25.09.2002
Доклад на 2-й международной конференции «Развитие системы радиомониторинга в России»
«Роль ФГУП «Главный радиочастотный центр» в развитии системы радиоконтроля государственной радиочастотной службы при Минсвязи России»
Директор ФГУП «Главный радиочастотный центр» А.В. Бескоровайный
Уважаемые коллеги!
В докладе Руководителя Департамента Радио Телевидения и Спутниковой связи (ДРТС) Павлова Василия Илларионовича дан широкий обзор и достаточно глубокий анализ деятельности органов государственной радиочастотной службы по обеспечению функционирования, совершенствования и развития системы радиоконтроля.
Был отмечен, на мой взгляд, ряд важных вопросов, затрагивающих основные пути совершенствования и развития системы радиоконтроля, ее роли и решаемых задач.
На сегодняшний день система радиоконтроля переживает нелегкий период становления.
В связи с этим Главный радиочастотный центр в цикле развития системы радиоконтроля государственной радиочастотной службы видит свою роль:
• как в качестве координатора
• так и в качестве организатора технического оснащения системы радиоконтроля.
Деятельность ФГУП "Главный радиочастотный центр" должна помочь последовательно ответить на три основных вопроса:
- каковы цели и задачи системы радиоконтроля;
- каково топологическое построение этой системы;
- каков порядок управления ею и взаимодействия с органами надзора за связью и информатизацией.
Исходя из этого мне бы хотелось выделить направления нашей деятельности в построении системы радиоконтроля в составе Государственной радиочастотной службы:
В первую очередь я бы хотел отметить, что необходимо:
1. Сформировать нормативно-правовую базу в интересах как ГРЧС, так и самой системы радиоконтроля.
2. Определиться с показателями и критериями необходимыми для радиоконтроля в интересах надзора и расчетов ЭМС. На их основе разработать и внедрить методики измерения и пеленгации РЭС.
3. Сформировать концепцию и реализовать программу единого технического оснащения унифицированными средствами региональных служб радиоконтроля.
4. Провести реорганизацию путем построения взаимоувязанной сети радиоконтроля с возможностью контроля и управления ею на всех уровнях ее структуры.
5. Разработать и утвердить единую номенклатуру тарифов на работы, выполняемые при измерениях параметров ЭМС РЭС и при радиоконтроле излучений.
Цель своего выступления я вижу в более подробном изложении роли специалистов Главного радиочастотного центра в реализации основных направлений совершенствования и развития системы радиоконтроля государственной радиочастотной службы.
Первое направление состоит в формировании нормативной основы проведения мероприятий радиоконтроля.
Не секрет, что в сегодняшних условиях работы, связанные с радиоконтролем, не всегда подкреплены нормативно.
На ГРЧС возложен ряд задач и функций, связанных с радиоконтролем, а именно:
1. Проведение измерений параметров излучений действующих радиоэлектронных средств и принятие в установленном порядке мер по приведению их в соответствие с действующими разрешениями.
2. Организация и проведение работы по обеспечению ЭМС РЭС и участию в разработке норм частотно-территориального разноса.
3. Организация и проведение работ связанных с пеленгованием РЭС.
4. Организация рассмотрения в установленном порядке претензий на помехи теле - радиоприему и проведение работ по поиску и устранению помех.
Поэтому, с учетом указанных задач и функций, специалистами Главного радиочастотного центра подготовлен проект «Положения об организации измерений параметров РЭС и радиомониторинга излучений технических средств».
В проекте учтены замечания и предложения всех радиочастотных центров федеральных округов (РЦЧ ФО), а также международные обязательства Администрации связи России, передовой зарубежный и отечественный опыт. Указанный проект планируется оформить в виде руководящего документа отрасли "Связь".
Важным условием, при котором возможно значительное повышение качества радиоконтроля, является разработка целого ряда руководящих, нормативно-технических и нормативно-методических документов по радиоконтролю.
