– Как вы относитесь к внедрению принципа "платит звонящий"?
– Принцип Calling Party Pays (CPP), или "платит звонящий",– это индустриальный стандарт. Правила, по которым до сих пор работает наш рынок,– это исключение, поэтому переход к CPP – вещь закономерная. Впрочем, существует много вопросов, как это сделать правильно. С точки зрения бизнес-логики переход на CPP должен отражать реальные затраты каждого оператора, участвующего в процессе связи одного абонента с другим. Философские возражения у меня вызвала бы ситуация, когда деньги берутся у более эффективных участников рынка и передаются менее эффективным. Пока этот вопрос открыт. Окончательные цифры по поводу того, как и по каким расценкам будут осуществляться межоператорские расчеты и как будут перераспределяться эти доходы, нам пока неизвестны.
– Какой суммой оператор сотовой связи рискует при переходе на новые принципы расчетов с абонентами?
– Доходы от входящего трафика, с которого мы получаем деньги, составляют 7-10% нашего годового оборота. Соответственно, если мы говорим, что наш оборот больше $3 млрд, $200-300 млн – сумма, которой мы потенциально рискуем. – Поясните. – Имеется в виду, что такой суммой мы рискуем, если не получаем никаких денег ни в каком формате за входящий трафик. На такую же сумму снижается и эффективность компании. Сейчас мы ведем переговоры с другими игроками рынка, и прежде всего с сотовыми операторами, пытаемся заключить соглашения, которые навели бы порядок во взаиморасчетах в затратной части. В зависимости от региона и времени суток затраты на минуту связи составляют $0,05-0,06. Названная сумма – это лишь ориентир, и, если цены на интерконнект будут ниже, прибыльность и эффективность компаний начнет снижаться.
– Введение CPP обяжет вас вводить бесплатные входящие на всех существующих тарифах?
– Если все будет внедряться так, как это выглядит сейчас, то да. – У каждого сотового оператора есть некоторое количество тарифов с низкими ценами на исходящую связь и высокими – на входящую. Если вы полностью отмените плату за входящую связь, у вас может появиться целая группа абонентов, подключенных к супервыгодным тарифам. Вы этого не опасаетесь? – Мы анализировали свою тарифную линейку. Реально, если такие тарифы у нас и есть, они очень старые, и на них очень мало пользователей. Пока мы даже не ставили перед собой задачу оптимизировать эти тарифы. Если регулятор не позволит нам создать некоторый период времени, когда можно было бы перейти от одной системы к другой, мы уберем эти тарифы из сетки, а абонентам предложим подключиться к другим тарифам.
– Будут ли у сотовых компаний затраты и риски, связанные с техническими проблемами при переходе на CPP?
– С технической точки зрения никаких затрат у нас не будет, с точки зрения перезаключения контрактов – тоже. Если условия контракта изменяются, мы обязаны проинформировать абонентов. Мы можем сделать это с помощью SMS-рассылки. Я считаю, что гораздо больше проблем будет у таких компаний, как, например, "Связьинвест". Новые правила взаиморасчетов с другими операторами и регулируемые государством тарифы – вот где кроются существенные трудности. И поэтому готовность всех участников отрасли к переходу к CPP пока у меня вызывает сомнения.
– Речь идет о том, что биллинговые системы "Связьинвеста" не готовы к поминутной тарификации?
– И это тоже. И то, насколько у таких предприятий, как "Связьинвест", есть возможность вводить дополнительную плату при звонках, которые инициируются их абонентами. Для того чтобы реально отражать затраты на нашей сети, плата за интерконнект для предприятий "Связьинвеста" должна быть высокой. И это еще вопрос, насколько они смогут эти затраты перенести на тех абонентов, которые инициируют звонок.
– Таким образом, получается, что платить больше будут абоненты фиксированной связи?
– У связи абонентов фиксированных сетей с нашими абонентами есть некоторая стоимость, и до сих пор она субсидировалась – в большой степени за счет низкой стоимости исходящих звонков со стороны фиксированных операторов. Мы же им платили достаточно много за приземление нашего трафика. Наш расчет в ту сторону уже существует – и "Связьинвест", и другие фиксированные операторы уже получают от нас деньги и продолжат получать. Теперь операторы фиксированных сетей должны платить нам за то, что мы приземляем трафик. До сих пор мы собирали деньги со своих абонентов за то, что они получали звонки. Теперь это отменяется. Значит, должны платить те абоненты.
– То есть сотовые абоненты должны успокоиться, им ничего существенного не грозит?
– Сотовым абонентам? Нет, ничего. Изменения будут прежде всего у компаний. Им придется перестроиться, чтобы как-то компенсировать достаточно большой объем выручки. Мы считаем, что правильно перераспределить эту выручку среди участников отрасли, это и будет ключевая задача регулятора. Необходимо избежать скрытых субсидий, которые перетекают из одного кармана в другой. Для этого надо понимать реальную стоимость межоператорских расчетов.
– Сотовые компании быстро договорятся о том, как будут рассчитываться между собой?
