Первый блок, который привлекает внимание регулятора - межоператорские взаимоотношения.
Регулятор считает существующее регулирование отношений неидеальным и намерен его совершенствовать. В первую очередь регулятор намерен расширить перечень межоператорских услуг: помимо уже существующих услуги присоединения и услуги пропуска трафика, регулятор намерен выделить услуги обеспечения тактовой синхронизации и - тадаммс! - услугу организации линий связи. Вот как раз вокруг последней регулятор намерен строить принцип недискриминационного доступа к инфраструктуре.
Предполагается, что во имя оказания услуги организации линии связи оператор должен будет предоставить другому оператору доступ к своим:
• сооружениям линейно – кабельной канализации
• техническим помещениям
• линиям связи При этом регулятор не будет устанавливать цены, оставляя их рынку. Регулирование будет реактивным, то есть по жалобам операторов, которым была выставлена неадекватная по их мнению, цена. Спекулянтам своей инфраструктурой грозит занесение в списки существенных операторов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На мой взгляд, эффективность такого регулирования идеализирована - достаточно легко обосновать как высокие цены за организацию линий, так и абонентскую плату - и необходимостью модернизации инфраструктуры для организации линии связи, и дополнительных расходов, и ничего регулятор с этим поделать не сможет. Обратная сторона медали в том, что и крупные операторы смогут при необходимости заставить мелких (и не очень) операторов предоставить доступ к своей инфраструктуре. Это означает, например, что следует ожидать передела рынка "эксклюзивных" операторов бизнес-центров - гораздо труднее доказать, что у тебя в волокне нет места.
Еще один инсайд - расширение понятия "зона" в хулимой коллегой korolev системе услуг телефонии. Отныне понятие зоны не будет совпадать с границами субъекта федерации, а может включать в себя несколько субъектов, притом не в полном объеме. Со слов Васильева, цель такого нововведения - создание конкуренции среди зоновых операторов, хотя, в общем-то, нет ощущения, что мера эта поможет. Первая ласточка - Слияние в общие зоны Москвы и МО, Санкт-Петербурга и ЛО. Васильев подчеркнул, что процесс этот будет носить чисто ручной характер и что механического расширения зоны до размера федерального округа не будет.
Следующий топик - изменения в организации МГМН, но они уже озвучены в печати, поэтому останавливаться на них не стану.
Следующий крупный блок, который интересует регулятора - создание новых рынков. В этом блоке регулятор планирует создать новую модель распространения радио и ТВ - трехзвенную структуру "вещатель - транслятор - распространитель".
Также регулятор думает относительно расширения понятия универсальной услуги, и это тот самый проект "ШПД в каждый дом", о котором уже ходят слухи. Слава богу, что это не новая государственная программа, а действия в рамках понятной и описанной законом и подзаконным актом универсальной услуги. В рамках нового этапа каждое домохозяйство имеет право получить доступ к ШПД по установленной государством цене. Доступ этот надлежит организовать оператору универсальной услуги в срок до 6 месяцев с момента заявки. Плохая новость состоит в том, что одновременно оператор универсальной услуги получает обременение в виде обязанности предоставить недискриминационный доступ к организованной линии связи другим операторам в соответствии с описанной выше концепцией. Как сочетать все это с инвестиционной привлекательностью этой услуги для оператора универсальной услуги - лично мне непонятно.
Что касается регулирования в области мобильной связи, то, по мнению г-на Васильева, рынок вполне конкурентен, и в пристальном внимании и дополнительном регулировании на данный момент не нуждается.
Относительно MVNO г-н Васильев выказал скепсис в отношении возможности их существования на сетях 2G, и заметил, что его ведомство вернется к рассмотрению возможности разрабатывать нормативную базу для виртуальных операторов не ранее заметного распространения сетей 3G в России.
Тот же скепсис был высказан и в отношении переносимости номера (и фиксированного, и мобильного), в связи с чем Мининфорсвязи вернется к внутреннему обсуждению этого вопроса не ранее начала следующего года.
В целом - мне понравилось, Евгений - на редкость адекватный и рыночный человек, что для чиновника - большая редкость. Уж если кто и должен остаться в новом министерстве из старого состава, так это он, несмотря на то, что он сам из "питерских связистов".
P.S. Из журналистов на мастер-класс "вписался" только Кодачигов, который терзал Васильева вопросами о политике и кадровом составе нового министерства и профильных структур.
http://pervert-tanuki.livejournal.com/90041.html
Группа ComNews объявляет о назначении Валерия Кодачигова на пост шеф-редактора журнала "Стандарт" - ежемесячного делового издания, посвященного телекоммуникационному бизнесу в России и мире. До прихода в ComNews В. Кодачигов в течение восьми лет работал в издательском доме "КоммерсантЪ", в 2006-2008 гг. - занимал пост обозревателя ежедневной газеты "КомерсантЪ". http://news.telecominfo.ru/news.phtml?nid=64856