*ниже, под развитием цифровой экономики (ЦЭ)РФ будем понимать организацию и реализацию полного жизненного цикла ИТ-продуктов (жизненного цикла ИТ-отрасли), требуемых для построения национальной инфраструктуры ЦЭ в РФ, в границах отраслевых НИИ и ИТ-производителей Минкомсвязи, Минпромторга (Департамент РЭП), ОПК (КРЭТ, ГК Ростех), коммерческих производителей продуктов ERP.
ПЛАН
1. Введение
2. Граничные условия работы Минкомсвязи на май 2018 года и барьеры развитию цифровой экономики РФ.
3. Локальные системы управления, мотивации и уменьшения коррупционных рисков, адекватные задаче развития цифровой экономики РФ, поставленной Президентом РФ 15 мая 2018 года.
4. План первоочередных работ по реорганизации деятельности Минкомсвязи в соответствие с задачами ЦЭ РФ.
1. Введение
Сегодня, без технологического инновационного развития, России имеет, уже 9 лет подряд, самые низкие в мире темпы роста ВВП (ниже только Венесуэла): за 9 лет – рост 6% ВВП, в сравнении с ростом мирового ВВП за тот же период в 35% (Столыпинский клуб, 18 февраля 2018 год).
Отсюда, альтернативы развитию цифровой экономики в России, на принципах национального инновационного технологического развития, сегодня нет, поскольку «цена вопроса» – выход России из мирового исторического процесса, в течение ближайших 10-15 лет, вне зависимости от уровня её военного потенциала. В такой ситуации, должна применяться вся мощь Государства: ресурсы, кадры, технологии, механизмы мотивации и жесткого блокирования негативных рисков.
Ниже будут рассмотрены принципы, пути и приемы для развития ЦЭ РФ на базе ресурсов Минкомсвязи РФ.
2. Граничные условия работы Минкомсвязи на май 2018 года и барьеры развитию цифровой экономики РФ.
Граничные условия
В соответствие с действующим Положением о министерстве, Минкомсвязи РФ в течение последних почти 20 лет, в отличие от Минкомсвязи СССР, не имеет функций развития современных ИТ-продуктов для телеком и компьютерных сетей на территории России. Из Положения о Минкомсвязи следует, что оно:
• Осуществляет только функции по разработке и реализации гос. политики*, нормативно–правовому регулированию в сфере информационных технологий и электросвязи; дает федеральным органам исполнительной власти заключение о целесообразности расходов на НИОКР и ИТ-продукты.
• И не решает задачи «развития всех современных видов связи и передачи данных с обеспечением безопасности информационной сферы, как составных частей национальной ИТ-инфраструктуры; не определяет основные направления ИТ-развития (планы работ); не выдает российским министерствам-производителям ИТ-продукции (РЭП (Минпромторг), КРЭТ (ГК РОСТЕХ), ОПК (РОСАТОМ) нормативно-методические документы и технические задания на создание новых видов оборудования и программных средств для телеком и компьютерных сетей на территории РФ, не участвует в испытаниях и приемке работ (эти задачи и функции следуют из Положения о Минкомсвязи СССР от 1985 года, см. Приложение 1)
Можно предположить, что такие «граничные условия», заданные статусными документами Минкомсвязи РФ, и блокирующие межотраслевые/ научные /инженерные/ технологические/метрологические работы по развитию всех современных видов ИТ-продукции , появились посредством «целенаправленной работы». Для реализации стратегии технологического сдерживания России, «внешними силами» было выполнено блокирование развития отрасли связи и разрушены межотраслевые кооперации, созданные тремя поколениями советских инженеров и ученых, в период 1945-1991 годы, между ГОСПЛАНОМ и семью отраслями СССР (Минкомсвязи, ГКНТ, МПСС, МЭП, РЭП, ВПК, Госстандарт), см. Приложение1.
*Примечание: государственная политика в сфере информационных технологий отсутствует в РФ последние 25 лет.
