Принципы экосистемы развития цифровой экономики РФ

Обсуждение разных вопросов.
Поиск однокурсников, однокашников, предложение встреч (акций) связистов.
Разговор о жизни (флейм).
Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Принципы экосистемы развития цифровой экономики РФ

Сообщение:#1  Сообщение Alex Rail » Вс 12 авг, 2018 11:33 »

Точка зрения связиста: принципы экосистемы развития цифровой экономики РФ на рыночных основах, с обеспечением требований основополагающих документов Российской Федерации и Указа Президента РФ от мая 2018 года.
Материал подготовлен для представления в Администрацию Президента РФ.

АННОТАЦИЯ

Выполнен системный анализ программы ЦЭ РФ от 28 июля 2017 года, показано, что она не обеспечивает выполнения требований основополагающих документов РФ и Указов Президента РФ.
Изложены принципы экосистемы развития ЦЭ РФ, обеспечивающие рыночные основы выполнения работ по созданию отечественной ИТ-индустрии (ЭКБ и ИТ-оборудование) и на этой базе – инфраструктуры ЦЭ РФ в соответствие с Указами Президента РФ.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Большая Игра вокруг программы цифровой экономики РФ?
2. Системный анализ программы цифровой экономики РФ от 28.07.17.
3. Принципы экосистемы развития цифровой экономики РФ, обеспечивающие создание российской ИТ-индустрии на рыночных основах.
4. Семь базисных проектов глобальных ИТ-сетей – первый этап программы ЦЭ РФ на рыночных основах.
5. Выводы
Литература
Приложение 1
Приложение 2

1. Большая Игра вокруг программы цифровой экономики РФ?

Известно, что внедрение цифровой экономики сегодня инициирует Всемирный банк (ВМ) и, прежде всего, в развивающихся странах. Публичные цели такой политики – экономический рост и социальное процветание развивающихся стран. В России, главными движителями цифровой экономики (ЦЭ РФ) были Г. Греф и И. Шувалов, начиная с СПб международного экономического форума 30 мая - 4 июня 2017 года, когда их усилиями, уже 28 июля 2017 года (через 36 рабочих дней – беспрецедентный срок), была утверждена Правительством РФ Программа ЦЭ РФ.

В тоже время, из СМИ следует, что за весь последующий период (август 2017 – август 2018 года), Правительство РФ «внятно» не определило, ни принципы выполнения проектов развития ЦЭ РФ (организационные, технические, экономические); ни сроки сохранения/изменения существующей институциональной среды РФ (например, 6 лет назад «было задано», что программа развития РФ от 2012 года будет выполняться без изменения институциональной среды РФ), которая, в соответствие с мировой практикой, кардинально влияет на принципы и технические и экономические результаты проектов ЦЭ РФ, ни объемы и сроки выделяемых бюджетных средств ( например, на 2018 год было выделено менее 1% от суммы в 541 млрд руб. запланированных на 6 лет), которые, в большой мере, определяются моделью системы сбора налогов в стране.

Такая неопределенность не позволяет, корректно, на системном уровне, разработать методологию и определить этапы решения задачи развития ЦЭ РФ, однако Правительство РФ, уже к лету 2018 года, утвердило 1407 конкретных мероприятий, из которых 607 мероприятий должны обеспечить подготовку федеральных и региональных законодательных актов силами ГД РФ (например, по протоколу № 2 заседания Правительственной комиссии от 18 декабря 2017 года, 211 из 278 запланированных мероприятий — это изменение существующего федерального законодательства для повышения эффективности решения задач ЦЭ РФ).

Показанная законодательная активность Правительства РФ, в условиях неопределенности институциональной среды выполнения работ по развитию ЦЭ РФ и отсутствия базовых принципов выполнения проектов ЦЭ РФ, не имеет мировых аналогов и, возможно, указывает на недостаточный уровень компетентности специалистов или осознанные действия «персон» по «закладке» механизмов блокирования работ на системном уровне (см. Приложение 1) , когда «виновны» не отдельные работники или рабочие коллективы, а базовые принципы, закладываемые федеральными законодательными актами (сегодня, около 80% законодательных актов, ГД РФ разрабатывает силами иностранных консалтинговых компаний, которые «часто» проводят политику сдерживания технологического развития РФ).

Одновременно, к лету 2018 года в РФ, «в одночасье» была сформирована новая гос. система управления цифровым развитием и развитием цифровой экономики РФ, которая не имеет прецедентов в современной России, и в которой действуют:

1) В Правительстве РФ - первый вице-премьер Антон Силуанов (финансовый блок), вице-премьер Максим Акимов, министр экономического развития Михаил Орешкин (нормативное обеспечение), министр цифрового развития Константин Носков.
2) В Администрации Президента РФ - первый замглавы Сергей Кириенко, помощник Президента РФ Андрей Белоусов; специальный представитель Президента РФ Дмитрий Песков.
3) В ФСО – Зам. директора научно-технической службы Андрей Ивашко.
4) В ФСБ – Зам Директора Владимир Белановский.
5) В ФСТЭК – Зам. директора Виталий Лютиков.

Можно предположить, что такой статусный состав ответственных исполнителей указывает, с одной стороны - «на желание» Власти выделить «триллионное финансирование» уже в конце текущего года (по мнению ИНСОР, после завершения формирования «подушки безопасности» РФ, если не будет запрета на экспорт нефти и газа из РФ), с другой стороны - «на ожидания» Власти получить реальные технологические и экономические результаты от программы ЦЭ РФ от 28.07.17. в части:

• обеспечения технологической независимости страны – создание отраслей микроэлектроники (производства ИТ-оборудования), работающих на российском и международных рынках;
• повышения информационной безопасности, как новых видов цифрового оборудования, так и существующей национальной ИТ-инфраструктуры, построенной на импортном оборудовании и программных продуктах;
• создания новой высокодоходной ИТ-отрасли в РФ - базиса для развития всех других отраслей промышленности РФ, обеспечивающей качественное увеличение темпов роста ВВП РФ (например, по сценарию, предлагаемому связистами уже много лет, через создание сквозного замкнутого бизнес-процесса: сырьё, ЭКБ, ИТ-оборудование, строительство, коммерческая эксплуатация глобальный ИТ-сетей, получение дохода от продажи ИТ-услуг в объемах, обеспечивающих рентабельность инвестиций на уровне не ниже среднемировой);
• формирования имиджа России, как страны, способной самостоятельно решать высокотехнологичные ИТ-задачи на рыночных принципах в глобальных масштабах;
• формирования, через продажу ИТ-услуг повышающих темпы роста ВВП развивающихся стран, имиджа России, как страны, продвигающей в Мире концепцию более справедливого мироустройства, в сравнении с англосакской концепцией;
• реализация масштабных политических и экономических проектов в кооперации с развивающимися странами, через формирование глобальных рынков продуктов и услуг ЦЭ РФ, востребованных в развивающихся странах.

Важно отметить, что Власть, создавая подобную систему управления (напоминающую систему управления Спец. Комитетами при ГКО СССР), направляет всю мощь своей государственной машины на развитие ЦЭ РФ, а утвержденная программа ЦЭ РФ от 28.07.18. не требует таких усилий:

• выполнение проектов ЦЭ РФ планируется на затратных принципах, без определения объемов генерации ими добавленной стоимости;
• отбор проектов ЦЭ РФ планируется проводить не по экономическим показателям, а «силами и опытом» федеральных и отраслевых чиновников, которые действуют в гос. системе управления, сформированной распределительной экономикой России в течение последних 25 лет.
• сами ИТ-проекты ЦЭ РФ будут проектироваться иностранными инженерами, реализовываться на импортных компонентах (ЭКБ, ИТ-оборудование, системные ПП), частично на российских прикладных ПП (типовой цикл работ, выполняемый в РФ уже 25 лет).
• количество проектов ЦЭ РФ будет ограничено только размерами выделяемого бюджетного финансирования (по программе ЦЭ РФ, предполагается провести тотальную цифровизацию «всего»).

