Правовой статус СМС (SMS) услуг

Обсуждение юридических тонкостей при заключении Договоров.
Вопросы присоединения и взаимодействия.
Толкование нормативно-правовых актов.
Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Правовой статус СМС (SMS) услуг

Сообщение:#1  Сообщение Юрий Питерский » Ср 25 июл, 2007 10:17 »

Коллеги, вопрос: если человек решил скачать мелодию/картинку послав sms на указанный в рекламе номер, то какая услуга оказывается абоненту?

Услуга подвижной радиотелефонной связи (посылка sms), телематическая услуга связи (доступ к ресурсам провайдера) или просто развлекательная услуга?
телематика, телематические услуги связи, GSM, SMS, СМС, услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования, лицензия на предоставление услуг связи, Роскомнадзор, Минсвязь, Минкомсвязь

Trident
Форумчанин
 
Сообщения:
63
Зарегистрирован:
09 янв 2007
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Trident » Чт 16 авг, 2007 12:31 »

Обнаружил недавно статью на соответствующую тему в "Хозяйство и право" №7 2007 г. Почитайте. Любопытно, хотя и не со всеми мыслями автора я лично согласен

Гость

 

Сообщение:#3  Сообщение Гость » Чт 16 авг, 2007 12:45 »

А выложить текст здесь можно?

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#4  Сообщение Erlang » Чт 16 авг, 2007 18:03 »

Trident писал(а):Обнаружил недавно статью на соответствующую тему в "Хозяйство и право" №7 2007 г. Почитайте. Любопытно, хотя и не со всеми мыслями автора я лично согласен

Можно и Скан выложить...

Стрелец
Форумчанин
 
Сообщения:
209
Зарегистрирован:
17 янв 2006
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Стрелец » Пт 17 авг, 2007 16:07 »

давай-те а то я тоже как-то пропустил 7й номер.

Trident
Форумчанин
 
Сообщения:
63
Зарегистрирован:
09 янв 2007
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#6  Сообщение Trident » Пт 17 авг, 2007 21:56 »

ОК. Постараюсь, коллеги, выложить в начале будущей недели.
Имя автора статьи мне совершенно незнакомо. Должность и научные регалии не указаны. Но поскольку тема вообще не исследована, думаю, почитать и, возможно, обсудить в любом случае будет любопытно.

AlexBT
Форумчанин
 
Сообщения:
4903
Зарегистрирован:
27 окт 2005
Откуда:
Владивосток

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Сообщение:#7  Сообщение AlexBT » Сб 18 авг, 2007 06:23 »

Юрий Питерский писал(а):Коллеги, вопрос: если человек решил скачать мелодию/картинку послав sms на указанный в рекламе номер, то какая услуга оказывается абоненту?

Услуга подвижной радиотелефонной связи (посылка sms), телематическая услуга связи (доступ к ресурсам провайдера) или просто развлекательная услуга?

Если смотреть с позиции лицензионных теребований - то это телематическая услуга связи. Взаимодейтсвие с телематическим сервером (сервер СМС и шлюз). Нет прямой связи абонент - абонент.
Технически легко реализуется и на фиксированной сети. Кучка телефонов дект с функцией смс для фиксированной сети.
Дальше - простой доступ к информационным ресурсам.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#8  Сообщение Антон Богатов » Сб 18 авг, 2007 10:31 »

AlexBT писал(а):Если смотреть с позиции лицензионных теребований - то это телематическая услуга связи.

Согласно ППРФ 87, ТУС заключается в предоставлении доступа к информации мировых инфокоммуникационных сетей. Причем тут смс? :)
Вот оно как... :)

AlexBT
Форумчанин
 
Сообщения:
4903
Зарегистрирован:
27 окт 2005
Откуда:
Владивосток

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Сообщение:#9  Сообщение AlexBT » Сб 18 авг, 2007 19:00 »

Предыдущая телематика предусматирвала кроме электронной почты, факсимильных сообщений и доступа к информационным ресурсам и передачу сообщений. Без расшифровки их вида. У меня под этим работало MSMQ.
Вы хотите сказать в очередной раз, что регулятор чудак на буву М? Так он и сам об этом знает, чего уж лишний раз об этом то.
Но у сотовиков весь набор лицензий - в том числе и на ПД и ТУС. А нафига то? На всякий случай, что бы было. Сайт, шлюз, СМС сервер. Куда залимонят. Но все что связано с подвижной связью обязательно сдают под подвижную лицензию, и под ту, про которую скажут в местном ТУ РСН...