Барьеры
Приведенное выше позволяет допустить, что сегодня процесс развития цифровой экономики РФ, на основе ресурсов Минкомсвязи, сдерживают многие барьеры, включая:
• сдерживание технологического ИТ-развития России внешними силами: банковские ставки (ЦБ РФ), ограничение доступа к ИТ-технологиям через санкции, срыв перспективных работ «агентами влияния» (десятки тысяч чиновников ежемесячно получают гранты из США), навязывание ложных направлений ИТ-развития зарубежными консалтинговыми компаниями и т.п., вплоть до прямых диверсий (опыт холодной войны СССР-США).
• отсутствие эффективной государственной системы управления, построенной на компетентных чиновниках-управленцах Правительства, представивших свои проекты развития актуальных ИТ-направлений и защитивших их на конкурсной основе (в России, в отличие от развитых стран, правительственные чиновники «не выигрывают конкурс», а назначаются «волевым решением»). В СССР тоже присутствовал «волевой принцип» назначения чиновников, но и еще был ГОСПЛАН, комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС, отраслевые научные/инженерные школы и НТС).
• отсутствие государственной системы долговременного стратегического планирования развитием России, вытекающей из отсутствия целеполагания политического курса страны на выбранный период (план Сергея Глазьева).
• отсутствие долгосрочной государственной программы ИТ-развития России,
• отсутствие научной, инженерной, технологической, элементной (ЭКБ), метрологической базы для работ по развитию ЦЭ РФ, вследствие разрушения отраслевых научных и инженерных школ.
• отсутствие управленческого опыта и «процессного мышления», при разработке и выводе на конкурентные мировые рынки современных ИТ-продуктов (проектов) в соответствие со стандартами ISO, CMMI, PMI; при применении современных маркетинговых инструментов для повышения конкурентоспособности ИТ-продуктов.
• отсутствие российской гражданской ИТ-индустрии: серийный выпуск микроэлектроники, программных продуктов (ОС и ПП) и оборудования для телеком и компьютерных сетей.
• отсутствие, в течение 24 лет, административного опыта по организации межотраслевой кооперации для создания полного бизнес-процесса по выводу на массовый конкурентный рынок сложных ИТ-продуктов.
• отсутствие системы отбора и продвижения кадров на ТОРовые позиции и корпоративной культуры в большинстве российских ИТ-производителей.
Иными словами, сегодня задача развития цифровой экономики РФ – это кардинально новая, «непрофильная течение 24 лет» задача, как для отрасли связи, так и для смежных высокотехнологичных российских отраслей и аппарата Правительства РФ (последний проект развития ИТ-технологий времен СССР, 1991-1995 годы, «Федеральная широкополосная сеть АТМ» шифр Грифон, участвовал 21 институт из МС, МПСС, ГКНТ, ВПК, НПО ДС-головное, все этапы НИОКР принимались на НТС МПСС).
3. Локальные системы управления, мотивации и уменьшения коррупционных рисков, адекватные задаче развития цифровой экономики РФ, поставленной Президентом РФ 15 мая 2018 года.
Система управления
Для решения задачи развития цифровой экономики РФ, поставленной Президентом РФ в мае 2018 года, Минкомсвязи уже в мае 2018 года целесообразно кардинально изменить направление своей деятельности: если раньше оно занималось, прежде всего, вопросами «регулирования» операторской деятельности и «организации» политических триллионных затратных телеком проектов на счет бюджетных средств, то теперь «поставлены задачи»: РАЗРАБОТАТЬ концепции, принципы построения и новые ИТ-технологии для цифровой экономики России, РАЗРАБОТАТЬ современную элементную базу, программное обеспечение, оборудование, СОЗДАТЬ технологические ИТ-процессы для массового выпуска всего спектра оборудования цифровой экономики для нужд России ( БРИКС, ШОС, стран Ближнего Востока).
Для выполнения такого комплекса работ в ближайшие 5 лет, в Минкомсвязи целесообразно создать принципиально новую систему управления и мотивации, которой сегодня нет в стране и которая должна работать в условиях существующей раздаточной экономики России.