При таких принципах выполнения ИТ-проектов программы ЦЭ РФ от 28.07.17., роль государства сводится лишь к выделению бюджетных средств и контролю их целевого использования, а создания вышеприведенной статусной гос. системы управления – не требуется.

Обобщая, можно предположить, что «в российском воздухе» просматриваются контуры скрытной «Большой Игры» вокруг программы ЦЭ РФ от 28.07.17., «игровое поле» которой выходят далеко за пределы отрасли связи РФ.

В такой ситуации, «вновь» становится актуальным изложение базовых принципов экосистемы ЦЭ РФ, обеспечивающих создание, на рыночных основах, в условиях современной России, отечественной ИТ-индустрии и, уже на этом базисе отечественной ЭКБ и ИТ-оборудования и далее инфраструктуры ЦЭ РФ. То есть, изложение доказательной базы для «доработки» программы ЦЭ РФ от 28.07.17. в направлении инновационного технологического развития страны и увеличения темпов роста ВВП РФ, в соответствие со основополагающими документами РФ и Указами Президента РФ.

Для сравнения, в разделе 2 приведены результаты системного анализа программы цифровой экономики от 28 июля 2017 года.

2. Системный анализ программы цифровой экономики РФ от 28.07.17.

Анализ программы ЦЭ РФ от 28.07.17., силами связистов и маркетологов, позволяет допустить, что:

• программа не выполняет требования основополагающих документов РФ, в части повышения технологической независимости, информационной безопасности, создания высокотехнологичных ИТ-производителей и миллионов рабочих мест, качественного ускорения роста ВВП РФ (см. сайт);

• саму программу ЦЭ РФ от 28.07.17. запланировано выполнять отдельно от программ развития отраслей микроэлектроники и производства ИТ-оборудования РФ, что, по сути, блокирует рыночные принципы выполнения работ по ЦЭ РФ и создание отечественной ИТ-индустрии, которые требуют организации единого сквозного бизнес-процесса от проектирования/производства ЭКБ, проектирования/производства ИТ-оборудования, строительства глобальных телеком сетей и продажи ИТ-услуг, востребованных на рынках развивающихся стран с объемами до 40% от общемировых;

• в результате реализации программы ЦЭ РФ от 28.07.17. будет понижена (а не повышена) информационная безопасность многих промышленных предприятий, объектов КИИ РФ, гос. институтов; будет повышена (а не понижена) технологическая зависимость РФ от импортных ИТ-технологий и ИТ-компонентов;

• экономический эффект от реализации этой программы ЦЭ РФ, судя по предыдущим национальным ИТ-проектам, реализованных на затратных принципах (последний проект ШПД с ВОЛС длиной в 200 000 км), будет «близок к нулю».


3. Принципы экосистемы развития цифровой экономики РФ, обеспечивающие создание российской ИТ-индустрии на рыночных основах.

1.Формирование условий для обеспечения рыночных принципов выполнения работ по ЦЭ РФ

• Создание на территории России и развивающихся стран (БРИКС, ШОС, Ближнего Востока) массовых рынков ИТ-продуктов, ИТ-услуг и услуг ЦЭ РФ, в объемах, обеспечивающих окупаемость инвестиций в создание российской ИТ-индустрии. Для получения конкурентных преимуществ России на этих рынках, использовать при проектировании глобальных ИТ-сетей для предоставления навигационных и инфо-телекоммуникационных услуг стратегию «голубого океана» и современные маркетинговые методы повышения конкурентоспособности ИТ-продуктов и услуг.

• Для применимости рыночных подходов при создании российской ИТ-индустрии и ЦЭ РФ: 1) сформировать единый сквозной бизнес-процесс: проектирование/производство ЭКБ, проектирование/производство ИТ-оборудования, строительство глобальных ИТ-сетей и продажа их услуг на мировых рынках. 2) организовать выполнение всей работы в два этапа: первый этап – создание российской ИТ-индустрии на рыночных основах, строительство глобальных ИТ-сетей и продажа ИТ-услуг на массовых рынках развивающихся стран с объемами до 40% от общемировых (годовой экономический эффект до 100 млрд. долл. в год); второй этап – разработка концептуальных основ ЦЭ РФ, разработка системно-сетевых решений, определение ТТ к продуктам ЦЭ, создание опытной зоны ЦЭ РФ, массовое прроизводство продуктов ЦЭ РФ на производственных ИТ-мощностях, например, в СЭЗ ЦЭ РФ.

2. Формирование условий для обеспечения инвестиционной привлекательности проектов ЦЭ РФ

• Учреждение в России СЭЗ (ТОР) для строительства высокотехнологичных ИТ-производств (ЭКБ и ИТ-оборудования). При организации работ, использовать современные маркетинговые методы и стандарты, обеспечивающие конкурентные преимущества ИТ-продуктов на массовых мировых рынках.

• Создать в СЭЗ условия для инвестиционной привлекательности ИТ-производств, с показателями не хуже развитых стран, за счет: 1) гарантированного гос. заказа на ИТ-продукты на 4-6 лет на базе стратегического и индикативного планирования развития ЦЭ РФ; 2) налоговых и таможенных льгот; 3) использования механизмов гос. гарантий (РФ, БРИКС, ШОС), например, при решении судебных споров в странах, указанных инвесторами; 4) проведение международной экспертизы инвестиционной привлекательности СЭЗ с оценкой всех видов рисков.

3. Формирование финансовой базы для развития ЦЭ РФ

• доработка модели системы сбора налогов РФ, по примеру развитых стран, обеспечивающая поэтапное увеличение нормы накопления страны до 40-45% (см. Приложение 3);

• разработка механизмов по инициированию «возвращения» капиталов российских бизнесменов из офшоров в СЭЗ по развитию ЦЭ в России,

• разработка механизмов по инициированию «возвращения» капиталов российских бизнесменов из США и ЕС в СЭЗ по развитию ЦЭ в России,

• разработка механизмов и организационных схем по инициированию инвестиций крупных российских компаний (ГАЗПРОМ, РОСНЕФТЬ и т.п.) в создание ИТ-производителей в СЭЗ ЦЭ в России.

4. Обеспечение конкурентоспособности продуктов и услуг ЦЭ РФ

• внедрение международных стандартов разработки, производства и серийного выпуска ИТ-продуктов (PMI, CMMI, ISO), оптимизация процессов,

• внедрение международных стандартов качества предоставления ИТ-услуг (стандарты ISO),

• внедрение маркетинговых принципов управления ИТ-производителями (стандарты ISO) в СЭЗ ЦЭ РФ,

• разработка механизмов формирования преференций для продуктов и услуг ЦЭ РФ на рынках развивающихся стран,

• публикация в международных профильных журналах (на сайтах БРИКС, ШОС и т.п.) серии статей об экономическом эффекте для развивающихся стран (темпы роста ВВП страны, сбережение бюджета) при массовом использовании ими навигационных и инфо-телекоммуникационных услуг, предоставляемых семью глобальными российскими ИТ-сетями (см. сайт). Приведение шаблонов и примеров бизнес-планов по проектам внедрения таких ИТ-услуг, в масштабах конкретных странах, с оценками экспертов.


