12 ноября вступает в силу указание Банка России № 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физлиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями». Документ обязывает организации, которые принимает платежи, в том числе за мобильную связь, заключать договор с банком.
Вне закона окажутся небольшие местные компании, которые являются агентами крупных дилерских сетей и не имеют прямых договоров с банками. Операторы сотовых сетей, чьи платежи составляют львиную долю от объема средств, проходящих через платежные терминалы, обеспокоенные новыми правилами приема платежей, от имени Ассоциации региональных операторов мобильной связи (Ассоциация-800) обратились в Мининформсвязи России.
«В первую очередь пострадают абоненты в небольших населенных пунктах, где нет кредитных организаций»
К проблеме подключились также представители платежных систем и других участников платежного рынка. На круглом столе «Платежные модели: банки и агенты – вместе или вместо» в понедельник участники рассматривали пути разрешения ситуации с платежами.
Представители сообщества опасаются, что в первую очередь пострадают абоненты в небольших населенных пунктах (где нет ни кредитных, ни связанных с ними коммерческих организаций). В результате жители лишатся возможности оплаты услуг связи без выезда за пределы своего населенного пункта.
На сегодня по России около 50 тыс. населенных пунктов, где нет фиксированной связи, но присутствует мобильная. 75% платежей в регионах производится через платежные терминалы, подчеркнул президент Ассоциации-800 Юрий Домбровский.
Сейчас легальны обе схемы, действующие на рынке, – как агентская, так и банковская, говорят участники круглого стола, однако проблема заключается в расширительном толковании норм закона и российской правоприменительной практике.
Председатель Союза потребителей, зампредседателя Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ подчеркнул, что Гражданским кодексом России предусмотрена агентская схема приема платежей. По его мнению, ранее тема платежей была неинтересна банковскому сообществу, «пока нечего было доить».
На эту темуТерминалы-пираты
Терминалы против очередей
Билет через автомат
Терминалы признают вне закона
Ключевые слова: банки, платежные терминалы
Данный вопрос правовой, академический, однако влияет на правоприменительную практику, говорят юристы. В качестве выхода из ситуации было предложено внести поправки в существующее законодательство, чтобы платежи за услуги связи не считались больше банковскими услугами. «Необходимо прямо прописать агентскую схему в законе», – говорит Петр Шелищ.
Президент Ассоциации региональных банков и зампредседателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков поддержал участников круглого стола, выступив за аутсорсинг банковских услуг, что позволяет населению максимально удобно получать услуги.
Мининформсвязи, куда обратились представители мобильных операторов, полностью поддержало участников рынка, опасаясь повышения стоимости платежей.
Как пояснил председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким, у банков на сегодня недостаток собственных процессинговых мощностей, таким образом, им придется прибегать к помощи специализированных компаний для обработки платежей.
Например, на сегодня три крупнейших оператора на этом рынке – ОСМП, e-port и Cyberplat – осуществляют в месяц 300 млн транзакций. Все это, наряду с существующей несбалансированностью НДС по платежам и возросшей себестоимостью банковских услуг, в силу роста их количества при банковской схеме значительно вырастет, может привести к удорожанию платежей для пользователей.
Беспокойство операторов мобильной связи понятно, однако банкиры в свою очередь упирают на то, что платежные терминалы могут нелегально использоваться с целью обналичивания средств.
Владимир Малов, заместитель генерального директора компании Cyberplat, отметил, что на рынке действительно появляются терминалы без фискальных регистраторов, с которых недобросовестные компании имеют нелегальный доход. Как правило, обычный доход обслуживающих компаний – 5% с оборота у недобросовестных предпринимателей превращается в 11–13%.
Борьба с обналичиванием нужна, считают участники рынка, но иными методами. В качестве способа борьбы с такими явлениями может служить запрет на терминалы, которые не имеют фискального регистратора, отметил господин Малов.
Также Владимир Малов выступает за то, что микроплатежи, величиной менее 10 долларов (а именно такими суммами расплачивается за сотовую связь большинство населения), не следует относить к банковским операциям.
