В.А. Пучков о вступление в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" 10 апреля 2009 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью статс-секретаря - заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Андреевича Пучкова.
Тема: Вступление в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности". Новые подходы в сфере обеспечения пожарной безопасности.
1 мая 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
За период с момента принятия закона до его вступления в силу МЧС России совместно с бизнес-сообществом, общественными организациями, иными заинтересованными сторонами разработало нормативно-правовую базу, обеспечивающую действие нового закона. Она содержит четкие, понятные как для собственников, так и для пожарного надзора, требования.
С вступлением в действие Технического регламента количество требований в сфере обеспечения пожарной безопасности сократится в 100 раз. Закон позволяет снять излишние административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Вся ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности отныне будет возложена на собственников объектов, которые получат право самостоятельно выбирать способы их пожарной защиты. А пожарный надзор сможет сосредоточить свои основные усилия на проверках соблюдения норм пожарной безопасности социальных объектов, учреждений с массовым пребыванием людей, особо опасных объектов, а также объектов стратегически важных для экономики страны.
Приведена ли в соответствие с требованиями нового Технического регламента нормативно-правовая база, регулирующая пожарную безопасность? Какая работа была проведена в этом направлении, и что еще предстоит сделать? С какими сложностями пришлось столкнуться? Как собственник сможет задекларировать пожарную безопасность своего объекта? Что представляет собой система аудита пожарной безопасности или независимой оценки рисков?
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков Владимир Андреевич.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Для удобства мы разбили вопросы на блоки в соответствии с их тематикой. И первый блок …
Ведущая интернет-интервью — Нифталиева Татьяна (компания "Гарант").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Пучкова Владимира Андреевича, статс-секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Уважаемый Владимир Андреевич, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Ведущая: Поясните, пожалуйста, каким образом будет выполняться ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", для которого до сих пор нет подзаконных актов?
Пучков В.А.:
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный Федеральный закон был принят 22 июля 2008 года, а вступит в силу 1 мая 2009 года. В целях его реализации подготовлен целый пакет нормативно-правовых документов. Это ряд постановлений Правительства РФ, которые приняты и вступают в силу с 1 мая 2009 года. Кроме того,
уже утверждено 12 Сводов правил, которые регламентируют все основные направления реализации Технического регламента. Все указанные нормативные документы в установленном порядке распечатаны в соответствующих изданиях, в том числе в Российской газете. Любой пользователь, любой гражданин РФ может их получить и самостоятельно изучить.
Ведущая: Владимир Андреевич! Прокомментируйте, пожалуйста, Приказ МЧС РФ от 27.01.2009 г." О внесении изменений в нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 года. В пункт 37 Приказа внесено: "...в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности" (ранее - в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров). Как понимать "оказывающие в установленном порядке услуги"?
Пучков В.А.:
На самом деле, это очень правильное решение. Дело в том, что мы осуществляем планомерную работу по снижению нагрузки на бизнес-сообщество, упрощение всех процедур деятельности, в том числе в части, касающейся обучения. Если раньше обучение вопросам пожарной безопасности можно было осуществлять только при наличии лицензии, то сейчас это ограничение снято. И все то, что касается вопросов обучения в сфере пожарной безопасности, в сфере гражданской обороны, в сфере защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, осуществляется соответствующей организацией, которая подпадает под законодательство в области образовательной деятельности в РФ. И сегодня эта деятельность не требует лицензирования.
Ведущая: Спасибо, перейдем к следующему вопросу. Расшифруйте, пожалуйста, термин "угроза жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара". Кто должен определить наличие угрозы по подготовке Акта проверки по результатам надзорных мероприятий инспектор ГПН или собственник (арендатор и т.д.)?
Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. Действительно, и органы надзора, и бизнес-сообщество долго вели споры по этому пункту. Существуют соответствующие нормативные документы, которые четко регламентируют, что такое "угроза жизни и здоровью людей".
