6. Анализ реализации мероприятий по подготовке и проведению
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани
и чемпионата мира по футболу 2018 года6.1. В 2013 году Федеральным законом № 216-Ф3 (с изменениями) на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (Олимпиада-2014) предусмотрены бюджетные ассигнования (открытая часть) в сумме 78 591,9 млн. рублей (расчетно), сводной росписью с изменениями – 93 340,3 млн. рублей. За январь – сентябрь 2013 года расходы на Олимпиаду-2014 исполнены в сумме 35 554,1 млн. рублей, или 45,2 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 38,1 % показателя сводной росписи с изменениями, что на 22,1 и на 28,8 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями.
Приложениями № 1, № 2 и № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» (с изменениями) (далее – Программа строительства) размер имущественного взноса Российской Федерации в ГК «Олимпстрой» на 2013 год установлен в сумме 34 930,6 млн. рублей, субсидии АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» – в сумме 12 251,5 млн. рублей, субсидии бюджету Краснодарского края на реализацию краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» – в сумме 8 400,0 млн. рублей.
При этом в указанном постановлении Правительства Российской Федерации отмечается, что имущественные взносы, софинансирование мероприятий за счет субсидий из федерального бюджета, предоставление субсидий АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Следует отметить, что в 2008 – 2012 годах и отчетном периоде 2013 года принято 79 постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу строительства, из них в январе – сентябре 2013 года – 15 изменений.
6.2. Федеральным законом № 216-Ф3 (с изменениями) на внесение имущественного взноса в ГК «Олимпстрой» в 2013 году Минрегиону России предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 30 078,9 млн. рублей.
Статьей 24 Федерального закона № 216-ФЗ установлено, что основанием для внесения в 2013 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является принятие Правительством Российской Федерации решений о перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий в виде имущественного взноса в ГК «Олимпстрой», на иные цели, связанные со строительством олимпийских объектов и развитием города Сочи, а также на мероприятия по обеспечению безопасности Олимпиады-2014.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 995 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство береговых объектов пункта базирования пограничных кораблей в морском порту Сочи» Минрегион России передал Росморречфлоту бюджетные ассигнования в размере 370,0 млн. рублей на строительство объекта государственной собственности Российской Федерации «Береговые объекты пункта базирования пограничных кораблей в морском порту Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство зданий и сооружений, за исключением специального оборудования и специальной связи)», предусмотренного пунктом 55 (1) Программы строительства.
Сводной росписью с изменениями Минрегиону России бюджетные ассигнования на внесение имущественного взноса в ГК «Олимпстрой» предусмотрены в сумме 29 708,9 млн. рублей. По состоянию на 1 октября 2013 года имущественный взнос в ГК «Олимпстрой» не осуществлялся (приложение № 6).
Федеральным законом № 216-ФЗ (с изменениями) и сводной росписью с изменениями Минрегиону России установлены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии бюджету Краснодарского края в сумме 8 400,0 млн. рублей. По состоянию на 1 октября 2013 года из федерального бюджета предоставлена субсидия бюджету Краснодарского края на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» в сумме 6 796,3 млн. рублей, или 80,9 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями.
Минспортом России в полном объеме (12 251,5 млн. рублей) перечислены субсидии АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» и в полном объеме исполнены расходы (140,0 млн. рублей) на проведение в 2013 году Международной конвенции «Спорт-Аккорд» в г. СанктПетербурге в рамках реализации программы общественно значимых мероприятий в период организации Олимпиады-2014.
Роспечатью предоставлены субсидии АНО «Спортивное вещание» и ФГУП «Российское агентство международной информации «РИА Новости» на приобретение специализированного оборудования и подготовку кадров в целях освещения Олимпиады2014 в сумме 1 112,0 млн. рублей и 57,5 млн. рублей, или 62,9 % и 74,8 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями, соответственно.
Исполнение расходов Росавтодором и Росморречфлотом по подпрограммам «Автомобильные дороги» и «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 − 2015 годы)» составило 2 454,0 млн. рублей (45,8 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 12,6 % показателя сводной росписи с изменениями) и 2 071,5 млн. рублей (72,9 % и 65,4 %) соответственно.
Минтрансом России предоставлена субсидия АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» в сумме 3 429,1 млн. рублей, или 88,9 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями.
6.3. В отчетном периоде Росавтодором а рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» завершено строительство автомобильной транспортной развязки «Аэропорт» в двух уровнях на автодороге Адлер (автодорога Джубга – Сочи) – Красная Поляна, строительство участков центральной автомагистрали г. Сочи «Дублер курортного проспекта», строительство автомобильной транспортной развязки в двух уровнях на пересечении улиц Виноградной и Донской.
Росавиацией по объекту «Реконструкция аэродрома аэропорта г. Сочи (Адлер). II этап строительства, Краснодарский край» по 2 этапу введены: здание аварийно-спасательной станции, теплодымокамера, учебная площадка, полоса препятствий, учебная башня, центральный распределительный пункт, автодорога для спецавтотранспорта и другие объекты; по объекту «Реконструкция аэродрома аэропорта г. Сочи (Адлер). II этап строительства, Краснодарский край» по подэтапу 2.3 2 этапа введены: здание командно-диспетчерского пункта (КДП) с вышкой, трансформаторная подстанция КДП, контрольно- пропускной пункт КДП, блок транспортного и хозяйственного обеспечения.
Росморречфлотом на объекте «Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра пассажирских и круизных перевозок» проводились работы на оградительном сооружении (молу), а также по реконструкции причалов.