Если изменений в законодательстве не произойдет, то участники круглого стола прогнозируют, что агентская схема будет постепенно сворачиваться. Начнутся проверки территориальных подразделений Центробанка и правоохранительных органов. При этом больше всех пострадают представители малого бизнеса, что в конечном итоге негативно скажется на развитии сети и уменьшении объема платежей за мобильную связь.
http://www.vz.ru/economy/2007/10/17/118087.html
На днях стала известна истинная причина конфликта, возникшего вокруг платежных терминалов в России. Как выяснилось, прецедент для коренного изменения системы электронных платежей был заложен еще два года назад, когда Госдума вносила изменения в федеральный закон «О банках и банковской деятельности». В процессе принятия нормативного акта из него исчезло уточнение по поводу того, что перевод денежных средств от физического лица к коммерческой организации посредством электронного платежа за услуги связи не является банковской операцией.
В понедельник представители сотовых операторов, банковского сообщества и госструктур собрались на круглый стол для обсуждения угрозы, которая возникла в связи с принятием ЦБ указания, предписывающего до 12 ноября всем владельцам платежных терминалов заключить договоры с кредитными организациями (подробнее об этом читайте в статье «Платежные терминалы в терминальной стадии» в номере "Газеты" от 1 октября). Обсуждение длилось около полутора часов, и только под занавес мероприятия депутат Госдумы от "Единой России", председатель Союза потребителей Петр Шелищ решил в шутку покаяться перед собравшимися. По его словам, он сам виноват в случившемся, поскольку голосовал за принятие закона и просто не заметил, как во втором чтении приписка о том, что платеж за услуги связи не является банковской операцией, исчезла. Депутат утверждает, что при первом чтении в документе такая оговорка была.
Теперь же участники рынка стали заложниками юридической коллизии. Привычная агентская схема, действующая с 1998 года, указана в Гражданском кодексе. Банковская закреплена поправкой к упомянутому закону о банках. В результате банковское законодательство входит в противоречие с гражданским. Чтобы этого не было, необходимо принять новые поправки и более четко законодательно оформить агентскую схему.
Если это произойдет, рынок сможет выбирать между двумя схемами. Такой вариант развития событий больше всего устраивает все стороны. «Мы готовы работать по обеим схемам, однако важно понять, какая из них менее затратная, - заявил директор по корпоративным и правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов. - Объемы и рост рынка электронных платежей за услуги связи таковы, что он, безусловно, привлекает новых участников». Именно так воспринимает желание банков войти в систему и Петр Шелищ. «Эта тема была неинтересна для банковского сообщества, пока некого было доить. Дали теленку подрасти, теперь можно его доить. Банки хотят получить доступ к дележу того, в развитие чего они не вкладывались», - сказал он.
Все участники рынка соглашаются с тем, что новая схема гораздо менее удобна и более затратна. По словам Руслана Ибрагимова, платежи будут поступать на счет менее оперативно, комиссии же станут гораздо выше. По разным оценкам, платежи через терминалы могут подорожать на 10-15%.
В свою очередь зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков (фракция "Справедливая Россия - "Родина") попытался объяснить, с чем был связан законотворческий порыв авторов банковской схемы платежей. По его словам, у них было намерение исключить из системы НДС, таким образом удешевив стоимость услуг. «Однако в итоге НДС остался, и не решилась ни одна проблема. В результате законодательные ограничения могут помешать развиваться рынку. Надо вносить изменения в этот акт», - согласился Аксаков.
Прислушался к собравшимся и представитель Мининформсвязи. «Непонятно, как в случае отмены агентской схемы треть страны будет оплачивать услуги связи», - озадачился начальник отдела инновационной деятельности департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Леонид Парамонов. По его словам, министерство готово в ходе дискуссии со всеми участниками рынка совместными усилиями найти решение проблемы.
Между тем на поиск выхода из ситуации остается меньше месяца. Причем единственным возможным решением проблемы являются изменения законодательного характера, для внесения которых потребуется довольно продолжительное время. Учитывая это, можно предположить, что 12 ноября владельцы платежных терминалов, не успевшие заключить договоры с банками, подвергнутся атаке со стороны правоохранительных органов. Конечно, все они будут иметь полное право искать правды в арбитражном суде, однако вряд ли это спасет их бизнес. По мнению председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Бориса Кима, большинство из мелких предпринимателей предпочтут просто отказаться от терминалов и сосредоточатся на чем-то другом
http://gzt.ru/wallet/2007/10/16/220035.html