Предвидя такую востребованность, профессионалы связи, в период 2012-2018 годы, разместили на сайте десятки публикаций, которые рассматривают полный спектр обозначенных вопросов. Ниже приводится ряд статей, из которых можно выяснить принципы, основные идеи и требуемый профессиональный уровень выполнения работ:
• Программа Цифровой Экономики – ИТ-пшик Минкомсвязи? от 14 сентября 2017 года Программа Цифровой Экономики – ИТ-пшик Минкомсвязи?
• Риски создания цифровой экономики России, обеспечивающей национальное развитие, и их уменьшение. от 26 сентября 2017 года Риски цифровой экономики РФ и их уменьшение
• Методический базис повышения в 2-4 раза производительности труда в российских производителях ИТ-продуктов для цифровой экономики РФ. от 20 декабря 2017 года Повышение производительности труда в ит-производителях ЦЭ РФ
• Конструирование конкурентоспособной бизнес-модели ИТ-производителя РФ, от 19 декабря 2017 года Конструирование бизнес-модели ИТ-производителя РФ
• «Коммерчески значимые задачи для сотен российских ИТ-производителей в период 2017-2019 годы, при реализации Программы цифровой экономики РФ.» от 30.10.2017 Коммерчески значимые задачи для сотен ИТ-производителей РФ
• «Внедрение новой системы управления процессами разработки ПО в центрах компетенции цифровой экономики РФ.» от 11 октября 2017 года Система управления в центрах компетенции ЦЭ РФ
• «Оптимизация бизнес-процесса разработки ПО для цифровой экономики России» от 5 октября 2017 Оптимизация бизнес-процесса разработки ПО для ЦЭ РФ
• «Маркетинговые инструменты для конкурентной разработки и вывода на массовый рынок российского ПО для цифровой экономики» от 4 октября 2017 Маркетинг в разработке ПО для цифровой экономики РФ
• Пути и средства ускорения работ по созданию АПК ИБ для объектов КИИ в РФ с параметрами, адекватными кибервызовам 2017 - 2021 годов.
-часть 1 Ускорение создания АПК ИБ для КВО адекватных вызовам 2017 г.
-часть 2 Ускорение создания АПК ИБ КВО адекватных вызов 2017 часть 2
• «От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу» 6 марта 2016 года
От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу
• Воссоздание ИТ-индустрии РФ через общий бизнес-процесс отраслей связи и радиоэлектронной промышленности Рост ИТ-индустрии через общий бизнес-процесс двух отраслей от 30 апреля 2015 года
• «Пшик-прогноз» от Ernst & Young по развитию отрасли связи РФ до 2025 года. Условия и этапы воссоздания и глобализации ИТ-индустрии России, от 10 апреля 2015 года. «пшик-прогноз» от Ernst & Young по развитию отрасли связи РФ
Из этих работ, также могут быть доказательно определены и ранжированы точки роста ЦЭ РФ, выстроены новые эффективные бизнес-модели и бизнес-процессы ЦЭ РФ на основе конкретных видов ИТ-оборудования; разработаны концептуальные, системно-сетевые и архитектурные решения, разработаны ТЭО и ТЗ на НИОКР по ИТ-продуктам; разработаны оптимизированные бизнес-процессы разработки ИТ-продуктов, выполнена сертификация производственных и управленческих процессов в ИТ-производителях, обеспечивающая конкурентоспособность, в соответствие с международными стандартами (ISO, CMMI, PMI).
То есть, может быть получена «доказательная база» для планирования, управления и контроля полного бизнес-процесса по разработке и выводу на конкурентный рынок ИТ-продуктов по ЦЭ РФ. Подобные работы могут быть выполнены для ИТ-продуктов по всем пяти секторам цифровой экономики РФ:
сектор 1
ИТ-индустрия:
• научная и инженерная школы,
• нормативное и метрологическое обеспечение работ,
• разработка и серийный выпуск ЭКБ,
• разработка и серийный выпуск хард и софт для телеком оборудования проводных и беспроводных сетей,
• разработка и серийный выпуск хард и софт для сетей передачи данных,
• разработка и серийный выпуск ОС и ПО.