– Да. Проблемы будут у операторов фиксированной связи. Стоит, впрочем, отметить, что альтернативные операторы технически и идеологически более заточены под новые принципы работы. Редко кто из них является существенным оператором, и поэтому с точки зрения регуляторной они более свободны. Там проблем я вижу меньше.
http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=671152
Добавлено спустя 15 минут 41 секунду:
Бесплатные в законе
Закон, запрещающий взимать плату за входящие звонки, Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении 8 февраля 2006 года: депутаты одобрили поправки в статью 54 федерального закона "О связи". За принятие закона проголосовали 382 депутата, против – 2, воздержавшихся не было. Изменения предполагают, что телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, не подлежит оплате. Исключение составляют случаи, когда соединение произведено при помощи телефониста за счет вызываемого абонента или с использованием специальных кодов доступа к услугам электросвязи. По словам депутата Максима Коробова, нововведение призвано защитить малоимущих граждан–пользователей мобильных телефонов. Основанием для введения CPP стали вступившие в силу "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" и "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи". По новым правилам звонки с фиксированного телефона на мобильный (в пределах одного субъекта федерации) приравниваются к внутризоновым.
Секретные тарифы
Несмотря на то что до старта принципа СРР в России остается менее двух месяцев, операторы до сих пор не знают, каковы будут тарифы на звонки "фиксированный–мобильный". Тарифы должна огласить Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая явно не торопится. Формально ФСТ обязана озвучить тарифы не позднее 20 июня, то есть за десять дней до вступления в силу CPP. Трудно предположить, что за эти десять дней операторы смогут донести информацию до абонентов и договориться друг с другом. Правда, в отраслевом регуляторе – Министерстве информтехнологий и связи – за операторов не беспокоятся.
"Знать тарифы заранее операторам не обязательно. За них все уже будет посчитано, и договариваться им между собой совсем незачем",– считает директор департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий министерства Виталий Слизень. Заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев в виде предположения называет диапазон, в котором будет находиться новый тариф: от 1,8 до 3 руб. за минуту (то есть $0,06-0,10). Такой диапазон вполне устраивает сотовых операторов. Пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова отмечает: "Мы бы хотели получать от оператора стационарной связи как минимум себестоимость звонка, которая составляет $0,06". Ранее и Виталий Слизень заявлял, что минимальный тариф на вызовы "фиксированный–мобильный" составит 1,8 руб. за минуту (такова сейчас стоимость внутризонового звонка), но теперь он сменил мнение и утверждает, что себестоимость не может составлять $0,06: "Это явно завышенная цифра. Посмотрите на рекламные щиты 'МегаФона' в Москве. Если абонент платит 1 руб. за звонок с 'МегаФона' на сеть другого оператора, то получается, что оператор получает с приземления трафика менее 1 руб., или менее трех центов",– подчеркивает господин Слизень. Старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова считает, что сотовым компаниям для покрытия себестоимости необходимо получать с фиксированного оператора около $0,03-0,04 за минуту соединения.
Малая доля
"Введение CPP должно сильно повлиять на рынок, доходы сотовых операторов от голосовых услуг упадут. Но я не думаю, что это приведет к росту стоимости других сервисов",– считает Дмитрий Милованцев. Однако на деле звонки с фиксированных телефонов занимают у сотовых операторов одно из последних мест в рейтинге источников прибыли. Исследовательская фирма ACM-Consulting рассчитала усредненное распределение доходов от голосовых услуг у трех сотовых операторов "большой тройки" – МТС, "Вымпелкома" и "МегаФона". По словам аналитика ACM-Consulting Елены Саяпиной, в среднем по сетям МТС, "МегаФон" и "Билайн" на звонки с фиксированных телефонов приходится лишь 9% трафика и 10% доходов. Для сравнения: внутрисетевые звонки (с мобильного на мобильный внутри одной сети) обеспечивают 60% трафика и 58% доходов (оставшуюся часть дают звонки на другие сотовые сети – 25% и трафика, и дохода – и звонки на фиксированные телефоны – 7% трафика и 6% дохода). Правда, и 10% доходов сотовых компаний – сумма немалая. В 2005 году совокупная выручка российских сотовых операторов достигла $10,5 млрд, то есть от входящих звонков с фиксированных сетей игроки рынка мобильной связи получили более $1 млрд. На первый взгляд кажется, что теперь эта сумма (или, во всяком случае, ее существенная часть) перетечет в карман операторов фиксированной связи, а сотовые компании ее недосчитаются. Так думают и чиновники. "Отмена платы за входящие звонки позволит увеличить доходы МРК",– уверяет заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк. Впрочем, другие представители Мининформсвязи считают иначе. "Введение CPP, по мнению участников рынка, должно привести к тому, что доходы сотовых операторов от голосовых услуг упадут,– прогнозирует другой замминистра Дмитрий Милованцев.– Но украинский опыт показывает несостоятельность таких прогнозов: там сотовые компании нашли способ компенсировать себе потери от отмены платы за входящие вызовы, а у фиксированных операторов доход после запуска СРР даже сократился".
