ОАО "Центральный телеграф" (CNTL) вывел на рынок новую услугу для пользователей продуктов "Баzа" – "Баzа-IP". По сути – это услуги IP-телефонии. И ничего такого особенного в них не было бы, но, как оказалось, используя их, абоненты компании могут осуществлять междугородные и международные звонки. При этом лицензии на дальнюю телефонную связь у "Центрального телеграфа" нет.
Как говорится в описании услуги, обнародованном компанией, с помощью "Баzы-IP" абоненты смогут принимать входящие и осуществлять исходящие телефонные вызовы через Интернет с помощью персонального компьютера или другого абонентского SIP-устройства /программный телефон, IP-телефон/.
Для пользования услугой "Баzа IP" пользователю необходимо: доступ в Интернет со скоростью не ниже 256 Кбит/с, приобрести SIP-устройство или установить на свой компьютер специальное программное обеспечение.
Далее в релизе компании сообщается, что "Баzа IP" позволит абонентам услуг "Баzа" сократить расходы на разговоры, и будет работать в любой точке мира, где есть Интернет.
В компании ПРАЙМ-ТАСС подтвердили, что, пользуясь "Баzой IP", можно звонить в любой город России и любой другой страны на обычный телефон в сетях общего пользования – хоть в фиксированных хоть в мобильных.
При этом, судя по прайс-листу, опубликованному "Центральным телеграфом", цены на эти услуги весьма вольготные по сравнению с лидером легального российского рынка дальней телефонной связи – "Ростелекомом" (RTKM).
Так, например, на сайте "Центрального телеграфа" указаны тарифы на "экономичную связь" /то есть на услуги междугородной и международной связи "Центрального Телеграфа"/ и на "традиционную" /то есть, на услуги "Ростелекома"/.
Сравним.
По "экономичным" тарифам позвонить в Германию, Великобританию, Данию, Испанию или в США стоит 90 копеек в минуту. По "традиционным" тарифам через "Ростелеком" звонки в Европу стоят 15 руб, а в США – 19,5 руб.
Такой удаленный от России континент как Австралия с точки зрения "экономичных" тарифов практически рядом – минута разговора стоит 1,8 руб, а в "Ростелекоме" – 35,4 руб.
Азия и Ближний восток у "Ростелекома" тарифицируются по 44,85 руб за минуту, а в "экономичных" тарифах "Центрального телеграфа", где указаны все страны в отдельности, звонок, например, Бангладеш стоит 9 руб за минуту, Вьетнам – 12 руб.
Тарифы на звонки по СНГ также отличаются довольно сильно. Например, в Азербайджан можно позвонить за 16 руб в минуту через "Ростелеком" и за 5,4 руб через "Центральный телеграф", на Украину – за 10,5 руб и 3,7 руб соответственно. И так далее.
Как мы видим, цены "центрального телеграфа" по "IP-схеме" ниже цен "Ростелекома" от 3 до 20 /!/ раз.
Глядя на такие цены, хочется звонить прямо сейчас.
Как потребителям услуг связи, нам вопрос цены важнее всего – и это правильно: наше дело платить деньги и получать услуги.
Однако для рынка услуг дальней телефонной или, если быть тщательными в терминах, дальней голосовой связи тут есть принципиально важный вопрос – а может ли оператор предлагать такую услугу, не имея лицензии на междугородную и международную телефонную связь?
Вопрос действительно принципиальный, так как после случившегося в 2005-2006 гг большого шума на этом рынке в связи с его либерализацией, в последнее время стало выясняться, что не так уж обязательно получать соответствующие лицензии, чтобы предоставлять услуги дальней связи.
В частности, операторы так называемой "карточной IP-телефонии" как предоставляли услуги, так и предоставляют. Некоторые из достаточно крупных операторов фиксированной связи придумали схему, по которой предлагают, по их определению, "звонки на дальние расстояния". Основная операторская сила Golden Telecom в России – "Совинтел" также предложил нечто подобное, однако получил строгое предупреждение Россвязьнадзора, с которым, впрочем, решительно не согласен. Теперь вот "Центральный телеграф". И во всех этих схемах так или иначе применятся технология передачи голоса по IP-протоколу, или IP-телефония.
Тенденция, однако.
