Страница 2 из 2

СообщениеДобавлено: Ср 18 май, 2016 13:58
Связной (С)

СообщениеДобавлено: Вс 29 май, 2016 13:51
Связной (С)
Чиновники хотят подчинить себе весь российский интернет
Регулирование доменов, IP-адресов и сетей может стать исключительным правом государства
http://www.vedomosti.ru/technology/arti ... internetom

Это комплекс поправок в законы «О связи» и «Об информации», документ подразумевает полный контроль государства над всей инфраструктурой российского интернета.
Документ полностью посвящен вопросам регулирования инфраструктуры российского сегмента интернета, под которым подразумевается совокупность расположенных в стране линий и узлов связи, центров обработки данных, обеспечивающих работу рунета. Законопроект также вводит понятие автономной системы: это набор «средств связи и других технических средств с уникальным номером, пропуск трафика между которыми осуществляется по единым правилам».
Законопроект вводит в отраслевое законодательство новый пункт — «Регулирование российской части сети интернет». Речь идет о регулировании критических элементов инфраструктуры рунета — национальных доменов .ru и .рф, точек обмена трафиком, государственной информационной системы обеспечения устойчивости сети, «инфраструктуры автономных систем российских физических и юридических лиц» (всех сетей связи страны).

СообщениеДобавлено: Пн 27 мар, 2017 05:19
Erlang
Наш интернет уязвим к внешнему воздействию

Что угрожает миру и стабильности в Рунете и какие ограничения ждут в связи с этим его пользователей, Игорь Щеголев рассказал в интервью РБК.

«Отключать страну от интернета в целом задачи нет»

— Угроза для Рунета действительно существует и требуются особые меры защиты?

— Были учения, они показали на техническом уровне, что она существует. Угроза не гипотетическая, она практическая. Это показывают и события последних лет, когда целые страны внезапно на несколько дней отключались от интернета. Был случай Северной Кореи, был случай Сирии. Есть материалы, подтверждающие, что по меньшей мере в одном из этих случаев это было результатом целенаправленного воздействия. Пересмотрите фильм «Сноуден», если хотите понять, как это делается. Мы слишком большая страна и экономика, чтобы позволить себе жить с этой угрозой.

— Специалисты говорят, что сделать интернет полностью автономным в какой-то стране невозможно.

— У нас нет задачи сделать так, чтобы интернет был автономен, чтобы мы были отключены от внешнего мира. В случае целенаправленного внешнего воздействия, которое не будет бесконечным, а будет длиться какое-то время, внутри страны наш интернет должен сохранять работоспособность. Такая задача стоит. А отключать страну от интернета в целом и чтобы все происходило только у нас внутри, задачи нет.Читать далее >

РБК. Общество


СообщениеДобавлено: Вт 28 мар, 2017 10:33
Alex Rail
Для профессионального обсуждения этого вопроса, изначально требуется дать определение – что понимать под суверенным Интернет в РФ.

Если под суверенным Интернет понимать только сохранение маршрутизации в изолированной сети на территории РФ, в случае отключения от мировой сети, то достаточно переместить сервера с доменными именами на территорию РФ.

Если под суверенным Интернет понимать и сохранение работоспособности, как минимум, сетевых маршрутизаторов и коммутаторов магистрального уровня на территории РФ, то нужно иметь в виду, что:

• сеть Интернет на территории РФ построена, в большой мере, на импортном оборудовании, в котором не исключено наличие аппаратных и программных закладок и чипсетов;
• оборудование сети Интернет обслуживается и ремонтируется иностранными ИТ-инженерами;
• оборудование сети Интернет находиться в зоне покрытия цифровых беспроводных сетей ССОП РФ, построенных на импортном оборудовании.

Таким образом, возникают все проблемы, аналогичные проблемам защиты объектов КИИ РФ (статья Ускорение создания АПК ИБ для КВО РФ с параметрами, адекватными киберугрозам 2017-2021 годов, от 02.02.2017, см. сайт).


Вывод

При настоящем состоянии сети и оборудования Интернет на территории РФ:

• российский сегмент Интернет может быть, в любой выбранный момент, «внешне» отключен от мировой сети,

• работоспособность сетевых маршрутизаров/коммутаторов может быть, в любой выбранный момент «внешне» нарушена (или до отключения российского Интернет от мировой сети или уже после отключения),

• для создания суверенного российского Интернет (то есть, защищенного от современных кибератак силами и средствами технических разведок и киберовйск США-ЕС), требуется реализовать весь комплекс работ, указанных в вышеупомянутой статье от 2 февраля с.г.)

