития этого стандарта получить частотные назначения было очень сложно. Как нередко бывает, чтобы преодолеть непреодолимые административные барьеры, их нужно проигнорировать, что пользователи оборудования и сделали. Потом ГКРЧ приняла решение о некотором упрощении оформления частот в диапазоне 2400 МГц, но к тому времени все доступные полосы были заняты РЭС, работающими без всяких разрешений. В крупных городах создание новых радиосетей в диапазоне 2400 МГц попросту технически невозможно. И несомненно, что по такому же пути идет развитие стандарта IEEE802.11a.

Вообще сложность, стоимость и длительность процедуры оформления частотных назначений делает совершенно бессмысленным создание радиосетей. До издания указа Президента № 314 от 09.03.2004 оформление частотных назначений производилось через ФГУПы государственной радиочастотной службы. Поскольку ФГУП является коммерческим предприятием в государственной собственности, не приходится удивляться, что цены на их услуги росли уверенно и постоянно. При этом получить полный перечень тарифов было невозможно, поскольку ФГУП ГРЧЦ (главный радиочастотный центр) просто отказывался их предоставлять. Платите, мол, сколько мы скажем или забудьте про радиосредства.

Совет оказался действенным. Операторы быстро осознали, что платить до 10 тысяч долларов за каждую базовую станцию или радиорелейную линию (РРЛ) бессмысленно, учитывая, что срок оформления всех документов может растягиваться на несколько лет. Во многих случаях стоимость легальной организации радиоканала превышала и превышает стоимость строительства волоконно-оптических линий. Разумеется, сравнение удельной стоимости полосы пропускания ВОЛС и РЭС оказывается далеко не в пользу последней.

В настоящее время частотные назначения получить вообще невозможно. Минсвязи РФ упраздняется, функции государственной радиочастотной службы (ГРЧС) будут переданы новообразованному Федеральному агентству связи. Но вот когда завершится процедура передачи функций и полномочий – никому не известно. И точно так же не ясно, повлияет ли административная реформа на стоимость услуг в этой сфере и сроки прохождения документов. К сожалению, пока оснований для оптимизма нет.



2. Воздух
Прокладка воздушных линий связи до сих пор является самым популярным способом строительства наружных магистралей операторов домашних сетей. На начальных этапах развития операторы строили в основном медные линии. Однако Ethernet технологически предназначался для создания локальных внутриобъектовых сетей, может быть, за исключением первых версий 10Base2 ("тонкий" коаксиальный кабель) и 10Base5 ("толстый" коаксиальный кабель). Причем 10Base5 в России применялся очень редко: несмотря на 500-метровую длину сегмента, цена кабеля оказывалась слишком высокой.

Стомегабитные модификации Ethernet вообще не предусматривают никаких коаксиальных сред передачи, поскольку разработчики справедливо ориентируются на волоконную оптику. Поскольку внедрение ВОЛС для домашних сетей часто оказывалось слишком дорогостоящим делом, в ход пошли доморощенные изобретения, полученные эмпирическим путем. Например, некоторые пробовали использовать вместо витых пар пятой категории два телевизионных коаксиальных кабеля с волновым сопротивлением 75 Ом. Добиться согласования с интерфейсом 130 Ом, разумеется, не получалось, но каким-то образом такая конструкция работала…

Однако самым популярным способом "продления" Ethernet оказалось использование телефонного кабеля марки П296. Вообще-то у этого изделия есть только одно достоинство – большое сечение жил (кабель изначально предназначался для телефонизации военных объектов). Называть его "витым" можно с очень большой натяжкой, поскольку жилы свиты не попарно. Но запас прочности Ethernet оказался столь значительным, что все эти "нестыковки" покрывались малым электрическим затуханием за счет уменьшения активного сопротивления шлейфа. Такие линии имели три основных недостатка – это высокий уровень электромагнитного излучения за пределы линии; высокая вероятность электрического пробоя во время грозы и превышение максимальной длины коллизионного домена.

