Как будут допускать иностранцев в стратегические отрасли
В то время как в Брюсселе президент РФ Владимир Путин огласил планы прихода западных компаний на российский рынок нефтедобычи, в Москве во властных коридорах продолжаютcя дискуссии о правилах допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики РФ. Еще весной Владимир Путин потребовал от правительства в кратчайшие сроки разобраться, в каких отраслях экономики присутствие иностранного капитала следует ограничить, а в каких нет. Правительство разработало целых два законопроекта – от МЭРТ и Минпромэнерго – об ограничении присутствия иностранного капитала в стратегических отраслях. Однако, по нашим сведениям, после долгих дискуссий в администрации президента от принятия закона отказались. И, следовательно, определять, кто достоин быть партнером, а кто нет, чиновники по-прежнему будут в индивидуальном порядке.
ВЛАДИМИР ПУТИН:
«Нам пора четко определить те сферы экономики, где интересы независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе и государственного, капитала»
Если бы не «Сименс»
По информации «ПЖ», Владимир Путин дал поручение отладить механизм привлечения иностранных инвесторов в стратегических отраслях только после крайне неприятной истории неудачной покупки германским концерном «Сименс» контрольного пакета акций российских «Силовых машин». Как рассказал «ПЖ» высокопоставленный чиновник аппарата правительства, после того как с немцами год вели переговоры и в конце концов отказали, руководство немецкого концерна очень обиделось и пожаловалось бывшему канцлеру Герхарду Шредеру. Тот, в свою очередь, обратился с просьбой к своему другу Владимиру Путину, после чего и последовала команда разобраться по всему направлению в целом, то есть разработать закон, который бы четко регламентировал ограничения для иностранного капитала по всем отраслям экономики. Без жалобы немецких коммерсантов дело, возможно, не сдвинулось бы с мертвой точки до 2008 г.
По информации «ПЖ», курировал разработку и утверждение Госдумой этого законопроекта лично глава администрации президента Дмитрий Медведев. Экспертная группа начала анализировать международный опыт лимитирования присутствия иностранного капитала в национальной экономике. Как сообщил «ПЖ» высокопоставленный сотрудник администрации президента, в качестве базового варианта вначале была выбрана модель, существующая в странах ЕС. Так, в большинстве государств Европы приняты законы, четко прописывающие ограничения иностранного капитала в разных отраслях экономики. И отсев претендентов происходит без участия чиновников, что практически исключает возможность коррупции. В США же традиционно нет формальных оснований для отказа иностранному инвестору. Так, совсем недавно, несмотря на возражения американских спецслужб, китайцы приобрели крупный пакет акций стратегической IBM. Чиновники исходят из каждой конкретной ситуации, а разрешение дается специальной комиссией. Отказать инвестору может только лично президент США.
Заложники третьего пути
В Минэкономразвития считают, что закон, в котором прописаны формальные критерии отсева иностранного капитала, должен работать намного лучше, чем комиссия, состоящая из чиновников, не свободных от субъективных соображений. И потому же с чиновником, исказившим закон, можно судиться, а вердикт комиссии обжалованию не подлежит. Однако, как стало известно «ПЖ», после ряда совещаний у Медведева варианту МЭРТ был предпочтен документ, вчерне разработанный в Минпромэнерго. Этот проект в основном опирается на американскую модель, но модернизирован под российские реалии.
В действительности эта схема может выглядеть так. Сначала президент своим указом утверждает те отрасли и сферы производства, которые имеют отношение к национальной безопасности. Затем зарубежный инвестор направляет предложение либо в ФАС, либо в профильное министерство, а возможно, и в оба ведомства сразу. Если заявка прошла «испытание» нижней ступени чиновничьей иерархии, она попадает на изучение в
правительственную комиссию. Ее состав предполагается укомплектовать сотрудниками ФСБ, Совбеза, Минобороны, Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федеральной службы по финансовым рынкам и Минсвязи. Если комиссия отклонила предложение инвестора, правительство может изучить дополнительно вопрос и даже не согласиться с решением комиссии. Таким образом, как видно из этой схемы, «ненадежным» инвесторам Россия поставит надежный заслон, а цена входного билета в стратегические отрасли увеличится многократно.
Исключить президента
В ходе дискуссий найдено еще одно решение, поистине соломоново. На всех этапах отсева инвесторов глава государства формально не принимает в нем никакого участия. Это принципиально иная схема по сравнению с американской моделью, где окончательный вердикт все же выносит президент. Чем российское ноу-хау выгодно отличается от американского? Как объяснил наш кремлевский собеседник, например, в истории с «Сименсом» формально российский президент перед своим другом Шредером был бы чист – комиссия есть комиссия, и ее решение к президенту отношения не имеет. Зато возможности влияния на решение комиссии у президента никто не отнимает.
Правда, если высший арбитр лично гарантий инвесторам не дает, то формально этих гарантий не будет вовсе. Или же эти функции волей-неволей придется взять на себя кому-то другому. Что при нынешней политической системе вряд ли возможно. Ибо нет ничего страшнее, чем слушок, ползущий по коридорам Кремля, что кто-то слишком много на себя берет. В России это чаще всего означает прижизненную политическую смерть, если, конечно, такая обязанность негласно не возложена свыше.
Посторонним в…
Сегодня наши источники в Кремле утверждают, что пока нет уверенности, что в конце концов такая сложная схема допуска инвестора в стратегическую отрасль получит окончательное одобрение. И прежде всего потому, что она поставит заслон не только агрессивным компаниям, которые стремятся устранить своих российских коллег с рынка, но и проверенным «партнерам», которые многократно доказали свою преданность Кремлю. «У «Газпрома» партнеры уже сформировались, и, кроме них, в свои проекты он не пускает и не пустит никого. Такие же дружественные компании должны появиться у остальных стратегических предприятий. Это и будет самым грамотным решением», – сказал «ПЖ» высокопоставленный кремлевский чиновник. Именно с этой целью, по его словам, для «своих» к закрытым на глухой замок воротам будет приделана отдельная калитка, ключ от которой будет иметь ограниченное количество проверенных инвесторов. В таком случае необходимость специального регламентирования доступа иностранного капитала действительно ни к чему. Поэтому неудивительно, что идея отдельного закона об иностранных инвестициях в стратегический сектор в коридорах Кремля тихо умерла и переросла в идею внесения массы поправок в уже существующее законодательство. С поправками работать легче.
http://www.politjournal.ru/index.php?ac ... &issue=123