В настоящее время Главный радиочастотный центр участвует в ряде проводимых научно- исследовательских работ в соответствии с комплексной программой работ («Спектр-2003»).
Мы так же готовы рассмотреть любые предложения по формированию таких нормативно-технических и нормативно-методических документов.
Вторым направлением, как я уже отмечал, является определение показателей и критериев, необходимых для осуществления радиоконтроля. На их основе необходимо разработать и внедрить методики измерения и пеленгации РЭС.
Причем, как нам видится, эти методики должны стать едиными для всей системы и органов радиоконтроля с тем, чтобы информация, хранящаяся в базе данных по радиоконтролю, имела один и тот же формат для всей радиочастотной службы.
Здесь мы так же готовы рассмотреть предложения и принять участие в их разработке, поэтому приглашаем всех желающих.
Третье направление, одно из наиболее трудоемких направлений в нашей деятельности - формирование концепции и реализация программы единого технического оснащения унифицированными средствами региональных служб радиоконтроля.
В настоящее время в радиочастотных центрах федеральных округов и в их филиалах действуют подразделения радиоконтроля и приемные центры радиосвязи и радиовещания (ПЦРР).
В Главном радиочастотном центре имеется Управление по радиоконтролю.
В его функции на сегодняшний день входит организация и проведение работ по рассмотрению претензий на радиопомехи от Бюро радиосвязи МСЭ или администраций связи иностранных государств.
К данной работе привлекаются средства радиоконтроля радиочастотных центров федеральных округов, и, при необходимости, системы радио- и радиотехнического контроля других ведомств и министерств.
Кроме того, Главным радиочастотным центром по предложению МСЭ организуются работы по участию в специальных программах международного радиоконтроля.
Но все подразделения радиоконтроля нашей радиочастотной службы при решении задач, связанных непосредственно с радиоизмерениям, сталкиваются с определенными трудностями.
А именно отсутствием не только единого, а иногда и полного технического оснащения унифицированными средствами радиоконтроля
В связи с этим мы предполагаем в ближайшее время разработать программы развертывания системы радиоконтроля на основе оснащения едиными унифицированными средствами, и приглашаем всех желающих принять участие в разработке и реализации этих программ.
И здесь возникает четвертое направление, это построение взаимоувязанной сети систем радиоконтроля с возможностью управления ею на всех уровнях ее структуры.
Мы предполагаем, что такая система будет иметь многоуровневую структуру, позволяющую осуществлять как централизованное управление при решении определенных задач, так и предоставляющую возможность получения необходимой информации на всех межуровневых связях.
На сегодняшний день ФГУП «Главный радиочастотный центр», совместно с радиочастотными центрами федеральных округов и научными организациями разрабатывает концепцию построения взаимоувязанной сети систем радиоконтроля. Но опять я готов повториться, если у кого то есть предложения по участию в этих работах - мы готовы их рассмотреть.
По пятому направлению предусматривается разработка единой номенклатуры тарифов на работы по радиоконтролю.
Для ее определения ДРТС Минсвязи России совместно с Главным радиочастотным центром и предприятиями радиочастотной службы организует работы по обоснованию соответствующих нормативов.
В настоящее время совместно с институтами ведутся разработки:
- методик определения трудозатрат на работы (услуги), проводимые подразделениями радиоконтроля, на всех этапах технологических циклов и по всем видам деятельности;
- методик расчета стоимости типовых работ (услуг), проводимых подразделениями радиоконтроля, с учетом состава, классификации и группирования затрат, включаемых в себестоимость работ.
В заключение хочу сказать, что планируя проведение тех или иных работ, разработку новых или корректировку старых документов, Главный радиочастотный центр всегда опирается на опыт работы специалистов радиочастотных центров федеральных округов научно исследовательских организаций. Нам еще многое предстоит сделать и здесь мы надеемся на их богатый опыт и осознание общности выполняемых задач.
