Толкование Слинзя ППРФ №161
“Правила присоединения...” в вопросах и ответах
Текущий год может войти в историю как год коренных и во многом революционных изменений на российском рынке телекоммуникаций. Как никогда близка к своему решению историческая задача демонополизации рынка междугородной и международной (дальней) связи, вступили в силу новые архиважные “Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия”, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 161.
Проводимую демонополизацию рынка услуг связи представители Мининформсвязи России называют горизонтальной. Сеть связи общего пользования представляет собой трехуровневую структуру. Первый, нижний уровень образуют сети местной телефонной связи; на сегодня выдано более 3000 соответствующих лицензий. Второй уровень — это сети зоновой телефонной связи, состоящие из сетей фиксированной телефонной связи (охватывающие отдельные регионы) и сетей подвижной связи (охватывающие территорию всей страны). Сети фиксированной телефонной связи в большинстве регионов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) находятся в руках входящих в холдинг “Связьинвест” Межрегиональных телекоммуникационных компаний (МРК). И наконец, третий, верхний, уровень — это
сети междугородной и международной (дальней) связи, т. е. сети “Ростелекома”, а в самом ближайшем будущем еще нескольких компаний (заявки на получение лицензий на дальнюю связь уже подали “Голден Телеком”, “Межрегиональный ТранзитТелеком”, “Транстелеком” и некоторые другие операторы). Модель горизонтальной демонополизация по сути своей сводится к обеспечению конкуренции на каждом из указанных уровней с регулированием правил присоединения и взаимодействия сетей разных уровней.
Упомянутые выше “Правила присоединения...” и другие новые нормативно-правовые документы (уже принятые и готовящиеся к принятию), которые дополняют Федеральный закон “О связи”, существенно меняют правила игры для операторов. Как всегда бывает в подобных ситуациях, отдельные положения новых документов требуют разъяснений и комментариев. Такие разъяснения из уст руководителей Мининформсвязи и ряда Федеральных служб России операторы смогли получить на двухдневной конференции “Взаимодействие операторов связи в условиях либерализации рынка услуг междугородной и международной связи”, прошедшей в конце апреля в Москве.
Это мероприятие, в работе которого приняли участие более 550 человек, стало первым широкомасштабным обсуждением операторами новых документов, регламентирующих порядок присоединения и взаимодействия сетей электросвязи. Насыщенная программа конференции отражала самые разные точки зрения: помимо руководителей государственных служб и традиционных операторов, с докладами выступили представители так называемых альтернативных операторов и их ассоциаций, специалисты научно-исследовательских институтов и аналитики независимых консалтинговых агентств, таких, как PricewaterhauseCoopers, Json&Partners и др. Особый интерес вызвали сессии вопросов и ответов, в ходе которых слушатели превращались в активных участников обсуждения и выясняли наиболее “тонкие” нюансы новых законов у самих разработчиков. По многочисленным просьбам участников конференции ее организатор журнал “Сети и системы связи” публикует выдержки из этих сессий. На вопросы отвечает директор Департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи России В.А. Слизень.
В каком случае оператор связи может отказать в присоединении?
Только в том случае, если этот оператор не занимает существенное положение в сети связи общего пользования (далее, для краткости, такие операторы будут называться “существенными”. — Прим. ред.). Тогда он не обязан присоединять. Если же оператор существенный, он должен оказывать услуги присоединения, и все затраты на строительство портов и точек присоединения ложатся на него и ни на кого другого. Если вы присоединяетесь к оператору, не являющемуся существенным, то в этом случае действуют только договорные отношения, определяемые гражданским кодексом. (Согласно ст. 2 Закона “О связи”, “оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования — оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика”. — Прим. ред.)
Как обеспечить пропуск междугородного и международного трафика от небольшого оператора местной телефонной связи, имеющего, например, 100 номеров и присоединенного к сети более крупного оператора местной телефонной связи? Должен ли он присоединяться еще и к оператору зоновой телефонной связи? В п. 22 “Правил присоединения...” оператору местной сети не дана возможность пропуска междугородного трафика.
