Проверка связи. Кто и как следит за сотовыми операторами

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Проверка связи. Кто и как следит за сотовыми операторами

Сообщение:#1  Сообщение Erlang » Ср 03 ноя, 2004 17:43 »

Проверка связи. Кто и как следит за сотовыми операторами

Статья из приложения к "Коммерсанту" рассказывает о принятых в России методах контроля качества сетей сотовой связи. Вот только удивительно, что заметив инициативу абонентов по точечному тестированию услуг сети, автор газеты "не заметил" вот уже который год проводимых командой MForum совместно с операторами связи всероссийских драйв-тестов, о которых не раз сообщалось в различных СМИ.

Разговоры о сотовой связи – непременная составляющая светской беседы наряду с обсуждением футбола, погоды, дел друзей и домочадцев. Ругать МТС, "Би Лайн" или "Мегафон" за то, что связь прерывается, до дачи не дозвониться, а GPRS-интернет работает слишком медленно, стало едва ли не правилом хорошего тона. В структурах, занимающихся контролем за качеством мобильной связи, считают, что за последнее время оно улучшилось. Однако претензий к операторам у абонентов по-прежнему множество. По мнению некоторых экспертов, компании связи сейчас больше заботятся о привлечении абонентов и маркетинге, чем об улучшении работы сетей.

История падения

Нельзя сказать, что вопрос о качестве сотовой связи не возникал в первое десятилетие ее существования. Однако еще шесть-семь лет назад невозможно было себе представить, что эта проблема настолько обострится. До конца 1990-х годов сотовые услуги были элитными, и на издержки, связанные с развитием сотовых сетей, мало кто обращал внимание.

Проблемы с сотовой связью вышли сначала на московский, а затем на всероссийский уровень летом 2000 года, когда операторы накопили "критическую массу" – 2,5 млн абонентов. Две аварии в сети ОАО "Мобильные телесистемы" (сначала без связи на несколько часов остались абоненты в центре Москвы, а чуть позже – клиенты компании, оказавшиеся в роуминге) имели огромный общественный резонанс. А авария на сети "Би Лайн GSM" в апреле 2002 года, когда в течение двух суток 2,35 млн абонентов компании не могли дозвониться друг другу, едва не привела к параличу телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и спровоцировала скандал. Абоненты грозили взыскать с оператора убытки, понесенные из-за отсутствия связи. Правда, до этого тогда не дошло.

Таких масштабных локаутов в Москве с тех пор не было. Однако ежедневно абоненты слышат: "Вы сможете продолжить свой разговор через несколько секунд" или читают на дисплеях телефонов: "Услуга недоступна". В разгар рабочего дня в центре Москвы такое может продолжаться по нескольку минут кряду, что, разумеется, не улучшает имиджа операторов.

Инструментальный контроль

Тем не менее российская администрация связи уверена: качество сотовой связи в Москве за последнее время улучшилось, и связывает это со значительной модернизацией инфраструктуры операторов. "По результатам проверок, проведенных в 2003 году,– говорит глава Россвязьнадзора Валерий Бугаенко,– операторами связи московского региона проведена большая работа по развитию своих сетей связи и расширению зоны радиопокрытия... За прошедший период 2004 года на территории Москвы и Московской области компании ввели в эксплуатацию сотни базовых станций".

Как рассказал Ъ Валерий Бугаенко, операторы развивают свои сети и устанавливают базовые станции очень интенсивно: "К сожалению, в погоне за количеством абонентов операторами нарушаются действующие правила. Так, в ходе недавних дистанционных проверок выявлены нарушения частотно-территориального плана базовых станций, нарушение условий выданных разрешений на использование радиочастот, эксплуатация новых базовых станций без разрешений..."

Говоря о качестве сотовой связи в московском регионе, в Россвязьнадзоре подчеркивают: за восемь месяцев этого года служба провела 12 внеплановых проверок "по отдельным вопросам, связанным с жалобами и обращениями граждан и юридических лиц" (названия операторов и характер претензий не называются). Для сравнения: за такой же период прошлого года Госсвязьнадзор провел по жалобам 16 выездных проверок.

Впрочем, в самом Россвязьнадзоре говорят, что термин "проверка качества связи" не отражает содержания их деятельности. Служба проверяет выполнение операторами связи лицензионных условий, обязательных требований в области связи, а также состояние сетей сотовой подвижной радиотелефонной связи.

Один из наиболее известных критериев, который может характеризовать качество связи: в час наибольшей нагрузки число отказов не должно превышать 5%. Проверяет этот показатель устройство, "заряженное" SIM-картами операторов, посылая несколько тысяч контрольных вызовов на номера мобильных и городских телефонов. Если автомат успешно прозванивается в 95% случаях при большом количестве контрольных наборов, значит, сеть связи построена и работает нормально и претензий по этому вопросу к компании у Россвязьнадзора нет.

