Каким был 2006 год для телекоммуникационной отрасли
Добавлено: Чт 07 дек, 2006 05:55
Каким был 2006 год для телекоммуникационной отрасли
06.12.2006 10:36 | Финансовые известия
2006 год оставляет в сердцах российских связистов двойственные ощущения. Госполитика на телекоммуникационном рынке серьезно потрясла сотовые компании (введением принципа "платит звонящий") и до сих пор не дала весомых плодов на принудительно демонополизированном рынке дальней связи. Как следствие, активнее всего развивался бизнес, основанный на новых технологиях.
Вход конем
С 1 июля российские сотовые абоненты принимают все звонки на свои телефоны бесплатно. Сказать, что нововведение привело к драматичным последствиям как для мобильных операторов, так и для самих абонентов, значит не сказать ничего. Принцип "платит звонящий" (CPP, Calling Party Pays) был введен в России Госдумой в качестве поправки в закон "О связи" еще в феврале этого года. Однако техническая реализация дела - а именно подход в проведении взаиморасчетов между фиксированными и мобильными операторами за "бесплатный" звонок - оставалась интригой буквально до последнего дня. Логика регулятора при введении CPP была понятна: "причесать" законодательство в соответствии с мировыми трендами (плата за входящие звонки отсутствует в большинстве стран мира) и одновременно перераспределить доходы от сотовых операторов в сторону фиксированных.
В 2005 году сотовые компании России заработали на оказании услуг мобильной связи около $10 млрд. В частности, от приема входящих звонков сотовиками было получено около 8-12% доходов, то есть не меньше $1 млрд. Операторы подсчитали, что им удастся сохранить рентабельность на существующем уровне только при условии, что фиксированные операторы будут отчислять им по 1.10-1.12 руб. за каждую минуту звонка с городского телефона на мобильный. Вышло меньше. Федеральная служба по тарифам, утвердившая стоимость минуты звонка с городского на сотовый в размере 1.5 руб. (в ряде регионов, учитывая их географическое положение, эта сумма оказалась больше), постановила, что из этих полутора рублей сотовикам должно отчисляться только 95 копеек.
Ответ рублем
Ответ сотовых компаний на действия тарифного регулятора оказался асимметричным. Противостоять ущемлению собственных доходов мобильные операторы решились сразу тремя способами. Первый из них при этом был применен загодя - еще в начале лета сотовые компании объявили о новой валюте тарификации, поменяв доллары на рубли и тем самым косвенно на 5-10% повысив цены для своих абонентов. Противопоставить этому шагу государство не смогло ничего. Зато на второй и третий удары сотовиков ФАС нашло вполне убедительные ответы. Так, буквально на днях, в ноябре, завершился разбор дела об установлении сотовыми операторами "большой тройки" - МТС, "Вымпелкомом" и "Мегафоном" - повышенных цен на "приземление" трафика для остальных операторских компаний. "Старшим" операторам в принудительном порядке указали выровнять цены до единого уровня.
Победой, правда, пирровой, регулятора, завершилось и противостояние с сотовиками, разгоревшееся в конце июля. Стремясь компенсировать потери, мобильные операторы почти синхронно объявили о введении платы за соединение (ПЗС) в большинстве своих тарифов. Сумма в 35-50 копеек, по логике сотовиков, должна была компенсировать утрату доходов от платных входящих. Введение ПЗС возмутило Мининформсвязи, которое указало, что в лицензиях сотовых компаний такой услуги как "установление соединения" попросту не существует. Конфликт в итоге был улажен довольно оригинальным способом - по факту ПЗС осталась, да только название получила иное - мобильные операторы обозвали надбавку "повышением стоимости первой минуты разговора".
Крайними в ситуации с "пляшущими" тарифами оказались абоненты. В среднем, по оценкам информационно-аналитического агентства "Сотовик", стоимость разговоров для них после введения CPP выросла на 10-15%. Зато исходная цель Мининформсвязи была достигнута: трафик в фиксированных сетях действительно вырос. Абоненты быстро "раскусили" прелести звонков с фиксированных телефонов на сотовые (цена минуты в 1.5 руб. оказалась в среднем ниже, че м стоимость минуты разговоров в большинстве мобильных тарифных планов), а количество звонков с фиксированных на сотовые, упавшее было в начале июля в Москве на 30%, снова достигло "докризисных" показателей и уже в сентябре выросло на 15% по сравнению с ситуацией "до CPP".
