Переход России на рыночную экономику и попытки конверсии радиочастотного спектра (РЧС) привели к резкому увеличению числа радиоэлектронных средств (РЭС) гражданского назначения практически во всех службах радиосвязи. В этих условиях повышение эффективности использования радиочастотного спектра, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (РЭС) гражданского и специального назначений без взаимных помех является важной государственной задачей и достигается комплексом не только административных, организационных и технических мероприятий, но и в первую очередь, применением экономических и нормативно-правовых методов управления радиочастотным спектром. Это потребовало расширения законодательной основы регулирования использования радиочастотного спектра, являющегося ограниченным природным ресурсом. Вступление в силу с 1 января 2004 г. нового Федерального Закона № 126-ФЗ «О связи» является принципиально новым этапом в управлении радиочастотным спектром и его правовом регулировании. Закон устанавливает (ст.22) регулирование использования радиочастотного спектра исключительным правом государства и обеспечивается посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с его конверсией и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Принципиально новым здесь является использование спектра для решения задач в социальной сфере и экономике страны. Нормы закона дают реальные предпосылки для вклада в решение задачи увеличения внутреннего валового продукта (ВВП) России.
Закон «О связи» устанавливает для пользователей необходимость оплаты за использование радиочастотного спектра. Остановлюсь на этом более подробно.
При всем многообразии подходов к использованию и управлению РЧС законодательства практически всех развитых стран имеют общую черту – плату за использование РЧС, которая полностью покрывает затраты на управление. Эта плата компенсирует затраты на подбор и присвоение частоты, на частотно-территориальное планирование, международно-правовую защиту частотных присвоений, создание, развитие и эксплуатацию систем радиоконтроля, совершенствование национальной базы данных частотных присвоений, проведение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование системы управления РЧС.
В Российской Федерации до настоящего времени приоритеты в использовании РЧС преимущественно отдавались структурам, обеспечивающим обороноспособность, безопасность страны и охрану правопорядка. Единственным монопольным оператором в использовании РЧС было государство и мало кто задумывался над экономическими и правовыми методами управления РЧС. Закон «О связи» подвел черту длительного исторического этапа в использовании РЧС, поставив во главу угла проведение конверсии РЧС и повышение эффективности его использования.
С интенсивным внедрением систем сотовой подвижной связи (ССПС), сетей радиодоступа к сетям связи общего пользования, спутниковой связи, радиовещания, телевидения и др., предоставляющих услуги массовому пользователю, остро встал вопрос о применении экономических методов в управлении РЧС, расширении законодательных основ в этом направлении, признании коммерческой ценности радиоспектра, приносящего оператору большую экономическую выгоду в виде дополнительных доходов и прибыли по сравнению с другими услугами проводной связи. В этих условиях встал вопрос о применении к РЧС принципов товарно-денежных отношений. В тоже время, существовавшая система присвоения частот для большинства пользователей не стимулировала операторов на повышение эффективности использования выделенных им частот и внедрение более совершенных технологий. Поэтому имеет место резервирование частот, незадействованные участки диапазона, неполная загрузка радиоканалов трафиком.
Бытует глубоко ошибочное мнение, что использование частот не требует расходов. Это обусловлено тем, что в России получение прав на пользование частотами выдается за умеренную плату, связанную только с административными затратами и затратами на частотные присвоения. Фактически же использование РЧС и его управление являются довольно дорогим удовольствием. Для их обеспечения работают федеральные органы – ГКРЧ, служба по надзору в сфере связи, агентство связи, радиочастотная служба, подразделения МО, научные и проектные организации, выполняющие частотно-территориальное планирование, техническую политику, разработку концепций, расчеты ЭМС, а также подразделения, осуществляющие регистрацию и ведение базы данных частотных присвоений и технических средств радиосвязи, контроль параметров излучения РЭС, радиопеленгацию, контроль лицензируемой деятельности и др. Налицо ситуация, когда государство, осуществляя дорогостоящие мероприятия по управлению РЧС на национальном и международном уровнях, обеспечивает операторов свободными, как правило, не имеющими помех полосами частот, а они все это потребляют практически без соответствующих затрат, имея при этом немалую экономическую выгоду.
Проблемы применения экономических и правовых методов управления РЧС в последние годы вызывают повышенный интерес международных организаций и правительственных органов большинства стран.
Вопросы стратегии экономических подходов к управлению использования РЧС на национальном уровне и его финансирование, взимания платы за пользование частотами в различных диапазонах, опыт продаж спектра рассматривались во многих странах и Исследовательских комиссиях Международного Союза электросвязи (МСЭ, Женева), в радиоконференциях СЕРТ (Париж). При этом введение платы за пользование РЧС мотивировалось не только необходимостью восполнения эксплуатационных, административных и инвестиционных затрат на управление и регулирование его использования, но и как фактор, способствующий применению более совершенных средств связи и передачи данных. Кроме того, введение этой платы обусловлено появлением новых технологий связи, в частности, таких, как сотовая подвижная связь.
В настоящее время во всех промышленно развитых странах постоянно ведется активная работа над совершенствованием управления РЧС, определением стоимости использования частотных полос и частотных присвоений. Именно поэтому плата за РЧС введена во всех этих странах, что вытекает из самой природы важного ресурса страны.