5. Формирование организационной структуры, адекватной развитию ЦЭ РФ.

Вышеописанная задача развития ЦЭ РФ на рыночных основах и продажи ИТ-продуктов и услуг на массовых мировых рынках, решается впервые в мире и требует адекватной организационной структуры, включая формирование костяка команды из компетентных специалистов, преданных национальным интересам.

В качестве аналогов орг. структуры, могут быть рассмотрены Спец. Комитеты при ГКО и Правительстве СССР, гос. корпорации (РОСТЕХ, КРЭТ) или экосистемы в современной России.

На подготовительном этапе целесообразно, при АП РФ создать рабочую группу из 10 -15 компетентных связистов и маркетологов, которые, на базе служебной информации, подготовят несколько вариантов и проведут экспертные оценки. Также целесообразно рассмотреть сценарии создания технологического альянса с ИТ-производителями стран БРИКС, ШОС, Германии, Сингапура.

6. Формирование условий для инициирования творческой и бизнес активности ИТ-специалистов и маркетологов в СЭЗ ЦЭ РФ.

• для организаций, компаний и физ. лиц – участников проекта ЦЭ РФ в СЭЗ, целесообразно создать локальную организационную среду, позволяющую нивелировать недостатки раздаточной и использовать инициирующие/мотивирующие механизмы рыночной экономики через механизмы ФЗ №44 от 05.04.13. «о ФКС».

• для инициирования и мотивации творческой активности работников (через охрану их интеллектуальной собственности), по примеру западных фирм, целесообразно, в дополнении к трудовому договору и должностной инструкции, прописать порядок разработки служебного произведения* и размер единовременного денежного вознаграждения (если предусмотрено), а также размер денежного вознаграждения от продажи каждой серийной единицы продукции компании, в которой это служебное произведение используется.

*Примечание: служебные произведения (СП) - это объекты авторских прав, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей (ст. 1259 ГК РФ), например, функциональные схемы АПК, алгоритмы работы программных продуктов/софт, программные коды, продукты веб-дизайна, промышленный образец АПК, интернет-контент, дизайн АПК. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю (ст. 1295 ГК РФ), если трудовым договором между работодателем и работником не предусмотрено иное. Как правило, СП идентифицируется в суде по: трудовому договору и должностным инструкциях работника, служебному заданию на создание СП и Акту о создании СП с подписями работника и предпринимателя.


• для инициирования бизнес-инициатив работников, целесообразно предусмотреть льготные кредиты на создание малых предприятий, льготные условия аренды площадей, гарантированный гос. заказ на ИТ-продукты на 3-5 лет, режим налоговых и других льгот, работающий в СЭЗ и т.п.

7. Нейтрализация режима внешнего давления и санкций США

• Мобилизация российских ИТ-специалистов (россиян) за счет публичного декларирования Властью целей и задач жизнедеятельности России, формулирования ключевых задач развития страны и имеющихся ресурсных источников; за счет озвучивания планов модернизации институциональной среды и модели системы сбора налогов страны в целях формирования экосистемы, адекватной задаче развития России.

• Покупка технологического ИТ-оборудования в Китае, Индии, Сингапуре (Германии, Японии).

• использование «не джентельменских» методов ведения бизнеса (китайские схемы и модели), покупка ИТ-технологий через третьи страны и т.п.

• разработка механизмов, нейтрализующих сдерживание Америкой высокотехнологического и ИТ-развития России (COCOM), например, за счет приостановки поставок им титана и ракетных двигателей, и/или приостановки постановки на боевое дежурство ракет и торпед с ядерными энергетическими установками.

Примечание: для обеспечения выполнения этих, более чем тридцати принципов выполнения работ по созданию экосистемы развития ЦЭ РФ на рыночных основах, и должны быть направлены федеральные законодательные акты ГД РФ (напомним, что по утвержденным планам Правительства РФ, уже намечено выполнить 607 мероприятий по разработке законодательных актов для повышения эффективности выполнения работ по развитию цифровой экономики, без определения самих принципов выполнения, как отдельных ИТ-проектов, так и, в целом, работ по созданию инфраструктуры ЦЭ РФ).

4. Семь базисных проектов глобальных ИТ-сетей – первый этап программы ЦЭ РФ на рыночных основах.

В развивающихся странам (в отличие от стран «золотого миллиарда»), чтобы иметь историческую перспективу в современном мире, крайне необходимо решать, близкие по содержанию, общие внутренние проблемы: уменьшение количества ДТП, борьба с коррупцией и офшорами, борьба с контрафактной продукцией, повышение собираемости налогов и уменьшение оттока капитала, уменьшение бюджетных потерь от экономического (промышленного) шпионажа, формирование социальной среды инновационного развития, создание миллионов высокотехнологичных рабочих мест, необходимость реализация первого и/или второго этапов индустриализации, создание национальных интеллектуальных движителей развития (НИДР) на базе сетевых сообществ профессионалов, с учетом географо-климатических особенностей каждой страны.

Технический анализ показал, что обозначенные проблемы развивающихся стран могут быть эффективно решены за 3-5 лет на основе современных навигационных и инфо-телекоммуникационных услуг, которые могут предоставляться семью глобальными телеком сетями. Однако страны-лидеры, не всегда заинтересованные в форсированном развитии «ряда развивающихся стран», не спешат продавать свои ИТ-технологии, поскольку они являются мощным инструментом манипулирования темпами развития промышленности, экономики, социальной сферы и соответственно политикой и направлением развития целых стран.


Примечание: Анализ доступных тематических источников показал, что в 2010 – 2013 годах уже имеющееся в странах БРИКС (ШОС) технологическое оборудование по серийному производству ЭКБ и ИТ-продуктов, позволяет организовать серийный выпуск ЭКБ и оборудования для глобальных телеком-проектов и развития цифровой экономики в масштабах стран БРИКС и ШОС (также, по мнению экспертов, в то время, была возможность покупки фабрик микроэлектроники с системами проектирования ЭКБ у стран – лидеров). Это инициировало в 2013 году, в рамках модели многополярного мира, разработку проектов, направленных на инновационное развитие стран БРИКС и нацеленных на создание среды форсированного инновационного развития этих стран (см. Базисные телеком-проекты для развития России в 21 веке).


При выборе проектов глобальных телеком сетей для предоставления ИТ-услуг в развивающихся странах, предпочтение отдавалось таким, которые имеют наибольшие экономические (увеличивают ВВП) и системно-синергетический эффекты (сберегают бюджет, порождают пассионарную среду национального развития) и формируют «силу притяжения» у других стран.

На базе таких принципов и на основе материалов «Стратегии развития отрасли связи с обеспечением интересов государства» от 2009 года, были предложены следующие семь проектов:

1. Глобальная система контроля скорости (ГСКС) транспортных средств на дорогах стран БРИКС на основе ГЛОНАСС/BEIDOU (экономический эффект до $ 89 млрд. в год, с учетом Китая – до $180 млрд), Глобальная система контроля скорости авто в странах БРИКС от апреля 2013 Глобальная система контроля скорости авто в странах БРИКС .

2. Глобальная магистральная ВОЛС с обеспечением информационной безопасности для стран БРИКС (создание единого информационного пространства инновационного развития БРИКС и миллионов высокотехнологичных рабочих мест). Проект может финансироваться из прибыли проекта ГСКС, первый этап - Россия, второй этап - Китай-Индия, период окупаемости около 3 лет.