Если на предприятии нет трех элементарных вещей, обеспечивающих защиту работающего персонала, защиту людей от пожара, значит, существует угроза жизни и здоровью людей. Во-первых, это сигнализация, своевременное доведение до граждан информации о пожаре, наличие систем оповещения всех, кто находится в здании, сооружении, на предприятии. Во-вторых, наличие эвакуационных выходов. В-третьих, наличие соответствующих систем пожаротушения. Все то, что требуется различными специалистами дополнительно. Это является нарушением действующей нормативно-правовой базы.Ведущая: Скажите, пожалуйста, как правильно понять и использовать в практической деятельности требования подпункта 1 пункта 2 статьи 1 и требования пункта 4 статьи 4 федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ, а именно:
статья 1 пункт 2 Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
(объект эксплуатируется, значит, он построен в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности) статья 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Пучков В.А.:
Очень специфический вопрос. Я коротко разъясню, что статья 1 пункта 2 регламентирует, что требования ФЗ по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и конструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Это говорит о том, что объект, который построен ранее, до введения в действие Технического регламента, в полной мере действует, эксплуатируется в соответствии со старой нормативно-правовой базой.
То есть переоборудование зданий, сооружений под новые требования Технического регламента не потребуется. При этом, статья 4 регламентирует: за исключением случаев, когда в существующих зданиях, сооружениях, объектах есть угрозы жизни и здоровья людей, жизни и здоровья персонала.
Ведущая: Перейдем к блоку вопросов, касающихся пожарной декларации. И первый вопрос из данного блока.
До 01.05.2009 года на все существующие здания, строения должна быть оформлена декларация пожарной безопасности, включающая в себя оценку пожарного риска. Расскажите, об этом по подробней - что такое декларация пожарной безопасности и кто должен ее составлять? Как новый Федеральный закон повлияет на реконструкцию и эксплуатацию построенных зданий?
Пучков В.А.:
Приказом МЧС РФ уже утверждена форма и состав подготовки декларации пожарной безопасности. Поверьте, это достаточно несложный документ. Предполагается, что декларацию делает проектная организация, которая осуществляет проектирование, строительство, создание данного объекта. Дальше, собственник или владелец могут самостоятельно заполнить эту декларацию в соответствии с утвержденной формой. Больших проблем, особенно для малых, небольших предприятий, подготовка декларации не составит.
Ведущая: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает, что перед тем, как ввести в эксплуатацию здание, сооружение, строение или другой производственный объект, юридическим лицам и собственникам придется представлять декларацию пожарной безопасности, содержащую сведения об оценке пожарного риска и возможного ущерба имуществу третьих лиц в результате возникновения пожара. Поясните, пожалуйста, как в данном случае будут обстоять дела со зданиями и строениями, запроектированными и построенными в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности? Вопрос от Перминова Евгения Леонидовича из Брянской области.
Пучков В.А.:
Все здания и сооружения, которые построены на основе действующей нормативно-правовой базы, до введения Технического регламента, не подлежат реконструкции, переоборудованию, дооборудованию, дооснащению в соответствии с новыми требованиями. Действие Технического регламента с 1 мая 2009 года распространяется только на вновь возводимые здания и сооружения. Исключение здесь составляет только необходимость наличия соответствующих систем, обеспечивающих безопасность граждан, сохранение их жизни и здоровья, то есть устранение угрозы жизни от аспектов пожара.
Ведущая: МЧС России разработало проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска". В соответствии с п.21 независимая оценка пожарного риска не проводится на объектах защиты критически важных для национальной безопасности страны и т.д. Будет ли определяться перечень таких объектов нормативно-правовыми актами РФ?
Пучков В.А.:
Перечень объектов, на которых можно будет проводить независимую оценку риска, конечно же, будет в обязательном порядке утвержден в установленном порядке. Это необходимо для того, чтобы бизнес-сообщество и наши граждане знали, какие объекты можно оценивать таким способом, а какие нельзя.
Ведущая: Как и с помощью каких методик (а их нет на данный момент) собственник объекта должен оценивать возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара (если данный собственник не желает проводить оценку в форме добровольного страхования)?
Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. Дело в том, что при подготовке всей нормативно-правовой базы в развитии Федерального закона мы предусмотрели разработку соответствующих методик по оценке ущерба третьим лицам. К этой работе будет в обязательном порядке привлечены все организации страхового сообщества, потому что это очень важный и очень серьезный вопрос, потому что для бизнес-сообщества он является болезненным: как правильно и адекватно оценить риски третьей стороне. С другой стороны это может потребовать дополнительных лишних затрат на подготовку соответствующих документов и страхование неоправданных рисков. Все нормативные документы по реализации технического регламента мы разрабатываем совместно с экспертами, учеными, которые работают в области обеспечения пожарной безопасности в области защиты граждан. Очень активно привлекаем все общественные организации, бизнес-сообщества: "Опора России", РСПП, "Деловая Россия", а также ряд других российских организаций.
Ведущая: Следующий вопрос поступил от Крыловой Елены, директора по развитию компании "Пожцентр". Вопрос следующий: Вопрос по методике расчёта независимой оценки рисков в области пожарной безопасности. В качестве важнейшего условия становления организаций - оценщиков рисков является обеспечение доступности методик моделирования возможных пожаров, расчета рисков. Так как до вступления в силу технического регламента осталось меньше месяца, хотелось бы узнать, когда такая методика будет разработана и доступна организациям - оценщикам? И необходимо ли таким организациям для осуществления независимой оценки риска в области пожарной безопасности, проходить соответствующую аккредитацию? Какой региональный орган уполномочен осуществлять такую аккредитацию?
Пучков В.А.:
На самом деле такая методика уже разработана, подготовлена, размещена в средствах массовой информации, она размещена на интернет-сайте в системе МЧС РФ. Поверьте, для экспертной организации, которая готовит проекты, которая разрабатывает проектно-изыскательскую документацию, не составит никакого труда осуществить все необходимые расчет в соответствии с этой методикой. Еще раз хочу сказать, что при подготовке всех документов, в том числе этой методики, привлекались специалисты, бизнес-сообщества, и мы учитывали интересы в первую очередь малого и среднего бизнеса, которые имеют ограниченные финансовые возможности по решению таких проблем. В части, касающейся аккредитации организации, которые работают в этой области, при системе МЧС РФ создана система добровольной аккредитации. При подготовке соответствующей документации на аккредитацию этих организаций не требуется никаких финансовых затрат - это во-первых. Во-вторых: не нужно заключение никаких экспертных организаций. Поэтому, если кто-то из ваших коллег будет вам предлагать платные услуги, в том числе по подготовке соответствующей документации, будет обосновывать необходимость проведения экспертизы и будут предприниматься попытки взимать за экспертизу деньги, имейте в виду, это незаконно. В МЧС РФ подобной экспертизы документов не требуется. Работает соответствующая комиссия: вы приносите документы в соответствии с перечнем. Комиссия их рассматривает и принимает решение.
Ведущая: В связи с принятием Технического регламента и возникшими противоречиями ФЗ N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления правительства РФ от 26.01.2006 N 45, приказа МЧС РФ от 20.10.2008 N 627 хотелось бы уточнить, необходимо ли получать лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Немного затронули вопрос, но хотелось бы узнать информацию.
Пучков В.А.:
На производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сегодня лицензию получать необходимо. Это очень важный аспект нашей деятельности, это полностью соответствует действующему законодательству. В целом, я хочу сказать, что МЧС РФ целенаправленно ведет работу по снижению количества лицензируемых видов деятельности. Еще недавно у нас было 8 видов лицензируемой деятельности, сейчас осталось только 2. И мы планомерно целенаправленно ведем работу по дальнейшему снижению нагрузки на бизнес-сообщество в этой области и постепенному переводу к системе страхования, к системе аккредитации. Но такой переход требует определенного времени, подготовки и готовности, в том числе и соответствующих организаций бизнес-сообщества. В таком переходном периоде в первую очередь заинтересованы наши малые и средние предприятия, заинтересовано бизнес-сообщество, потому что при резком снятии определенных ограничений в этой сфере может появиться ряд недобросовестных организаций, которые, не выполняя договорные обязательства, поставляя низкокачественную продукцию в этой сфере, просто дискредитируют эту сферу деятельности и нанесут прямой экономический ущерб организациям, которые честно и ответственно работают в этой сфере.