Благодарю за внимание.
А вот еще:
25.09.2002
Тема доклада: «Основы единой технической политики по оснащению предприятий государственной радиочастотной службы средствами радиомониторинга»
Е.Г. Шумейко, С.И. Цветков, Е.С. Курчаев
Одной из важнейших проблем государственной радиочастотной службы при Минсвязи России является недостаточная оснащенность её подразделений радиомониторинга информационными и расчетно-аналитическими системами, контрольно-измерительной аппаратурой и измерительно - пеленгационными комплексами.
На основании анализа минимально необходимого количества измерительного оборудования для подразделений радиомониторинга радиочастотных центров Федеральных округов и их филиалов в субъектах Российской Федерации, а, также учитывая имеющееся оборудование можно сделать вывод, что количество недостающего оборудования в целом по радиочастотной службе в среднем составляет 69% от необходимого.
Для имеющегося оборудования характерно большое разнообразие типов, различающихся между собой функциональными возможностями, пользовательским интерфейсом, точностью измерений и т.п.. Информационные и расчетно-аналитические системы, состоящие из баз данных частотных присвоений, технических параметров РЭС, программ расчетов ЭМС РЭС и т.п., в радиочастотных центрах всех федеральных округов и в большинстве их филиалов разрабатывались без какой либо взаимной координации.
Вследствие недостатка измерительного оборудования в настоящее время не может быть достигнута высокая эффективность работы подразделений радиомониторинга. Это положение усугубляется отсутствием нормативно-методического обеспечения (инструкций по организации радиомониторинга и методик выполнения измерений). Кроме того, в ряде региональных подразделений радиомониторинга произошла смена кадрового состава, в результате чего профессиональный уровень специалистов не соответствует современным требованиям.
Для решения указанных проблем Главным радиочастотным центром разработана единая техническая политика в области оснащения предприятий государственной радиочастотной службы средствами радиомониторинга, повышения эффективности и качества их деятельности. Эту политику составляет совокупность действий ДРТС Минсвязи России, Главного радиочастотного центра и радиочастотных центров федеральных округов, направленная на достижение единства расчетов и измерений на основе:
- разработки и внедрения в деятельность подразделений радиомониторинга необходимых руководящих нормативно-методических документов отрасли «Связь»;
- повышения квалификации персонала по единой программе обучения руководителей и специалистов предприятий государственной радиочастотной службы.
В основу такой политики положены принципы:
-комплексности работ при выполнении радиомониторинга;
-первичности расчетов и математического моделирования при организации выполнения радиомониторинга;
-автоматизации управления подразделениями и средствами радиомониторинга;
-единства и адаптивности методической базы для анализа ЭМС РЭС и частотного планирования;
-единства методической базы для выполнения типовых и комплексных работ средствами радиомониторинга;
-открытости программно-аппаратной архитектуры комплексов радиомониторинга;
-конкурсного определения поставщиков и рационального использования финансовых средств на приобретение средств радиомониторинга.
Первый принцип определяется объективной необходимостью выполнения не только типовых расчетов и измерений, но и комплексов таких работ в различных сочетаниях. Из этого принципа следует, что технические средства радиомониторинга должны быть достаточно многофункциональными для выполнения разнообразных комплексных работ.
Обычно в целях организации и проведения работ по измерению параметров ЭМС РЭС или радиомониторингу излучений технических средств осуществляются подготовка данных о частотных присвоениях и о радиоэлектронной обстановке. Проводятся расчеты зон уверенного приема и радиопомех. Расчетным путем определяются возможности возникновения радиопомех от основных, внеполосных и побочных излучений по основным и комбинационным каналам приема и т.п. На этой основе определяются конкретные частоты и места на заданной территории для выполнения измерений и готовятся соответствующие задания персоналу. Следовательно, второй принцип - первичности расчетов и математического моделирования является одним из важнейших при организации выполнения радиомониторинга. В соответствии с этим принципом в состав наиболее совершенных зарубежных и отечественных технических средств радиомониторинга входят информационные и расчетно-аналитические системы.