"Конечно, измерения Россвязьнадзора во многом объективны и необходимы,– говорит вице-президент компании "Корбина Телеком" Александр Малис.– Но следует понимать, что это не универсальный метод. Есть качество связи в целом и качество связи в тот момент, когда его меряют. Допустим, по два часа в день телефон у вас работает прекрасно, зато все остальное время барахлит. А замер проводился в то время и в том районе, где с сетью как раз все в порядке".

Несертифицированные операторы

"Инструментальный контроль" администрации связи может дать определенное представление о работе сотовой сети. Но даже если все показатели в норме, абонента этим не убедишь. Каждому кажется, что допустимые 5% недозвона приходятся именно на его долю, а также на долю его родственников и друзей. Поэтому негосударственные организации, контролирующие качество связи, используют иные способы тестирования.

Взгляды независимых сертификаторов на качество сотовой связи в Москве расходятся с мнением руководства надзорных органов. По их мнению, если качество связи в Москве и не ухудшается, то до совершенства ему очень далеко. "На мой взгляд, качество сотовой связи во многих случаях оставляет желать лучшего,– говорит начальник отделения сертификации услуг связи и информационных технологий НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" Раиса Блинова.– Операторы сейчас в основном озабочены маркетинговыми инициативами и увеличением абонентских баз. Качество связи отходит на второй план".

"Интерэкомс" занимается добровольной сертификацией услуг операторов связи с 1996 года, с момента регистрации в Госстандарте своей системы сертификации. Процедуру сертификации в "Интерэкомсе" прошли такие компании, как "Вымпелком", МТС, "Московская сотовая связь", операторы фиксированной связи "Телмос", "Комстар", "Совинтел", "Комбеллга" и многие другие. С 2001 года "Интерэкомс" входит в Систему добровольной сертификации международной организации АМККТ (Международный конгресс качества телекоммуникаций).

В НИИ не разглашают подробностей своей методики сертификации, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако известно, что принципиальным ее отличием от проверок, проводимых Госсвязьнадзором, является обращение напрямую к абонентам. "Мы проводим опросы пользователей услуг той или иной компании,– говорит госпожа Блинова.– И при сертификации качества услуг компании их мнение – один из наиболее важных факторов". Сертификат действует в течение двух-трех лет. В течение срока действия сертификата его надо подтверждать ежегодно путем проведения инспекционного контроля.

Представители НИИ отмечают, что в последнее время операторы сотовой связи не спешат подтверждать соответствие качества своих услуг установленным требованиям и получать сертификат: "На сегодняшний день у компаний совсем другие приоритеты, хотя сертификат во многих случаях производит положительное впечатление на абонентов и, кроме того, улучшает имидж компаний на рынке услуг связи, повышает их рейтинг в глазах инвесторов".

Сами операторы, впрочем, считают, что вполне могут обойтись без таких сертификатов. "В "Интерэкомсе" мы проходили сертификацию нашей сети D-AMPS.– говорит специалист по связям с общественностью "Вымпелкома" Артем Минаев.– Но нам это ничего не дало. Поэтому мы приняли решение не проходить данную сертификацию нашей GSM-сети".

Остановка на достигнутом

С представителями администрации связи в целом согласны и представители общественных организаций, объединяющих абонентов. "Серьезные проблемы с голосовой связью в Москве остались в прошлом,– говорит координатор проекта "Ячейки.ру" (представительство региональной общественной организации "Общество потребителей мобильной связи" в интернете (РОО ОПМС).– Ъ) Андрей Тимошин.– В 2000-2002 годах, когда абонентские базы компаний росли огромными темпами, сети не справлялись с наплывом подписчиков, что и провоцировало масштабные локауты. Теперь же ситуация с подключением новых абонентов стабилизировалась, и особых проблем со связью мы не усматриваем".

Выводы относительно московского и региональных рынков представители РОО ОПМС делают на основе регулярно проводимых тест-драйвов сотовой связи. Постоянные посетители сайта "Ячейки.ру" по собственному желанию тестируют качество связи, звоня на мобильные и городские телефоны, пользуясь GPRS, отсылая друг другу SMS. При этом абонентам предложено выставлять операторам оценки за ту или иную услугу. Окончательная оценка и заключения относительно качества сотовой связи той или иной компании делаются на основании сводных данных, собранных с добровольных тестеров.