Ведущая: Все проводимые ранее Интернет-интервью для проектно-монтажных организаций не дают главного ответа на создавшееся положение по разрешительной системе МЧС: долговечность лицензий и перспективы саморегулирования. Это связанно с тем, что это еще не решено или находится в разработке? Как планировать сейчас работу? - спрашивает президент Гильдии безопасности.
Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. Я считаю, что работу нужно планировать и, несмотря на проблемы в экономической, социальной, финансовой сферах, перспективы работы в сфере обеспечения пожарной безопасности есть. И в этой сфере нужно работать, составлять соответствующие бизнес-планы, бизнес-проекты и с оптимизмом смотреть в будущее.
Ведущая: Просим дать разъяснение, возможно ли выполнение проектных и других работ из расшифровки лицензий МЧС "по тушению пожаров" до даты их окончания срока действия? Нигде нет разъяснений по вопросу о полномочиях, выданных органами МЧС России до февраля 2008 г. лицензий, "По тушению пожаров" с расшифровкой деятельности в приложении "выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, экспертиза, обучение и т.д.".
Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. На самом деле все лицензии, которые уже выданы, действуют до истечения срока. На каждой лицензии этот срок указан. И они действуют только в той сфере деятельности, на которую они выданы. Если лицензия получена на определенный предмет деятельности, в частности на тушение пожара, то данная организация может заниматься только этим видом деятельности, но ни в коем случае ни проектированием зданий, сооружений, выполнение работ по эксплуатации систем различного назначения - это незаконно.
Ведущая: Следующий вопрос поступил от индивидуального предпринимателя Василия. Около 18 лет работаю в системе пожарной безопасности. Вначале работа в ГПН, затем, после выхода на пенсии, получил лицензию МЧС на проектирование, разработку мероприятий, экспертизу, как говорится, "первая лицензия". С 01 января 2010 мне следует вступить в СРО, если хочу работать дальше. Но для этого я должен заплатить "вступительный" взнос около 500 тыс. и далее ежемесячно по 30 тыс. "взносы". Откуда у меня и у многих, таких как я, такие деньги?
Пучков В.А.:
Очень хороший и очень правильный вопрос. Идея создания саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности совершенно недавно обсуждалась на открытой расширенной конференции в системе МЧС России, мы пригласили представителей всех регионов страны, пригласили всех представителей бизнес-сообщества, состоялся очень серьезный конструктивный разговор по проблемам создания саморегулируемых организаций в этой области. Мы готовим сейчас соответствующее решение, соответствующие нормативно-правовые акты. Опять же, подчеркиваю, все эти документы мы делаем с экспертами, специалистами "Опоры России", РСПП, "Деловой Россией". Мы должны понимать, что при создании саморегулируемой организации каждый предприниматель будет решение принимать самостоятельно. И вступление в саморегулируемую организацию и выход из нее - это решение каждого предпринимателя, каждой организации самостоятельное. Никаких ограничений здесь нет. То, о чем говорилось по вступительному взносу в данную организацию, по соответствующим платежам, все эти вопросы с юридической точки зрения регламентированы соответствующим ФЗ, поэтому все это - предмет совместной работы и совместного обсуждения, включая и размеры вступительных взносов, и размер ежемесячных взносов. Те суммы, которые здесь назывались, они пока еще обсуждаются, никаких соответствующих решений конкретных в сфере обеспечения пожарной безопасности пока не принято.
Ведущая: Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности частных, аккредитованных при МЧС, организаций, уполномоченных проводить оценку пожарных рисков, а также о создании саморегулируемых организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в сфере обеспечения пожарной безопасности. Насколько, по вашему мнению, создание саморегулируемых организаций будет способствовать предупреждению фактов проявлений коррупции при осуществлении пожарного надзора? Вопрос поступил из города Пушкина от Синенко Дмитрия Анатольевича.