сектор 2
услуги связи и Интернет, доп. услуги
• услуги проводной и беспроводной связи,
• услуги широкополосного доступа в Интернет,
• интеллектуальные услуги,
• бизнес-услуги (B2B, B2M, B2C, C2M),
• услуги информационной безопасности (B2B, B2C).
сектор 3
услуги E-commerce: взаимодействие между участниками различных рынков
• электронной коммерции,
• электронного банкинга,
• электронных расчётов,
• интернет-рекламы,
• интернет-страхования,
• интернет-консалтинга,
• интернет-игры,
• социальных сетей.
сектор 4
роботизация и услуги внутрикорпоративного управления
• автоматизация, индустриализация 4.0, роботизация производства,
• управление компанией,
• управление инвестициями и проектами.
сектор 5
государственное управление
• электронное правительство, цифровые государственное управление и услуги,
• цифровое здравоохранение (на возмездной основе),
• цифровое образование (на возмездной основе),
• цифровая культура (на возмездной основе).
Примечание: Вклад каждого из этих пяти секторов ЦЭ в ВВП России будет определяться добавочной стоимостью, которая им генерируется. Сама величина добавочной стоимости зависит от множества объективных факторов: наличия/отсутствия собственных патентов, лицензий, технологий, технологических линий, уровня автоматизации/роботизации производства, «триады новых знаний» для реализации экономики знаний, технологической и корпоративной культуры, автоматизации логистических операций, национальной телеком инфраструктуры и уровня её информационной безопасности, квалификации и мотивации персонала и стоимости их труда, стоимости энергоресурсов и т.д.
Системы мотивации и уменьшения коррупционных рисков
Второй важный вопрос - создание системы мотивации участников проекта ЦЭ РФ, обеспечивающей конкурентные преимущества в сравнении, как с существующей раздаточной экономикой современной России, так и с капиталистической экономикой развитых стран. Как показано, в Ускорение создания АПК ИБ КВО адекватных вызов 2017 часть 2 , проект ЦЭ РФ придется выполнять в условиях действующих сегодня институтов раздаточной экономики, сословной структуры государства и, соответственно, в условиях всех недостатков такой формации.
В таких условиях, возможны три сценария в организации работ, при решении задачи развития ЦЭ РФ:
• на принципах административно-командной системы и раздаточной экономики постсоветского периода (опыт предприятий ОПК, 2000-2018 г.г.),
• на принципах государственно-частного партнерства (например, опыт российских коммерческих ИТ-производителей АПК ИБ АСУ ТП, 2003 – 2018 г.г.),
• на принципах интегральной формации (сочетает преимущества рыночной и раздаточной экономики и «нивелирует» их недостатки), которые внедряются только в «узком пространстве» конкретных организаций/компаний и физ. лиц – исполнителей проекта, через механизмы ФЗ №44 от 05.04.2013. При этом само «узкое пространство» находиться в «среде» раздаточной экономики, действующей по всей территории РФ.
Можно ожидать, что только третий подход обеспечивает минимальные сроки и качество работ по развитию ЦЭ РФ, за счет создания в «узком пространстве» физических лиц «особой среды», инициирующей и мотивирующей каждого исполнителя, и создания, для организаций/предприятий - участников проекта, мощной государственной поддержки, включая: законодательную, нормативную, социальную, ресурсную, технологическую, метрологическую и спец. информационную поддержку.
Этот третий подход может быть реализован в конкретной группе работников из нескольких специализированных организаций/институтов, на базе контрактной модели трудовых отношений (см. ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе…»), в рамках которой могут быть предусмотрены механизмы сосуществования рыночных и раздаточных формаций, но только для физ. лиц-участников проекта: контракты (трудовые договора) заключаются с наемными работниками после прохождения конкурсного отбора, в них персонально прописываются обязательства сторон в рамках трудового договора и должностных инструкций, включая введение «служебных произведений» и материального вознаграждения автора за каждую единицу проданного ИТ-продукта; включая материальную поддержку бизнес-инициатив талантливых сотрудников (льготная аренда площадей, льготные кредиты, долговременные гарантии на закупку ИТ-продукции и т.п.).
