Вопрос:
Уважаемые юристы, Обязательно ли для введения отраслевого Руководящего документа приказ о его введении регистрировать в Минюсте? Или достаточно информационного письма? Например, Руководящий документ Минсвязи России от 4 марта 2002 г. № РД 115.005-2002 (Утвержден информационным письмом Минсвязи России от 4 марта 2002 г. № 1341).
Ответ:
Согласно п.10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Кроме того, в соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Таким образом, регистрация и опубликование являются обязательными атрибутами любых нормативно-правовых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ такие акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Упомянутый Вами руководящий документ предназначен для использования представителями государственных органов, другими потребителями результатов мониторинга информатизации России и для юридических лиц - исполнителей мониторинга (п. 1 Документа). Исходя их этого можно сделать вывод, что он так или иначе затрагивает права, свободы и обязанности человека, а также устанавливает правовой статус организаций (исполнителей мониторинга) и поэтому подлежит регистрации и опубликованию.
С уважением,
Зеленин Андрей
Юрист ЮК Legas
тел. +7.095.933.08.30
http://www.legas.ru
zelenin@legas.ru