Удаление дальних
2006 год должен был пройти под знаком демонополизации рынка дальней связи. К началу года все было готово к гонке: лицензии на право составить конкуренцию "Ростелекому" получило около 20 компаний. Однако активно работать начала только одна из них - "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ). На осенней выставке "ИнфоКом" МТТ провела ребрендинг и представила собственную программу "квази-франчайзинга", согласно которой продавать услуги оператора в российских регионах смогут местные компании связи. А с 1 декабря объявила о маркетинговой акции, согласно которой абоненты смогут получить скидку на услуги связи в размере 50% от номинала, однако только при условии выбора МТТ в качестве постоянного оператора междугородней и международной телефонии. Говорить о возникновении реальной конкуренции на рынке междугородней/международной связи пока в России по итогам 2006 года затруднительно, об этом свидетельствуют и положительные финансовые итоги прежнего монополиста - "Ростелекома". По-видимому, новые игроки активизируются на рынке межгорода лишь в следующем году. Пока же в отрасли идет огромная подспудная работа - на пороге получения лицензии стоит Golden Telecom, свои заявки на лицензии дальней связи подали три крупнейших сотовых оператора - МТС, "Билайн" и "Мегафон".
"Да и реформа еще не закончена, - подчеркивает Александр Ильин, технический директор компании "Синтерра". - Ощутить в полной мере эффект этих изменений рынок сможет в 2007 году. К тому же на него будут наложены следующие этапы реформы - например, введение законодательных правок, обеспечивающих равноправный доступ к инфраструктуре существенных операторов. Эта инициатива, анонсированная регулятором отрасли, даст следующий толчок к еще более значительной д емонополизации и развитию телекоммуникационного рынка".
Связь по максимуму
Если регулятивные действия в 2006 году по большей части не дали российским абонентам поводов для радости, то в менее регулируемых отраслях, связанных с новыми технологиями, связистам есть чем гордиться. Речь идет о технологиях быстрого беспроводного интернета WiMAX и PreWiMAX. Операторы, оказывающие услуги PreWiMAX, развернули свои сети как раз в уходящем году.
WiMAX ждали долго. Перспективы технологии действительно завораживают. Стандарт (Worldwide Interoperability for Microwave Access, или 802.16) теоретически позволяет организовать связь со скоростью до 70 Мбит/с на расстоянии до 50 км. Но это в теории. Пока же твердой договоренности в консорциуме разработчиков WiMAX-устройств нет, да и максимальные технические показатели не достигнуты. Поэтому, стремясь выйти на российский рынок первыми, российские операторы начали применять оборудование PreWiMAX, зачастую несовместимое между собой. Так, оператор "Энформат" застроил сетями нового поколения уже 8 городов России. В Москве активное продвижение WiMAX начал оператор Synterra - менее чем за полгода работы он набрал свыше 1000 корпоративных клиентов. Всего же развертыванием сетей WiMAX занято свыше 20 компаний.
По некоторым оценкам, к концу 2006 года рынок беспроводного доступа достигнет $80 млн., продемонстрировав прирост на 60%, причем доля WiMAX в нем составит немногим более 5-7%. При общей тенденции роста рынка ШПД удельный вес WiMAX будет стремительно увеличиваться, достигнув 20% в 2007 году. "А к 2010 г. совокупный годовой оборот российских операторов WiMAX составит $300 млн., увеличившись по сравнению с 2005 г. в шесть раз, - дает прогноз Александр Ильин, технический директор компании "Синтерра". - И это неудивительно. Ведь в этом году были введены в коммерческую эксплуатацию ряд столичных и региональных сетей, работающих на этом стандарте, произошла череда слияний и поглощений в среде компаний, работающих в этом сегменте, еще несколько масшта бных проектов начнут работать в 2007 году".
Продвижение WiMAX в нашей стране сдерживается не только общими для всего мира проблемами - несовместимостью и дороговизной оборудования (радиомодем WiMAX стоит около $500). Куда более серьезная проблема - отсутствие свободных частот для работы WiMAX-сетей. Из-за перегруженности частотного спектра строители WiMAX-инфраструктуры вынуждены сокращать радиус действия базовых станций, что удорожает саму сеть. Однако специалисты далеки от уныния : "Планируется, что доля технологии WiMAX станет одной из основополагающих в России к 2009-2010 году", - считает Эрик Франке, генеральный директор компании "Комстар-Объединенные Телесистемы".
