Никифоров интервью "Известия": Итоги 2013 года

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Никифоров интервью "Известия": Итоги 2013 года

Сообщение:#1  Сообщение Erlang » Чт 26 дек, 2013 06:20 »

Про:
- MNP
- технологическую нейтральность
- роуминг
- универсальные услуги связи
- многострадальный ФЗ "О почтовой связи"
- качество услуг связи
и развитие спутниковой связи.

Известия

Деньги на развитие многофункциональных терминалов возьмут из ФНБ

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров рассказал «Известиям» о задержке отмены «мобильного рабства», стоимости роуминга и преобразовании «Почты России»

2013 год принес российской отрасли связи много изменений и не меньше обещаний. Отмена «мобильного рабства», планы реорганизации «Почты России», первые решения о технологической нейтральности. Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров рассказал «Известиям» об изменениях в отрасли.

Услуга переносимости мобильных номеров (MNP) по закону должна были стартовать с 1 декабря. Но абоненты гарантированно получат ее не ранее 15 апреля. Почему вы позволили операторам продавить себе такие послабления?

— Не могу согласиться с формулировкой, что операторы себе что-то продавили. Такой сценарий изначально обсуждался, поскольку мы беспокоились, что может возникнуть ажиотажный спрос на услугу, тем более что нигде в мире за такой короткий срок она не запускалась. Россия — самая большая страна в мире, система связи у нас тоже очень обширная, поэтому мы действительно дали операторам возможность на старте услуги самим назначать дату перехода, а не жестко привязываться к указанным в постановлении восьми дням.

Операторы, которые в минимальные сроки предоставят абонентам этот сервис и обеспечат их качественной связью, получат коммерческую выгоду. Мы уже предвидим конкуренцию за корпоративных абонентов.

— MNP сейчас особенно не популяризируется, разве что усилиями прессы. При этом заявки на перенос номеров подали уже десятки тысяч человек — это хороший или плохой результат?

— Дело не в количестве людей, которые в итоге воспользуются MNP, эта услуга важна самим фактом своего существования. Абоненты получили возможность сохранять номер, но менять поставщика услуг, а операторы стали больше заботиться о качестве своих услуг и работы call-центров. О необходимости внедрения MNP в отрасли говорили 10 лет, но ничего не происходило. И всего за год нам удалось это изменить. Оценивать, сколько заявлений было подано сейчас и сколько будет подано весной, пока рано. Предварительные итоги можно будет подвести в конце 2014 года.

Хочу сказать, что министерство со своей стороны и не предполагало делать никакую социальную рекламу услуги. Когда у операторов вся система заработает нормально, все переносы номеров будут проходить в срок, то компании сами будут рекламировать ее, ведь для них это возможность привлечения абонентской базы. Причем борьба будет вестись за премиальных абонентов — за тех, кто приносит больше денег.

В этом году много говорилось об отмене внутрисетевого роуминга, но к реальным изменениям это не привело. Когда же Минкомсвязи избавит россиян и от этого «рабства»?

— Мы изучали эту ситуацию. Выяснилось, что одним волевым решением ее не изменить. Для отмены внутрисетевого роуминга необходимо реформирование всей системы регулирования отрасли связи. Поэтому пока мы решили либерализовать рынок пропуска трафика между операторами. Сейчас действует очень много устаревших процедур и требований, описывающих, как операторы должны присоединяться друг к другу. Мы получили решение, позволяющее предоставить им больше свободы. Разберемся с этими проблемами, тогда можно будет двигаться дальше.

В то же время мы проконтролировали, чтобы все крупные операторы внедрили специальные выгодные тарифы, которые включаются с помощью отдельных опций. Те абоненты, которые часто перемещаются из одного региона в другой, могут решить таким образом эту проблему. Кроме того, мы подписали огромное количество соглашений, регулирующих цены на международный роуминг, в том числе с Китаем и рядом европейских стран. Считаю это крайне важным, потому что сегодня цены на международный роуминг зачастую неоправданно высоки, из-за чего люди не пользуются своими SIM-картами, выезжая за рубеж. Они покупают SIM-карту местного оператора. В итоге от этого никто не выигрывает. Напротив, есть примеры, когда подписание и эффективное снижение цен на международный роуминг повышало выручку операторов, потому что абоненты начинали пользоваться телефонами.

— Минкомсвязи раньше активно работало над тем, чтобы заключить единое роуминговое соглашение Россия – ЕС. Но последние полгода представители министерства ездили по разным европейским странам и заключали «персональные» соглашения с каждой страной...

— В Евросоюзе очень сложная иерархическая система управления, поэтому двусторонний межгосударственный формат работы с каждой страной по отдельности приносит более быстрые результаты. В то же время мы надеемся, что найдем пути сотрудничества по этому вопросу и установим соразмерные цены на услуги связи.

— Не секрет, что «Tele2 Россия» долго билась за то, чтобы у нас в стране начал действовать принцип технологической нейтральности (позволяет оператору на имеющихся у него частотах предоставлять услуги любой технологии связи. — «Известия»). Но этот принцип начал действовать только после того, как шведы ушли (имеется в виду продажа российского подразделения Tele2 структурам ВТБ. — «Известия»). Это взаимосвязанные события или нейтральность появилась бы и так?

— Технологическая нейтральность появилась бы в любом случае. Я работаю в должности министра уже полтора года, на первом же заседании госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) мы рассматривали именно этот вопрос. «Большая тройка» настояла на необходимости проведения дополнительных исследований, и комиссия не могла не учесть их требования. Исследования были проведены, осенью 2013 года мы рассмотрели их результаты, но тогда мы не смогли сойтись с членами комиссии в вопросе о введении дополнительных условий по покрытию малых населенных пунктов связью в зависимости от используемых диапазонов радиочастот. В декабре это решение наконец-то было принято. Уверяю, что никакой связи с акционерами «Tele2 Россия» здесь нет.