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#10  Сообщение Юрий Питерский » Пн 20 авг, 2007 10:57 »

Текст статьи

"ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ "SMS-БИЗНЕСА"

В. АРТЕМОВ

Владимир Артемов, юрист.

В наше время высоких технологий мобильный радиотелефон уже давно используется еще и как средство получения различного рода товаров и услуг информационного или развлекательного характера (SMS-услуги) - мелодии, картинки, игры для сотовых телефонов, гороскопы и т.п., причем заказ товара (услуги) производится путем направления абонентом SMS-сообщения на определенный номер. Поскольку нормативно-правовой базы, регулирующей отношения по оказанию такого рода SMS-услуг, практически нет, правовая квалификация возникающих отношений вызывает дискуссии.
Для получения какой-либо SMS-услуги пользователю мобильной связи достаточно направить на указанный номер определенное SMS-сообщение (запрос), в ответ на которое приходит сообщение с заказанной мелодией, картинкой или с ссылкой для загрузки информации (часто называемой контентом от англ. content - информационное наполнение). При этом стоимость отправляемого абонентом короткого текстового сообщения значительно превышает установленный оператором связи тариф на отправку обычного SMS-сообщения.
При получении подобных SMS-услуг нередко бывает, что с лицевого счета абонента при отправке SMS списывается сумма больше заявленной в предложении об оказании SMS-услуги или полученный объект услуги не соответствует заявленным параметрам, ответное SMS-сообщение вообще не приходит или приходит, но картинка или мелодия "не распаковывается".
В связи с этим возникают вопросы: кто, в какой форме несет ответственность перед абонентом за неоказание или ненадлежащее оказание SMS-услуги и соответствует ли вообще действующему законодательству данный SMS-бизнес?

