Договор об оказании услуг подвижной связи
Екатерина Викторовна МАРТЕМЬЯНОВА, юрисконсульт ЗАО «Енисейтелеком» (г. Красноярск)
Отношения между потребителем услуг подвижной связи и оператором связи регулируются правилами главы 39 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», а также Законом РФ от 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей».
Согласно п. 1, 2 ст. 44 Закона о связи операторы предоставляют услуги связи на основе договора, соответствующего нормам гражданского законодательства и правилам оказания услуг связи.
Правила оказания услуг подвижной связи1 были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 и вводятся в действие лишь с 1 января 2006 г.2 До тех пор операторы вынуждены руководствоваться Законом о связи, который в незначительной степени регулирует порядок заключения и исполнения договора об оказании услуг подвижной связи. Возможно, поэтому некоторые операторы подвижной связи включают в свои примерные договоры положение о том, что «в отсутствие каких-либо иных нормативных актов для обеих сторон обязательны Правила оказания услуг телефонной связи»3. Названные Правила4 ориентированы на стационарную телефонную связь и применяются к отношениям по оказанию услуг телефонной связи абоненту, использующему эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности5; к услугам подвижной связи они могут применяться лишь по аналогии (ст. 6 ГК РФ).
С принятием Правил оказания услуг подвижной связи соответствующие отношения, казалось бы, получили полноценное нормативное регулирование. Однако при ближайшем рассмотрении возникает ряд вопросов, которые будут проанализированы в настоящей статье.
Начнем с квалификации договора об оказании услуг подвижной связи. Согласно п. 1 ст. 45 Закона о связи, а также абз. 2 п. 15 Правил оказания услуг подвижной связи публичным считается договор об оказании услуг связи гражданину (физическому лицу). В то же время ст. 426 ГК РФ называет публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи и пр.). С учетом этого определения договор об оказании услуг подвижной связи должен признаваться публичным во всех случаях независимо от того, кто выступает в роли будущего абонента.
Таким образом, законодательство о связи вводит ограничение, неизвестное ГК РФ и ущемляющее интересы абонентов — юридических лиц. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах и иных нормативных актах, должны соответствовать Кодексу (п. 2, 5 ст. 3 ГК РФ). В случае противоречия законодательства о связи Гражданскому кодексу РФ применяются положения Кодекса. Данная позиция отражена в литературе6 и судебной практике7.
Оператор связи обязан устанавливать цену услуги, а также иные условия договора одинаковыми для всех потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Положения договора об оказании услуг подвижной связи должны соответствовать Правилам оказания услуг подвижной связи, являющимся обязательными для сторон при заключении и исполнении публичного договора (п. 4 ст. 426).
В случае отказа оператора связи от заключения договора при наличии возможности абонент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оператора к заключению договора и возмещении убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ)8. Но способен ли потребитель доказать убытки, причиненные ему оператором связи? На рынке услуг подвижной связи обычно есть несколько операторов, каждый из которых предлагает собственные условия предоставления услуг: уникальные тарифные планы, системы скидок и пр. В этой связи рассчитать сумму убытков, причиненных абоненту отказом в заключении публичного договора, достаточно сложно.
При отказе продать костюм конкретной модели, цвета и размера потребитель вправе купить аналогичный костюм у другого продавца и потребовать возмещения разницы между стоимостью костюма, в продаже которого ему было отказано, и стоимостью костюма, приобретенного взамен. Предположим, потребитель заключил договор об оказании услуг подвижной связи с другим оператором вместо отказавшего в заключении договора. Потери абонент может рассчитать по следующей схеме: сравнить тарификацию своих фактических телефонных соединений согласно действующему тарифному плану (по условиям заключенного договора) и тарифному плану того оператора, который необоснованно отказал в заключении договора.
Необходимо учитывать, что стоимость звонков у операторов подвижной связи различная и зависит от многих факторов: является ли звонок входящим или исходящим, абоненту этого же или другого оператора подвижной связи и т. д. Отличаются у операторов и способы учета эфирного времени: посекундно, поминутно или, например, посекундно с 61-й секунды.
Зная стоимость услуг связи и порядок тарификации (учета эфирного времени), абоненты не только выбирают удобного им оператора связи, но и рассчитывают примерный объем потребления услуг связи. Часто предпочтение тому или иному оператору отдается только потому, что потребитель планирует совершать звонки преимущественно абонентам того же оператора — что всегда дешевле. Однако суд не должен принимать во внимание данное обстоятельство при определении размера убытков потребителя: оператор связи не выясняет у потенциального абонента мотивы заключения договора и выбора тарифного плана.
Бесспорно, при незаконном отказе в заключении публичного договора возмещению подлежат почтовые и транспортные расходы потребителя, а также его расходы на юридические услуги. Например, если потребитель обращался к оператору связи с письменным заявлением о заключении договора, к взысканию может быть предъявлена сумма документально подтвержденных почтовых расходов, расходов на юридическую консультацию при составлении письменной претензии. Когда в заключении договора было необоснованно отказано физическому лицу, на оператора связи может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный потребителю отказом заключить договор (ст. 15 Закона о защите прав потребителей). Окончательный размер компенсации морального вреда определяется судом и обычно составляет незначительную сумму.