Опыт соседей
Бесплатные входящие звонки на мобильные телефоны появились на Украине в сентябре 2003 года – такой порядок закрепило дополнение к украинскому закону "О связи", принятое верховной радой в феврале того же года. Этому предшествовала длительная борьба с нововведением, которую устроили мобильные операторы страны с привлечением депутатов. Сотовые компании написали президенту Леониду Кучме, в Госкомсвязи и верховную раду коллективные письма с просьбой пересмотреть дополнение к закону, "с введением которого они потеряют до 50% прибыли". В июле 2003 года украинские парламентарии вняли доводам сотовых компаний и приняли закон "О телекоммуникациях", отменяющий обязательные бесплатные входящие. Однако в августе президент наложил на него вето. Таким образом, деятельность телекоммуникационного рынка стала регулироваться февральским законом "О связи", и с 19 сентября сотовые операторы Украины перестали взимать деньги за звонки на телефоны своих абонентов. Одновременно Госкомсвязи выпустил приказ #166, устанавливающий параметры отчислений, которые операторы проводной и сотовой связи должны платить друг другу за пропуск исходящих звонков абонентов. Тариф на звонок с фиксированного телефона на мобильный тогда был установлен в размере $0,24 (с учетом налогов) и сохраняется неизменным до сих пор. Сотовые операторы начали снижать тарифы на звонки "мобильный–мобильный" (сегодня они в разы ниже $0,24), и в итоге абоненты стали звонить на сотовые телефоны преимущественно с мобильных аппаратов. В результате оператор фиксированной связи "Укртелеком", который яро поддерживал идею с бесплатных входящих на мобильные (очень даже платных для его абонентов), не смог серьезно увеличить доход – наоборот, темпы роста его выручки снизились. Глава украинской исследовательской фирмы UBL Дмитро Шоломко отмечает, что по итогам 2005 года в секторе сотовой связи прирост составил 29,9%, тогда как рынок фиксированной связи обвалился на 0,8%. "Из-за появления на Украине бесплатных входящих на мобильные процесс 'каннибализации' фиксированных сетей со стороны сотовой связи, который и так происходит во всем мире, резко ускорился",– резюмирует Дмитро Шоломко. Сейчас "Укртелеком" отдает половину дохода от звонков своих абонентов на сотовые номера (то есть $0,12 за минуту) мобильным операторам. Дмитро Шоломко отмечает, что сотовые компании борются за распределение этого дохода в пропорции 60 к 40 (в свою пользу), но "Укртелеком" этого явно не допустит. Но на самом деле украинские сотовые операторы и так ничего не потеряли от снятия платы за входящие: не желая терять доходы, сразу после ввода нового принципа тарификации, в сентябре 2003 года, они повысили "плату за соединение" (при исходящих звонках) с $0,03 до $0,05. На словах они объяснили это действие желанием защитить сети от перегрузок. "Мы считаем, что такой барьер необходим. Одна из основных задач платы за соединение – ограничение большого количества очень коротких звонков с целью защиты сети от перегрузок",– говорил начальник сектора по связям со СМИ GSM-оператора "Киевстар" Виктор Гоцуленко. "Мы готовы в любой инстанции обосновать правомерность способа тарификации звонков, который сейчас существует в UMC",– отмечает начальник отдела внешних связей этой компании Ярына Ключковская. По оценкам аналитика компании "Конкорд Капитал" Александра Паращия, сегодня два крупнейших GSM-оператора Украины – "Киевстар" и UMC – собирают на плате за соединение до 325 млн гривен в месяц, что составляет до 25% их дохода. Попытки противников платы за соединение добиться ее отмены – и через верховную раду, и через антимонопольный комитет Украины – пока успеха не имеют.
Гадание с неизвестными
В России из-за отсутствия тарифов на звонки с фиксированного телефона на мобильный никто пока не берется прогнозировать развитие ситуации. "Нельзя моделировать ситуацию в России на основе украинского опыта. Эти истории совершенно различны. Если на Украине плата за звонок на мобильный телефон составляет $0,24 за минуту, то в России с трудом верится даже в тариф $0,10",– говорит Елена Саяпина из ACM-Consulting. Пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева говорит: "Пока можно лишь утверждать, что отрицательно переход на CPP на наших абонентах не скажется. В остальном же в этом уравнении слишком много неизвестных. Мы, как и другие операторы, ждем от ФСТ тарифов – от этого зависят все наши действия". Фиксированные операторы тоже воздерживаются от прогнозов, рапортуя лишь о технической готовности к СРР. "Технологически мы готовы к введению CPP, но это только первый этап. Второй – гораздо более важный и трудоемкий – состоит в том, чтобы договориться с другими операторами на основании полученной методики экономически обоснованных тарифов",– заявила начальник управления по связям с общественностью МГТС Екатерина Хаустова. "С технической точки зрения мы полностью готовы к тарификации звонков на мобильные номера. Они будут идти через "восьмерку" и будут приравнены к внутризоновым вызовам. А любые зоновые соединения мы сейчас тарифицируем без проблем",– сообщил директор по стратегическому развитию и технической политике ОАО "Северо-Западный телеком" Олег Семанов.
http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=671160