Лицензий не будет
Бизнес перейдет на саморегулирование
Евгений Арсюхин, Ирина Федотова
Дата публикации 26 мая 2004 г.
20 мая правительство в целом одобрило законопроект об отмене лицензирования отдельных видов деятельности, предложенный Минэкономразвития России. Министерство намерено отменить лицензирование 53 видов деятельности из 123, то есть почти половину. Ожидается, что новый закон будет уже осенью одобрен парламентом и вступит в силу 1 января 2005 года.
Между тем перспектива потери привычной "кормушки" заставляет отраслевые министерства любыми способами оттягивать согласование с минэкономразвития нового законопроекта. Парадоксально, но в этом их поддерживает бизнес преимущественно через свои лоббистские объединения. Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов подозревает, что заинтересованность влиятельных предпринимателей в сохранении барьеров для входа на рынок "объясняется прежде всего нежеланием видеть там своих потенциальных конкурентов".
В настоящий момент отмена 30 лицензий серьезно оспаривается пятью министерствами. Против отмены лицензий выступают министерство промышленности и энергетики, министерство культуры, министерство сельского хозяйства, министерство здравоохранения и министерство транспорта.
Наибольшее количество разногласий с минэкономразвития - 20 у минпромэнерго, деятельности, связанной с авиационной техникой, с химически опасными производствами, со строительством, с эксплуатацией электрических, тепловых и газовых сетей, а также с хранением, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов. Кстати, три последних вида деятельности, как правило, совмещаются в одной компании, которой при этом приходится получать целых три лицензии.
Какие же аргументы использует минэкономразвития, надеясь в течение месяца (столько времени ему отвело правительство) снять все разногласия с заинтересованными ведомствами? Во-первых, лицензирование - самый жесткий вид регулирования, и если уж уменьшать "бюрократическое давление" на бизнес, то начинать надо именно с него. Во-вторых, в отмене лицензирования нет никакой реальной опасности, потому что государственный контроль, как правило, дублируется через сертификацию, госэкспертизу продукции, а также через специальные виды государственного надзора (пожарного, санэпиднадзора и проч.). Поэтому в минэкономразвития считают, что ничего не произойдет, если отменить, например, лицензирование разведения племенных животных, на котором настаивает минсельхоз, или же проходящее по этому же ведомству лицензирование хранения зерна и продуктов его переработки. А такжелицензирование кинопроката, на котором в свою очередь настаивает минкульт.
Кроме отмены лицензирования, минэкономразвития предлагает ввести "упрощенное лицензирование" - преимущественно для тех видов деятельности, которые не связаны с риском нанесения вреда здоровью людей. В этом случае для получения лицензии компании необходимо приобрести страховой полис имущественного страхования, страхования ответственности и пр. Кстати, на Западе лицензирования как разрешительного механизма не существует. Его место занимает страхование ответственности: наличие страховки, предусматривающей весьма серьезное покрытие, является самой лучшей гарантией качества товаров и услуг как для потребителя, так и для государства.
Так может ли отмена лицензий пойти на пользу нашему потребителю? Только в том случае, если снижение монополизации на рынке товаров и услуг действительно произойдет, как это предполагает минэкономразвития . Однако не исключено, что уменьшение государственного контроля за частными компаниями может привести к появлению на рынке недобросовестных производителей.
Впрочем, у минэкономразвития и на это есть ответ: риск может быть снижен с помощью объединения участников рынка в так называемые профессиональные "саморегулируемые организации" (СРО). СРО будут сами устанавливать стандарты деятельности и меру ответственности за их нарушение. В свою очередь государство, вместо того чтобы контролировать тысячи компаний, ограничится взаимодействием с одним-двумя десятками СРО.
Ирина Федотова
Акцент
Итак, на горизонте появился новый идол с неблагозвучной, но уже примелькавшейся аббревиатурой СРО - "саморегулируемая организация". Закон о СРО прорабатывается в Думе и готовится ко второму чтению.
СРО - это по определению некоммерческая организация, но не всякая некоммерческая организация - СРО. Авторы законопроекта очень волнуются, что некоммерческие организации, уже созданные в рамках Закона "О некоммерческих организациях", заявят о себе как о СРО. Что же это такое, подлинное СРО?
В состав организации должно входить не менее 10 субъектов "однородного" (скажем, производство обуви) бизнеса или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности (например, журналистов). При этом членство в СРО сугубо добровольное, однако "федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в саморегулируемых организациях для цели осуществления отдельных видов предпринимательской или профессиональной деятельности". Какими именно "федеральными законами", непонятно. Видимо, авторы проекта надеются, что минэкономразвития удастся продавить отмену лицензий на 50 с лишним видов деятельности в обмен на принудительный загон вчерашних лицензиантов в СРО. Однако если этого не получится, и СРО превратится в "вольницу", этот институт может и не справиться с ролью "вселенского регулятора", которую на него хотят возложить: предприниматели, особенно крупные, просто будут, как могут, уклоняться от участия в СРО.
СРО устанавливает для своих членов "правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами". Орган управления вправе сам решать, какие меры ответственности применять к тем, кто нарушает эти стандарты. Самая мягкая из них - третейский суд, который разбирает внутренние споры. Самая страшная - проверка, причем плановая, может случаться не чаще раза в год, а внеплановая - если к члену СРО накопились серьезные претензии. Конфликты с внешним миром, по мысли авторов законопроекта, решаются в судах.
Авторы законопроекта постарались воспрепятствовать сращиванию правления СРО и ее членов. Так, СРО не может выставлять свое имущество в залог контрактов ее членов, давать за них поручительства, давать и брать у своих членов взаймы, а также получать и покупать их ценные бумаги.
Государство, чтобы СРО были под присмотром, заводит единый реестр саморегулируемых организаций. Примечательно, что власти получают в руки универсальную дубинку против зарвавшихся СРО, которая выражается в праве (правда, по решению суда) исключить СРО из реестра, после чего СРО оказывается вне закона.
В итоге в глазах реального бизнесмена СРО превратится скорее всего в надсмотрщика чистой воды, ну разве что еще и в лоббиста перед государством.
Евгений Арсюхин