6.4. Федеральным законом № 247-ФЗ Росгидромету на 2012 – 2014 годы предусмотрена субсидия на реализацию мероприятий по гидрометеорологическому и противолавинному обеспечению, осуществляемому при подготовке и проведении тестовых соревнований сезона 2013 года в сумме 165,8 млн. рублей. Указанные бюджетные ассигнования не идентифицированы в Федеральном законе № 216-ФЗ (с изменениями) по кодам бюджетной классификации, относящимся к организации и проведению Олимпиады2014.
Приложением № 1 к приказу Росгидромета от 12 декабря 2012 г. № 755 на 2012 – 2014 годы утвержден перечень подведомственных учреждений – получателей указанной субсидии, в который включены ФГБУ, расположенные как в г Сочи, Краснодарском крае и на территории Северного Кавказа, так и в других субъектах Российской Федерации (Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; республики Татарстан, Дагестан и Карелия, а также в городах Москве и Санк-Петербурге).
Приложением № 2 к указанному приказу Росгидромета мероприятия по гидрометеорологическому и противолавинному обеспечению, осуществляемому при подготовке и проведении тестовых соревнований сезона 2013 года, не закреплены за получателями субсидий, в связи с этим оценить участие конкретных получателей субсидий в разрезе мероприятия не представляется возможным.
Приказом Минприроды России от 25 апреля 2012 г. № 117 утвержден Комплексный план восстановления реки Мзымта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1245 «О внесении изменений в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» объекты Комплексного плана восстановления реки Мзымта включены в состав указанной ФЦП. Однако эти объекты не были включены в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). В апреле 2013 года Минэкономразвития России в ФАИП внесены соответствующие изменения на сумму 56,0 млн. рублей.
В июне 2013 года Минэкономразвития России в ФАИП внесены изменения, согласно которым исключен объект «Защитные сооружения на участке правого берега р. Мзымта в с. Высокое Адлерского района г. Сочи, Краснодарский край» (финансовое обеспечение в размере 56,0 млн. рублей) и включены семь объектов, связанные со строительством защитных сооружений на р. Мзымта с общим объемом финансового обеспечения 429,0 млн. рублей.
По состоянию на 1 октября 2013 года Росводресурсы довели до ФГУ «Кубаньмониторингвод» 8,7 млн. рублей (2 % предусмотренных бюджетных ассигнований) на проектно-изыскательские работы по указанным семи объектам. В отчетном периоде кассовое исполнение расходов ФГУ «Кубаньмониторингвод» составило 0,4 млн. рублей.
6.5. Мероприятия по проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани (Универсиада2013) завершены в июле 2013 года.По состоянию на 1 августа 2013 года на условиях софинансирования строительства объектов Универсиады-2013 из федерального бюджета в бюджет Республики Татарстан перечислены субсидии в сумме 38,8 млрд. рублей, указанные средства освоены в полном объеме. За счет средств бюджета Республики Татарстан (6,7 млрд. рублей) обеспечено софинансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов Универсиады-2013. Спортивные объекты Универсиады-2013, здания и сооружения Деревни Универсиады в полном объеме введены в эксплуатацию.
В соответствии с Концепцией наследия XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, утвержденной Организационным комитетом по подготовке и проведению Универсиады 2013 года, в муниципальную собственность г. Казани передано 8 объектов, в собственность Республики Татарстан – 9, в федеральную собственность передано 22 из 23 подлежащих передаче объектов Универсиады-2013.
Дворец водных видов спорта передан в безвозмездное пользование
ФГБОУ ВПО «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма». В настоящее время осуществляется процедура оформления объекта в федеральную собственность.
Следует отметить, что Роспечати за счет средств федерального бюджета по подразделу «Телевидение и радиовещание» раздела «Средства массовой информации» предусматривалась субсидия АНО «Спортивное вещание» на освещение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Универсиады-2013 в сумме 678,2 млн. рублей. Исполнение указанных расходов составило 498,2 млн. рублей, или 73,5 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями. Неиспользованные бюджетные ассигнования в сумме 180,0 млн. рублей возвращены на счет Роспечати с целью направления их в 2013 году на реализацию мероприятий по подготовке к Олимпиаде-2014. Предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 216-ФЗ (с изменениями) направлены в Минфин России.
6.6. Федеральным законом № 216-ФЗ (с изменениями) и сводной росписью с изменениями по состоянию на 1 октября 2013 года на строительство и реконструкцию объектов в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 года Минспорту России предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 4 950,0 млн. рублей для реализации мероприятий, связанных с проектноизыскательскими работами в целях строительства или реконструкции стадионов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2013 г. № 1321-р утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. В настоящее время Минспортом России проводится работа по заключению соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов в соответствии с названным распоряжением. В связи с этим, в отчетном периоде исполнение расходов на указанные цели не осуществлялось.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 г. № 282 «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (далее – Программа), ответственным исполнителем и координатором которой является Минспорт России.
Программа включает 11 подпрограмм: «Строительство и реконструкция спортивных объектов», «Строительство и реконструкция инфраструктуры средств размещения», «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры», «Подготовка инфраструктуры связи и информационных технологий», «Подготовка инфраструктуры здравоохранения», «Подготовка инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов», «Строительство и реконструкция инфраструктуры энергоснабжения», «Реализация подготовительных мероприятий, связанных со строительством стадионов», «Реализация иных мероприятий, связанных с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу», «Реализация мероприятий по обеспечению безопасности», «Реализация мероприятий по управлению Программой».
В 2013 году на финансовое обеспечение мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года Программой предусмотрено 113 942,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 20 862,7 млн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации – 4 853,4 млн. рублей, средства юридических лиц – 88 226,3 млн. рублей.
Счётная палата: Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь - сентябрь 2013 года