Оператор связи А. отказал в заключении договора гражданину Б. Основанием для отказа послужило то, что ранее между А. и Б. был заключен договор об оказании услуг сотовой радиотелефонной связи, по которому Б. допустил задолженность по оплате услуг связи. Б. обратился в суд с иском о взыскании убытков и компенсации морального вреда в размере 10 тыс. руб., поскольку ему пришлось заключить договор с другим оператором связи на менее выгодных условиях. На момент рассмотрения дела судом договор был расторгнут А. в одностороннем порядке, Б. задолженность не погасил.
Суд удовлетворил заявленный иск частично, взыскав с А. в пользу Б. 300 руб. компенсации морального вреда. В части взыскания убытков в иске было отказано, поскольку истец не предоставил расчет предъявленной к взысканию суммы. При вынесении решения суд руководствовался тем, что нарушение договорных обязательств в рамках правоотношений, существовавших между сторонами ранее, не является достаточным основанием для отказа в заключении публичного договора9.
Впрочем, нельзя сказать, что судебная практика по данному вопросу сложилась исключительно в пользу потребителей.
Так, оператор связи В. закрепил за собой (в разработанных им Правилах пользования услугами радиотелефонной связи):
— право отказать в заключении договора об оказании услуг сотовой радиотелефонной связи при наличии у оператора сведений о задолженности потенциального абонента за услуги, оказанные по ранее заключенному договору;
— право при наличии у абонента нескольких единиц абонентского оборудования, подключенных к сети10, отключить все единицы абонентского оборудования при нарушении абонентом условий Правил хотя бы по одной из единиц абонентского оборудования.
Свердловское территориальное управление МАП России признало названные пункты Правил нарушающими требования законодательства о защите прав потребителей и не соответствующими смыслу ст. 426 ГК РФ о недопустимости отказа в заключении публичного договора, принимая во внимания самостоятельность договоров и вытекающих из них обязательств.
Арбитражный суд Свердловской области не разделил позицию антимонопольного органа и отменил его решение, сославшись на условия лицензии оператора связи В., предусматривающие право лицензиата отказаться от предоставления услуг в случае, если пользователь своевременно не оплачивает предоставленные услуги. В своем решении суд также обратился к п. 2 ст. 328 ГК РФ, согласно которому при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение обязательства не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение обязательства либо отказаться от его исполнения. При тождественности оказываемых услуг неисполнение обязательств по одной из единиц абонентского оборудования свидетельствует о том, что аналогичное неисполнение возможно и по остальным единицам абонентского оборудования.
Кассационная инстанция оставила решение без изменения11.
Абоненты, как правило, не имеют намерения сохранять длительные отношения с одним и тем же оператором подвижной связи. Отчасти это обусловлено взаимной конкуренцией операторов и появлением у них новых проектов (тарифных планов), отчасти тем, что в настоящее время возможно потребление услуг подвижной связи на условиях повременной системы оплаты. Поэтому не имеет значения, внесет абонент денежные средства на действующий лицевой счет или обратится к оператору связи с предложением заключить новый договор.
Неудобство состоит в изменении выделенного абоненту телефонного номера. Этим подвижная связь существенно отличается от местной (стационарной), когда абонентское устройство устанавливается в помещении и в случае приостановления оказания услуг связи заключить новый договор с этим же оператором или с другим невозможно. К сожалению, отмеченная специфика услуг подвижной связи не нашла отражения в законодательстве. Расторжение абонентом договора об оказании услуг подвижной связи путем подачи письменного заявления оператору либо уведомления оператора в иной форме встречается очень редко. Абонент просто прекращает потреблять услуги подвижной связи. Как следствие, существует множество договоров, исполнение по которым не происходит в течение длительного времени...
<...>
1 Услуги подвижной связи получили свое название после принятия ряда нормативных актов, изменивших ранее существовавшую терминологию: постановления Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», от 18.05.2005 № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи». До принятия названных нормативных актов подвижная связь называлась сотовой радиотелефонной связью. См., напр., Постановление Правительства от 14.08.98 № 960 «О федеральной сети сотовой радиотелефонной связи».
2 См. Постановление Правительства от 30.06.2005 № 408.
3 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.06.2001 № Ф03-А51/01-1/1102.
4 Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.09.97 № 1235. Утрачивают силу с 01.01.2006 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.06.2005 № 408.
5 Правила не распространяются на отношения, когда абонентом является юридическое лицо. См. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2005 по делу № А39-5763/2004-217/17.
6 См.: Мищенко Е. А. Особенности некоторых видов договоров возмездного оказания услуг // Юрист. 2003. № 9. С. 32.
7 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2001 № 7717/00; ФАС Дальневосточного округа от 19.06.2001 № Ф03-А51/01-1/1102; ФАС Московского округа от 06.07.2000 № КГ-А40/2694-00; ФАС Уральского округа от 31.07.2000 № Ф09-1029/2000-ГК.
8 См. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.97 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» (п. 1 Обзора).
9 Решение мирового судьи г. Красноярска от 18.10.2004.
10 Речь идет о стандарте подвижной связи NMT, когда доступ к сети подвижной связи осуществляется посредством программирования абонентского устройства (радиотелефонного аппарата). При смене абонентом радиотелефона последний должен быть запрограммирован заново. В стандарте GSM доступ к сети устанавливается посредством программирования sim-карты, при этом абонент в любое время может сменить sim-карту, равно как и радиотелефон.
11 Постановление ФАС Уральского округа от 01.12.2004 № Ф09-3998/04-ГК.
http://www.arbitr-praktika.ru/Arch/ap200511-2.htm