На первом этапе на основе ресурсов ССОП РФ создается наложенная сеть профессионалов по ИТ- развитию России, построенная на принципах гарантированной идентификации пользователей, устранения языковых барьеров, совместного проведения экспериментов на удаленных объектах, действенной системы мотивации специалистов. Экономический эффект – запуск процесса воссоздания ИТ-индустрии РФ и, на её основе, других отраслей промышленности страны при уменьшении бюджетных затрат и сроков работ в десятки раз.

Такая сеть позволяет:

• компенсировать интеллектуальные потери вследствие разрушения отраслевой науки в РФ,
• устранить межотраслевые барьеры в РФ (Минкомсвязи, Минпромторг, Росатом, Роскосмос, ОПК),
• создать результативную «обратная связь» контроля эффективности управленческих решений,
• снизить «внешнее влияние» ТНБ и ТНК на ИТ-разработки в РФ,
• минимизировать влияние человеческого фактора,
• оперативно, под конкретные задачи, формировать десятки коллективов из ИТ-специалистов по территории России и привлекать российских и других ученых, работающих в странах мира,
• кардинально сократить число дорогостоящих ИТ-технопарков в стране,
• использовать совместный потенциал проектных, метрологических и технологических возможностей научных центров России и стран БРИКС,
• создать площадку для самореализации в профессии талантливым связистам (сегодня практически не востребованы в РФ) и уменьшить их отток на Запад,
• на апробированных сетевых ИТ-технологиях первого этапа работ, создать новые сетевые площадки для «организации» интеллектуального потенциала специалистов по запуску, на принципах неоиндустриализации, других отраслей промышленности РФ и последующего вывода их продукции на мировой рынок.

3. Глобальная спутниковая система передачи видео-голоса-данных с обеспечением криптозащиты для стран БРИКС (спутниковый ресурс ГАЗПРОМ, клиенты: правительства и дипломатические представительства БРИКС, банки, нефте-газо-сырьевые и транспортные компании; экономический эффект более $ 10 млрд. / год только за счет уменьшения потерь от экономического шпионажа).

4. Виртуальная «Система ИСТИНА» (на основе ресурсов глобальной спутниковой системы передачи видео-голоса-данных с обеспечением криптозащиты стран БРИКС) для ФСО РФ по определению реальных поступков коррупционно-опасных категорий граждан с достоверностью выше 0,999; экономический эффект только от сокращения уровня коррупции на 30% составит в РФ более $ 80 млрд. в год (по БРИКС около $ 400 млрд/год).

4. Глобальная система централизованного контроля финансовых операций коммерческих/государственных компаний и централизованного сбора налогов с физических лиц (единый дорожный налог, таможенные пошлины и т.д.) в странах БРИКС «АРИАДНА» - аналог американской системы FATCA на основе российских программных продуктов «Ариадна» (МГУ, проф. Мусин М.) и ресурсов VSAT ГАЗПРОМ; экономический эффект в РФ до $ (126 + 25) млрд. /год только за счет уменьшения оттока капитала и повышения собираемости налогов).

5. Глобальная система контроля подлинности товаров стран БРИКС на основе RFID –меток, спец. контейнеров и инфраструктуры таможенных терминалов (экономический эффект: уменьшение объема контрафактной продукции на 30%, увеличит бюджетные поступления в странах БРИКС на $ 32 млрд/год, из них в РФ на $ 4,5 млрд/год).

6. Комплекс мер по защите отдельных абонентов и абонентов на ограниченных территориях России (ЗАТО, КВО, в/ч, СЭЗ) и в странах БРИКС от кибератак на их абонентские устройства со стороны ССОП (коммерческий эффект более $ 16 млрд., в России 5500 КВО, странах БРИКС и ШОС более 10 тысяч КВО).

7. «Глобальная система контроля и поиска граждан в РФ (странах БРИКС)» на основе RFID - меток и микрочипов, устанавливаемых в корпуса сотовых телефонов, банковские карты, брелки-ключи авто, на служебную форму коррупционно - опасных категорий граждан (при их добровольном согласии).

Важно отметить:

1. Четвертый и пятый проекты, кроме экономических эффектов во многие десятки миллиардов долларов, обеспечивают повышение уровня доверия Власть-Бизнес-Общество (граждане), через создание в России прозрачных, централизованных технических систем контроля (исключают «человеческий фактор»)

2. Все телеком проекты «создают» пассионарную энергию национального развития путем формирования у россиян чувства равенства всех перед законом и неотвратимости наказания.

3. Суммарный экономический эффект семи телеком проектов может составлять более $ 100 млрд в год или 15 % ВВП РФ. Сами проекты не требуют бюджетных средств и выполняются на коммерческих принципах, начиная с проекта ГСКС.



5. Выводы

1. Программа ЦЭ РФ от 28 июля 2017 года не отвечает требованиям основополагающих документов РФ и не обеспечивает выполнение Указа Президента РФ от мая 2018 года. Нельзя исключать, что в более, чем 600 законодательных актах по повышению эффективности ЦЭ РФ, могут быть заложены механизмы сдерживания ИТ-развития России.

2. Для реализации программы ЦЭ РФ в соответствие с основополагающими документами РФ и Указами Президента от 2018 года, для создания в России ИТ-индустрии на рыночных основах, для создания инфраструктуры ЦЭ РФ на базе отечественных ИТ-продуктов - предложено более тридцати принципов построения экосистемы развития ЦЭ РФ.

3. Предложены семь проектов глобальных ИТ-сетей, обеспечивающих создание: на первом этапе - российской ИТ-индустрии на рыночных основах; на втором этапе – создание инфраструктуры ЦЭ РФ на отечественных ЭКБ и ИТ-оборудовании и ПП.

Литература:

1. Программа Цифровой Экономики – ИТ-пшик Минкомсвязи? от 14 сентября 2017 года Программа Цифровой Экономики – ИТ-пшик Минкомсвязи?
2. Риски создания цифровой экономики России, обеспечивающей национальное развитие, и их уменьшение. от 26 сентября 2017 года Риски цифровой экономики РФ и их уменьшение
3. Методический базис повышения в 2-4 раза производительности труда в российских производителях ИТ-продуктов для цифровой экономики РФ. от 20 декабря 2017 года Повышение производительности труда в ит-производителях ЦЭ РФ
4. Конструирование конкурентоспособной бизнес-модели ИТ-производителя РФ, от 19 декабря 2017 года Конструирование бизнес-модели ИТ-производителя РФ
5. «Коммерчески значимые задачи для сотен российских ИТ-производителей в период 2017-2019 годы, при реализации Программы цифровой экономики РФ.» от 30.10.2017 Коммерчески значимые задачи для сотен ИТ-производителей РФ
6. «Внедрение новой системы управления процессами разработки ПО в центрах компетенции цифровой экономики РФ.» от 11 октября 2017 года Система управления в центрах компетенции ЦЭ РФ
7. «Оптимизация бизнес-процесса разработки ПО для цифровой экономики России» от 5 октября 2017 Оптимизация бизнес-процесса разработки ПО для ЦЭ РФ
8. «Маркетинговые инструменты для конкурентной разработки и вывода на массовый рынок российского ПО для цифровой экономики» от 4 октября 2017 Маркетинг в разработке ПО для цифровой экономики РФ
9. Точка зрения связиста: пути воссоздания и совершенствования в Минкомсвязи РФ отраслевых процессов, адекватных задаче развития* цифровой экономики РФ от 20 мая 2018 года
Создание отраслевых процессов в Минкомсвязи для ЦЭ РФ
10. Пути и средства ускорения работ по созданию АПК ИБ для объектов КИИ в РФ с параметрами, адекватными кибервызовам 2017 - 2021 годов.
-часть 1 Ускорение создания АПК ИБ для КВО адекватных вызовам 2017 г.
-часть 2 Ускорение создания АПК ИБ КВО адекватных вызов 2017 часть 2
11. «От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу» 6 марта 2016 года
От имитации ИТ-импортозамещения в РФ к реальному процессу
12. Воссоздание ИТ-индустрии РФ через общий бизнес-процесс отраслей связи и радиоэлектронной промышленности Рост ИТ-индустрии через общий бизнес-процесс двух отраслей от 30 апреля 2015 года
13. «Пшик-прогноз» от Ernst & Young по развитию отрасли связи РФ до 2025 года. Условия и этапы воссоздания и глобализации ИТ-индустрии России, от 10 апреля 2015 года. «пшик-прогноз» от Ernst & Young по развитию отрасли связи РФ

Представленный материал подготовлен профессионалами связи и маркетологом MBA, является авторским, ссылка обязательна.

