Алексей Назаров: Тема такая, которая муссируется уже, наверное, последние две недели - несоблюдение сотовыми операторами своих обязательств. Поднимаются тарифные ставки, хотя они стоили буквально месяц назад совсем другие деньги, безлимитные тарифы превращаются в совершенно ограниченные какие-то лимиты. Как-то можно с этим бороться?
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО: Можно. Каждый потребитель может, потому что в данном случае закон на его стороне. Главное, чтобы это делал потребитель, потому что не может комитет сам придумывать, что там изменяется у каждого конкретного потребителя. С учетом того, что у нас есть много различных операторов, много различных тарифов. Вот. Ситуация такова, если потребители будут обращаться и будут как бы задавать вопросы по поводу этих неожиданных изменений условий договора, мы знаем, что с этим делать.
Алексей Назаров: Хорошо, давайте так. Давайте рассмотрим простую банальную ситуацию.
Предположим, есть единый тарифный план, по которому человек подключился к этому тарифному плану, и в какой-то момент этот тарифный план, по которому он платил определенную сумму, вырастает, предположим, на 100 рублей. Это можно сделать, с точки зрения сотового оператора?
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО: Нет.
С точки зрения закона этого делать нельзя. Почему? Потому что одностороннее изменение условий договора между предпринимателем и потребителем запрещено законом. А даже если такой есть пункт в договоре, то в силу статьи 16 «Закона о защите прав потребителей» - там первый пункт гласит, примерно, следующее: что условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законом, недействительны. Таким образом, в договор записан заранее противоправный пункт –и недействительный пункт – и, следовательно, действовать так нельзя.
Алексей Назаров: Хорошо. Человеку что делать? Он пришел подключаться. Ему дают договор. Он подписывает договор. Подключается. Ему оказывают эти услуги. Дальше поднимается. И что?
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО:
Его подпись поставлена под договором, но данный пункт в этом договоре недействителен. Поэтому утверждать, что раз подписал, значит, знал и согласился. Ну и что, можно сказать, но пункт недействителен в силу закона.
Алексей Назаров: Хорошо, он может решить это в одностороннем порядке с сотовой компанией?
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО: Ну, я думаю, не удастся. Ведь сотовая компания совершенно одинаково ведет себя для всех, но потребитель вправе и может так сделать – подать иск в суд о том, что действия сотового оператора абсолютно противоправны. Видимо, к моменту, пока пройдет судебное разбирательство, он не один раз успеет заплатить эту повышенную сумму. После решения суда придется всю эту сумму вернуть ему на счет. Он долго будет пользоваться этими накопившимися средствами.
Алексей Назаров: Хорошо. Давно происходит такая ситуация с сотовыми компаниями. Как люди часто обращаются?
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО: Ну, вот, с момента, когда произошла эта ситуация, что звонки со стационарного телефона на сотовый стали платными. Вот с этого момента и началось различное движение в этой системе, и такие изменения стали вноситься и в различные тарифные планы, и попытки, значит, каким-то образом, если, так сказать, за входящие теперь платят, так сказать, стационарным сетям, то чтобы такое сделать, чтобы нам тоже платили и так далее. Это движение пошло. Этим вопросом, кстати, занимается и федеральная антимонопольная служба. Она усматривала даже там определенные признаки сговора между ведущими сотовыми операторами связи. Не знаю, чем закончилось это дело, потому что это вообще-то идет не по законодательству о защите прав потребителей, а по антимонопольному законодательству. Это за пределами нашей компетенции.
Алексей Назаров: Хорошо. В пределах компетенции, предположим, один из частных случаев – изменение безлимитного тарифа. С какого-то момента этот безлимитный тариф – он так и называется – «Безлимитный», с одной стороны. Это безлимитное общение, не ограниченное, наверное, общение – он теперь имеет, скажем, у одного сотового оператора ограниченное количество минут. В какой-то момент так случилось. Причем при этом при всем,
за две недели, предположим, абонента предупреждают о том, что с этого дня, предположим, через две недели наступает вот такая ситуация, и теперь мы будем жить только в таких условиях.
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО:
В соответствии с законом это должно выглядеть было иначе. После этого предупреждения оператор связи должен был либо получить согласие у абонента, а если он не согласен, то оператор связи, и он не может исполнять договор вот так, как раньше, по каким-то объективным обстоятельствам, он должен обратиться с иском в суд. Там, в суде ему придется доказать, что он действительно не может по объективным обстоятельствам продолжать исполнение договора так, как это было раньше, указать эти причины, которые он не мог предвидеть при заключении договора, что они на самом деле имеют место быть. И если суд признает, что он имеет право – оператор связи – подобным образом себя вести, с момента решения суда этот тариф будет изменен.
Алексей Назаров: А вот это предупреждение за две недели, что мы вас переключаем – оно имеет какую-то силу?
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО:
Оно никакой силы не имеет. Это просто предупреждение – и не более того. Ну, я ведь тоже могу кого-то предупредить, что после, значит, определенного времени, даже за две недели или за месяц, буду совершать какие-то противоправные действия, но ведь от того, что я предупредил, характер таких действий не изменится. Он так и останется противоправным.
Алексей Назаров: Хорошо. Как вы думаете? Ситуация на этом рынке устаканится через какое-то время?
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО: Конечно, она должна стабилизироваться. Более того, я думаю, что потребитель сам стабилизирует эту ситуацию, если он не будет все это терпеть и прощать. Но до тех пор, пока это все терпится и прощается, и примитивный случай этого терпения и прощения – я все время его привожу: трамвай остановился на полдороге. Объехать его ни один трамвай не может. Все, как, прошу прощения, группка животных, грубо говоря, вышли из трамвая и пошли. И ни один не потребовал вернуть деньги. Ведь ни одного из этих пассажиров до того места, куда он ехал, не довезли. И, следовательно, если он хочет добраться, ему нужно будет снова платить ту же самую сумму. Да? Вот! Вот эта вот пассивность потребителя по такому вот вопросу – она и приводит к тому, что с ним везде и всюду делают одно и то же. До тех пор, пока он сам не будет возмущаться, пока он сам не начнет защищать свои права. Вот. Прошло то время, когда у нас в обществе были кормильцы, обувальцы, одевальцы, защищальцы. Все. Мы сейчас живем в другом мире. Защищать нужно себя самому.
Алексей Назаров: Андрей Аркадьевич, с вашей помощью много людей выигрывало суды вот в этой части в плане сотовых операторов.
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО: Ни одного. Потому что ни один еще и не обратился. Все, все говорят, всем не нравится, но ни один еще не обратился за помощью с написанием иска в суд, которую мы оказываем совершенно бесплатно, за помощью хотя бы в грамотном с точки зрения закона заявлении своего требования обоснованного. Никто не обратился. Всем некогда. Ну, значит, до тех пор, пока некогда, вот это вот некогда – время же деньги, мы же знаем. Поэтому, вот, нужно смотреть, какие деньги больше. Видимо, эти деньги пока меньше.
Алексей Назаров: Видимо, богато живем просто.
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей СО: Ну, наверное.
http://www.upmonitor.ru/monitoring/publ ... 17/175061/