Однако эта тенденция ставит в странное положение компании, имеющие лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи.
Согласно действующей нормативной базе, оказывать услуги междугородной и международной телефонной связи в России может оператор, получивший соответствующую лицензию, выполнивший ряд требований Мининформсвязи к построению сети и получивший коды для доступа абонентов к своим услугам. Таких операторов в России сейчас всего три: ОАО "Ростелеком", ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" /МТТ/ и Golden Telecom, недавно получивший коды доступа абонентов к своим услугам и еще не начавший оказание данных услуг. На подходе к получению разрешения на эксплуатацию сети дальней телефонной связи и "ТрансТелеКом".
Все эти и другие компании, у которых есть такая лицензия – а их более 20-ти в России - должны вложить много времени, сил и средств в создание узлов доступа к своей сети в каждом из субъектов федерации, транзитных узлов международной связи, заключение договора о присоединении со всеми операторами зоновой телефонной связи, получение кодов доступа и во много чего еще.
Кроме того, после начала предоставления услуг, легальные операторы дальней связи должны осуществлять соответствующие взаиморасчеты со всеми другими операторами, с которыми они взаимодействуют в процессе оказания услуг. Эта статья расходов для такого легального оператора также весьма велика.
А применяя разного рода "IP-схемы" международной и международной связи, оператор несет минимальные затраты по установке необходимого оборудования и аренде каналов передачи данных, что во много раз дешевле, чем выполнение всех официальных требований по организации сети и взаиморасчетам. Отсюда и цены в разы меньше, чем у "Ростелекома".
Если такой "вольный стиль" оказания услуг дальней голосовой связи получит дальнейшее распространение, может случиться вот что.
Во-первых, такие недорогие в эксплуатации схемы предоставления услуг дальней голосовой связи могут оттянуть у легальных операторов достаточно большое число абонентов, что, понятно, приведет к снижению выручки этих операторов.
Во-вторых, необходимость выполнять все официальные правила, включая довольную накладную с финансовой точки зрения, систему межоператорских расчетов, приведет к снижению рентабельности услуг официальных операторов междугородной и международной телефонной связи.
И тогда, в частности, даже "Ростелеком", который мы в одной из своих публикаций назвали безоговорочным лидером демонополизации дальней связи, попадет в сложное положение. И все потому, что он точно будет безоговорочным лидером по плате за все, что положено оплачивать. То, что это весьма обременительно, показали уже итоги 2006 г, когда выручка компании выросла на 49 проц по сравнению с прошлым годом, а чистая прибыль при этом снизилась на 20 проц. И это все – вследствие высоких затрат на ведение бизнеса в новых условиях.
Понятно, что "откусывание" части выручки операторами, использующими "IP-схемы", только усугубит эту ситуацию.
Впрочем, в данном случае контролирующий орган – Россвязьнадзор – был категоричен.
В ответ на вопрос о том, как в Россвязьнадзоре оценивают услугу "Баzа-IP" компании "Центральный Телеграф", ПРАЙМ-ТАСС получил следующий ответ.
"Содержанием услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации /IP-телефонии – прим. ПРАЙМ-ТАСС/, в соответствии с лицензией, является установление соединения по сети передачи данных для целей передачи голосовой информации. Таким образом, оба абонента должны являться абонентами сети передачи данных.
При этом приказом Мининформсвязи России от 10.01.2007 г N 1 "Об утверждении Правил применения средств связи для передачи голосовой и видео информации по сетям передачи данных" установлен перечень оборудования, которое может быть использовано в качестве оконечного в сети передачи данных.
Обычный телефонный аппарат в данный перечень не входит, поэтому использовать его в качестве оконечного оборудования для осуществления доступа к сети передачи данных недопустимо". Конец ответа.
Проще говоря – нельзя звонить с IP-телефона или с компьютера со специальной программой на обычный телефон – хоть в соседний дом, хоть в соседнюю страну.
И "Центральный Телеграф", получается, тут несколько не прав.
Как обычно, будем следить за заплывами вольным стилем по бескрайней глади услуг связи. Смотреть есть на что: долго ожидавшаяся масштабная конкурентная борьба в сфере фиксированной связи разворачивается не на шутку.
http://www.bit.prime-tass.ru/news/show. ... 15&ct=news