Перспективные направления развития отрасли телекоммуникаций стали основной темой Первого Международного Форума «Business Models Media & Telecom 2.0: Ключевые стратегии монетизации», который состоялся 8 июня 2011 года в Москве. Открывая первую сессию под общим названием «Сценарии 2.0. Стратегические инициативы государства. Тенденции и перспективы трансформации отрасли» с докладом о ключевых задачах регулятора по развитию управляемой конкурентной среды в отрасли телекоммуникаций выступил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Наум Мардер.
«Эпоха параллельного развития телекоммуникаций и информационных технологий закончилась. Эти две ветви пришли в единую точку, в центре внимания которой оказался потребитель. Причём потребитель не отдельных услуг связи или информационных технологий, а потребитель контента», - подчеркнул замглавы Минкомсвязи России. По его словам, именно потребности и запросы потребителя диктуют подходы к регулированию отрасли информационно-телекоммуникационных технологий.
Потребителю нужен доступ к информационным ресурсам на приемлемых скоростях и по доступным ценам. В результате первой задачей регулятора становится обеспечение доступа к информации. При этом необходимо учитывать особенности России – протяжённость территории, неравномерную плотность населения и различный уровень его платёжеспособности. Наум Мардер убежден в необходимости введения принципа технологической нейтральности, что в свою очередь диктует новые подходы к нормативно-правовому регулированию отрасли.
Замглавы Минкомсвязи обратил внимание на то, что не все сегменты рынка доступа в России прибыльны. По его словам, примерно 10% населения нашей страны недоступна сотовая связь из-за отсутствия экономической заинтересованности операторов в работе в соответствующих регионах.
В результате задачей регулятора становится поиск побудительных механизмов для операторов к работе на всей территории страны. Наум Мардер считает, что эти механизмы могут быть разными – от прямой господдержки до перекрёстного субсидирования конкурсных условий, когда оператор идёт в убыточный регион, чтобы за это получить прибыльный сегмент рынка. «Российские реалии диктуют гибкие подходы к конкурсным условиям, иначе мы никогда не преодолеем то, что называется цифровым неравенством», - пояснил он.
В условиях снижения цен на услуги возникает обратный эффект, когда у операторов, даже крупных, не хватает средств на строительство новых сетей. В этом случае перед регулятором встаёт вопрос: «Как относиться к объединению операторов в более крупные структуры?» По словам Наума Мардера, «это закономерная мировая тенденция, и в условиях технологической нейтральности рынок будет поделён между крупными игроками, имеющими весь набор телекоммуникационных возможностей». «Более того, даже ресурсов крупных операторов может не хватить на всю Россию», - добавил он.
В этом случае, по мнению замглавы Минкомсвязи России, перед государством встаёт очередная задача – регулирование внешних операторских объединений. Замминистра привёл в пример объединение трёх крупнейших сотовых операторов для построения трассы «Чита-Хабаровск», поскольку для каждого оператора в отдельности проект был бы заведомо неокупаемым. По его словам, в результате «получился интересный полигон» для регулирования и выработки правил пользования такой трассой.
Наум Мардер затронул также проблему радиочастотного регулирования. Он напомнил, что операторам было предложено создать консорциум, с помощью которого они сами бы определили, как лучше использовать полосы частот для сетей четвёртого поколения. «Мы надеемся, что будет положительный и интересный результат», - добавил он.
Важный момент регулирования с точки зрения Наума Мардера – «побуждать операторов осваивать уже существующую инфраструктуру, а не гоняться за технологическими новинками». Он пояснил, что не только в России, но и во всём мире наблюдается тенденция, когда при ещё недостаточно загруженных, а порой неокупившихся сетях третьего и даже второго поколения, все спешат строить сети четвёртого поколения, требуя средства и на них. «Мы, как регулятор, в этом случае должны направлять усилия туда, куда нужно обществу, - подчеркнул замминистра. - Одно из искусств регулирования – правильно использовать организационный потенциал государства».
По мнению Наума Мардера, важными задачами регулятора также являются модернизация законодательной базы и обеспечение функционирования сетей связи в условиях чрезвычайных ситуаций, причём не только внешнего характера (землетрясения, техногенные катастрофы), но и внутреннего характера (DDOS-атаки, умышленный вывод сети из строя). По его словам, нужна также новая регуляторная база, охватывающая большой круг проблем, в том числе и проблемы доступа в системе 112, реализация механизма СОРМ.