Плохая электромагнитная совместимость, наверное, является главным изъяном "русского эзернета": полоса частот паразитных излучений аккурат попадает в спектр эфирного телевидения, вызывая протесты как телевизионщиков, так и обычных телезрителей. Причем способов уменьшить "лишнее" излучение просто не существует, поскольку кабель принципиально не предназначен для эксплуатации в этом диапазоне частот (в канале Ethernet 100BaseTX ширина спектра превышает 125 МГц). Второе слабое место, к сожалению, является общим для всех медных линий. Недаром на АТС применяются грозозащитные элементы, которые так же плохо работают и в сетях Ethernet. Производители так и не сумели наладить производство надежной грозозащиты, что наряду со сходными проблемами в РЭС требовало в массовом порядке заменять оборудование после каждой грозы.

Превышение длины коллизионного домена компенсируется средствами протоколов более высокого уровня, однако приводит к появлению дополнительной нагрузки на сеть за счет повторной ретрансляции пакетов и коллизионных интервалов. Многие системные администраторы домашних сетей, великолепно владея средствами управления TCP/IP, не имеют никакого понятия о принципах работы Ethernet, в результате чего появлялись "плоские" сети длиной до 10 км с неопределенным количеством концентраторов. Тем не менее этот недостаток исчезает с заменой концентраторов на буферизующие дуплексные коммутаторы.

Таким образом, основным недостатком линий на основе П296 является плохая электромагнитная совместимость (ЭМС) с действующими телевизионными сетями наряду со слабой грозозащитой оборудования, что как минимум влечет к неисправности оборудования, а как максимум – к пожару в здании. Понимая несовершенство медных линий связи и их недостаточную полосу пропускания, операторы домашних сетей постепенно переходят к использованию волоконно-оптических технологий, чему в немалой степени способствует снижение цен на кабель и активную аппаратуру, а также рост их собственных доходов. По оценке ИК "Некстер", в настоящее время только в Москве ежемесячно выполняется до 1000 сварок оптических жил на объектах домашних сетей.

С юридической точки зрения легальное создание воздушных линий представляет собой непростую и не полностью определенную задачу. Во всяком случае согласования с ДЕЗом может оказаться недостаточно, поскольку полномочия этой организации ограничены зданиями, эксплуатацию которых она сама и обеспечивает. В этом случае необходимо как минимум согласование с архитектурно-планировочным управлением соответствующего района. Известны случаи, когда жители жаловались на "разрезание неба всякими проводами"… Можно спорить о психической адекватности авторов подобных жалоб, но с формальной точки зрения они правы.

По общему правилу проект должен быть согласован "со всеми заинтересованными организациями", что на практике требует обращения в ДЕЗ, АПУ, к операторам телевещания, телефонной связи, а в некоторых случаях и к предприятиям городского освещения, городского транспорта и ГИБДД. Список открытый, поэтому даже опытный проектировщик, приступая к работе над таким проектом, не знает перечня всех необходимых согласований. Ну и формально необходимо разрешение на производство монтажных работ, которое выдает территориальный орган, уполномоченный на осуществление административно-технических функций (в Москве таким органом является районная административно-техническая инспекция). Большинство согласований, увы, бесплатно получить почти невозможно.



3. Подземелье
Самым, наверное, профессиональным способом организации магистралей является их прокладка в подземных коммуникациях. Никаких особых согласований, за исключением собственника подземных сооружений, не требуется, однако стоимость такой магистрали зачастую неподъемна для начинающих операторов. Кроме того, необходимо платить арендную плату за размещение кабелей (в Москве аренда телефонной канализации ОАО МГТС колеблется на уровне двух рублей за метр кабеля с учетом налогов). Кроме того, часто приходится использовать сооружения, принадлежащие разным организациям, что также усложняет и удорожает эксплуатацию кабельных линий связи. Основное преимущество – полная легальность, надежность в эксплуатации и защита от несанкционированного доступа.

