ПРИКАЗ
Об утверждении Требований к управлению сетями электросвязи
В целях реализации требований пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; № 52 (часть I), ст. 5038; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 10, ст. 1069; № 31 (часть I), ст. 3431, ст. 3452; 2007, № 1 (часть I), ст. 8; № 7, ст. 835; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3625; 2010, № 7, ст. 705) и в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 июня 2008 г. № 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2708; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; 2010, № ….., ст. …..),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Требования к управлению сетями электросвязи.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.С. Мардера.
Министр И.О. Щёголев
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от _____________ №_____
ТРЕБОВАНИЯ
к управлению сетями электросвязи
I. Общие положения
1. Настоящие Требования к управлению сетями электросвязи распространяются на сети электросвязи общего пользования (далее – сети связи), входящие в состав единой сети электросвязи Российской Федерации.
2. Операторы сетей связи общего пользования обязаны создавать системы управления своими сетями связи.
3. Система управления сетью связи оператора связи обеспечивает решение следующих основных задач:
1) в повседневных условиях:
а) мониторинг функционирования сети электросвязи в целях обеспечения контроля состояния и прогнозирования возникновения аварийных ситуаций на сети связи, в том числе связанных с разрушающими информационными воздействиями, а также координацию работ по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности своих сетей связи;
б) координацию деятельности обслуживающего персонала по выявлению угроз информационной безопасности сети и средств электросвязи, в том числе по обнаружению и ликвидации последствий компьютерных атак на сеть связи;
в) планирование использования сети связи в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения;
г) предоставление оперативной информации по запросу федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий, в том числе информации о техническом состоянии, перспективах развития сети связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчётных таксах;
е) организацию и проведение совместных тренировок обслуживающего персонала узлов связи сети связи оператора с персоналом узлов связи сетей связи специального назначения по проверке готовности предоставления указанными сетями дополнительных ресурсов по требованию спецпользователей (при наличии соответствующих договоров);
2) в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения:
а) организацию и контроль исполнение решений о приоритетном использовании ресурсов сети связи и средств связи, сохранившихся в зоне чрезвычайных ситуаций, либо о приостановлении или ограничении их использования, принимаемых федеральным органом исполнительной власти в области связи в соответствии с «Положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 895;
б) мониторинг хода восстановления работоспособности сети связи и средств связи в случаях их повреждения во время чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
в) подготовку и доведение до эксплуатационного персонала оперативных решений по обеспечению дополнительно возникающих потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка;
г) взаимодействие с органами всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
4. Система управления сетью связи оператора связи создается и функционирует на основе сочетания принципов централизации и децентрализации управления, предусматривающих предоставление операторам связи самостоятельности в вопросах управления своими сетями связи.
5. Центры управления сетями связи операторов связи размещаются на территории Российской Федерации и взаимодействуют в порядке установленным Федеральным органом исполнительной власти в области связи:
с центрами управления сетями связи специального назначения;
с центрами управления системы централизованного управления сетью связи общего пользования;
с центрами управления взаимодействующих сетей связи.
6. Управление сетью связи осуществляется на постоянной основе в круглосуточном режиме.
7. Система управления создаётся с применением сертифицированных уполномоченными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности и в области противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации программных и аппаратных средств управления и средств защиты информации по требованиям безопасности информации, а также с использованием каналов управления систем обеспечения информационной безопасности, отвечающих требованиям информационной безопасности.
8. Построение системы управления осуществляется с использованием отечественных технических и программных средств, выполняющих функции систем управления и мониторинга, а в случае отсутствия их аналогов – иностранных программно-аппаратных средств, соответствующих требованиям информационной безопасности, которые устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности и в области противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации.
9. В системе управления должны быть реализованы организационные и технические меры, направленные на исключение несанкционированного доступа к программно-аппаратным средствам системы управления, а также к информации управления сетью связи.
10. В системе управления должны быть реализованы организационные и технические меры, направленные на обеспечение её устойчивого функционирования в условиях воздействия разрушающих информационных воздействий, в том числе компьютерных атак.
11. Проектирование, поставка, монтаж и эксплуатация системы управления сетью связи осуществляется с соблюдением организационно-режимных меры защиты.
12. В случае использования ресурсов сети связи оператора связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, персонал, обеспечивающий управление сетью связи оператора связи, должен иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
13. Обеспечение конфиденциальности и целостности информации управления осуществляется с использованием сертифицированных уполномоченным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности средств криптографической защиты информации.
14. В распоряжении центров управления сетью связи оператора связи создаётся необходимый резерв средств управления и связи для восстановления и обеспечения непрерывности управления.
15. Функции по эксплуатации системы управления сетью связи оператора связи и управлению сетью связи осуществляются лицом, имеющим лицензию на оказание услуг связи, и не могут передаваться другим физическим и юридическим лицам, специализирующимся в соответствующей области деятельности.