Закон "О связи" противоречит Конституции
Конституционный суд признал неконституционными ряд положений Закона "О связи", регламентирующих сбор с телекоммуникационных операторов в фонд универсального обслуживания. Соответственно, данный закон будет подвергнут изменениям. В то же время, суд отказался признать незаконной универсальной услугу как таковую, и, кроме того, не признал противоречащей Конституции работу Государственной комиссии по радиочастотам.
Конституционный суд (КС) вынес решение по запросу законодательного собрания Корякского автономного округа, просившего проверить на предмет соответствия Конституции России некоторые положения Закона "О связи". Примечательно, что сначала с соответствующим запросом в КС обратилась группа членов Совета федерации, но затем часть из них отозвала свои подписи под этим обращением. И сенаторов, и депутатов из Корякии волновали две темы: универсальные услуги связи и Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ).
ГКРЧ – это сформированная при правительстве межведомственная комиссия, работу которой координирует Мининформсвязи. Заявители посчитали, что ГКРЧ не имеет права принимать решения о распределении радиочастотного спектра и выдачи частот операторам, поскольку это может находиться лишь в компетенции органов исполнительной власти. Кроме того, депутаты протестовали против того, что частоты выдаются во временное пользование, а таблица распределения частот периодически пересматривается.
Однако КС не согласился с этими доводами. "Решения ГКРЧ приобретают обязательный характер постольку, поскольку утверждаются полномочным федеральным органом исполнительной власти", - говорится в решении суда. Вместе с тем, КС постановил, что в законе должны быть установлены случаи, когда частоты могут быть досрочно отозваны, при этом оператору должна быть выплачена компенсация.
Другая "больная" тема - универсальные услуги связи, точнее, фонд, из которого они финансируются. В настоящее время все телекоммуникационные компании обязаны перечислять в этот фонд определенную долю от своей выручки, которую правительство установило в размере 1,2%. Суд не согласился с доводами о том, что платежи в фонд универсального обслуживания незаконны, поскольку являются скрытой формой налогообложения. Также суд не принял точку зрения о том, что положение, согласно которому оператор универсального обслуживания может быть назначен в принудительном порядке, является нарушением свободы предпринимательства.
Но зато КС обнаружил противоречия Конституции в той части, что Закон "О связи", "наделяя правительство полномочиями определять порядок формирования и расходования указанного резерва, не определяет существенные элементы указанных платежей - объект и базу, максимальный размер ставки или его критерии". Соответственно, эти положения должны быть прописаны не в подзаконном акте, а непосредственно в самом законе. На исправление закона КС отвел срок до конца текущего года.
"Мы считаем принятое КС решение вполне адекватным, - заявил CNews замруководителя департамента информационного общества Мининформсвязи Александр Паршуков. – Необходимые изменения будут внесены в закон в ближайшее время. Очень важно, что при этом не будет остановлена работа по сбору средств в фонд универсального обслуживания и проведению конкурсов на право оказания универсальных услуг связи".
Впрочем, альтернативные операторы, изначально воспринявшие универсальную услугу "в штыки", также довольны вердиктом КС. "Полномочия по формированию фонда универсального обслуживания были переданы от правительства к Госдуме, - говорит представитель одной из телекоммуникационных компаний. – Тем самым, мы тоже сможем влиять на это процесс". Более того, не исключено, что Госдума, изменяя Закон "О связи", изменит и сам порядок формирования фонда универсального обслуживания, отменив обязательный сбор с операторов. Также, если работа над поправками затянется, и они не будут приняты к 1 января 2007 года, то операторы получат возможность не переводить денежные средства в данный фонд.
CNews.ru