Erlang » Чт 15 июн, 2006 19:36 »
Последние дни операторского спама
Истории с "переманиванием" абонентов продолжают будоражить и без того негодующую общественность. На сей раз уральские сотовые абоненты "МегаФона", "Билайна" и "Ютела" не выдержали рекламного натиска МТС и пожаловались в общественную организацию "Уральское Мобильное Сообщество" на поступающие от оператора звонки с предложениями подключиться к новому тарифу. Операторы уже не первый раз борются подобными методами за сердца абонентов, однако с 1 июля 2006 года им придется прекратить такие маркетинговые практики.
Еще в декабре прошлого года много шума наделала акция "ВымпелКома". Тогда колл-центр компании обзванивал абонентов МТС, предлагая бесплатно протестировать тариф "Простые вещи". Сначала целевой маркетинг "Билайна" вызвал негодование у конкурента, но вскоре и сам МТС выступил с достойным ответом. В начале марта уже абоненты столичного "Билайна" начали страдать от звонков с предложением опробовать "Любимый" тарифный план МТС. Следующая волна недовольства подобными нетривиальными маркетинговыми ходами прокатилась в апреле, когда на форумах появились новые сообщения о выходках операторов.
Недавно разгневанные сотовые пользователи вновь подали голос, на этот раз рупором выступила общественная организация "Уральское Мобильное Сообщество", в адрес которой, по заявлению ее представителей, поступило порядка 15 жалоб от негодующих абонентов. "Сотовый оператор МТС – рекламирует свои услуги путем телефонного обзвона. Оператор предлагает таким образом подключиться к свой сети на выгодный тариф", – говорится в информационном сообщении сообщества.
Однако абоненты возмущены не фактом звонка, они "выражают недовольство тем, что их отвлекают подобными звонками, а те из них, кто не имеет возможности принимать входящие вызовы бесплатно, заплатили за прослушивание рекламы свои деньги. Некоторые абоненты могли оказаться в международном роуминге и понести еще больший ущерб, который им никто бы не возместил. По утверждению некоторых абонентов, сотрудники МТС знают их имя, знают мобильные номера ключевых корпоративных клиентов, независимо от компании-конкурента, в которой те обслуживаются, отчего встает вопрос законности полученных оператором данных".
"УралМобиС" планирует обратиться за разъяснением правомерности применения МТС такого вида в государственные службы. "Мы направим соответствующие письма в Россвязьнадзор, насчет ФАС еще не решили, так как эта проблема не совсем соприкасается с их деятельностью", – рассказывает Александр Луговой, директор СООО "УралМобиС".
В МТС же говорят, что подобные обзвоны не редкость. При этом никаких нормативных актов компания не нарушает. "До 1 июля действия МТС законны. Как и другие игроки сотового рынка, мы звоним абонентам, и не видим в этом ничего экстраординарного – это обычная маркетинговая практика в условиях острой конкурентной борьбы на рынке", – уверен Кирилл Алявдин, пресс-секретарь МТС.
Специалисты также подтверждают правомерность действий МТС. "Конечно то, что делает оператор несколько неэтично, но с точки зрения закона, нет никаких оснований для жалобы до вступления в силу с 1 июля 2006 года новой редакции федерального закона "О рекламе", – считает Максим Черниговский, юрист ИД "Коммерсант".
Дело в том, что в связи со вступлением в силу с 01.07.2006 года новой редакции Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе" подобные трюки уже не удастся.
В частности, новая редакция закона допускает распространение рекламы по сетям электросвязи (в т. ч. телефонной, факсимильной) только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы.
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты, время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
В законности действий МТС не сомневаются и конкуренты, однако мнения по поводу корректности методов оператора разошлись. "Билайн" не считает зазорным использовать адресный маркетинг для привлечения новых абонентов. "Целевой маркетинг распространен на Западе, а вот для российской аудитории считается чем-то совсем новым. Это распространенная практика в самых разных видах бизнеса – например, дилеры одной марки машин приглашают на тест-драйв владельцев машин другой марки. Мы предлагаем абоненту просто протестировать услуги "Билайн", открыть новые для себя возможности", – рассуждает Юлия Остроухова, пресс-секретарь "ВымпелКома".
В "МегаФоне" же уверены, что применение "телефонного спама" есть признак того, что остальные возможности коммуникации с потребителем попросту исчерпаны. "Любой человек должен иметь свободу выбора, и в полной мере это относится к рекламе. К большому сожалению, все мы периодически сталкиваемся со спамом – навязанной нам информацией, на получение которой мы не давали согласия, будь то рассылки по электронной почте или телефонный спам, – рассказывает директор по маркетингу "МегаФон-Москва" Екатерина Кононова. – Используя такие приемы, инициатор рекламного обращения еще раз подчеркивает свое неуважение к потребителям, доставляя им не только эмоциональный дискомфорт, но и заставляя платить реальные деньги".
© Александра Ходонова, СОТОВИК