СообщениеДобавлено: Сб 01 апр, 2017 23:11
Alex Rail
Исследования США подтверждают экономические и социальные масштабы «потерь» при отключении от Интернет России.

При этом, нельзя исключать, что «внешнее» отключение России от мирового Интернет, не будет сопровождаться и блокированием работы магистральных маршрутизаторов сети Интернет на территории России, блокированием работы 6000 объектов КИИ РФ, включая федеральные телеком проводные/беспроводные сети и АСУ систем жизнеобеспечения крупных городов, транспортных и энергетических сетей.

Такие масштабы кибератак, при отсутствии выполнения защитных мероприятий, адекватных киберугрозам 2017-2021 годов (см. сайт от 02.02.2017), могут с высокой вероятностью привести к полному поражению страны, несмотря на наличие «ядерного потенциала сдерживания» (по мнению экспертов, применение ядерного оружия в условиях киберпротивостояния, «является нереальным» для господствующей элиты РФ: семьи, недвижимость, капиталы в странах Запада.)



ПРИЛОЖЕНИЕ

Возможные последствия отключения Интернет (на примере развитых стран)

В 2008 году, по заказу Правительства США, Министерства внутренней безопасности провело исследования с целью спрогнозировать, что случится с американской экономикой в случае неполадок в мировой сети.

Команда исследователей, включая эксперта Скотта Борга из некоммерческой организации United States Cyber Consequences Unit, проанализировала компьютерные сбои на биржах за последние восемь лет и установила, что если Интернет отключался менее чем на четыре дня, урон был незначительным. Более того, оказалось, что подобные блэкауты приводили к всплескам продуктивности среди работников, в срочном порядке начинавших разгребать давно забытые офисные дела. В общем, на экономику такие отключения повлияли не сильнее, чем длинные праздничные выходные.

Транспортная система, как оказалось, тоже не сильно зависит от сетевых неполадок. Самолеты, поезда и автобусы могут передвигаться и без интернета, хотя длительные сбои все же могут сказаться на логистике.

В 2015 году одни из самых продвинутых пользователей сети, из числа обитателей портала Reddit, провели новое исследование «Как изменится жизнедеятельность развитой страны при её отключении от Интернет с учетом уровня его проникновения на 2015 год?».

Они обнаружили, что уже через 2 дня после потери доступа к проводной и беспроводной сетям Интернет, изменится не только онлайн-мир. Уже через 5 – 7дней опустеют продуктовые магазины, ведь поставки товаров полностью завязаны на подключении к сети: один из самых популярных способов развоза продуктов — грузовики. Но без Интернет водители грузовиков лишатся не только навигаторов, но и возможности заправляться — большинство использует топливную карту, а без интернета не работают ни банкоматы, ни платежные терминалы.

В больницах ничего страшного произойти не должно: жизненно важные аппараты не подключены к интернету, но базы данных с историями болезни лежат в сети. Правда, это не так фатально, в отличие от иссякающего запаса лекарств, пополнить который будет трудно из-за вышеупомянутого логистического коллапса.

Зато былую ценность обретут бумажные деньги, ведь ни один банк не сможет проводить платежи. Все это наверняка ударит по экономической ситуации в мире, но последствия этого станут ощутимы спустя несколько недель: на улицах могут вспыхнуть стихийные бунты - после некоторой растерянности, люди почувствуют, что в их жизни что-то пошло не так.

Учитывая, что компьютеры и смартфоны станут бесполезными, люди наверняка узнают о случившемся из телевизора: главы государств непременно выступят с экстренными сообщениями. А дальше все пойдет по известному сценарию о конце света: повсюду мародерство и беспорядок, больницы заполнятся пострадавшими, а властям придется ввести в города войска и объявить чрезвычайное положение. Жизненно необходимые продукты, такие как хлеб, вода, молоко или яйца, а также бензин, взлетят в цене, а преступность резко возрастет. И это только в первые дни после отключения Интернет http://rusvesna.su/news/1490825993 .


Два сценария отключения Интернет

«красная» кнопка

Так называемая «красная» аварийная кнопка, приводящая к отключению людей от сети или намеренному замедлению скорости соединения, действительно существует и даже использовалась в некоторых странах мира.

Например, в 2011 году во время «арабской весны» в Египте. Для того чтобы остановить протестующих, их лишили доступа к интернету, что очень затруднило координацию между людьми. Этот же метод применяли в Турции и Иране. Вероятно, инструменты для экстренного отключения сети есть и в Китае, но случаев глобального блэкаута там пока не фиксировали. Американские и российские власти обсуждали создание подобного механизма, но для защиты от внезапной масштабной кибератаки.