Пучков В.А.:
Мы в системе МЧС России тоже очень озабочены ликвидацией всех попыток, всех попыток и возможностей коррупционных проявлений. Потому что только прозрачность всех процедур, в том числе в сфере надзора и контроля, прозрачность всей действующей нормативной правовой базы, доступность всех необходимых требований для граждан РФ, для бизнес-сообщества является одной из неотъемлемых частей борьбы с коррупционными проявлениями. В части, касающейся саморегулируемых организаций, в предыдущем вопросе мы обсудили все аспекты, которые возможны. Создание саморегулируемой организации - это один из элементов борьбы с коррупционными проявлениями, потому что создается определенная цеховая культура и соответствующая комплексно-цеховая ответственность организации, которая работает в определенной сфере - это с одной стороны. Но с другой стороны, мы с вами должны совместно очень внимательно следить, потому что все попытки создать такие "карманные", прирученные саморегулируемые организации, которые ограничат круг организаций, может привести к созданию определенного монополизма в этой сфере, но для этого есть соответствующие механизмы защиты. Я думаю, что совместно с бизнес-сообществом мы все эти проблемы решим.
Ведущая: Вопрос касается вступления в саморегулируемую организацию. Отдельные виды деятельности по обеспечению пожарной безопасности уже отнесены к видам строительной деятельности и попадают в сферу саморегулирования в строительной деятельности. Получается, чтобы заниматься данными видами работ организациям придется вступать сразу в два СРО: по пожарной безопасности и в СРО по градостроительной деятельности, что, на наш взгляд весьма затратно и трудоемко. Просим разъяснить, обязана ли организация быть членом как минимум двух различных СРО, работающих в строительной сфере и в сфере обеспечения пожарной безопасности?
Пучков В.А.:
Каждый собственник, каждый владелец самостоятельно решает в какой организации ему принимать участие: в одной организации, в нескольких организациях, или ни в одной организации - это решение собственника и владельца. Поэтому никаких ограничений здесь нет. И если вы вступили в одну саморегулируемую организацию, которая занимается определенной сферой, и вы занимаетесь в этой сфере, то, конечно же, вступать в другие саморегулируемые организации смысла нет. Но если вы занимаетесь в нескольких сферах деятельности, если вашей основной задачей является выполнение задач, в том числе по обеспечению пожарной безопасности, то, конечно же, целесообразно вступать в такие организации. Но опять же, последнее решение будет находиться в руках владельца и собственника этого предприятия, потому что в этой сфере можно работать как в рамках саморегулируемых организации, так и в качестве частных предпринимателей. Бизнес-сообщество имеет полные права и полномочия в соответствии с законодательством РФ работать в определенных сферах деятельности, в том числе в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Ведущая: Заключительный вопрос. Какая структура будет следить за исполнением требований Технического регламента? Как будет осуществляться этот надзор?
Пучков В.А.:
Первое: реализация Технического регламента будет находиться под неусыпным контролем всех соответствующих подразделений МЧС России: на федеральном уровне - это Департамент надзорной деятельности, в региональных центрах соответствующие структурные подразделения, в каждом субъекте РФ территориальные органы МЧС России будут неусыпно следить за требованиями данного Технического регламента, который четко регулирует все основные вопросы в области обеспечения пожарной безопасности - это с одной стороны. С другой стороны: при МЧС России создана постоянно действующая рабочая группа, которая участвовала в подготовке этого Технического регламента, которая разрабатывала все нормативно-правовые акты по реализации требований нормативного акта. И у этой же рабочей группы стоит задача осуществления постоянного мониторинга за реализацией требований данного Технического регламента. По нашей рекомендации соответствующие, постоянно действующие рабочие группы сейчас создаются при всех региональных центрах МЧС России и при всех главных управлениях МЧС России по субъектам РФ. Это позволит нам быстро и оперативно снять все рабочие, проблемные моменты, которые естественны при внедрении такого важного и очень серьезного документа у нас в стране. В этих рабочих группах активно работают эксперты, специалисты, представители бизнес-сообщества, которые открыты для диалога и готовы быстро и оперативно снимать все проблемные вопросы.
Ведущая: Владимир Андреевич, спасибо большое за интересные и исчерпывающие ответы.
Интернет-интервью организовано компанией "Гарант".
http://www.garant.ru/interview/int_1004 ... ubscribeHM