Развитие сетей КТВ

Обсуждение последних новостей отрасли.
Новости законодательства РФ в области связи.
Интересные статьи посвященные инфокоммуникациям в России.
Erlang
Автор
 
Сообщения:
45859
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1425 раз.
Поблагодарили: 628 раз.

Развитие сетей КТВ

СообщениеErlang » Вт 28 ноя, 2006 19:27 »

Завтра в эфире. Владельцы кабельных активов строят вертикально-интегрированные холдинги

28.11.2006, "Ведомости"

В последние пару лет на рынке кабельных сетей сформировались три ключевых игрока — “Нафта-Москва” Сулеймана Керимова, АФК “Система” Владимира Евтушенкова и “Ренова-Медиа” Виктора Вексельберга. По подсчетам инвесткомпании “Финам”, их вложения в кабель (покупка и модернизация) уже превысили $1 млрд. Что они покажут по этому кабелю, чтобы вернуть свои деньги?

По оценкам iKS-Consulting, в 2005 г. объем рынка платного телевидения составил $360 млн, а в 2006 г. достигнет $450 млн. 31% этих денег достается оператору спутникового телевидения “НТВ-Плюс”, 21% — “Нафта-Москва”, 11% — АФК “Система”, 3% — “Ренова-Медиа”. Основные активы, охват и число абонентов компаний указаны в таблице на этой же странице.

Строители сетей

“Система”, “Ренова-Медиа” и “Нафта-Москва” заплатили, по сути, за абонентскую базу, считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Сами сети, по ее словам, особенно в регионах, устаревшие и не в состоянии пропускать современный контент и давать полноценный доступ в Интернет. Эти активы требуют инвестиций в модернизацию — $30-50 на одного абонента. “Мостелекому” модернизация обойдется дороже, поскольку ему придется демонтировать старую сеть и строить новую — это около $250 млн“, — говорит Толмачева.

Вернуть вложенный в сети миллиард быстро не получится. Сейчас операторы зарабатывают в первую очередь на Интернете. У “Национальных кабельных сетей” (НКС) ARPU (средний месячный доход с абонента) по платному телевидению колеблется в районе $2,5-3, а по Интернету — $20, рассказал источник, близкий к компании. У “Комкор-ТВ”, по данным MoscowCableСom, телевизионный ARPU около $10, а если абонент пользуется не только телевидением, но и Интернетом — $22. ARPU “Стрим-ТВ” по итогам I квартала 2006 г. — $22,3 (значительная часть абонентов покупает платные каналы в пакете с доступом в Интернет).

Для сравнения: американскому кабельному оператору Comcast один пользователь приносит почти $100 в месяц (а всего их 22,4 млн).

Что показывают

Сейчас абоненты большинства кабельных сетей могут смотреть около 100 каналов, в основном зарубежных, переводных. Это познавательные каналы семейства Discovery, National Geographic; детские — Jetix и Nickelodeon; новостные — Euronews, BBC, CNN, Bloomberg; музыкальные — MTV, MCM, VH, Mezzo; спортивные — Eurosport, Extrem Sport и др. Российских каналов немного: эфирные, “Рамблер-телесеть”, “РБК-ТВ”, “Русский экстрим”, A-one, “Ретро-ТВ”, “Охота и рыбалка”, “Драйв”, “Здоровое ТВ”, “Усадьба” и др.

По оценке iKS-Consulting, российские каналы обходятся операторам в 3-5 евроцентов с абонента в месяц, иностранные — до 12 евроцентов. Крупные операторы предпочитают договариваться с правообладателями напрямую. “У нас большой опыт работы с правообладателями и хорошая абонентская база, поэтому мы работаем на вполне привлекательных условиях”, — признается директор по маркетингу НКС Борис Вергун. Мелкие пользуются услугами посредников. По словам Андрея Степанова, советника гендиректора “Синтерры”, которая собирается стать таким посредником, региональным операторам трудно самим договариваться с правообладателем: из-за небольшого размера абонентской базы тот либо не захочет иметь с ними дела, либо предложит контент по несоизмеримо высоким ценам.

Что покажут

Владельцы сетей и сами занялись производством каналов. Телеканал, объясняет главный продюсер компании “Новый выбор” Дарья Рыжкова, — это совокупность программ и заставок, которые производитель закупает или делает сам, а потом объединяет в единое целое. Телеканал должен вещать 365 дней в году, 18 или 24 часа в сутки, минимальный размер премьерного блока (то, что впервые показывается на этом канале) не может быть меньше 730 часов в год (потом его можно повторять).