Финансовые известия
http://www.rambler.ru/news/economy/0/92 ... ml?print=1
06.12.2006 10:36 | Финансовые известия
2006 год оставляет в сердцах российских связистов двойственные ощущения. Госполитика на телекоммуникационном рынке серьезно потрясла сотовые компании (введением принципа "платит звонящий") и до сих пор не дала весомых плодов на принудительно демонополизированном рынке дальней связи. Как следствие, активнее всего развивался бизнес, основанный на новых технологиях.
Вход конем
С 1 июля российские сотовые абоненты принимают все звонки на свои телефоны бесплатно. Сказать, что нововведение привело к драматичным последствиям как для мобильных операторов, так и для самих абонентов, значит не сказать ничего. Принцип "платит звонящий" (CPP, Calling Party Pays) был введен в России Госдумой в качестве поправки в закон "О связи" еще в феврале этого года. Однако техническая реализация дела - а именно подход в проведении взаиморасчетов между фиксированными и мобильными операторами за "бесплатный" звонок - оставалась интригой буквально до последнего дня. Логика регулятора при введении CPP была понятна: "причесать" законодательство в соответствии с мировыми трендами (плата за входящие звонки отсутствует в большинстве стран мира) и одновременно перераспределить доходы от сотовых операторов в сторону фиксированных.
В 2005 году сотовые компании России заработали на оказании услуг мобильной связи около $10 млрд. В частности, от приема входящих звонков сотовиками было получено около 8-12% доходов, то есть не меньше $1 млрд. Операторы подсчитали, что им удастся сохранить рентабельность на существующем уровне только при условии, что фиксированные операторы будут отчислять им по 1.10-1.12 руб. за каждую минуту звонка с городского телефона на мобильный. Вышло меньше. Федеральная служба по тарифам, утвердившая стоимость минуты звонка с городского на сотовый в размере 1.5 руб. (в ряде регионов, учитывая их географическое положение, эта сумма оказалась больше), постановила, что из этих полутора рублей сотовикам должно отчисляться только 95 копеек.
Ответ рублем
Ответ сотовых компаний на действия тарифного регулятора оказался асимметричным. Противостоять ущемлению собственных доходов мобильные операторы решились сразу тремя способами. Первый из них при этом был применен загодя - еще в начале лета сотовые компании объявили о новой валюте тарификации, поменяв доллары на рубли и тем самым косвенно на 5-10% повысив цены для своих абонентов. Противопоставить этому шагу государство не смогло ничего. Зато на второй и третий удары сотовиков ФАС нашло вполне убедительные ответы. Так, буквально на днях, в ноябре, завершился разбор дела об установлении сотовыми операторами "большой тройки" - МТС, "Вымпелкомом" и "Мегафоном" - повышенных цен на "приземление" трафика для остальных операторских компаний. "Старшим" операторам в принудительном порядке указали выровнять цены до единого уровня.
Победой, правда, пирровой, регулятора, завершилось и противостояние с сотовиками, разгоревшееся в конце июля. Стремясь компенсировать потери, мобильные операторы почти синхронно объявили о введении платы за соединение (ПЗС) в большинстве своих тарифов. Сумма в 35-50 копеек, по логике сотовиков, должна была компенсировать утрату доходов от платных входящих. Введение ПЗС возмутило Мининформсвязи, которое указало, что в лицензиях сотовых компаний такой услуги как "установление соединения" попросту не существует. Конфликт в итоге был улажен довольно оригинальным способом - по факту ПЗС осталась, да только название получила иное - мобильные операторы обозвали надбавку "повышением стоимости первой минуты разговора".
Крайними в ситуации с "пляшущими" тарифами оказались абоненты. В среднем, по оценкам информационно-аналитического агентства "Сотовик", стоимость разговоров для них после введения CPP выросла на 10-15%. Зато исходная цель Мининформсвязи была достигнута: трафик в фиксированных сетях действительно вырос. Абоненты быстро "раскусили" прелести звонков с фиксированных телефонов на сотовые (цена минуты в 1.5 руб. оказалась в среднем ниже, че м стоимость минуты разговоров в большинстве мобильных тарифных планов), а количество звонков с фиксированных на сотовые, упавшее было в начале июля в Москве на 30%, снова достигло "докризисных" показателей и уже в сентябре выросло на 15% по сравнению с ситуацией "до CPP".