«Главная задача, которую перед нами поставило государство – чтобы всё что мы делаем, всё наше регулирование активно способствовало продвижению России к информационному обществу», - подытожил Наум Мардер.
http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=42514
Алексей Малинин обозначил основные направления и перспективы развития мобильного и спутникового телевидения
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Малинин ответил на вопросы журналистов о перспективах отрасли на пресс-конференции, которая состоялась 8 июня в рамках Первого Международного Форума «Business Models Media & Telecom 2.0: Ключевые стратегии монетизации».
Смысл развития телекоммуникаций, по мнению Алексея Малинина, в направленности на развитие творческого потенциала нации. «Мы должны предоставлять возможность широким слоям населения участвовать в творческом процессе. Это касается и программного обеспечения, и медиа-индустрии, и телекоммуникаций. Это сегодня позволяет человеку участвовать в творческом процессе, где бы он ни проживал», - пояснил он.
Отвечая на вопрос о перспективах развития мобильного телевидения в России, замглавы Минкомсвязи подчеркнул, что ситуацию с мобильным телевидением необходимо рассматривать в контексте всего европейского рынка. «Мы изначально приняли европейский стандарт и модель вещания, но пока мобильное телевидение должного развития в России не получило. Здесь кроется колоссальный потенциал, так как люди становятся всё более мобильными и хотят получать информацию прямо сейчас в любой точке, где бы они ни находились», - сказал замминистра. Вместе с тем, по его мнению, в этой сфере есть серьёзная проблема – это стандартизация. «Необходимо как минимум на европейском, а лучше на международном уровне выработать единые подходы в первую очередь к абонентскому оборудованию. В этой связи могу сказать, что сегодня началась очень интересная дискуссия между DVB консорциумом, который объединяет компании, занимающиеся цифровым вещанием, в том числе мобильным? и ассоциацией 3GPP, которая занимается вопросами развития сетей связи четвёртого поколения», - добавил он.
Алексей Малинин напомнил, что в настоящий момент идёт много разговоров о частотном диапазоне, который должен перейти к мобильным операторам после того, как будет отключено аналоговое вещание. По словам замминистра, аналитические исследования показывают, что развитие широкополосных сетей связи, их пропускная способность скорее всего не будут успевать за ростом спроса на контент. Замглавы Минкомсвязи России пояснил: «Сегодня люди уже хотят смотреть телевидение высокой чёткости, скачивать 3D-контент, не за горами ультравысокая чёткость. Здесь, скорее всего, две технологии могут быть комплиментарны, потому что ни одна их них целиком проблему не решает. Если найти разумное объединение, то мы сможем получить тот самый синергетический эффект, когда мобильность станет реальной».
На вопрос о возможном появлении второго инфраструктурного оператора при условии, что будут сформулированы соответствующие требования к коммерческим организациям, Алексей Малинин сказал, что для нашей страны актуально иметь в этой сфере различных игроков, особенно на магистральных линиях связи. «География России такова, что мы каким-то одним способом решить все проблемы не можем. Поэтому здесь нужна разумная комбинация наземной инфраструктуры, спутниковой инфраструктуры», - пояснил он. По мнению Алексея Малинина, в условиях России порой нет более дешёвого и рационального пути, чем развивать спутниковую группировку и спутниковые услуги связи, где тоже есть перспективные направления, например, Ка-диапазон. «Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы были разнообразные провайдеры, разнообразные игроки на рынке», - подытожил замминистра.
http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=42515
Наум Мардер писал(а):Наум Мардер затронул также проблему радиочастотного регулирования. Он напомнил, что операторам было предложено создать консорциум, с помощью которого они сами бы определили, как лучше использовать полосы частот для сетей четвёртого поколения. «Мы надеемся, что будет положительный и интересный результат», - добавил он.
Пометим - теперь гордое название Оператор связи можно применять только к "Могучей четверке".
Собственно Мардер в интервью уже говорил, мол мелочи пузатой в отрасли делать нечего.