Первой из “большой тройки” кабельного рынка производить каналы стала “Система”. В активе ее медийного подразделения “Система Масс Медиа” (СММ) уже пять тематических каналов — “Ретро-ТВ”, “Охота и рыбалка”, “Драйв”, “Здоровое ТВ”, “Усадьба”. Они транслируются абонентам “Стрим” по интернет-телевидению (IPTV) в Москве; региональные сети, принадлежащие СММ и работающие под брендом “Стрим-ТВ”, тоже могут закупать эти каналы.

Во сколько обходится “Системе” производство, в компании не уточняют. По словам представителя “МТУ-Интел”, который торгует этими каналами, разброс цифр велик: $2-10 млн в зависимости от стоимости контента. “Сейчас наши каналы убыточны, но по бизнес-плану должны выйти на окупаемость уже во второй половине будущего года”, — надеется собеседник “Ведомостей”. Чтобы компенсировать затраты, компания рассматривает возможность размещения рекламы. “Имеется в виду не прямая реклама в виде роликов, а “контекстная”, в виде спонсирования рубрик или передач, product placement и проч., поясняет представитель “МТУ-Интел”.

“Нафта-Москва” в начале года совместно с Delta Private Equity Fund также создала структуру для производства контента — уже упомянутую выше компанию “Новый выбор”, которая запустила два своих канала: “Совершенно секретно” и “Парк развлечений”. Инвестиции в “Новый выбор” составили несколько миллионов долларов, а их возврат планируется в течение 3-5 лет, говорит гендиректор компании Александр Камынин. Производство канала, по его словам, обходится в $0,6-2 млн. “Запуская проект по производству контента, — рассказывает Камынин, — мы понимали, что у нас уже есть потенциал для распространения каналов — абоненты НКС”. Но “Новый выбор”, по его словам, готов продавать свои каналы и другим операторам.

На рынке ходят устойчивые слухи, что создать компанию по производству телеканалов планирует и “Ренова-Медиа”. Но директор департамента общественных связей компании Антон Сергеев их не подтверждает.

Таким образом, по крайней мере две из трех компаний, инвестировавших в кабельные активы, сейчас строят вертикально-интегрированные холдинги. “Они хотят контролировать как можно больший участок цепочки создания стоимости”, — объясняет аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. По ее мнению, чтобы быть конкурентоспособными, операторам придется заключить соглашения со всеми ведущими производителями каналов и программ. А для того чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, предоставлять еще и эксклюзив собственного производства. В 2007 г., после завершения консолидации активов, компании сосредоточатся на маркетинге, что приведет к всплеску спроса на платное телевидение в конце 2007-2008 гг. и резкому росту доходов и прибыльности, считает она.

© Анастасия Голицына, "Ведомости"

Erlang
Автор
 
Сообщения:
45859
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1425 раз.
Поблагодарили: 628 раз.

СообщениеErlang » Вт 28 ноя, 2006 19:28 »

Телевизионная разводка. Кабель против беспроводной связи

28.11.2006, "Ведомости"

Повторить коммерческий успех сотовой связи на рынке платного доступа к телевизионному и интернет-контенту намерены ведущие финансово-промышленные группы России — АФК “Система”, “Нафта-Москва” и “Ренова-Медиа”. Но ставку они сделали на кабель, а потому могут столкнуться с жестокой конкуренцией более современной технологии — WiMax.

Большинство жителей России имеют доступ к минимальному набору телеканалов, а плата за кабель антенны — обычная коммунальная услуга. Не так уж просто объяснить потребителям, зачем платить за 80 телеканалов, если до 20 федеральных и дециметровых телеканалов и так доступны.

Но участники рынка платного телевидения рассчитывали, что российские телезрители рано или поздно захотят большего выбора телепрограмм. Руководители “Космос-ТВ”, например, еще в 2002 г. обещали, что компания станет “второй МТС”, а платное телевидение — такой же массовой услугой, как и сотовая связь.



Обычный кабель

В первые десятилетия телевидения для просмотра передач была необходима антенна для каждого телевизора. Но с 1960-1970-х гг. практически все новые городские дома содержат разводку телевизионного кабеля, к которому подключается телевизор.

Рыночная экономика вызвала к жизни почти в каждом крупном и среднем российском городе отдельную компанию по управлению кабельными телесетями, чаще всего связанную с местной администрацией. Позже эти компании были переданы в частные руки, а сейчас на их базе строят империи основные игроки. Как правило, они прокладывают или арендуют высокоскоростные оптоволоконные линии связи максимально близко к потребителям — иногда даже в каждый дом или подъезд, а конечные пользователи для подключения используют все тот же телевизионный кабель или более высококачественный коаксиальный. Абоненты модернизированных кабельных сетей могут не только смотреть десятки или даже сотни телеканалов, но и подключиться к Интернету на высокой скорости.