Для уменьшения коррупционных рисков и блокирования «негосударственного подхода» при решении задач, в рамках проекта развития ЦЭ РФ, важно предельно широко использовать рыночные принципы выполнения работ за счет коммерческих кредитов под бизнес-планы ИТ-проектов. Одновременно, как показывает опыт развитых стран, нелишне использовать уже апробированные приемы для борьбы с коррупцией: создание «локального» института конфискации собственности и ограничение личных свобод статусных участников проекта ЦЭ РФ.
4. План первоочередных работ по реорганизации деятельности Минкомсвязи в соответствие с задачами ЦЭ РФ.
• выработать новую редакцию Положения о Минкомсвязи, адекватную задаче, поставленной Президентом РФ 15 мая 2018 года. Согласовать эту редакцию с отраслями, ресурсы которых планируется задействовать при выполнении работ (при необходимости, организовать доработку Положений Минпромторга, РОСАТОМ, РОСТЕХ и т.д.). Ввести в ШР новую должность – зам. министра связи по развитию ЦЭ РФ.
• выработать ключевые принципы выполнения работ по развитию ЦЭ РФ, зафиксировать зоны ответственности Минкомсвязи, других Министерств и Ведомств, Правительства РФ.
• сформировать отраслевую организационную структуру, систему поиска-отбора-выдвижения кадров на ТОРовые позиции Минкомсвязи, обеспечивающие решение задачи развития ЦЭ РФ, включая межотраслевые и международные кооперации.
• сформировать отраслевой план работ по развитию ЦЭ РФ, согласовать межотраслевые планы по развитию ЦЭ РФ, их ресурсное и законодательное обеспечение, утвердить на уровне Правительства РФ.
• создать, на основе ресурсов ПАО Ростелеком, наложенную IP-сеть профессионалов ЦЭ РФ, построенную на принципах ограничения доступа и гарантированной идентификации пользователей, устранения языковых барьеров, совместного проведения ИТ-экспериментов на удаленных объектах, действенной системы мотивации участников проекта развития ЦЭ РФ (в виду государственной важности задачи развития ЦЭ РФ, целесообразно к работе привлечь признанных в мире российских ученых (академики РАН), ученых профильных институтов (РАН, Минкомсвязи, Минпромторга РЭП, ОПК, ГК РОСТЕХ, РОСАТОМ), сотрудников Ассоциации АПКИТ, консалтинговых компаний; российских ИТ-специалистов работающих в США и ЕС, специалистов с англоязычных профильных форумов в Интернет).
Примечание.
Такая сеть позволяет преодолеть большинство выше обозначенных барьеров развитию ЦЭ РФ, включая:
• компенсацию интеллектуальных потерь вследствие разрушения отраслевых научных и инженерных школ в РФ,
• устранение межотраслевых барьеров в РФ (Минкомсвязи, Минпромторг, Росатом, Роскосмос, Росстандарт, ОПК),
• создание результативной «обратной связи» для контроля эффективности управленческих решений,
• создание системы поиска, отбора и выдвижения кадров на ТОРовые позиции проектов ЦЭ РФ,
• снижение «внешнего влияния» ТНК на ИТ-разработки в РФ,
• минимизацию влияния человеческого фактора и коррупционных рисков,
• оперативное формирование, под конкретные задачи, десятков коллективов из ИТ-специалистов по территории России и привлечение российских и других ученых, работающих в странах мира,
• кардинально сокращение числа дорогостоящих ИТ-технопарков в стране для развития ЦЭ РФ,
• использование совместного потенциала проектных, метрологических и технологических возможностей научных центров России и стран БРИКС,
• создание площадки для самореализации в профессии талантливым молодым связистам (сегодня практически не востребованы в РФ) и уменьшить их отток на Запад.