По словам господина Тимошина, колебания качества сотовой связи возможны сейчас при вводе операторами новых агрессивных тарифов. В качестве примера куратор "Ячеек" приводит ситуацию, сложившуюся после введения московским "Мегафоном" тарифного плана Fix (по нему абонент платит за связь не повременно – тарифицируется лишь сам факт звонка). По отзывам посетителей "Ячеек", с появлением Fix дозвониться до абонентов московского "Мегафона" стало сложнее – это можно объяснить резко возросшим трафиком в сотовой сети и ростом нагрузки на нее.

Некоторые аналитики полагают, что, несмотря на многочисленные жалобы на работу операторов, присылаемые на "Ячейки" и другие специализированные сайты, выводы представителей РОО ОПМС вполне логичны. "Сейчас операторы построили в Москве и большей части Подмосковья полноценные сети,– говорит аналитик "Ренессанс-Капитала" Ольга Жилинская.– Будничные нагрузки если и создают время от времени для абонентов проблемы, то весьма незначительные. Тарифные войны также подходят к концу – падения тарифов, из-за которого абоненты вдруг начали бы интенсивнее подключаться или говорить дольше, чем обычно, не происходит. Пиковые нагрузки на сети сейчас бывают только на Новый год или в случае чрезвычайных ситуаций".

© Валерий Кодачигов, приложение к газете "КоммерсантЪ"

exInspektorUGSN

 

Сообщение:#2  Сообщение exInspektorUGSN » Ср 03 ноя, 2004 19:15 »

Пока нет критериев оценки качества сотовой связи бесполезно говорить о качестве этой связи. Не с чем сравнивать. Сравнивать с проводной телефонией некорректно.
Тем более в договорах абонента предупреждают о возможных искажениях и перерывах и абонент со всем этим соглашается подписывая договор, т.е. изначально соглашается на допустимость перерывов в связи или недоступности сети.
Вообще как можно оценить качество если нельзя спрогнозировать количество абонентов в той или иной географической точке. Сегодня одно, а завтра в несколько раз больше.

Может кто предложет по каким критериям производить оценку качества сотовой связи.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#3  Сообщение Erlang » Ср 03 ноя, 2004 19:28 »

Может кто предложет по каким критериям производить оценку качества сотовой связи.

Есть хорошие западные методики.

Вкратце:
для радио - делаются измерения доступности в определенных точках за определенное время и сопоставляются с данными компьютерного моделирования на базе драйвтеста.
по коммутации все стандартно для проводов.

5611
Форумчанин
 
Сообщения:
7444
Зарегистрирован:
11 ноя 2005
Откуда:
Ярцево

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#4  Сообщение 5611 » Вт 29 янв, 2008 11:04 »

Союз потребителей России (СПРФ) сформировал рабочую группу по мониторингу качества услуг связи. Об этом сообщает пресс-служба СПРФ. С такой инициативой выступило Общество защиты прав потребителей в области связи и телекоммуникаций (ОЗПП ОСТ), недавно принявшее решение о вступлении в СПРФ.

Как сказал председатель СПРФ член Общественной палаты РФ Петр Шелищ, в последнее время существенно возросло количество обращений граждан, связанных с качеством услуг сотовых операторов, интернет-провайдеров и отдельными случаями слабой эффективности их государственного регулирования. Именно эти вопросы и возьмет под общественный контроль рабочая группа Союза потребителей.

По словам руководителя ОЗПП ОСТ Феликса Ратавнина, свою ближайшую задачу он видит в том, чтобы наладить обратную связь потребителей телекоммуникационных услуг с операторами связи, которые в погоне за прибылью зачастую пренебрегают интересами клиентов.

Как отметил Феликс Ратавнин, нередко нарекания от потребителей звучат и в адрес чиновников, регулирующих рынок связи и ИТ. В планах рабочей группы - проведение проверок по обращениям граждан, чьи потребительские права были нарушены, а также широкая просветительская работа среди потребителей и участников рынка связи, участие в "круглых столах" и других тематических мероприятиях.

Феликс Ратавнин особо отметил, что отдельное внимание будет уделено вопросам внедрения цифрового телевидения в России, поскольку этот процесс имеет чрезвычайно важное значение для государства и общества, но при этом практически не встречает понимания у населения.

Количество пользователей IT-услуг в России растет с каждым днем. По данным компании AC&M Consulting, число пользователей мобильной связью в России превысило 160 млн. абонентов, а показатель проникновения услуг сотовой связи составляет около 111%. Степень проникновения мобильной связи по активным абонентам в РФ по итогам 3 квартала 2007 г. достигла уровня 63,0%.