Природа правоотношений

Для проведения правового анализа рассматриваемых отношений в первую очередь необходимо определить, какого рода возникают правоотношения в связи с отправлением абонентами мобильных операторов SMS-сообщений для получения электронных товаров или услуг. Подавляющее большинство пользователей мобильной связи полагают, что путем направления SMS-сообщения происходит оплата получаемых картинок и мелодий, то есть SMS не только выполняет функцию запроса к услуге, но и выступает в качестве своеобразного средства платежа.
Исходя из такой точки зрения, некоторые юристы полагают, что предложения скачать картинки и мелодии в сотовый телефон являются разновидностью договора купли-продажи, то есть одна сторона предлагает к продаже определенный товар (мелодия, картинка), а сторона, желающая купить его, обязана уплатить за него установленную цену. В связи с этим рассмотрим вопрос: можно ли произвести оплату SMS-сообщением, вернее, его стоимостью?
SMS-сообщение - это короткое текстовое сообщение в электронной форме, передача которого осуществляется посредством сотовой связи. Отправление абонентом SMS означает оказание оператором сотовой связи услуги связи абоненту в виде передачи данного сообщения другому абоненту. Стоимостью SMS-сообщения является стоимость услуги мобильного оператора. Практически все операторы сотовой связи используют авансовую систему оплаты своих услуг.
Согласно п. 43 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" (далее - Правила) при оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа осуществляется внесение определенных денежных сумм на лицевой счет абонента, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные абоненту услуги подвижной связи. Иными словами, внесенная абонентом сумма учитывается оператором связи на лицевом счете абонента. Баланс лицевого счета в его стоимостном выражении позволяет определить, каким видом услуг сотовой связи (телефонные соединения с третьими лицами, отправка SMS, отправка MMS и т.д.) и их объемом абонент может воспользоваться, исходя из тарифа по каждой услуге.
Таким образом, во-первых, отправка SMS-сообщений - это услуга, оказываемая оператором сотовой связи абоненту. Во-вторых, при отправке SMS-сообщения никакого перечисления денежных средств, то есть оплаты SMS-услуг, не происходит, так как уменьшение размера баланса лицевого счета абонента говорит только об уменьшении доступного объема услуг сотовой связи.
Данный вывод приводит к другому умозаключению: отношения между "поставщиком" картинок (мелодий, гороскопов, java-игр и т.п.) и получателями данного контента носят безвозмездный характер, то есть договор купли-продажи не может иметь места. Безвозмездность отношений вполне логична, так как контент-провайдеры де-юре получают доход от компаний сотовой связи, которые "делятся" в процентном соотношении повышенной стоимостью каждого SMS-сообщения, оплаченного абонентом. Иными словами, де-факто контент оплачивает абонент мобильного оператора, однако для правовой квалификации возникающих отношений значения это не имеет.
Отношения контент-провайдеров и операторов сотовой связи складываются следующим образом: оператор связи предоставляет контент-провайдеру номера (как правило, "короткие" - четырехзначные), на которые пользователи сотовой связи могут направлять SMS-сообщения (запросы к SMS-услугам). Обычно в указанной схеме участвует организация-посредник (SMS-центр), действующая в пользу операторов связи от своего имени, но за их счет. SMS-центр "объединяет" интернет-шлюзы мобильных операторов; обеспечивает предоставление мобильными операторами одинаковых коротких номеров и установление ими одинаковой стоимости передачи SMS-сообщений на данные номера.
Однако предметом договора между контент-провайдером и оператором сотовой связи (между контент-провайдером и SMS-центром) является не только предоставление коротких номеров. Согласно заключаемому договору "поставщик" SMS-услуг, именуемый в договоре исполнитель, обязуется оказывать определенные SMS-услуги абонентам конкретных компаний сотовой связи, за что ему выплачивается вознаграждение за счет данных операторов связи. Цена услуг исполнителя определяется в процентном соотношении от стоимости SMS-сообщения (запроса к услуге), направляемого абонентом на выделенный исполнителю короткий номер.
Из этого следует, что контент-провайдер обязуется производить исполнение своего обязательства (оказание SMS-услуги) не оператору сотовой связи, а его абонентам (третьим лицам), которые имеют право требовать данного исполнения путем направления SMS-сообщений (запросов к услуге). Указанная структура правоотношений позволяет утверждать, что с контент-провайдером заключается договор в пользу третьих лиц.
Значит, предложения приобрести картинку, мелодию для сотового телефона или иной контент путем направления SMS-сообщения на короткий номер, которые мы так часто видим по телевидению и в печатных СМИ, являются не публичной офертой контент-провайдеров, то есть предложением заключить договор на безвозмездной основе, а информационным сообщением о праве абонентов мобильных операторов на бесплатное получение электронных товаров или услуг. Поэтому при отправлении SMS-сообщения между абонентом и контент-провайдером никаких правоотношений не возникает - никакого договора не заключается, так же как и не возникает никаких правоотношений с оператором сотовой связи.

Ответственность

Теперь обратимся к поставленному вопросу об ответственности за неоказание (ненадлежащее оказание) SMS-услуги, а также за неправильное "списание" суммы с лицевого счета абонента. Если исходить из приведенного выше анализа отношений между "поставщиком" SMS-услуг, операторами сотовой связи и их абонентами, то все претензии по качеству полученного электронного товара или услуги потребитель может предъявить только "поставщику" SMS-услуг. Данным правом теоретически обладает и оператор связи как кредитор по договору в пользу третьего лица.
Претензии абоненты могут предъявлять в рамках Закона "О защите прав потребителей", в том числе в виде требований о возмещении убытков в размере стоимости отправленного SMS-сообщения. Если баланс лицевого счета абонента после отправки SMS-запроса к услуге уменьшился на сумму большую, чем указано в сообщении об SMS-услуге, то претензию необходимо предъявлять оператору связи, с которым абонент заключил договор об оказании услуг подвижной связи.

