Чем объясняется низкая маржа «Ростелекома»Генеральный директор «Синтерры» Виталий Слизень решил закрыть этот вопрос в интервью «Ф.». По его словам, причина заключается ни в неэффективном управлении, ни даже в размере компании. И вспоминает историю возникновения «Ростелекома».
«Вернемся в семидесятые годы. В мире царит напряженность, СССР ждет нападения потенциального противника. Правительство хочет знать, что будет со страной, когда начнется атомная война. Аналитики создали сложную математическую схему – гостированную «Модель воздействия противника». Результат расчетов показал, что советскую территорию атакуют N боеголовок, практически все ракеты врага будут перехвачены. Однако, в полном соответствии с теорией вероятностей, Х из них не будут отбиты. Причем эти Х ракет поразят города-миллионники. Для этих городов было введено понятие – «категорированные города», и непосвященные обыватели стали считать, что чем выше категория, тем лучше условия жизни. На самом деле, по модели - города высшей категории – это населенные пункты, в которых жизнь прекратится.
Единственным национальным оператором был «Ростелеком». И его основной задачей было обеспечить управляемость страной до, во время и после атаки. А главное: в случае нападения обеспечить акцию возмездия. То есть каналы связи не должны ни в коем случае пострадать даже от ядерной атаки. Логичное решение этой задачи – строительство сети единственного магистрального оператора страны в обход предполагаемых эпицентров, по тем территориям, куда враги бомбы не кинут. Россия не обделена просторами, и кабель прокладывался по малонаселенным, часто труднопроходимым местам. Как строительство, так и дальнейшее обслуживание сети (а это и усилительные пункты, и служба сервисной эксплуатации, и многое другое) обернулись колоссальными затратами. К слову, «Ростелеком» только несколько лет как снял с содержания ездовых собак. Потому что до многих участков пролегания кабеля можно было добраться только на санях. А поддерживать работоспособность сети – задача стратегическая, и никто ее не отменит. В том числе из-за этого получается, что рентабельность по EBITDA «Ростелекома» составляет всего 21%.
Магистральные операторы, такие как «Синтерра» (75 тыс. км сетей), «Транстелеком» (55 тыс. км сетей), преследуют другие цели. «Синтерра» - коммерческое предприятие, задача которого увеличивать выручку, EBITDA и маржинальность по EBITDA. Поэтому изначально планируя свою сеть, мы проложили наши магистральные линии через крупные населенные пункты, где обслуживание каналов проще и не столь дорого. Отсюда и маржа «Синтерры» - 36%. ТТК строился как структура РЖД, его линии лежат вдоль железнодорожного полотна, то есть тоже доступны. Зато ни «Синтерра», ни ТТК не способны функционировать после ядерной войны. В нашем проспекте ценных бумаг так и написано, что в случае войны «Синтерра» – банкрот.
Задачу повышения маржи «Ростелекома» можно характеризовать как «близкий локоток, который не укусишь». В принципе любой грамотный менеджер может сделать из «Ростелекома» компанию с высокой маржинальной доходностью. Но уверен, это будет новый «Ростелеком», который не сможет работать после ядерной войны. И как только встает вопрос поддержания безопасности страны, неизбежен возврат к 20%. Слишком велик груз ответственности, который давит на EBITDA. Зато если «Ростелеком» разместит облигации, купонная ставка будет меньше, чем у «Синтерры». Потому что никто не сомневается, будет ли функционировать компания в случае ядерной войны».
Записала Наталья Анищук
Финанс. © 2000-2008
Все права защищены
Гиперссылка обязательна
http://www.finansmag.ru/articles/30156/print