Действительно, оператору местной связи такая возможность пропуска трафика не предоставлена. Обязан ли он присоединяться к зоновому оператору? Нет, это делать необязательно. Такой оператор должен иметь присоединение к какой-либо сети общего пользования, и если он уже присоединен к местной телефонной сети, то к зоновой может и не присоединяться. Но он должен понимать, что ему, скорее всего, придется оплачивать транзит трафика через местную телефонную сеть при пропуске трафика на зону и далее на межгород. Поэтому, если у него, допустим, мало внутризонового или междугородного трафика, конечно, ему нет смысла присоединяться к зоновой сети. Если же объем такого трафика велик, то в целях экономии затрат такое присоединение целесообразно.
Раньше оператор местной телефонной сети связи мог осуществлять пропуск трафика между абонентами собственных сетей, находящихся в разных географических зонах нумерации, — например, в Москве и Санкт-Петербурге существовали так называемые прямые стыки. Каков порядок пропуска такого трафика сейчас?
В вашем примере приведены две местные сети, находящиеся в разных зонах нумерации АВС, и соответственно весь трафик между ними должен проходить через оператора междугородной и международной связи. Других вариантов здесь нет.
Негеографические коды нумерации (DEF) используются только сетями подвижной связи. Применение их в сетях фиксированной связи новыми правилами запрещено. Например, компания “Голден Телеком” уже освободила один код DEF, освобождает и остальные, взамен получая нумерацию в соответствующих зонах АВС.
Согласно новым правилам, пропуск междугородного и международного трафика от оператора местной телефонной связи обеспечивает оператор сети зоновой телефонной связи. Что будет с существующими присоединениями операторов местных сетей телефонной связи к АМТС, МЦК, УАК?*
Местные сети как были присоединены к АМТС, так и останутся, потому что это присоединение местной сети к зоновой. Что касается подключений местных операторов к МЦК и УАКам, то новые правила их не разрешают. У вас есть полугодовой переходный период на то, чтобы привести все ваши соединения с другими операторами в соответствие с новой правовой базой.
Каковы требования к зоновым телефонным сетям в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге?
Никаких специальных требований нет, нужно иметь один коммутатор и все. Здесь зона совпадает с городом федерального значения. Единственное, нужно получить лицензию, чтобы вы могли присоединиться напрямую к оператору дальней связи (на сегодня это “Ростелеком”) — не к АМТС, а к УАК.
В соответствии с п. 15 обсуждаемых правил договор о присоединении включает в себя как технические, так и экономические условия присоединения и пропуска трафика. Значит ли это, что процедура выдачи технических условий упраздняется?
Да, это означает, что узаконенная ранее процедура выдачи технических условий отменяется. Если мы рассмотрим существенного оператора, то, согласно Постановлению № 161, он обязан публиковать все технические условия, что с точки зрения гражданского кодекса называется приглашением сделать оферту. Соответственно такое приглашение и является публичным техническим условием. Никаких технических условий как документов для существенных операторов больше быть не может.
Если между собой договариваются два несущественных оператора, они могут обмениваться какими угодно документами — этот вопрос не регламентируется.
В п. 16 определен состав услуги присоединения, куда также входит согласование проектно-сметной документации. Имеет ли право присоединяющий оператор взимать с присоединяемого дополнительные платежи за согласование этой документации?
Нет, он не должен делать это ни в коем случае.
Имеет ли право присоединяющий оператор ограничивать уже выделенный ресурс нумерации?
Не имеет, в силу прямого указания Постановления № 161, где черным по белому написано, что при оказании услуги присоединения оператор обязан обеспечить возможность пропуска трафика, и не указано, к каким именно номерам обязан, а к каким — нет. Поэтому можно ссылаться на эту статью.
Что делать в случае возникновения проблемы? Сначала в досудебном порядке писать оператору и в Россвязьнадзор. При получении отрицательного ответа от оператора обращайтесь в суд — мы поддержим вас. Здесь очень важно наработать судебную практику. Нужно, чтобы неотвратимость наказания была подтверждена. Поэтому мы поддержим любое обращение в суд с целью решения законных вопросов. Очень рассчитываем на то, что вы не будете бояться подавать иски.