С уважением,
Alex Rail,
12 августа 2018 года.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Возможный механизм блокирования развития ЦЭ РФ через «закладки» в федеральных законах РФ.

Американский экономист Рональд Коуз (лауреат нобелевской премии), еще в прошлом веке показал, что время реализации и экономические результаты реформирования институциональной среды конкретной стране с рыночной экономикой, значимо зависят от уникальных внутренних и внутренних условий этой страны. Например, от типа экономики и финансовой системы страны, модели системы сбора налогов и размера средств для инвестирования в развитие, институциональной среды страны, системы образования и системы отбора и выдвижения кадров и т.п.; и, соответственно, от совпадения/разногласий внешних экономического и политического курса этой страны с глобальными и региональными мейнстримами.

Из тематических журналов следует, что на июль 2018 года в РФ отсутствует аналитическая база и математический аппарат, позволяющий моделировать подобные социально-экономические процессы в России, в зависимости от механизмов, закладываемых в конкретные федеральные законы и нормы. Поэтому, «доказательно показать» действие механизмов многих сотен новых федеральных законодательных актов по повышению эффективности ЦЭ РФ, которые будет вводить Правительство РФ, практически невозможно.

Такое состояние, при разработке законодательных актов силами инофирм, повышает риски «внешнего влияния» на процессы развития цифровой экономики РФ и на блокирование национально ориентированных направлений инновационного технологического развития страны («можно допустить», что в период 2014-2017 годы, американские консалтинговые компании E&Y, BCG, McKinsey уже продемонстрировали свои возможности в части сдерживания ИТ-развития РФ при разработке стратегии отрасли связи и стратегии цифровой экономики). Доказать такое «внешнее влияние» в международном суде, практически, невозможно – это интеллектуальное превосходство.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Предложения по дополнению Государственной системы управления цифровым развитием и развитием цифровой экономикой РФ, созданной в России в 2018 году.

1) Администрация Президента РФ – центр «Концептуальные основы развития ЦЭ РФ» - разработка организационной структуры гос. концерна по развитию ЦЭ РФ, его функций и полномочий; разработка принципов формирования локальной институциональной среды и экосистемы развития ЦЭ РФ, инициирующих внутренние и внешние инвестиции и формирующих ресурсную базу; разработка принципов разработки и производства конкурентоспособных продуктов ЦЭ РФ и их вывода на международные рынки; разработка принципов формирования глобальных рынков продуктов и услуг ЦЭ РФ; разработка механизмов преодоления внешних санкций, сдерживающих технологическое и ИТ-развитие РФ; разработка рыночных основ выполнения проектов ЦЭ РФ в соответствие с международными стандартами; разработка организационных схем выполнения проектов ЦЭ на принципах сквозного бизнес-проектирования (ЭКБ-оборудование-телеком сети-продажа ИТ-услуг), разработка инвестиционной политики программы ЦЭ РФ и инвестиционных и финансовых схем проектов ЦЭ РФ и т.д.

2) МИД РФ – центр «Формирование международных рынков товаров и услуг ЦЭ РФ» - разработка международных соглашений (договоров) для создания международных рынков продуктов и услуг цифровой экономики (с преференциями для России) в развивающихся странах (БРИКС, ШОС, Ближнего Востока и т.д.) с объемами абонентской базы до 40% от общемирового, обеспечивающими окупаемость инвестиций в создание отечественной ИТ-индустрии и ЦЭ РФ и соответственно, возможность выполнения конкретных проектов на рыночных принципах.

Примечание: Для примера, только одна современная фабрика микроэлектроники с системой проектирования микросхем, стоит 6-8 млрд. долл. (520 млрд. рублей), а на всю программу ЦЭ РФ на 6 лет запланировано 541 млрд. рублей, при требуемых, только для создания российской ИТ-индустрии, инвестициях в размере около 50 млрд. долл. (3, 25 трлн. руб.). Плюс инвестиции в строительство проектов глобальных навигационных и инфо телекоммуникационных сетей. Все эти инвестиции, при рыночных основах организации работ по ЦЭ РФ, окупятся через 4-5 лет, а ключевой вопрос – вопрос объемов и стабильности международных рынков для продуктов ЦЭ, и место России на этих рынках.

3) Минпромторг РФ (РЭП) – разработка ЭКБ, ПП и ИТ- оборудования цифровой экономики с обеспечением требований ПД ТР; разработка НПА, измерительных схем, тестовых программ и методик спец. исследований для ЭКБ, ПП и ИТ-оборудования для ЦЭ РФ (в СССР, подобные задачи решало МПСС и сегодня Департамент РЭП Минпромторга РФ).

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Alex Rail » Вт 14 авг, 2018 22:39 »

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

К обоснованию целесообразности создания свободной экономической зоны развития цифровой экономики России.


ЧАСТЬ 1

Российским маркетологам известно, что за последние 26 лет в РФ, механизмы, инициирующие и поддерживающие процессы эффективного бизнес-взаимодействия институтов РАН, отраслевой науки, производства и рынка - практически не совершенствовались. Отсюда, для выполнения Указа Президента РФ от мая 2018 года (от мая 2012 года) по запуску процесса национального инновационного развития ( развития цифровой экономики РФ), требуется, как и 26 лет назад, решить ключевую задачу - обеспечить создание и функционирование институциональной среды, адекватное задаче развития России - когда, как отдельные компании, так и синдикаты, работающие на рынке, будут заинтересованы, и в достижении своих собственных коммерческих целей, и в реализации национальных задач инновационного, технологического и промышленного развития.

По мнению российских экономистов, институциональная среда современной России с её раздаточной экономикой и сословной организацией общества, существующая уже 20 лет, «не соответствует» решению задачи инновационного высокотехнологического развития страны. Поэтому, в России перед началом реализации курса национального развития, как в мае 2012, так и мае 2018 года, целесообразно было «сверху» задать: предполагается ли сохранить или изменить существующую институциональную среду государства, поскольку, по мнению мировых ученых, содержание программ развития (программы развития цифровой экономики РФ), принципы выполнения и результаты конкретных проектов будут радикально отличными.

В тоже время, российские экономисты отмечают, что вопрос сохранения или изменения институциональной среды - один из самых «тяжелых» вопросов в современной России, при принятии программ национального развития (вспомним, что Указ Президента РФ от мая 2012 года по реализации курса нац. развития «задал новый вектор развития страны», без изменения институциональной среды страны», что не имеет аналогов в странах мира). Сегодня эксперты констатируют, что на протяжении всего периода рыночных реформ 1991-2018 годов, ключевым вопросом государственной экономической политики был и остается вопрос «о функциональности институциональной среды России: о типе и структуре собственности, о легитимности собственности, о правовых нормах, защищающих владение/распоряжение/ пользование капиталом, о взаимоотношениях государства и частных компаний.

