23.06.2011
Этапы реорганизацииЗавершившееся 1 апреля юридическое объединение Группы компаний «Связьинвест» и создание нового, «большого» «Ростелекома» стало началом долгого и сложного пути. Для того чтобы с успехом пройти этот путь, компании предстоит решить множество сложнейших задач. О том, что нужно сделать в рамках процесса объединения, рассказывает директор по стратегии и управлению операционной эффективностью бизнеса ОАО «Ростелеком» Екатерина ЕРОФТЕЕВА.
Какие вопросы сейчас решает менеджмент компании в рамках объединённого «Ростелекома»?
Представьте себе несколько очень сложных механизмов, которые нужно, не останавливая, соединить в один. Так и с компаниями Группы «Связьинвест». Сегодня мы называем их уже одним именем, однако нам предстоит осторожно объединить все процедуры, регламенты, стандарты, которые должны стать общими для всех функциональных подразделений. Мы заранее решили, что этот процесс должен пройти как можно менее болезненно для всех его участников. А значит, он будет достаточно долгим.
И когда об объединении можно будет говорить в прошедшем времени?
Не скоро. Консолидация в организационном плане условно делится на два этапа. До конца 2011 года будет проходить первый этап – переходный. Для каждого функционального блока он будет своим в зависимости от процессов, проходящих в самих блоках, и от их влияния на организационную структуру. А дальше, по итогам первого этапа, компания начнёт выстраивать единую организационную структуру, заработают общие процессы управления.
Важность первого этапа не только в том, что он позволяет плавно перейти от одной структуры бизнеса к другой. По его итогам будет окончательно определено, каким станет «Ростелеком». Конечно, основная структура будущей компании была разработана ещё до юридического объединения. Но только сейчас наступило время, когда жизнь вмешивается в планы, а объединённая компания вносит свои коррективы. Мы активно работаем с регионами, принимаем их замечания, обсуждаем предложения. В результате компания должна получить ровную, отлаженную структуру, максимально реализующую синергии объединения.
Почему этот этап так важен? Дело в том, что он закладывает окончательную структуру компании. В дальнейшем, когда она будет окончательно сформирована, вносить изменения будет значительно сложнее.
Думаю, что сотрудников всех без исключения компаний интересует, насколько в итоге изменится численность персонала. Ну и, конечно, как будет выглядеть вертикаль управления подразделениями.
Количество уровней управления будет уменьшаться. Сейчас структура выглядит так: есть корпоративный центр и макрорегиональные филиалы, которые ему подчиняются. Но в самих филиалах структура разная. В некоторых из них линейная, основанная на подчинении внутри функциональных блоков независимо от их расположения. В других есть свои районные и даже межрайонные подразделения со своим собственным коммерческим или обслуживающим блоком, своей бухгалтерией и т.д. С точки зрения эффективности такая схема не слишком оптимальна, и до конца 2011 года мы постараемся сократить хотя бы межрайонные подразделения.
Конечно, вертикаль управления функциональных блоков зависит от особенностей каждого из них. У компании нет единого лекала для всех. Многое будет зависеть от мнения нынешних руководителей, успешности работы той или иной схемы до сегодняшнего дня. В конечном итоге деятельность различных подразделений должна быть сбалансирована между собой и работать как единый слаженный механизм. Так, например, работа коммерческого подразделения будет выстраиваться иначе, чем, скажем, подразделения, занимающиеся развитием сети. Но при этом мы понимаем, что от темпов строительства «последних миль», в конечном итоге, зависит и зарплата продавцов.
Понятно, что многих интересует, произойдут ли сокращения персонала. Сегодня в «Ростелекоме» работают очень сильные специалисты. И если объединение высвободит человеческие ресурсы на одном направлении, появятся другие, более перспективные направления, где будут нужны грамотные профессионалы. Поэтому даже если сокращения и произойдут, то они будут связаны в первую очередь с выходом на пенсию пожилых сотрудников. Да и договор с профсоюзом работников связи устанавливает довольно жёсткие ограничения по возможному сокращению персонала.
К осени появится новая система мотивации персонала, которая предусматривает выравнивание уровня заработной платы у сотрудников одного блока и будет увязана не только с зарплатой на рынке, но и с эффективностью специалистов, их вкладом в достижение целей компании.
Расскажите о планах по информатизации бизнес-процессов в «Ростелекоме».
Любые структурные изменения неэффективны без развития IT-систем. Процессами, которые происходят в компании, нужно управлять. Практически все задачи, которые стоят перед разными функциональными блоками, в конечном итоге, должны найти своё отражение в IT-системах – биллинговых, CRM или ERP. И в наших планах – значительное увеличение их роли в бизнес-процессах компании. Этот процесс перейдёт в активную фазу в 2012 году. По мере внедрения IT-систем к ним будут подключаться соответствующие функциональные блоки.
Внедрение информационных систем – это один из самых масштабных проектов, происходящих в компании, и он требует серьёзной подготовки. Приведу пример с биллинговой системой «Ростелекома». Казалось бы, достаточно простая задача по передаче биллинговых данных из системы «Ростелекома» в макрофилиалы потребовала значительно больше времени, чем ожидалось. В итоге проект будет реализован только к сентябрю, хотя планировался апрель. Но иначе мы могли внести путаницу в расчёты с абонентами, а это недопустимо.
Если говорить о взаимоотношениях с клиентами и партнёрами, каких изменений ждать в ближайшее время?
Нет ничего удивительного в том, что именно наши клиенты первыми ощутили перемены. В конце концов именно они приносят прибыль компании, и в первую очередь ради них всё это затевалось.
Большинство процессов, связанных с взаимоотношениями с клиентами и реализацией новых возможностей, уже запущено. Так, например, мы централизуем договоры с клиентами федерального уровня. Компания создаёт пакеты предложений не только для юридических лиц, но и для граждан. Уже сегодня есть маркетинговые проекты, которые делают нашу компанию более привлекательной в глазах пользователей.
Сейчас идёт работа по выравниванию уровня сервиса и созданию прообраза единого продуктового каталога. Ну и, конечно, все новые продукты, которые создаются компанией и в скором времени выйдут на рынок, будут предлагаться под одним названием и с единой схемой оказания услуги на всей территории страны.
Давайте пройдёмся по плану реорганизации компании. Каких событий нам ждать в ближайшие годы?
В сентябре ожидается ребрендинг «Ростелекома». Оператор сменит логотип, появится новый слоган. До конца года мы предложим пользователям пакеты продуктов по единым условиям, с прозрачной системой ценообразования. С начала 2012 года во всей компании начнётся внедрение новой ERP-системы. Будут запущены новые процессы бюджетного и инвестиционного планирования, единые методики и регламенты в различных функциональных областях – от юридической службы до административно-хозяйственного управления, начнёт внедряться программа повышения операционной эффективности.
В следующем году «Ростелеком» планирует завершить проекты по реорганизации, которые были начаты в этом году. Если говорить языком специалистов, то 2011 год – этап разработки, 2012-й – время реализации проекта, а 2013-й – отладка и точечная настройка.
Но цель не в том, чтобы поставить крест на старом и начать что-то новое. Клиент не должен почувствовать никаких неудобств от того, что компания меняется. Нужно спокойно работать и использовать появившиеся преимущества. Результаты не замедлят сказаться.
Беседовал Дмитрий Виноградов
ответственный редактор газеты
«Вестник Ростелекома»
http://svyazinvest.ru/press/news/news21224.htm