Повышенный тариф

Как уже было сказано, контент-провайдер в информационном сообщении о конкретной услуге всегда заявляет о повышенной стоимости SMS-сообщения, которое выполняет функцию запроса к услуге. Для абонентов операторов сотовой связи данное уведомление означает, что третье лицо (контент-провайдер) от имени каждого мобильного оператора ставит абонента в известность о введении мобильным оператором нового тарифа на оказание услуги подвижной связи "передача коротких текстовых сообщений" в отношении конкретного телефонного номера.
Согласно п. 25 Правил оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи известить об этом абонентов через средства массовой информации. Первый день появления в СМИ предложения контент-провайдера воспользоваться SMS-услугой, в котором указано о повышенной стоимости SMS-сообщения, необходимо считать днем уведомления мобильным оператором своих абонентов о введении нового тарифа на передачу SMS-сообщений на короткий номер контент-провайдера. Если исходить из п. 25 Правил, то взимать повышенную стоимость с таких SMS оператор связи имеет право не ранее чем через 10 дней. Следовательно, передавая SMS-сообщения абонентов на короткий номер контент-провайдера по повышенному (новому) тарифу с первого дня введения на рынок SMS-услуги, мобильный оператор нарушает указанное требование Правил оказания услуг подвижной связи.
Помимо указанного неисполнения предписаний Постановления Правительства РФ от 25.05.2005 N 328, мобильные операторы нарушают и п. 33 Правил, согласно которому тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг подвижной связи. Из этого следует, что Постановление Правительства определяет возможный перечень оснований различия тарифов в рамках одной услуги сотовой связи. Номер получателя SMS-сообщения в данной перечень не входит. Поэтому установление оператором сотовой связи дифференцированных тарифов по услуге "передача коротких текстовых сообщений" в зависимости от номера телефона получателя данных сообщений является противозаконным.
Теперь обратим внимание на деятельность контент-провайдера в отношении соблюдения требований Закона РФ "О защите прав потребителей" о предоставлении информации потребителям (ст. 9 и ст. 10 Закона), в частности: об указании сведений о фирменном наименовании, месте нахождения - право абонента на информацию о контент-провайдере; об основных потребительских свойствах товаров (услуг) - право абонента на информацию об SMS-услуге. Подавляющее большинство предложений контент-провайдеров не содержит ни каких-либо функциональных характеристик контента, ни сведений о самом контент-провайдере, что является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей.
Например, в телевизионных сообщениях о приобретении посредством SMS-запросов мелодий или картинок для сотовых телефонов никогда не указывается ни формат мелодии, ни количество голосов мелодии; по картинкам отсутствует информация о высоте, ширине, количестве точек на дюйм, количестве цветов изображения.
Итак, в настоящее время действующее российское законодательство не позволяет легально осуществлять SMS-бизнес в той форме, в какой он существует. Основной правовой преградой является жесткое законодательное регламентирование деятельности операторов сотовой связи, которые являются одним из звеньев в структуре бизнеса. Однако, несмотря на нарушения закона со стороны как контент-провайдеров, так и компаний сотовой связи, уполномоченные государственные органы никакой правоприменительной инициативы не проявляют, что является довольно странным, так как по крайней мере деятельность операторов связи подлежит лицензированию, а следовательно, и повышенному надзору со стороны государства.
"

Источник публикации
"ЭЖ-Юрист", 2007, N 11

Название документа
"ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ "SMS-БИЗНЕСА"
(В. Артемов)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 11)

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#11  Сообщение Юрий Питерский » Пн 20 авг, 2007 11:00 »

Насколько я понимаю, ППРФ 87 всего лишь указывает какие ТУС подлежат лицензированию.
Следовательно, все что не указано в ППРФ 87 просто не подлежит лицензированию.

Практически все операторы СПС требут от контент-провайдеров лицензий на ТУС, считая контент-услуги именно ТУС - т.е доступ абонентов к информационным ресурсам контент-провайдера (причем как посредством sms, так и головых вызовов).

Может ли ТУС оказываться посредством голосового вызова?

Lighter

 

Сообщение:#12  Сообщение Lighter » Пн 20 авг, 2007 11:31 »

Юрий Питерский

Судя по источнику, статья из ЭЖ-Юриста,
а в первых ответах, говорилось еще о какой-то статье из "Хозяйство и право"...
Это одна и та же статья?