Законом «О связи» для пользователей РЧС устанавливается разовая и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии РЧС и финансирования мероприятий по переводу действующих РЭС в другие полосы частот. Закон устанавливает плату за использование РЧС для всех пользователей, что при практическом внедрении этой системы может позитивно повлиять на его распределение и конверсию.
Порядок установления размеров разовой и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации. При этом в законе в общем виде сказано, что размеры разовой и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий. Эти принципы должны быть тщательно проработаны и раскрыты.
Робкие нововведения в России в данной области относятся к 1998 г., когда Постановлениями Правительства РФ от 02.06.1998 г. № 552 и от 06.08.1998 г. № 895 была введена плата за РЧС коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями по ограниченному перечню услуг, куда вошли: подвижная связь; связь персонального радиовызова; персональная глобальная спутниковая связь; распределительные телевизионные системы типа MMDS, LMDS и MVDS. Ежегодная плата была установлена в размере двукратного тарифа на услуги по управлению РЧС, который включал в себя только затраты радиочастотных служб на радиоконтроль (эксплуатационные сборы). Указанная плата распределялась следующим образом: 50% - направляется на возмещение затрат органов по управлению использованием РЧС; 50% - направляется в доход федерального бюджета.
Указанные нововведения, на наш взгляд, не дали положительных результатов в повышении эффективности управления РЧС. Из перечня платы за РЧС были исключены услуги радиовещания, телевидения, фиксированной радиосвязи, спутниковой связи, междугородной и местной телефонной связи с применением РЭС и другие направления частотного использования для предоставления услуг связи и передачи информации. Методические принципы и общие условия оплаты использования РЧС были проработаны недостаточно. На поступающие незначительные средства никаких существенных проблем решить было нельзя.
В нашей стране внедрение экономических методов управления РЧС целесообразно проводить для всех потребителей РЧС, исходя из вида служб радиосвязи, их значимости в общественно-производственном процессе, диапазона частот, ширины занимаемой полосы, мощности передатчиков РЭС, уровня спроса и предложений на частоты, экономического состояния операторов сетей связи и прогноза развития этих сетей, оценок загрузки выделенных частотных полос, местоположения операторов (городская, сельская связь) и других факторов.
Основными принципами и методами экономических отношений при обеспечении беспомехового пользования частотными присвоениями, кроме платности, являются ответственность за нарушения условий, установленных при выделении частот, финансовое обеспечение материальных затрат на проведение радиоконтроля и обеспечение электромагнитной совместимости РЭС или ВЧ устройств, технического наблюдения и измерения параметров радиоизлучений, а также постоянного совершенствования системы радиоконтроля, основную стоимость которой составляет радиоконтрольное оборудование и эксплуатационные затраты.
В полной мере экономические методы управления РЧС следует применять для коммерческих структур и там, где спрос на частоты превышает предложение (дефицит частот): сотовая подвижная радиосвязь, радио и телевизионное вещание, фиксированная и спутниковая радиосвязь и др. Дифференцированный и некоммерческий подход к плате за использование частот должен быть обеспечен в метеорологической, радионавигационной и любительской радиослужбах, в бюджетных организациях. В разовую стоимость пользования (плату) РЧС должна включаться: плата за подбор и присвоение радиочастоты (радиочастотного канала); экспертиза электромагнитной совместимости РЭС или ВЧ устройств; подготовка, оформление и регистрация выдаваемого разрешения. Размер платы определяется исходя из стоимости затрат органов на эти работы и услуги.
В ежегодную стоимость пользования, РЧС должны включаться: затраты на контроль за излучением РЭС и ВЧ устройств; на обеспечение эксплуатации технических средств радиоконтроля, беспомеховой работы РЭС на выделенных частотах (готовность каналов к использованию); международно-правовую защиту частотных присвоений и реализацию требований международных договоров Российской Федерации. Кроме того, в ежегодную оплату должна включаться инвестиционная составляющая на развитие и совершенствование системы радиоконтроля и учета РЭС, конверсию РЧС, мероприятия по переводу РЭС в другие полосы частот.
Инвестиционные затраты на перевод РЭС в другие полосы и конверсию частот могут также осуществлять заинтересованные организации при создании радиосетей.
При утверждении методических принципов и размеров ежегодной и разовой платы за РЧС должна быть тщательно рассмотрена структура себестоимости по всем статьям затрат, в том числе и независимыми органами с целью установления объективности и реальности указанных платежей потребителями РЧС. В методиках должна быть раскрыта экономическая система формирования платежей по соответствующим видам радиослужб и группам потребителей РЧС.
Создание в России эффективной системы управления радиочастотным спектром на основе применения экономических и нормативно-правовых методов управления может внести существенный вклад в экономику страны и развитие социальной сферы, ускорить внедрение новых технологий в радиотелекоммуникации и обеспечить повышение качества функционирования средств радиосвязи в интересах государственного управления и общества.
В. Иванов,
Президент Национального союза организаций и операторов связи, Генеральный директор ЗАО «Корпорация Телеком», профессор.
© СОТОВИК http://www.sotovik.ru/news/articles/article_2187.html
Вот ведь оно оказывается как.
Нет желания прокомментировать?