Удаление дальних
2006 год должен был пройти под знаком демонополизации рынка дальней связи. К началу года все было готово к гонке: лицензии на право составить конкуренцию "Ростелекому" получило около 20 компаний. Однако активно работать начала только одна из них - "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ). На осенней выставке "ИнфоКом" МТТ провела ребрендинг и представила собственную программу "квази-франчайзинга", согласно которой продавать услуги оператора в российских регионах смогут местные компании связи. А с 1 декабря объявила о маркетинговой акции, согласно которой абоненты смогут получить скидку на услуги связи в размере 50% от номинала, однако только при условии выбора МТТ в качестве постоянного оператора междугородней и международной телефонии. Говорить о возникновении реальной конкуренции на рынке междугородней/международной связи пока в России по итогам 2006 года затруднительно, об этом свидетельствуют и положительные финансовые итоги прежнего монополиста - "Ростелекома". По-видимому, новые игроки активизируются на рынке межгорода лишь в следующем году. Пока же в отрасли идет огромная подспудная работа - на пороге получения лицензии стоит Golden Telecom, свои заявки на лицензии дальней связи подали три крупнейших сотовых оператора - МТС, "Билайн" и "Мегафон".
"Да и реформа еще не закончена, - подчеркивает Александр Ильин, технический директор компании "Синтерра". - Ощутить в полной мере эффект этих изменений рынок сможет в 2007 году. К тому же на него будут наложены следующие этапы реформы - например, введение законодательных правок, обеспечивающих равноправный доступ к инфраструктуре существенных операторов. Эта инициатива, анонсированная регулятором отрасли, даст следующий толчок к еще более значительной д емонополизации и развитию телекоммуникационного рынка".
Связь по максимуму
Если регулятивные действия в 2006 году по большей части не дали российским абонентам поводов для радости, то в менее регулируемых отраслях, связанных с новыми технологиями, связистам есть чем гордиться. Речь идет о технологиях быстрого беспроводного интернета WiMAX и PreWiMAX. Операторы, оказывающие услуги PreWiMAX, развернули свои сети как раз в уходящем году.
WiMAX ждали долго. Перспективы технологии действительно завораживают. Стандарт (Worldwide Interoperability for Microwave Access, или 802.16) теоретически позволяет организовать связь со скоростью до 70 Мбит/с на расстоянии до 50 км. Но это в теории. Пока же твердой договоренности в консорциуме разработчиков WiMAX-устройств нет, да и максимальные технические показатели не достигнуты. Поэтому, стремясь выйти на российский рынок первыми, российские операторы начали применять оборудование PreWiMAX, зачастую несовместимое между собой. Так, оператор "Энформат" застроил сетями нового поколения уже 8 городов России. В Москве активное продвижение WiMAX начал оператор Synterra - менее чем за полгода работы он набрал свыше 1000 корпоративных клиентов. Всего же развертыванием сетей WiMAX занято свыше 20 компаний.
По некоторым оценкам, к концу 2006 года рынок беспроводного доступа достигнет $80 млн., продемонстрировав прирост на 60%, причем доля WiMAX в нем составит немногим более 5-7%. При общей тенденции роста рынка ШПД удельный вес WiMAX будет стремительно увеличиваться, достигнув 20% в 2007 году. "А к 2010 г. совокупный годовой оборот российских операторов WiMAX составит $300 млн., увеличившись по сравнению с 2005 г. в шесть раз, - дает прогноз Александр Ильин, технический директор компании "Синтерра". - И это неудивительно. Ведь в этом году были введены в коммерческую эксплуатацию ряд столичных и региональных сетей, работающих на этом стандарте, произошла череда слияний и поглощений в среде компаний, работающих в этом сегменте, еще несколько масшта бных проектов начнут работать в 2007 году".
Продвижение WiMAX в нашей стране сдерживается не только общими для всего мира проблемами - несовместимостью и дороговизной оборудования (радиомодем WiMAX стоит около $500). Куда более серьезная проблема - отсутствие свободных частот для работы WiMAX-сетей. Из-за перегруженности частотного спектра строители WiMAX-инфраструктуры вынуждены сокращать радиус действия базовых станций, что удорожает саму сеть. Однако специалисты далеки от уныния : "Планируется, что доля технологии WiMAX станет одной из основополагающих в России к 2009-2010 году", - считает Эрик Франке, генеральный директор компании "Комстар-Объединенные Телесистемы".
Финансовые известия
http://www.rambler.ru/news/economy/0/92 ... ml?print=1