На прошлой неделе вы отправили законопроект «О почтовой связи» на утверждение. Когда он будет подписан, когда будет подписана стратегия «Почты России» и чего ожидать в следующем году ее клиентам? Когда граждане смогут зайти без ужаса в почтовое отделение?

— Нам хотелось бы, чтобы законопроект был принят в весеннюю сессию Госдумы. Но это зависит от конструктивной работы с депутатами, ведь закон касается не только «Почты России», но и всей отрасли, в которой работает около 500 компаний. Что касается стратегии развития «Почты России», то она внесена в правительство, но некоторые ее элементы реализуются уже сейчас. Предприятие не может ждать, у него есть сотрудники, по числу занятых это второе в стране предприятие. Благодаря оптимизации действующих контактов с 1 октября 2013 года удалось повысить зарплаты работникам «Почты России» в городах-миллионниках. Точная дата утверждения стратегии пока определяется, но думаю, что в ближайшее время решение будет принято.

— Ближайшее — это когда? До конца этого года?

— Документ сейчас находится в Белом доме. До конца года мы внесем еще один законопроект — о преобразовании «Почты России» из ФГУПа в открытое акционерное общество, на 100% принадлежащее государству. Этому предприятию нужен совет директоров, нужны независимые директора, нормальные корпоративные процедуры.

В этом году много говорилось о необходимости реформирования универсальных услуг связи, но они так и не изменились. Так и не дана отмашка «Ростелекому» снимать таксофоны.

— Напомню, что о намерении снять таксофоны мы никогда не говорили. Сейчас мы создаем возможность оказывать универсальную услугу с помощью многофункциональных терминалов с доступом к интернету и Единому порталу государственных услуг. Таксофоны останутся, но будут обходиться государству на треть дешевле: если раньше из фонда универсального обслуживания мы тратили на них 15 млрд рублей в год, то сегодня они уже окупились и нам требуется только около 10 млрд рублей ежегодно на их обслуживание. На высвободившиеся средства мы планируем строить оптоволоконные линии в малых населенных пунктах.

По нашим оценкам, на эти цели требуется от 50 млрд до 70 млрд рублей, поэтому весь проект может занять 10 лет. Но на совещании у президента России по развитию Фонда национального благосостояния также обсуждалась возможность выделения средств этого фонда на данные цели, что позволит ускоренно реализовать работу примерно за три года. Более того, мы сейчас обсуждаем возможность распространения проекта на населенные пункты численностью от 250 человек. Если все получится, то возможность доступа в интернет получит 93% населения России.

Мы рассчитываем подписать 10-летний контракт, включающий новые принципы оказания универсальной услуги. Основной претендент — «Ростелеком», который сегодня он оказывает 90% объема универсальных услуг.

— В Финляндии, Франции, других странах существуют нормы скорости доступа в интернет, то есть ниже 1 Мбит, или 2 Мбит, или 5 Мбит в секунду эта скорость быть не может. У нас такие законодательные нормы могут появиться?

— Нужно учитывать разницу между крупными городами и малыми населенными пунктами. Если мы говорим об «оптике», то скорость сегодня составляет 100 Мбит, завтра — 1 гигабит, послезавтра еще больше. Я бы жестко нормы не задавал. Если мы обеспечим наличие инфраструктуры, дальше всё решит конкуренция между операторами. Тут важнее вопрос качества связи.

— Когда появится ваше общее с Роскомнадзором решение по поводу качества услуг связи?

— В первой половине 2014 года мы рассчитываем все нормативные акты уже принять.

— То есть с середины 2014 года абонент сможет потребовать от оператора компенсации за некачественные услуги связи? Например, с сотовых компаний?

— Тут всё очень сложно: вы зайдете в лифт или в какое-нибудь подвальное помещение, и там не будет связи. На этом основании странно требовать компенсацию. Не должно быть приказа, который не может быть выполнен по техническим причинам. Нельзя принимать законы, противоречащие физике процессов.

У нас регулярно срываются сроки строительства новых спутников, это может повлиять на программу развития цифрового ТВ в России? Вы можете на это как-то повлиять?

— Спутниками очень внимательно занимаемся, недавно было совещание с представителями Роскосмоса и операторами. Должна быть предусмотрена финансовая ответственность каждого предприятия, участвующего в цепочке, если ракета не взлетела, если спутник не сдан в срок. Мы планируем перейти на контракт, когда мы принимаем спутник на орбите, а не на заводе. То, что Роскосмос объединяется в единую корпорацию, для нас большой плюс, будет легче с ним взаимодействовать. Более того, мы будем расплачиваться за спутник поэтапно, в течение срока его службы. Потому что есть опыт, когда спутник вместо 15 лет работает пять и даже не успевает себя окупить. Механизмы ответственности, которые мы сейчас прописываем, дают уверенность, что предприятие будет рублем отвечать не только за то, чтобы спутник был вовремя сдан и правильно взлетел, а еще и весь срок отслужил. Отвечая на ваш вопрос относительно угрозы для цифрового ТВ, скажу, что ее нет, хотя нам, конечно, хотелось бы иметь больший резерв на орбите.

— А когда эти новые контракты появятся?

— Мне хотелось бы, чтобы мы все последующие контракты реализовывали по новой схеме, но не трогали те, что действуют сейчас.
Никифоров, Интервью, Известия,

Вернуться в Последние новости отрасли

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6