На апробированных организационных принципах и сетевых ИТ-технологиях первого этапа работ по ЦЭ РФ, могут быть выстроены новые сетевые площадки для «организации» профессионального потенциала специалистов «по запуску», на принципах неоиндустриализации, других отраслей промышленности РФ и последующего вывода их продукции на мировой рынок. Интегральный экономический эффект такой сети – сбережение триллионов бюджетных рублей и кратное сокращение сроков работ по ЦЭ РФ.
Представленный материал подготовлен профессионалами связи и маркетологами MBA, является авторским, ссылка обязательна.
С уважением,
Alex Rail,
20 мая 2018 года
ПРИЛОЖЕИЕ 1
1985 год, Положение о Министерстве связи СССР:
Главными задачами Министерства являются:
• обеспечение всемерного развития всех видов связи общего пользования как составной части народного хозяйства и обороны страны;
• определение основных направлений развития отрасли и разработка перспективных планов,
• выдача министерствам - изготовителям ТЭО на создание новых видов аппаратуры и устройств связи, согласование в установленном порядке технических заданий на виды аппаратуры и устройств связи, которые могут входить в ЕАСС (ССОП).
2004 год, Положение о Министерстве информационных технологий и связи РФ:
• осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи.
• самостоятельно принимает нормативные правовые акты по ССОП, включая требования по защите от НСД.
2008 год. Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ:
• осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики* и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации (Интернет),
• дает федеральным органам исполнительной власти заключения о целесообразности расходов на проведение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по созданию и приобретению программного обеспечения и технических средств для создания и эксплуатации ведомственных информационных систем.
1983 год. Положении о МПСС СССР («упразднено» первым в стране в 1991 году):
• осуществляет руководство промышленностью по производству средств связи, включая средства радиовещания и телевидения, радиоизмерительную аппаратуру, а также руководство проектированием и монтажом специальных систем связи.
• обеспечивает развитие промышленности средств связи как составной части государственной инфраструктуры, включая оборону страны.
• несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие отрасли, научно - технический прогресс и технический уровень производства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
http://www.forbes.ru/biznes/361715-svez ... ign=forbes
Максим Артемьев
Главное сегодня — сохранять стабильность и управляемость гос. системы управления, не допускать рискованных кадровых решений.
Интрига последних недель завершилась. Представлен полный состав нового правительства. Главное впечатление от него — нежелание резких перемен. Чиновников порой просто поменяли местами. Другая особенность — выдвижение региональных кадров в федеральные органы власти.
Начнем с вице-премьеров. Теперь их десять человек. Само наличие такого количества замов говорит о сохранении сугубо советской модели управления. Ни в одной развитой западной стране (да и не западной также) нет подобного института заместителей.
Там каждый министр работает непосредственно с главой правительства, без всяких посредников. Потому что министр – политическая должность. На нее человек приходит не как назначенный чиновник, а как представитель политической партии, со своим видением того, как следует решать те или иные задачи, со своей программой и планом работы (например, стратегией и программой цифровой экономики РФ).
Министр — всегда личность, соратник, а не функция, не бюрократ, на которого можно повышать голос и которому время от времени устраивают перед телекамерами взбучку. У нас же глава ведомства нуждается в опекуне в ранге вице-премьера, поскольку он всего лишь чиновник без своей политической позиции (ссылки на сложность и обилие задач управления — безосновательны).
В США, бюджет которых больше российского в четырнадцать раз, кабинетом управляет сам президент, напрямую, безо всяких премьеров и их заместителей. И Трамп не жалуется, что ему тяжело, или что у него до всего не доходят руки. Тоже самое в любой другой крупной президентской республике — Бразилии, Мексике и т.д.
У нас же создана уникально сложная бюрократическая конструкция: президент-премьер-вице-премьер-министр. Когда-то, в 2004 году в России попробовали было отказаться от этой схемы, оставив только одного зама, но уже через полгода вернулись к прежней советской, поскольку в ней удобнее прятать концы в воду, вести запутанные аппаратные интриги, размывать ответственность.
Кроме того, Правительство в России ничего само не задает, это ему задают цели.