В соответствие с вышеприведенным, в период 2018 -2020 годы, в условиях:

1) перевооружения России новейшими видами ракетно-ядерного оружия, 2) всё возрастающей активности гибридной войны США-Россия, 3) ежеквартального появления новых санкций против России, 4) ужесточения политики сдерживания инновационного, технологического и ИТ-развития России, 5) активизации Запада в попытках инициировать сценарии оранжевых революций в регионах России,

выполнять полномасштабное реформирование институциональной среды России, силами действующей гос. системы управления (которая «не всегда» видит своё место в новой институциональной среде) – опрометчивое решение, имеющее неконтролируемые риски утери российской государственности. А реализовывать, в условиях существующей российской институциональной среды, развитие ЦЭ РФ – нерезультативно (или «снова» выполнять «политический проект» для внутреннего пользования россиянами, с ежедневным освещением «успехов» в СМИ).

Чтобы «обойти ограничения», обозначенные выше, предлагается создать, только на территории СЭЗ ЦЭ РФ, «локальную» институциональную среду национального инновационного развития, и только для ИТ-компаний, участвующих в программе развития ЦЭ РФ (см. сайт). Для такого сценария целесообразно сконцентрировать все компании, составляющие новый кластер ИТ-индустрии России, в свободной экономической зоне (СЭЗ, ОЭЗ, ТОР) в одном из регионов России. В самой СЭЗ, используя существующие и новые федеральные законодательные акты, важно создать институциональную среду, которая будет включать преимущества раздаточной и рыночной экономики, нивелировать их недостатки и иметь конкурентные преимущества перед обоими. Для привлечения внешних инвестиций и инициирования творческих и бизнес - инициатив работников, можно использовать комплекс мер, приведенный в разделе 3 настоящей статьи.
При успешном опыте, целесообразно тиражировать подобные решения на другие промышленные отрасли РФ.


ЧАСТЬ 2

Следующий вопрос, как привлечь в эту СЭЗ ЦЭ РФ с «локальной институциональной средой развития», в условиях, когда Правительство РФ заявило в июне 2018 года, что в стране нет денег на развитие, финансовые ресурсы (бюджетные средства и инвестиции) в размерах, достаточных для создания ИТ-производителей с запланированными производственными мощностями (около 50 млрд долл.)?

Из мирового опыта следует, что финансовые ресурсы на проекты развития ЦЭ РФ на рыночной основе в СЭЗ России, могут быть получены за счет: 1) увеличения нормы накопления в России до 40-45% (путем реформирования, на базе мирового опыта, модели системы сбора налогов РФ); 2) создания локально на территории СЭЗ ЦЭ РФ условий по повышению инвестиционной привлекательности строительства ИТ-производств, с показателями выше среднемировых.

Как известно, основными целями совершенствования налоговой политики страны являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны в мире, https://moluch.ru/archive/97/21802/ .

Однако, по мнению российских экономистов, несоответствие модели системы сбора налогов РФ задачам национального развития (обозначены Указами Президента РФ в мае 2012 и мае 2018 годов), ограничивает размеры бюджета страны в размерах, которые позволяют инвестировать в развитие лишь 18-22% ВВП РФ (норма накопления* равна 18-22%, хотя известно эмпирическое правило - при норме накопления в 20 % в стране отсутствует инвестиционный климат), вместо 40-45% ВВП, требуемых для развития развивающихся стран, взявших курс национального процветания. Так Китай инвестирует в своё развитие 45% ВВП (8200 млрд долл.) все последние 10 лет, а Россия 18-22% ВВП (менее 300 млрд. долл.) или почти в тридцать раз меньше (в СССР в 1991 году инвестиции в развитие составляли 38% ВВП страны).

Обозначенное «несоответствие» в июне 2018 года привело к тому, что Правительство РФ вынуждено было заявить, что у него нет денег ни на модернизацию существующей топливно-энергетической инфраструктуры, ни на развитие страны, ни на увеличение пенсий россиянам. И для выполнения Указа Президента РФ от мая 2018 года требуется дополнительное пополнение бюджета РФ и это пополнение планируется делать за счет нового увеличения налоговой нагрузки на 140 млн. россиян.

Такое заявление Д. Медведева было сделано в июне 2018 года в условиях, когда:

• мировой опыт указывает, что если реформировать российскую модель системы сбора налогов, по моделям, апробированным во многих странах (например, перераспределение доходов от продажи национальных природных ресурсов между 200 олигархами и 140 млн. россиян; введение прогрессивной шкалы налогов на доходы россиян; введение налога на роскошь; введение налога на недвижимость для физических лиц и компаний и т.п.), то поступления в бюджет РФ могут быть увеличены до 10 раз в сравнении с моделью увеличения налоговой нагрузки на 140 млн. россиян, предложенной Правительством РФ в июне 2018 года.

• реальный уровень доходов россиян снижается уже почти четыре года подряд, разница в величине доходов самых богатых и самых бедных россиян составляет 16 раз (мировой опыт показывает, что при разнице в 10 раз – происходят социальные взрывы).

• на действующих инфраструктурных объектах России складывается «без исходная ситуация»: на 2018 год уровень износа объектов топливно-энергетического комплекса в Центральной России и в сфере теплоснабжения превышает 75% (заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в августе 2018 года). Также, по его словам, в ЦФО средний возраст оборудования электроэнергетики составляет 34 года, более 30% — старше 45 лет, степень износа магистральных электросетей составляет 50%, распределительных сетей — 70%». Вследствие этого в прошлом и текущем году зафиксировано 400 аварийных ситуаций в сфере энергоснабжения.

• «начал формироваться» российский институциональный* конфликт (властная элита, олигархи, 140 млн. россиян), который может публично поставить вопросы «целей и задач жизнедеятельности российского государства», «легитимности собственности», и «системы норм ценностей российского общества». Нельзя исключать, что уже в 2018 году главным для России станет вопрос об институционализации** этого конфликта – нахождении путей «урегулирования разногласий» и поиска взаимовыгодных решений, которые опираются на законодательную, судебную и исполнительную власть (конституционный суд, арбитраж и др.) или совершенствование избирательного процесса.


Из описанной остро конфликтной ситуации, сложившейся летом 2018 года в России, можно сделать предположение, что еще перед принятием Указа Президента РФ от мая 2012 года (от мая 2018 года) по запуску курса национального инновационного развития с организацией новых инновационных промышленных предприятий и 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест, было целесообразно:

• усовершенствовать, на примере развитых стран, модель системы сбора налогов в РФ для обеспечения нормы накопления 40-45% ВВП и увеличения в 2 раза размеров инвестиций в развитие страны (для развития ЦЭ РФ на рыночных основах, с одновременным созданием отраслей микроэлектроники и производства ИТ-оборудования, требуются стартовые инвестиции от 3 триллионов рублей (3% ВВП РФ от 2017 года), которые могут окупиться через 4-5 лет);

• уже длительный период (6 лет и более), поэтапно реформировать, на основе мирового опыта, российскую институциональную среду в масштабах страны или создать, в течение нескольких месяцев, «локальную институциональную среду только в СЭЗ России, для повышения привлекательности инвестиций в строительство инновационных производств на территории СЭЗ РФ, до уровня первых десяти стран-лидеров (в 2018 году Россия в рейтинге Doing Business находится на 35 месте, по другим показателям эффективности бизнеса – сороковые – пятидесятые места).