Согласно п. 19 Постановления № 161, оператор, занимающий существенное положение, может модернизировать устаревшие средства связи с выводом их из эксплуатации. Имеет ли он право потребовать дополнительную плату от присоединенного оператора за изменение точек присоединения (изменение системы сигнализации)?
Очень простой вопрос. Как уже говорилось, в договор теперь входят и все технические условия, поэтому изменение этих условий, а именно вариантов сигнализации, синхронизации или еще чего бы то ни было, это и есть суть изменения существенного условия договора, которое в одностороннем порядке реализовано быть не может в принципе (по гражданскому кодексу). Поэтому никакой дополнительной платы за изменение точек присоединения с вас брать не могут. А вы еще хорошенько подумаете, какой счет вы выставите за тот ущерб, который возникнет в связи с вынужденным выполнением вами дополнительных работ, например связанных с переходом на новую сигнализацию.
Обязан ли присоединяющий оператор обеспечивать соответствие технических условий, если присоединяемая сеть построена не по технологии коммутации каналов, а по технологии пакетной коммутации?
Эта обязанность лежит только на операторе междугородной и международной связи при присоединении зоновых сетей. На местные и зоновые сети такие требования не налагаются.
По какой причине в последней версии правил присоединения в перечне услуг по пропуску трафика не вошли услуги по пропуску сигнального трафика — услуги очень важной и нужной?
Здесь у нас возникла определенная проблема. Дело в том, что, согласно существующим нормам, в телефонных сетях учет трафика осуществляется поминутно, а трафик ОКС № 7 тарифицируется побайтно. Поэтому услуги по пропуску сигнального трафика были убраны из правил присоединения. Но это говорит только о том, что оператор не обязан устанавливать соответствующий тариф. В случае с передачей сообщений ОКС №7, связанных с установлением телефонного соединения, никакой специальной тарификации быть не может, потому что присоединяющий оператор обязан обеспечить вам пропуск трафика. Если мы говорим о транзите ОКС №7, ситуация непростая. Весьма вероятно, что в данном случае мы будем склоняться к применению лицензии на услугу передачи данных.
Как влияют новые правила на услуги интеллектуальных сетей связи (ИСС)?
На наш взгляд, ИСС не являются специальными услугами. Это, скорее, концепция построения сети связи. Поэтому, если у вас есть лицензия на местную связь и вы оказываете услуги ИСС местным абонентам, то спокойно продолжайте делать это. Если есть зоновая лицензия, можете оказывать услуги ИСС в соответствующем субъекте РФ. Чтобы оказывать услуги ИСС на всей территории РФ, вы должны иметь лицензию на междугородную и международную связь.
Абонент из города А звонит абоненту в город Б.
Звонок проходит через сети местного и зонового операторов, оператора дальней связи, а потом еще через одного зонового и еще одного местного. Кому платит деньги абонент А?
Оператору дальней связи. Оператор дальней связи платит деньги за зоновую инициацию и зоновое завершение вызова. Соответственно операторы зоновой связи с той и другой стороны платят операторам местных сетей за местную инициацию и за местное завершение вызова соответственно.
Правомерно ли одновременное взимание регулярных платежей за обслуживание средств связи и предоставление услуг по пропуску трафика?
Правомерно. Однако в этом случае, как указано в Постановлении № 161, регулярные платежи берутся только за обслуживание конкретного порта, например Е1, к которому вы присоединены. По моим личным оценкам, это порядка 30 рублей в месяц за порт Е1. Если кто-то не согласен с такой оценкой, пусть нам докажет, что обслуживание порта Е1 на телефонной станции стоит, скажем, 3 тыс. долл. Поэтому, если с вас берут от 30 до 70 рублей, я думаю, что с этим можно пока соглашаться, если больше — мы готовы поддержать любой иск. При этом платежи за пропуск трафика обязательно должны взиматься по полной схеме согласно тарифу.
В соответствии с п. 30 порядок регулирования цен на услуги присоединения и услуги пропуска трафика, оказываемые существенным оператором, устанавливаются Правительством РФ. Значит ли это, что до момента установления Правительством соответствующего порядка регулирования цен, взаимодействия с существенными операторами будут осуществляться по старым правилам, т. е. по договорным расценкам?