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#13  Сообщение Юрий Питерский » Пн 20 авг, 2007 12:15 »

Да, это одно и то же. Есть еще клон в "Адвокат", 2007, N 6

MNOGO
Форумчанин
 
Сообщения:
4617
Изображения: 8
Зарегистрирован:
05 май 2005
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 195 раз.

Сообщение:#14  Сообщение MNOGO » Пн 20 авг, 2007 12:41 »

Да, наворотил юрист, хоть бы наименование услуг связи правильно писал.
Итак, мы имеем три услуги; ПД в сети подвижной радиотелефонной связи, ТУС и развлекательную услугу.
Вот что написано в договоре у Пчелайна:
2.5 Дополнительные услуги и иные услуги, технологически неразрывно связанные с Услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, оказываются Оператором или третьими лицами, имеющими право на оказание соответствующих услуг, и оплачиваются Абонентом в порядке, предусмотренным настоящим Договором, договором с третьим лицом и порядком предоставления и оплаты соответсвующих услуг.
2.5.1 Информация о Дополнительных услугах размещается Оператором или третьими лицами в виде публичной оферты в Интернете или на сайтах третьих лиц или в рекламных материалах о данных услугах. Предложение мжет доводиться до Абонента в качестве предложения делать оферту.
2.5.2 В информации, размещенной в Интернете или рекламе, указывается номер доступа (код доступа) к Дополнительной услуге.
2.5.3 Абонент, заказывая дополнительную услугу по данному номеру доступа, соглашается с правилами оказания дополнительных услуг и правилами их тарификации выражает согласие получить данные услуги и их оплатить.
2.5.4 Стомиость Дополнительных услуг оплачивается Абонентом в соответствии с выбраной систмой расчетов, если иной порядок не предусмотрен правилами оказания Дополнительных услуг.

Таким образом, ОПСОС выступает комерческим представителем поставщика контента и списывает со счета абонента средства.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#15  Сообщение Антон Богатов » Пн 20 авг, 2007 14:38 »

Юрий Питерский писал(а):для получения электронных товаров

Дальше читать неинтересно... :)
Юрий Питерский писал(а):Исходя из такой точки зрения, некоторые юристы полагают, что предложения скачать картинки и мелодии в сотовый телефон являются разновидностью договора купли-продажи, то есть одна сторона предлагает к продаже определенный товар (мелодия, картинка), а сторона, желающая купить его, обязана уплатить за него установленную цену.

Юристы так не считают. :)
Юрий Питерский писал(а):уполномоченные государственные органы никакой правоприменительной инициативы не проявляют, что является довольно странным, так как по крайней мере деятельность операторов связи подлежит лицензированию, а следовательно, и повышенному надзору со стороны государства.

Писатель...
Джинса.

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#16  Сообщение Юрий Питерский » Пн 20 авг, 2007 14:42 »

Независимый консультант

я этого не писал :oops:
я только привел текст статьи некого В. Артемова :D

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#17  Сообщение Юрий Питерский » Пн 20 авг, 2007 14:43 »

Независимый консультант

все же - может ли ТУС оказываться посредством голосового вызова?

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#18  Сообщение Антон Богатов » Пн 20 авг, 2007 15:12 »

Юрий Питерский писал(а):я этого не писал
я только привел текст статьи некого В. Артемова

Дык разумеется! Я и не утверждал, то этот текст писали Вы, уважаемый Юрий! :)
Юрий Питерский писал(а):может ли ТУС оказываться посредством голосового вызова?

Смотря что понимать под "голосовым вызовом".

Стрелец
Форумчанин
 
Сообщения:
209
Зарегистрирован:
17 янв 2006
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#19  Сообщение Стрелец » Пн 20 авг, 2007 15:26 »

сумбурная статья, думал прокомментировать, не буду.

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#20  Сообщение Юрий Питерский » Пн 20 авг, 2007 15:58 »

Юрий Питерский писал(а):
может ли ТУС оказываться посредством голосового вызова?


Смотря что понимать под "голосовым вызовом"


Я имею в виду следующую ситуацию: абонент СПС набирает короткий номер xxxx (т.е. осуществляет голосовой вызов, коммутация каналов), и попадает на портал контент-провайдера.
Есть ли в этом случае оказание ТУС?

Вернуться в Юридические вопросы связи и информатизации

След.

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4