Для оперативного выполнения значительных объемов работ по планированию деятельности подразделений радиомониторинга, проведения расчетных работ и подготовки заданий на радиомониторинг, а также для управления работой автоматизированных измерительных или измерительно-пеленгационных комплексов, сбора, обработки и хранения получаемой информации необходимы специальные автоматизированные системы. Применение подобных систем в подразделениях радиомониторинга радиочастотных центров Центрального и Северо-Западного федеральных округов подтверждает необходимость соблюдения третьего принципа-автоматизации управления подразделениями и средствами радиомониторинга.
Четвертый и пятый принципы отражают необходимость обеспечения единства расчетов и измерений во всех подразделениях частотного планирования и радиомониторинга государственной радиочастотной службы.
Для обеспечения единства расчетов необходимо заложить в основу расчетно-аналитических систем единую методическую базу (методики расчетов и анализа ЭМС РЭС и частотного планирования, в которых должны быть реализованы возможности адаптации расчетных моделей по результатам измерений).
В целях обеспечения единства измерений, идентичности заданий на их выполнение и протоколов требуется единая нормативно-методическая база. С этой целью Главным радиочастотным центром поставлены и профинансированы две крупные работы «Метод - РК» и «Концепция -РК».
В результате их выполнения планируется получить следующую совокупность иерархически взаимосвязанных документов:
*«Положение об организации измерений параметров радиоэлектронных средств и радиомониторинга излучений технических средств»;
*«Положение о системе радиомониторинга государственной радиочастотной службы;
*«Инструкция о порядке проведения радиомониторинга за использованием частотного ресурса радиоэлектронными средствами наземных и спутниковых радиослужб в Российской Федерации»;
*Методики проведения средствами радиомониторинга измерений параметров радиоизлучений телерадиовещательных станций, передатчиков спутниковой, фиксированной, любительской и подвижных радиослужб, в том числе:
-несущих (поднесущих) частот излучений;
-ширины занимаемой полосы частот;
-характеристик класса излучения (тип и параметры модуляции основной несущей, характер сигнала(ов) модулирующего основную несущую, тип передаваемой информации);
-уровня напряженности поля или плотности потока мощности излучения;
-уровней внеполосных и побочных излучений;
-местоположения источника излучения;
-параметров электромагнитной обстановки и занятости радиочастот;
-зон покрытия и обслуживания (уверенного приема).
*«Методические указания для персонала подразделений радиомониторинга по проведению специальных работ, связанных с наблюдением за исполнением запретов на излучение РЭС».
Указанные проекты предполагается подготовить для утверждения Минсвязи России и ГКРЧ.
В соответствии с шестым принципом - открытости программно-аппаратной архитектуры комплексов радиомониторинга предполагается использовать оборудование радиомониторинга, производимого различными отечественными и зарубежными фирмами, но удовлетворяющего единым требованиям государственной радиочастотной службы и имеющего сертификаты соответствия требованиям руководящего документа отрасли «Связь» РД 45.193-2001 «Оборудование станций радиоконтроля. Общие технические требования».
Седьмой принцип - конкурсное определение поставщиков и рациональное использование финансовых средств на приобретение оборудования радиомониторинга предоставляет покупателю право выбора изделий с лучшими тактико-техническими и стоимостными характеристиками на конкурентной основе. Возможность проведения поставок оборудования радиомониторинга на условиях конкурса следует из постановлений Правительства Российской Федерации от 26.06.1999 № 698 «О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания» и от 25.01.2000 № 59 « О конкурсах на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания», в которых предусматривается использование целевым назначением части средств, полученных в результате проведения конкурсов на право телерадиовещания, «на осуществление технического радиоконтроля, устранение непреднамеренных помех в работе радиочастотных каналов и приобретение оборудования для этих целей».