А что касается Интернета, по данным исследовательского комитета ассоциации "Интернет и Бизнес", по сравнению с концом 2006 г. количество российских пользователей Интернета, посещающих сайты Рунета хотя бы раз в месяц, выросло почти на треть - на 29%. Эта оценка является результатом анализа и сопоставления всех доступных данных онлайновых систем измерения объема аудитории, при этом учитывались особенности каждого из источников. Общее количество cookie (уникальных идентификаторов), которые фиксируются за месяц на российских сайтах, в 2007 г. выросло на 43%.
http://top.rbc.ru/retail/28/01/2008/136894.shtml

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Erlang » Пн 18 мар, 2013 16:26 »


Eisenfaust
Форумчанин
 
Сообщения:
639
Зарегистрирован:
01 ноя 2008
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Сообщение:#6  Сообщение Eisenfaust » Пн 18 мар, 2013 22:32 »

Помню, пришла нам жалоба.
Гражданин подключился к МТС, а у него (новостройки где-то в райне Камышовой ул. или Юнтоловки) МТС не "берет". Потому что вышек нет или далеко расположены.
Возмущался: оператор должен был предупредить, что в месте проживания абонента качественную связь обеспечить не может.
Требовал обязать МТС построить у него вышку.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#7  Сообщение Erlang » Вт 19 мар, 2013 03:24 »

Может мне жалобу накатать на МТС?
Была БС на здании АТС в прямой видимости. Но снесли хрущебы и построили высотные коробки - прямая видимость пропала и сигнал значительно ухудшился :О(
Да и в метро между станциями у МТС покрытие значительно хуже - постоянно телефон ловит чужие сети и предлагает зарегистрироваться - раздражает :Shisha_1:

MNOGO
Форумчанин
 
Сообщения:
4617
Изображения: 8
Зарегистрирован:
05 май 2005
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 195 раз.

Сообщение:#8  Сообщение MNOGO » Вт 19 мар, 2013 07:40 »

Erlang писал(а):Может мне жалобу накатать на МТС?


А шо, в МАскве уже выбрать не из кого?
Erlang писал(а):постоянно телефон ловит чужие сети и предлагает зарегистрироваться

отключите опцию автовыбора

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#9  Сообщение Andrei » Вт 19 мар, 2013 11:19 »

Erlang писал(а):Да и в метро между станциями у МТС покрытие значительно хуже

По-моему там так шумно, что все равно поговорить не получится. А СМС-ку и во время стоянки на станции поймать можно - 3-4 минуты не критично.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#10  Сообщение Erlang » Вт 19 мар, 2013 13:23 »

MNOGO писал(а):А шо, в МАскве уже выбрать не из кого?

Шо в МАскве и выбирают альтернативу :D
Я как-то как не особо активный пользователь МТС на Оператора не жалуюсь. (жду бонусов в МТС-бонус ;-) ).
MNOGO писал(а):отключите опцию автовыбора

Телефон теряет сеть и ищет возможные - это не отключить.
Про внутрисетевой роуминг в Москве я что-то не слышал ;-)
Когда-то давно, ради интереса, делал эксперименты по регистрации в других сетях :D

Да, если кто не в курсе - Внутрисетевой роуминг не возникает сам собой - он возникает после подписания Операторами договора.

Продублирую в теме :vertag:

Andrei писал(а):По-моему там так шумно, что все равно поговорить не получится. А СМС-ку и во время стоянки на станции поймать можно - 3-4 минуты не критично.

Я как давний пользователь Скайлинка, который в метро услуг не предоставляет, привык отключать мобильный.
А связь в метро только по GSM, вроде на Пушкинской был таксофон, но давно его не помню - может и стоит, просто старые маршруты на автопилоте пробегаются.
Кстати вот хорошее применение таксофонам - метро.
Желательно ещё и с входящим звонком.
Ну и карточку на таксофон где покупать? Опять в Кассу заплатив ещё раз за вход ;-)

Andrei писал(а):По-моему там так шумно, что все равно поговорить не получится.

Я бы вообще запретил разговоры во время движения, да и криминал пользуется включенными телефонами (погуглите про это - много тем)...

deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Сообщение:#11  Сообщение deee » Чт 21 мар, 2013 14:27 »

Eisenfaust писал(а):Возмущался: оператор должен был предупредить, что в месте проживания абонента качественную связь обеспечить не может.
Требовал обязать МТС построить у него вышку.


Имел полное право - недостаточное количество вышек (в результате экономии оператора на капзатратах) есть головная боль этого оператора, а не абонента. Читайте судебную практику.

Недостаточное (количеству абонентов и географической зоне оказания услуг) количество вышек у оператора подвижной связи не относится к обстоятельству, от него не зависящему. Если строить вышку невыгодно, то МТС вполне могло бы купить и оплачивать абоненту SIM-карту другого оператора - который там "ловится". Это называется предпринимательский риск.

P.S. Вопросы в другой теме по обязанностям Роскомнадзора сняты? И вопросы одностороннего отказа оператора от исполнения договора тоже?

Вернуться в Последние новости отрасли


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14