Иными словами, сценарий создания СЭЗ ЦЭ РФ на рыночных основах, с показателями рентабельности инвестиций выше среднемировых, и со строительством в ней ИТ-производств, в рамках сквозного единого бизнес-процесса проектирования/производства ЭКБ, проектирования/производства ИТ-оборудования, строительства семи глобальных навигационных и инфо-телекоммуникационных сетей, продажи новых видов ИТ-услуг, повышающих темпы роста ВВП развивающихся стран, на массовых рынках с объемами до 40% от общемировых, ПОЗВОЛЯЕТ уже в 2018 году привлечь международные инвестиции и приступить к строительству кластера инновационных заводов российской ИТ-индустрии, практически, без бюджетных средств.

Представленный материал подготовлен профессионалами связи и маркетологом MBA, является авторским, ссылка обязательна.

С уважением,
Alex Rail,
14.08.2018.

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#3  Сообщение Alex Rail » Пн 20 авг, 2018 21:40 »

ПОЯСНЕНИЕ к Приложению №3

В соответствие с мировой практикой, для запуска процесса национального инновационного развития и развития цифровой экономики в России требуется, прежде всего:

• наличие финансовых средств в достаточных объемах (норма накопления от 40%),
• наличие «настроенных» механизмов бизнес-взаимодействия институтов РАН, отраслевой науки, отраслевых производств и рынка посредством федеральных законодательных актов,
• наличие государственной и отраслевой систем управления, способных и мотивированных на решение задач развития через федеральные законодательные акты (институциональная среда развития).

Однако в России, в течение последних 26 лет, такие условия так и не были созданы…, а отечественный опыт выполнения проектов развития, без финансовой базы, без институциональной среды, адекватной задаче технологического развития, - показал отрицательные результаты: вспомним результаты проектов по Указу Президента РФ от мая 2012 года, когда был задан новый курс инновационного развития, но … при условии «сохранения существующей институциональной среды в стране.

Поэтому, сегодня «вновь» решая задачу «прорывного» инновационного технологического развития России, по Указу Президента РФ от мая 2018 года, фактически «в неизменных российских условиях 2012 года», имеются еще более высокие риски невыполнения новых отраслевых программ технологического развития в силу субъективных и объективных обстоятельств…

Чтобы преодолеть указанные «ограничения» и сделать возможным выполнение задачи развития ЦЭ РФ и создания отечественной ИТ-индустрии в 2018-2024 годах, в условиях существующей сегодня модели системы сбора налогов и в условиях существующей институциональной среды РФ, был разработан оригинальный сценарий создания, на рыночной основе, в свободной экономической зоне, кластера современных ИТ-производителей России 21 века и вывода их ИТ-продуктов и услуг на российский и международные рынки.

Альтернативный сценарий А: последовательно и поэтапно, и «маленькими шажками» в течение 10 лет и более (до 2035 года), реформировать модель системы сбора налогов страны и вводить до 1000 новых федеральных законодательных актов для создания новой институциональной среды инновационного развития России. И уже на этом базисе … после 2035 года, приступать к решению задач инновационного технологического развития России и развития российской цифровой экономики на базе отечественной ИТ-индустрии (сегодня, этот сценарий импонирует многим чиновникам…).

Альтернативный сценарий В: в период 2018-2024 годы реализация «политически окрашенной» программы ЦЭ РФ от 28 июля 2017 года (не отвечает требованиям основополагающих документов Российской Федерации и не обеспечивает выполнение Указа Президента РФ от мая 2018 года) по тотальной цифровизации «всего» (выбор проектов цифровизации и размеры бюджетного финансирования определяют «опыт и интуиция» отраслевых и федеральных чиновников…), на основе ИТ- проектов, выполняемых на затратных принципах и на импортных ИТ-компонентах. Нельзя исключить, что экономический эффект от большинства таких проектов цифровой экономики «будет близок к нулю» и, одновременно, будет повышена ИТ-технологическая зависимость России и будет понижена информационная безопасность промышленных предприятий и гос. институтов.

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#4  Сообщение Alex Rail » Вт 07 апр, 2020 17:57 »

https://tass.ru/nacionalnye-proekty/818 ... paign=gift

МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/.
Специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО "Платформа НТИ" Дмитрий Песков считает, что национальная программа развития цифровых технологий в стране провалилась. Об этом он сообщил во вторник в ходе онлайн пресс-конференции.

"Цифровые технологии Национальной технологической инициативы (НТИ) работают, цифровые технологии нацпрограммы "Цифровая экономика" не работают. В этом кардинальная разница.

Министерство связи и массовых коммуникаций свою ответственность за развитие цифровых технологий в настоящий момент провалило. Я надеюсь, что новое правительство сможет собраться и выстроить эффективный механизм реализации национальных целей в части развития сквозных технологий", - сказал Песков, отвечая на вопрос, в чем разница цифровых технологий НТИ и нацпрограммы "Цифровая экономика".

По его словам, всю работу по развитию цифровых технологий в настоящее время ведут соответствующие центры компетенций НТИ, созданные в последние три-четыре года.


Национальная технологическая инициатива (НТИ) - программа по созданию новых рынков и обеспечению условий для технологического лидерства РФ к 2035 году. В рамках НТИ одобрены дорожные карты развития технологий по направлениям (рынкам) "Аэронет", "Автонет", "Маринет", "Нейронет", "Хелснет", "Энерджинет", "Технет" и Кружковому движению.

В числе "сквозных технологий" НТИ - искусственный интеллект, интернет вещей, большие данные, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, нейротехнологии и прочие.

Задачи НТИ интегрированы в нацпроект "Наука". Согласно паспорту нацпроекта, в России созданы 14 центров компетенций НТИ. Оператором проекта создания Центров компетенций НТИ выступает Российская венчурная компания.

Alex Rail
Форумчанин
 
Сообщения:
1931
Зарегистрирован:
05 фев 2010

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Alex Rail » Сб 21 авг, 2021 10:36 »

По утверждению ведущих экспертов российской цифровой трансформации (руководителя фонда «Цифровые платформы» Владимира Румянцева и генерального директора ООО «Центр реализации стратегических проектов» Александра Шохова), по прошествии пяти лет после Указания Президента РФ, Министерства и Ведомства РФ - не договорились о направлении движения цифровой трансформации и цифровой экономики, их задачах и способах их решения, в рамках национальных стратегических инициатив и в целом целеполагания жизнедеятельности России.

Кроме того, по их мнению, решение этих проблем требует «участия специалистов», имеющих «достаточно сложные комплексы знаний», в которые нужно погрузить тех, кто принимает участие в разработке этих проектов и стратегий.


Приведенные обстоятельства привели к тому, что в августе 2021 года в Аппарате Правительства РФ имеются противоположные точки зрения по этой проблеме цифровой трансформации России (как и 5 лет назад), в чем эти экспереы «прямо упрекают» Минцифры РФ.

https://zen.yandex.ru/media/panch26/cif ... 4b75ed09ce
Цифровое управление страной: ошибочные и эффективные подходы.
20 августа 2021 года

Беседа с руководителем фонда «Цифровые платформы» Владимиром Румянцевым и Александром Шоховым кандидатом философских наук, генеральным директором ООО «Центр реализации стратегических проектов» о современных методах развития страны для будущих поколений: как за счёт отраслевых цифровых платформ, создаваемых в ГЧП формате, трансформировать наш экономический контур до лидера в мире?

