В мировой практике известны технологии «отслеживания каждого голоса» избирателя на основе штрих-кодов, «секретных номеров» и т.п. Эти технологии основываются на закреплении за каждым избирателем «своего секретного идентификатора», который заранее наносится специальными технологиями на бюллетень и становится известен только конкретному избирателю в момент перед голосованием, при этом соблюдается тайна процедуры голосования.
Система «отслеживания каждого голоса», изложенная ниже не требует использования специальных технологий нанесения «секретного знака» на каждый бюллетень, не требует финансовых затрат и является полностью российской.
Система включает в себя достаточный для 100% «отслеживания каждого голоса» избирателя комплекс организационных мер:
Организационные меры членов участковой избирательной комиссии до начала голосования:
• Форма бланка голосования дополняется снизу двумя незаполненными таблицами через «линию отрыва» - сама таблица и её корешок. Цифры в таблице должны допускать возможность машинной обработки, как например обработки почтовых индексов на письмах:
№ избирательного участка Индивидуальный №
ХХХХХ (от 1 до 94 тысяч) УУУУ (от 1 до 9999)
Линия отрыва
№ избирательного участка Индивидуальный №
ХХХХХ (от 1 до 94 тысяч) УУУУ (от 1 до 9999)
• За день до начала голосования, члены участковой избирательной комиссии, исходя из ожидаемого количества избирателей, заполняют эти две таблицы каждого бюллетеня (при этом каждому бюллетеню присваивается уникальный по РФ номер, состоящий из двух групп цифр). Чтобы эти цифры были не видны, заполненные бюллетени, складываются «пополам» и их края соединяются (скотчем, клеем и т.п.).
• Все бюллетени, подготовленные таким образом, члены избирательной комиссии пересчитывают, помещают в «камеру выдачи бюллетеней избирателям» (м.б, выделенный объем в урне для голосования), опечатывают камеру и составляют протокол о количестве бюллетеней, помещенных в «камеру выдачи бюллетеней избирателям».
Организационные меры для избирателей:
• Конкретный избиратель, после регистрации в журнале участковой избирательной комиссии в соответствие с адресом проживания, допускается к «камере выдачи бюллетеней избирателям», откуда вынимает случайным образом «один из многих бюллетеней». Далее избиратель «раскрывает» запечатанный бюллетень, узнает свой «секретный идентификационный номер», отрывает по линии отрыва «корешок» и оставляет у себя уникальный идентификационный номер бюллетеня, после этого выполняется обычная процедура голосования.
Через ХХ часов после окончания голосования, каждый избиратель может на сайте своей участковой избирательной комиссии (на сайте соседнего участка) посмотреть списки проголосовавших за конкретного кандидата и отследит свой голос по своему уникальному идентификационному номеру (номер, указанный на «корешке» бюллетеня) .
Организационные меры членов участковой избирательной комиссии после голосования:
• члены избирательной комиссии вскрывают «камеру выдачи бюллетеней избирателям», составляют протокол количества чистых бюллетеней (для дополнительного контроля количества проголосовавших избирателей и затруднения вброса бюллетеней после окончания голосования).
• после подсчета результатов голосования по участку, их ввода в систему «ГАС Выборы» и составления соответствующих протоколов, члены избирательной комиссии публикуют на сайте избирательного участка (на сайте соседнего участка) списки «уникальных идентификационных номеров», проголосовавших за каждого кандидата на своем избирательном участке. Такая публикация на сайте позволяет со 100% достоверностью отследить голос каждого избирателя.
Сочетание вышеописанной системы 100% «отслеживания каждого голоса» на избирательном участке и системы, гарантирующей достоверность и прозрачность выборов (см. публикацию на сайте от 2 января 2012 г.) позволяют выполнить:
• отслеживание "каждого голоса избирателя",
• 100% контроль достоверности введения – передачи – суммирования голосов в системе «ГАС Выборы»,
• 100 % контроль прозрачности системы «от каждого избирателя» до результатов голосования по каждому избирательному участку, населенному пункту, городу, области, региону и в целом по стране.
Создание таких систем возможно за 4-5 недель, требуемые финансовые средства – 1 % от запланированных 15 млрд. руб.
Для реализации вышеприведенного комплекса организационно-технических мероприятий, целесообразно создать при Мининформсвязи РФ «Рабочую группу», которая организует своевременное выполнение работ.
Примерный план работ:
• Разработка и утверждение в ЦИК «Дополнений к регламенту работы участковой избирательной комиссии»,
• Разработка иллюстративных материалов для СМИ, излагающих принципы, закладываемые в усовершенствованную выборную систему: «отслеживание каждого голоса избирателя», 100% контроль достоверности введения – передачи – суммирования голосов в системе «ГАС Выборы», 100 % контроль прозрачности системы от каждого избирателя до результатов голосования по каждому избирательному участку, населенному пункту, городу, области, региону и в целом по стране,
• Разработка и утверждение Распоряжения Правительства РФ ЦИК «О выполнении комплекса работ по обеспечению публикации на сайте ЦИК, через ХХ часов после окончания голосования, данных о результатах голосования на каждом из 94 тысяч избирательных участков РФ, введенных в систему «ГАС Выборы»,
• Разработка и утверждение ТЗ и исходных данных для проведения конкурса на разработку и изготовление «доработанных» урн голосования (эскизный проект прилагается),
• Разработка и утверждение ТЗ и исходных данных для проведения конкурса «На предоставление транспортных услуг по доставке и монтажу урн голосования на избирательных участках во всех регионах РФ.
Alex Rail
08.01.2012