Проведение конкурсов регламентируется соответствующими приказами Минсвязи России и «Положением об организации и проведении конкурса на размещение заказов на поставку оборудования радиомониторинга для федеральных государственных унитарных предприятий государственной радиочастотной службы», в которых определены условия участия в конкурсе, порядок рассмотрения заявок и определения победителей конкурса. Решение о победителях принимает конкурсная комиссия, создаваемая в Минсвязи России в соответствии с Федеральным Законом от 06.05.99 № 97 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
Конкурс является одним из действенных инструментов по реализации единой технической политики в оснащении предприятий государственной радиочастотной службы современным оборудованием радиомониторинга. Так, введение в действие упомянутого выше руководящего документа РД 45.193-2001 позволяет по-новому решать проблему качества оборудования радиомониторинга и сформулировать требования к новым разработкам, представляемым для закупок на конкурсной основе. Новым здесь является требование сертификации оборудования, что будет способствовать унификации используемых комплексов радиомониторинга и обеспечению единства измерений и расчетов при ведении радиомониторинга.
В настоящее время ФГУП «Главный радиочастотный центр» принимает меры по реализации изложенной единой технической политики.
На основе указанных выше принципов и общих технических требований, содержащихся в РД 45.193-2001, в Главном радиочастотной центре разработаны предложения по типовым составам контрольно-измерительной аппаратуры, информационных, расчетно-аналитических и пеленгационно - измерительных средств, необходимых для оснащения подразделений радиомониторинга государственной радиочастотной службы. С учетом опыта применения в ряде филиалов радиочастотных центров Федеральных округов современных измерительно - пеленгационных комплексов установлено, что в административных центрах с населением около 1--2 млн. человек и занимающих территорию порядка 600--650 км2, для диапазонов ОВЧ/УВЧ/СВЧ достаточно иметь типовой комплект из трех-четырех измерительно - пеленгационных комплексов в составе:
- двух-трех стационарных измерительно - пеленгационных комплексов ОВЧ/УВЧ-диапазонов, связанных широкополосными каналами передачи данных и образующих опорную синхронную измерительно - пеленгационную сеть;
-одного мобильного измерительно - пеленгационного и расчетно-аналитического комплекса ОВЧ/УВЧ/СВЧ -диапазонов со специальным программным обеспечением для планирования радиосетей и для анализа параметров излучений передатчиков подвижных радиослужб;
- одного-двух носимых пеленгатора ОВЧ/УВЧ-диапазонов;
- одного анализатора спектра СВЧ -диапазона.
Важно подчеркнуть, что для исключения зависимости от иностранных производителей, а также обеспечения экономических интересов России, целесообразно использовать отечественные средства радиомониторинга и аппаратно-программное обеспечение.
В целях повышения квалификации специалистов предприятий государственной радиочастотной службы в Главном радиочастотном центре с учетом предложений преподавателей Санкт - Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича и Ярославского государственного университета им. П.Г Демидова подготовлен проект программы курсов на тему: «Теория и практика государственного регулирования использования радиочастот и РЭС гражданского применения». Разработанная единая программа обучения руководителей и специалистов предприятий государственной радиочастотной службы на курсах повышения квалификации призвана сформировать единые подходы к проблеме государственного регулирования использования радиочастот и РЭС гражданского применения. Программа направлена на обеспечение непрерывного обучения руководителей всех звеньев управления и дипломированных специалистов государственной радиочастотной службы по вопросам частотного планирования и радиомониторинга излучений технических средств. Представленные Вашему вниманию основы единой технической политики по оснащению предприятий государственной радиочастотной службы средствами радиомониторинга на наш взгляд создают реальные предпосылки для совершенствования и развития системы радиомониторинга за использованием радиочастот и РЭС.
Благодарю за внимание.