Вопрос звучит с юридической точки зрения некорректно: Правительство цены не устанавливает, оно определяет порядок их регулирования. Он будет применяться только в том случае, если одного из операторов, участвующих в присоединении, не устроили установленные вторым оператором цены. Только тогда Россвязьнадзор начнет проверку установленных тарифов. Для существенного оператора это просто подсказка по установке тарифа, на самом деле достаточно серьезная подсказка.
Имеет ли право существенный оператор самостоятельно устанавливать цены на подключение и обслуживание точек подключения?
Не просто имеет, а будет их устанавливать всегда. При возникновении противоречий в размере цен регулирующий орган будет руководствоваться при установлении нового тарифа правилами государственного регулирования тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика.
Может ли оператор сотовой связи считаться оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования?
Может, если его абонентская емкость составит более 25% общероссийской. В частности, МТС и “Вымпелком” с большой вероятностью в ближайшее время будут признаны нами существенными операторами.
Можно ли будет по-прежнему оказывать услуги переадресации вызовов из сети местной фиксированной связи в сеть сотовой связи?
Конечно, такая возможность останется, только вызовы должны маршрутизироваться в соответствии с требованиями к порядку пропуска трафика. Если у вас есть только лицензия на местную связь, то для переадресации потребуется воспользоваться услугой внутризоновой связи — через МРК или любого другого внутризонового оператора. В этом случае оператор местной связи, предоставивший свою нумерацию для этой переадресации, получит плату за инициацию вызова.
Каким должен быть алгоритм действий компании, которая в настоящее время работает в соответствии с лицензией на Интернет-телефонию и хочет сохранить свой бизнес в изменяющихся условиях?
Сразу замечу, что такой лицензии нет. Есть лицензия на телематические услуги с возможностью передачи голосовой информации. Оператор телематических услуг строит свою местную сеть передачи данных. Если речь идет о звонках внутри этой сети без использования ресурсов седьмой зоны нумерации, вы вправе оказывать такие услуги в рамках той лицензии, которая есть сегодня — о передаче голосовой информации по сети передачи данных. Но как только вы задействуете нумерацию седьмой зоны фиксированной телефонной связи, будьте любезны работать по правилам оператора местной телефонной связи, и подключайтесь на зоновом уровне, чтобы обеспечить гарантированное завершение вызова на сети связи общего пользования РФ или за границей.
Если заключен операторский договор с сервис-провайдером IP-телефонии под лицензии телематических услуг, потребуется ли изменить этот договор и пропускать трафик на оператора внутризоновой междугородной связи?
Да, такое требование будет. Но сейчас у вас есть полугодовой переходный период (о котором мы договорились с антимонопольным ведомством), в течение которого Мининформсвязи РФ никаких специальных действий по “приведению в соответствие” предпринимать не будет, и компания, предоставляющая услуги IP-телефонии, может адаптироваться к новым условиям. По завершении этого периода, думаю, начнется целенаправленная проверка лицензионной деятельности всех операторов, оказывающих телематические услуги с возможностью передачи речевых сообщений.
Возможен ли при местном инициировании вызова последующий пропуск трафика из сети оператора местной телефонной связи к узлу телематических служб при оказании присоединенным оператором услуг Интернет-телефонии?
Нет, невозможен, потому что пропуск телефонного трафика между телефонной сетью и сетью передачи данных осуществляется только для одной услуги — доступа в Интернет. И если операторы местной телефонной связи, в большинстве случаев это МРК, по какой-то причине приостановят пропуск трафика на узлы телематических служб для оказания услуг IP-телефонии, честно скажу, мы не будем возражать. Как хозяйствующий субъект оператор МРК будет прав.
Может ли местный оператор предоставлять услуги телефонной связи и раздавать своим абонентам телефонные номера сети общего пользования через IP, т. е. через свою сеть передачи данных?
Если его сеть соответствует требованиям к построению телефонной сети связи, т. е. присоединена к центру обслуживания вызовов экстренных оперативных служб, к другим сетям местной телефонной связи, к зоновым сетям, то без разницы, по какой технологии она построена, — мы не регулируем технологии. На последней миле можно спокойно использовать технологию IP..
http://www.ccc.ru/magazine/depot/05_07/ ... l?1003.htm