Без разработки проекта получить доступ к подземным сооружениям невозможно. До начала разработки проектной документации оператор должен заказать, оплатить и получить технические условия (ТУ) на размещение кабелей от владельцев всех подземных коммуникаций по трассе. Обычно ТУ не содержат всей информации, необходимой для разработки документации, поэтому проектировщику требуется доступ либо к технической документации на соответствующие подземные сооружения, либо к самим сооружениям. В Москве проектировщик должен иметь лицензию – сертификат доверия ОАО МГТС и лицензию управления федеральной службы безопасности (УФСБ) РФ на право использования сведений, составляющих государственную тайну. В других регионах России требования обычно менее жесткие, но опытом проектирования линий в подземных сооружениях проектировщик обладать должен.

Требования к подрядной организации в целом аналогичны: лицензия, удостоверение проверки знаний по ТБ, в Москве – сертификат доверия ОАО МГТС, лицензия УФСБ. При работе в коллекторах ГУП "Москоллектор" и сооружениях ГУП "Гормост" необходим допуск монтажников, который оформляется через объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) и РСО (режимно-секретный орган) соответствующих предприятий. Разрешения на производство работ (ордера) оформляет либо владелец сооружений (как ОАО МГТС, например), либо АТИ (работы на территории ГУП "Москоллектор"). Вообще получить разрешение на производство работ в подземных коммуникациях довольно сложно, поскольку они относятся к системам жизнеобеспечения и жестко контролируются компетентными органами. Впрочем, иногда там до сих пор встречаются поселения бомжей, которые почему-то не оформляют никаких допусков и ордеров. Но справедливости ради скажем, что такие случаи в крупных городах происходят все реже и реже.

После завершения монтажа линий связи в подземных сооружениях их осматривают уполномоченные представители владельцев коммуникаций и составляется ведомость внешнего осмотра.

К сожалению, состояние телефонной канализации оставляет желать лучшего, особенно в крупных городах. В центре Москвы нередко можно встретить канализацию, построенную еще в 20-х годах прошлого века. Есть даже участки дореволюционной постройки. Степень загрузки каналов очень велика, поэтому почти во всех случаях необходимы докладка новых каналов, переустройство колодцев, устройство вводов в здания. Стоимость земельных работ в крупных городах очень велика, учитывая оплату многочисленных разрешений и согласований, вскрытия и восстановления дорожных покрытий, услуг ГИБДД. Так что стоимость докладки телефонной канализации обычно составляет от 100 до 300 долл. за погонный метр, существенно повышая общую стоимость строительства линии связи.

Работы по устройству линий связи в подземных сооружениях Москвы без учета земляных работ обычно стоят 3–5 долл. за погонный метр с учетом стоимости самого волоконно-оптического кабеля (ВОК). Надо заметить, что себестоимость медного кабеля в среднем выше, нежели ВОК, поэтому устройство медножильных магистралей передачи данных как минимум нецелесообразно.

Опасаясь чрезмерно высоких инсталляционных расходов и платы за аренду подземных сооружений, большинство городских домашних сетей строит главным образом нелегальные, реже – полулегальные и в единичных случаях – легальные воздушные линии связи. И тотчас попадает в ловушку, о которой говорилось в самом начале: невозможность отстоять свои права как собственника линии связи. Кроме того, весьма проблематично, если не сказать невозможно, привлечение инвестиций для расширения деятельности, сомнительной с правовой точки зрения. Между тем именно инвестиции сейчас остро необходимы крупным домашним сетям для успешной конкуренции с операторами, предоставляющими те же услуги по каналам ADSL с использованием распределительной сети местной телефонной связи.

В качестве примера можно привести ситуацию в Москве. Компания "МТУ-Интел" предоставляет услугу доступа в интернет под торговой маркой "Стрим". По базовому тарифу абонент получает 1 Гб трафика за минимальную ежемесячную плату в 30 долл. Услуга предоставляется по абонентским линиям телефонной сети, полоса прямого канала – до 7 Мбит/с, чего более чем достаточно для абонента. Магистраль организована по сети передачи данных общего пользования ОАО МГТС.