Владимир Козлов: Сегодня мы поговорим про цифровую экономику, цифровую трансформацию с двумя экспертами в этой области: основатель фонда цифровой платформы Владимир Румянцев и генеральный директор центра реализации стратегических проектов, кандидат философских наук Александр Шохов.

В последнее время все чаще проходят выступления спикеров на тему цифровой эволюции, их организуют в рамках форума. Полагаю, что этот форум организован нашим правительством. Смотря на него, слушая ваши комментарии за эфиром, я прихожу к выводу о том, что большая часть из выступающих, если не все, имеют противоположные точки зрения относительно того, как реализовывать различные проекты в сфере цифровой экономики. Почему так происходит, Владимир? И какой у вас подход? И почему ваш подход также отличается от всех этих экспертов? Как же все-таки найти баланс?

Владимир Румянцев: Наверное, нужно напомнить, что задачу по разработке и принятию программ по развитию цифровой экономики Владимир Владимирович поставил в конце 2016 года в обращении.
В этом смысле задачке уже 5 лет, несколько итераций, несколько вице-премьеров, несколько курирующих министров сменилось уже. До сих пор не хватало времени у всех организаторов и регуляторов выделить недельку на синхронизацию понятийного и методичного аппарата, чтобы договориться, что это все-таки такое.

Я тоже слушал выступления некоторых участников. У кого-то цифровая трансформация – это процесс, у кого-то инструмент, у кого-то это цель. Конечно, с таким разнобоем мнений договориться что кто делает очень сложно. Поэтому чувствуется такой фон не столько негатива, сколько неуверенности, неосознанности, непонятности того, что происходит.

Если в части цифровизации госуслуг еще как-то более-менее, то в этом словосочетании, “цифровая экономика”, про второе слово в принципе предпочитают молчать.

Владимир Козлов: Позвольте уточняющий момент здесь, для кого-то это средство для отчетов, чтобы это просто было в цифре, но разве разрабатывать методику должен не тот, кто ставит задачи? Я сейчас говорю не о том, что это должен делать президент, а о том, что этим должно заниматься министерство, которому напрямую подчиняются министры и так далее. То есть все-таки кто должен выработать эту методику? Вы говорите, что она должна быть как дискуссия, или я все же ошибаюсь?

Владимир Румянцев: Ну, способы выработки единого терминологического пространства и базовых методологий, с которыми работают над задачей, их все-таки, не так много. В любом случае, должен появиться глоссарий, тезаурус, в рамках которого люди договорятся, что мы имеем ввиду под тем или иным термином, когда дискутируем. Потому что вот этот “цирк с конями” на совещаниях во время обсуждения по созданию какой-либо цифровой платформы, и у каждого выступающего свое представление о самом термине платформы: кто-то в этот момент, судя по всему, думает о железнодорожной платформе, кто-то об обувной, кто-то о еще каких-то сценариях. Но так невозможно договориться. В этом смысле ни один из организаторов, которые контролировали разработку программы и ее внедрение, не выделил достаточно времени на прохождение этого этапа. Что это? В каком формате? Да, это уже детали, но факт в том, что все должны хотя-бы иметь представление, о чем они говорят, что они собираются сделать.

Пока в этом месте оказалось пусто, и за пять лет так и не закончили этот такт. В некоторых моментах люди договорились кулуарно: отдельно взятые ведомства и чиновники, но в целом видно всю палитру мнений, особенно там, где касается развития цифровой экономики.
Мы предлагали несколько раз свои материалы, публиковали и доносили их в различных источниках, но у стейкхолдеров нет такой задачи, они сами себе ее не поставили, они считают, что как-нибудь, эволюционным образом сложится. Вот пока за пять лет не сложилось. Наверное, ждут еще следующие пять лет. Не знаю.

Владимир Козлов: то есть, получается так: президент обозначил такую стратегическую цель, но своего рода регуляторы никто не определил? Почему минцифра не выработало методику?
Здесь не какая-то огульная критика, просто я пытаюсь понять, почему есть стратегическое поручение президента, а вот тактические нюансы никто не предусмотрел. Александр, как вы считаете, почему такой разнобой мнений и почему до сих пор не разработана методика?

Александр Шохов: В первую очередь нужно откомментировать, что если попытаться классифицировать все многообразие точек зрения, то можно разделить их на следующие классы: цифровизация как инструмент отчетов, подведения итогов, построения рейтингов и т.д. (это цифровизация как зеркало заднего вида, вот мы едем и иногда смотрим в зеркало заднего вида, что там происходило сзади).

И получается, что, когда мы пытаемся принимать решения на основе того, что произошло, мы упускаем текущую дорожную ситуацию. Нельзя принимать решение по информации о том, что было неделю назад, месяц назад и квартал назад т.д. Тем не менее, эта функция должна быть, она позволяет оценить, построить рейтинги, отчеты и т.д. И вторая группа точек зрения связана с тем, что цифровизация должна поставлять информацию онлайн, прямо в момент ее возникновения.

Иными словами, если что-то происходит прямо сейчас, мы должны это прямо сейчас увидеть, и если происходит что-то с нежелательной тенденцией, то мы можем принять корректирующее решение, чтобы это немного подправить, чуть-чуть поменять правила, например, принять какие-то меры, чтобы идти к цели. Тогда это управление текущей ситуацией. Но третье направление, которое возможно – это группа, которых очень немного, и они понимают цифровизацию как способ управления развитием такой сложной целостности как экономика, или общество, или культура, или образование.

И вот управление развитием – это вообще отдельная тема. То есть как управлять развитием? Понятно, что управлять развитием по информации, которую ты получил из некоторого отдаленного прошлого сложно, управлять развитием из информации, которую ты получил из настоящего тоже сложно, то есть нужно каким-то образом строить прогнозы, видеть, какие решения и какие действия приведут к каким результатам – нужно моделировать ситуацию. И я не знаю, кто сейчас решает эту задачу.

В целом такое впечатление, что экономикой, обществом, развитием экономики, мне кажется, сейчас никто не управляет. Никто на себя задачу эту не берет, хотя есть соответствующие структуры, которые декларативно созданы именно для этого.

Владимир Козлов: Я сейчас открыл сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и вот какая здесь интересная информация к размышлению есть: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” и указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. Смотрим дальше: система управления утверждена постановлением правительства Российской Федерации 2 марта 2019 года.

То есть президент дает поручение 7 мая 2018, проходит практически год, и правительство целый год разрабатывало вот это постановление о системе управления и реализации национальных программ цифровых экономик Российской Федерации. То есть опять они утонули в какой-то бюрократии?

Здесь я вот вижу, что есть куратор национального проекта, Чернышенко Дмитрий Николаевич, руководитель – Шадаев Максут Игоревич, и администратор – Яцеленко Николай Сергеевич. То есть по большому счету куратор и руководитель имеются. Но система управления, о которой здесь сказано, почему-то правительством была выработана чуть ли не через целый год, и, опять же, она не рабочая.

Владимир Румянцев: Та система управления, которая принималась в 2019, получилась достаточно громоздкой и многоуровневой, она уже много раз подверглась модернизации и изменениям, и в этом смысле понятно, что если вы не договорились, что и каким методом вы строите, то вы будете достаточно часто вносить изменения: о чем идет речь, куда движемся, нужно будет разворачиваться периодически и так далее.

Здесь проблема заключается в том, что это достаточно сложный комплекс знаний, в который нужно погрузить тех, кто принимает участие в разработке этих проектов и стратегий, и договориться, что мы имеем ввиду под тем или иным термином, и каким образом мы собираемся это сделать.

Вернуться в Для тех кому за...


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2