На базе городской кабельной телесети Санкт-Петербурга появилась компания “Национальные кабельные сети” (НКС), а в Москве — “Мостелеком”, “Комкор-ТВ” (в Центральном административном округе) или “Телеинформ” (на юго-востоке Москвы). В Перми кабельным телевидением занимался “Эр-Телеком” — компания, в создании которой принимали участие местные власти и бывший гендиректор “Уралсвязьинформа” Владимир Рыбакин.

Теперь все эти компании сменили владельцев. В декабре 2005 г. подконтрольная Сулейману Керимову “Нафта-Москва” приобрела НКС и “Мостелеком”. “Ренова” еще в 2004 г. купила 31% американской MoscowCableCom (MCC), материнской компании “Комкор-ТВ”, и с тех пор увеличила пакет до 81,1%. Весной 2006 г. “Ренова” приобрела “Телеинформ”. А контрольный пакет “Эр-Телекома” — у ПФПГ, подконтрольной президенту “Лукойл Оверсиз” Андрею Кузяеву.

Опять антенна на окне

Плюсы кабельных сетей очевидны: их владельцы получают армию готовых абонентов. Но городские сети далеко не всегда годятся для современных услуг — передачи большого числа телеканалов в цифровом качестве или высокоскоростного доступа в Интернет. Например, модернизация сети “Мостелекома”, подключившей свыше 3 млн квартир, обойдется “Нафта-Москва” в $270 млн.

Телесигнал, конечно, можно получать не только через кабель. “Космос-ТВ” передает телесигнал в радиодиапазоне с Останкинской башни, а пользователям нужно по старинке устанавливать радиоантенны. В 2003 г. 50% акций “Космос-ТВ” приобрела АФК “Система”. Но радиовещание не позволяет делать интерактивное телевидение или оказывать такие услуги, как просмотр видео по запросу.

Домашние сети

Другой конкурент кабельных телесетей — телефонные сети. Технология ADSL позволяет значительно увеличить скорость передачи информации. В Москве в мае 2005 г. заработал проект “Стрим-ТВ” от АФК “Система”, которая владеет МГТС и крупным альтернативным оператором “МТУ-Интел”, предлагающим ADSL-услуги.

Распространять телесигнал можно в любых компьютерных сетях, лишь бы их качество гарантировало высокую скорость передачи данных. Например, конкурентоспособны обычные интернет-провайдеры — владельцы домовых сетей.

Домовые сети — компьютерный аналог кабельных телесетей, их владельцы прокладывают или арендуют высокоскоростные каналы связи до жилых домов, а пользователей подключают к ним через компьютерные кабели. Проекты цифрового телевидения есть у многих интернет-провайдеров — например, у “Корбины”.

Интернет-провайдерами стали даже сотовые операторы — “Мегафон” и Skylink.

По воздуху

Но основная угроза кабельному телевидению — международный стандарт WiMax высокоскоростного радиодоступа в Интернет с дальнобойностью в несколько километров. Сейчас в России есть компании, уже получившие WiMax-лицензии, среди них сотовый оператор “Вымпелком” и входящий в АФК “Система” оператор “Комстар”.

Заявленных скоростей WiMax, который эксперты называют сотовой связью четвертого поколения, должно хватить для качественной видеосвязи или мобильного телевидения.

Пока WiMax имеет массу технологических и законодательных проблем, так что трудно даже оценить будущие доходы от этой услуги, говорит гендиректор “Стрим-ТВ” Григорий Новицкий, в то время как кабельные сети — это огромное число пользователей, уже готовых платить за телевидение и высокоскоростной Интернет. Новицкий считает, что доходы операторов еще вырастут из-за увеличения доходов жителей России.

Средняя западноевропейская квартира платит $30 в месяц за телевидение, в России — гораздо меньше, сообщает вице-президент “Корбины” Александр Малис и выражает надежду, что скоро траты россиян на платное телевидение дойдут до этой цифры.

Гендиректор НКС Сергей Калугин надеется, что основной рост доходов операторов платного телевидения даст услуга высокоскоростного доступа в Интернет.

© Роман Дорохов, "Ведомости"

Wanderer
Форумчанин
 
Сообщения:
1653
Зарегистрирован:
18 фев 2004
Откуда:
Северо-Западный ФО

Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 29 раз.

СообщениеWanderer » Вт 28 ноя, 2006 20:00 »

WiMax высокоскоростного радиодоступа в Интернет с дальнобойностью в несколько километров

на прямой видимости в городской местности... :)

Вернуться в Последние новости отрасли


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Brandwatch, CommonCrawl и гости: 7