Основным конкурентным преимуществом домашних сетей является более широкая полоса пропускания и организация информационных ресурсов, бесплатных для пользователей сети. Как ни странно, эти преимущества обеспечиваются полулегальностью многих домашних сетей, поскольку позволяют не выплачивать отчисления авторам контента. Хотя в настоящее время в Москве начинается реализация пилотного проекта по созданию широкополосной домашней сети, построенной на базе профессионального оборудования. В качестве дополнительной услуги предусматривается возможность доступа к легальной видеотеке. Разумеется, первые участки сети планируется развернуть в элитных кварталах Москвы.



Перспективы
Создание и эксплуатация домашних сетей в целом требует таких же капитальных затрат и проведения таких же организационных мероприятий, как и строительство городских "профессиональных" сетей. В настоящее время идет постепенный процесс легализации существующих сетей, строительство новых сооружений уже на вполне профессиональной основе. Появились первые инвесторы. Однако груз старых "любительских" сооружений не дает операторам полностью легализоваться и привлечь инвестиции в реконструкцию сетей. Получается порочный круг: для легализации нужны инвестиции, а для привлечения инвестиций необходима легализация. И разорвать его смогут только сами операторы домашних сетей, вкладывая полученную прибыль в создание профессиональных систем на профессиональной основе. На помощь или содействие государства надеяться не стоит, как не стоит надеяться на введение нормальных правил игры на телекоммуникационном рынке. К сожалению, органы технического регулирования к этому не готовы. Юристам и опытным инженерным бюрократам, судя по всему, работы хватит надолго.

Если домашние сети сумеют сконцентрировать достаточно средств для реконструкции и легализации, то рынок городских коммуникаций ждет настоящая конкурентная борьба, в которой уцелеют самые стойкие и компетентные операторы. И домашним сетям как наиболее демократичным операторам безусловно найдется достойное место на этой поляне.

Третье юридическое отступление… Проектная документация
Комплект проектной документации состоит из технико-экономического обоснования (ТЭО), рабочей и сметной документации. Собственно слово "проект" означает не комплект проектной документации, а только ТЭО создания объекта. К утверждаемой части проектной документации относятся ТЭО и сметы. Рабочая документация, то есть собственно чертежи, планы, схемы и т.д., не утверждается заказчиком и формально не является объектом государственной экспертизы. На практике экспертные органы требуют представления всего комплекта документов в полном объеме.

Относительно несложные объекты, как, например, линии связи, проектируются в форме рабочего проекта, минуя этап обоснования инвестиций и разработки ТЭО. В состав рабочего проекта входят общая пояснительная записка (некоторый сокращенный аналог ТЭО), рабочая документация и сметы. Рабочие проекты сооружений связи до их утверждения также подлежат экспертизе.

Сметная часть разрабатывается на основе норм и расценок, утвержденных Госстроем России, а также территориальными органами по нормированию в строительстве (пока неизвестно, кому будут переданы эти функции после упразднения Госстроя). Поэтому не следует путать смету и спецификацию расходов – это разные документы и по форме, и по содержанию. В случаях, когда создание объекта планируется осуществлять за счет привлеченных средств, эксперты банка-кредитора обязательно потребуют смету для анализа обоснованности капитальных затрат. Такие же требования предъявляются при строительстве объекта за счет бюджетных средств.

Проектная документация относится к объектам авторского права. Передача заказчиком проектов третьему лицу формально требует письменного согласования с разработчиком проектной продукции, если только такое право не зафиксировано в самой проектной документации.

Источник: http://www.setevoi.ru

Alex
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
23 ноя 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Alex » Вс 10 июл, 2005 22:05 »

Написано неплохо, на форуме Антон почерпнул достаточно информации, но эта больше необходимо для ТЭО.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#3  Сообщение Антон Богатов » Вс 10 июл, 2005 22:17 »

Alex, Таки основная информация родом не из форума, а из личного опыта действующего ГИПа. (Приходится брать и эту нагрузку, дабы не терять техническую часть квалификации...)

Вернуться в Проектирование и строительство объектов связи


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Trendiction [Bot] и гости: 3