Правда, для того чтобы отключить страну от мирового интернета и остаться во внутренней сети, необходимо построить довольно дорогую дублирующую инфраструктуру, что по карману далеко не каждому государству. К тому же страны, планирующие даже кратковременную изоляцию, потеряют связь с внешним миром, что нанесет колоссальный удар по экономике.

кибервойны

Сегодня государства активно наращивают силы в киберпространстве. Целей для атак становится все больше: кибервзломщики уже могут отключить электроэнергию, проникнуть в закрытые сети больниц и оборонных предприятий, или затопить и парализовать жизнедеятельность целого города. Вероятно, в кибервойнах 2020-2030 годов, человечество сможет зайти еще дальше, ведь интернет все больше проникает в повседневную жизнь простых людей



Примечание: Теоретически, мощные вспышки на Солнце способны отключить сеть Интернет в разы быстрее и эффективнее, чем хакер и кибервойска. В 1998 году солнечная буря стала причиной поломки спутника Galaxy IV, из-за чего в США отключились 90 процентов пейджеров. В результате врачи, менеджеры и, как ни странно, наркоторговцы моментально лишились связи с клиентами и коллегами по цеху.

СообщениеДобавлено: Пт 18 авг, 2017 03:17
Связной (С)
Очередной веток -

Минкомсвязи России подготовлен проект Федерального закона, направленного на повышение уровня защищенности российского сегмента сети "Интернет" от иностранного вмешательства
Проектом предусматриваются, в частности, следующие нововведения:
установление контроля трансграничных переходов и точек обмена трафиком;
введение регистрации IP-адресов и номеров автономных систем, выданных национальным операторам связи и иным компаниям, формирующим национальный сегмент сети Интернет (база данных INR - Internet Number Registry), и создание базы данных маршрутной информации (IRR - Internet Routing Registry);
создание системы контроля за обменом маршрутной информацией между операторами связи в рамках национального сегмента сети Интернет;
создание на территории РФ национальной системы корневых серверов DNS.
Предлагаемые меры направлены на обеспечение создания условий замыкания национального трафика сети Интернет внутри РФ; создание средств контроля и управления трафиком, включая надзор за формированием маршрутов передачи трафика сети Интернет на территории России; устранение возможности вмешательства в работу элементов, обеспечивающих управление национальным сегментом сети Интернет из-за рубежа.

Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 6, ст. 636; № 10, ст. 1069; № 31, ст. 3431; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 7, ‎ст. 901; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 45, ст. 6333; № 50, ст. 7351, 7366; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4062; ‎№ 43, ст. 5451; № 44, ст. 5643; № 48, ст. 6162; № 49, ст. 6339, 6347; № 52, ‎ст. 6961; 2014, № 6, ст. 560; № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; 2015, № 29, ‎ст. 4342, ст. 4383, ст. 4389; 2016, № 10, ст. 1318; № 15, ст. 2066; № 18, ‎ст. 2498; № 26, ст. 3873; № 27, ст. 4213, 4221; № 28, ст. 4558; 2017, № 17, ст. 2457) следующие изменения:
1)в статье 1:
а) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
« - обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;»;
б) абзацы третий–восьмой считать абзацами четвертым–девятым;
2) статью 2 дополнить подпунктами 1.3-1.11 следующего содержания:
«1.3) автономная система – совокупность средств связи и (или) иных технических средств под единым техническим и административным управлением, имеющая единую политику маршрутизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и идентифицируемая в ней единым номером автономной системы;
1.4) IP-адрес – уникальный идентификатор средства связи или иного технического средства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
1.5) российский национальный сегмент сети «Интернет» – совокупность информационно-коммуникационных сетей, систем, ресурсов сети «Интернет», размещенных на территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, и национальной доменной зоны .ru, .рф, а также ресурсов, отнесенных к национальному сегменту Российской Федерации на основании соответствующих международных договоров;
1.6) инфраструктура российского национального сегмента сети «Интернет» – совокупность находящихся под юрисдикцией Российской Федерации линий связи и средств связи, а также объединяющих их сетей связи и информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих функционирование автономных систем российских физических и юридических лиц, их взаимодействие между собой и с автономными системами иностранных физических и юридических лиц;
1.7) точка обмена трафиком – технологическая система, обеспечивающая подключенным к ней сетям связи и (или) информационным системам, имеющим номер автономной системы, возможность передачи трафика между ними в сети «Интернет» через указанную технологическую систему;
1.8) реестр имен национальной доменной зоны .ru, .рф – технологическая система, содержащая записи об именах национальных доменных зон и лицах, на имя которых осуществлена регистрация имен национальных доменных зон;
1.9) администратор национальной доменной зоны верхнего уровня (доменные зоны .ru, .рф) – российское юридическое лицо, учредителем которого является федеральный орган исполнительной власти в области связи, осуществляющее деятельность по управлению использованием национальной доменной зоны .ru, .рф и оказанию услуг по внесению изменений в реестр имен национальной доменной зоны .ru, .рф;
1.10) национальная доменная зона .ru, .рф – область иерархического пространства доменных имен сети «Интернет», обозначающаяся уникальным доменным именем, выделенная для Российской Федерации и совпадающая с международным кодом государства – Российской Федерации. Доменные имена сети «Интернет» имеют общие идентификаторы .ru или .рф;
1.11) линия передачи – совокупность средств связи и используемой ими среды распространения сигнала электросвязи, обеспечивающая возможность организации каналов связи и передачи сообщений электросвязи;»;
3) статью 9 изложить в следующей редакции:
«1. Порядок строительства, эксплуатации, в том числе обслуживания, и учета линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в том числе прокладки кабеля и строительства линейно-кабельных сооружений, осуществления строительных и аварийно-восстановительных работ на подводных линейно-кабельных сооружениях связи в территориальном море Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
2. Линию передачи, пересекающую Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации вправе организовывать только лицо, являющееся оператором связи в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.»;
4) дополнить статьей 21.1 следующего содержания:
«Статья 21.1. Регулирование российского национального сегмента сети «Интернет»
1. Критическая инфраструктура сети «Интернет» является составной частью информационной инфраструктуры, представляющей собой совокупность сетей связи, систем и ресурсов сети «Интернет», функционирование которых может существенным образом влиять на целостность, непрерывность, стабильность, устойчивость и защищенность объектов информационной инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет».
К критической инфраструктуре российского национального сегмента сети «Интернет» относятся:
а) национальная доменная зона ru, .рф и инфраструктура, обеспечивающая ее функционирование;
б) системы точек обмена трафиком, критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи;
в) государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российской части сети «Интернет», предусмотренная статьей 21.2 настоящего Федерального закона;
г) инфраструктура автономных систем сети «Интернет», критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности определяет порядок взаимодействия владельцев и операторов критической инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет», указанной в пункте 1 настоящей статьи, с органами исполнительной власти, между собой и требования к ним по предотвращению нарушений функционирования российского национального сегмента сети «Интернет» и ликвидации их последствий.
3. Правительство Российской Федерации определяет требования к надежности функционированию элементов критической инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет», указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 1 настоящей статьи, состав обрабатываемой в них информации, порядок её обмена, хранения и предоставления к ней доступа.
4. Операторы связи обязаны соблюдать технические требования к организации линий передачи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
5) дополнить статьей 21.2 следующего содержания:
«Статья 21.2. Государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет»
1.Государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет» (далее – система) – единая федеральная государственная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации об автономных системах, ‎IP-адресах, точках обмена трафиком и иных критических элементах российского национального сегмента сети «Интернет», информации об интеграции российского национального сегмента сети «Интернет» с международными сетями связи, а также маршрутно-адресной информации в сетях передачи данных и российского национального сегмента сети «Интернет».
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации и использующие номер автономной системы и (или) IP-адрес, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, представить сведения для размещения в системе, в том числе:
1) сведения о субъекте предоставления информации:
2)сведения о лице, осуществляющем использование и (или) распоряжение диапазоном сетевых адресов, номерами автономных систем, доменными именами:
3)диапазон находящихся в пользовании и (или) распоряжении сетевых адресов посредством указания номерного идентификатора сетевого адреса;
4)дату получения диапазона сетевых адресов в пользование и (или) распоряжение;
5)краткое описание и назначение сетевых адресов, находящихся в пользовании и (или) распоряжении;
6)номера автономных систем, находящихся в пользовании и (или) распоряжении;
7)дату получения номера автономной системы в пользование и (или) распоряжение;
8)информацию о зарегистрированных доменных именах и датах такой регистрации;
9)контактные данные лица, ответственного за внесение изменений в адресно-номерную информацию об автономных системах, сетевых адресах, точках обмена трафиком и иных критических элементах российского национального сегмента сети Интернет;
10)контактные данные лица или группы лиц, осуществляющих реагирование на инциденты, происходящие с находящимися в пользовании и (или) распоряжении автономными системами, сетевыми адресами, точками обмена трафиком и иными критическими элементами российского национального сегмента сети Интернет;
11)информацию о месторасположении узлов сети, на которых используются используемые и (или) находящиеся во владении и (или) распоряжении сетевые адреса с точностью не менее чем до субъекта Российской Федерации;
12)информацию о проектируемых маршрутах передачи информации в российском национальном сегменте сети Интернет и сетях передачи данных в случаях, если такая информация предоставляется в иные организации, осуществляющие формирование и функционирование реестров адресно-номерных ресурсов или реестров маршрутно-адресной информации.
3. Владельцы точек обмена трафиком обязаны предоставить сведения для размещения в системе в составе и порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области связи является государственным заказчиком, ответственным за координацию работ по созданию, эксплуатации и модернизации системы. Оператор системы определяется Правительством Российской Федерации.»;
6) пункт 1 статьи 26 после слов «Регулирование ресурса нумерации» дополнить словами «, в том числе ресурсов национальных доменных зон,»;
7) дополнить статьей 26.1 следующего содержания:
«Статья 26.1. Организация точек обмена трафиком на территории Российской Федерации
1. Организация точек обмена трафиком на территории Российской Федерации осуществляется с учетом требований к системам точек обмена трафиком, установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Порядок организации точек обмена трафиком на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
2. Владельцем точки обмена трафиком в Российской Федерации может быть зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий и (или) пользующийся на праве собственности или на ином законном основании точкой обмена трафиком.
Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности не вправе выступать учредителем (участником) юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком.
Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком.
Не допускается установление лицами, указанными в настоящем пункте, любых иных форм контроля над учредителем юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, владельцем точки обмена трафиком, их контролировать, ‎а также фактически определять принимаемые ими решения.
Лица, являющиеся участниками (учредителями) учредителей юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком, а также самого владельца точки обмена трафиком, в случае несоответствия требованиям настоящей статьи не вправе осуществлять права, предусмотренные абзацами вторым–шестым пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принадлежащие данным лицам голоса не учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов.
3. Владелец точки обмена трафиком осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными пунктами 1, 2 статьи 64 настоящего Федерального закона.
4. Операторы связи при осуществлении деятельности по оказанию услуг по пропуску трафика обязаны подключать используемые ими сети связи к точкам обмена трафиком на территории Российской Федерации, которые включены в реестр в составе Государственной информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет».»;
8) статью 46 дополнить пунктом 5.1. следующего содержания:
«5.1. Оператор связи, оказывающий услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при организации маршрутов для пропуска трафика к взаимодействующим автономным системам других операторов связи обязан использовать сведения, полученные этим оператором связи из государственной информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет».».

Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»» (далее – законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в телекоммуникационной сфере с учетом современных тенденций развития и внедрения перспективных технологий.
В ходе исследований, проводимых в Российской Федерации, сформулированы основные проблемы, влияющие на целостность, устойчивость функционирования и безопасность российского сегмента сети Интернет.
К этим проблемам следует отнести возможность вмешательства в работу инфраструктуры российской сети Интернета из-за рубежа, а также отсутствие управления и контроля пропуском трафика сети Интернет на территории Российской Федерации, что приводит в том числе к замыканию внутреннего трафика через узлы связи зарубежных государств. Все это вместе может привести к фрагментации сети и ее изоляции.
По поручению Президента Российской Федерации Минкомсвязь России провела учения, направленные на выработку мер по предотвращению нарушений работы сети Интернет на территории России в результате целенаправленных действий. В результате проведенных учений сформулированы основные задачи по обеспечению безопасности российского сегмента сети Интернет, к ним относятся:
• создание условий замыкания национального трафика сети Интернет внутри России;
• создание средств контроля и управления трафиком, включая надзор за формированием маршрутов передачи трафика сети Интернет на территории России;
• устранение возможности вмешательства в работу элементов, обеспечивающих управление национальным сегментом сети Интернет из-за рубежа.
Для решения первой задачи предусмотрены меры по контролю трансграничных переходов и точек обмена трафиком.
Для решения задачи контроля и управления трафиком предусмотрено создание на территории России соответствующих инструментов, обеспечивающих:
• регистрацию IP-адресов и номеров автономных систем, выданных национальным операторам связи и иным компаниям, формирующим национальный сегмент сети Интернет (база данных INR – Internet Number Registry), и создание базы данных маршрутной информации (IRR – Internet Routing Registry);
• создание системы контроля за обменом маршрутной информацией между операторами связи в рамках национального сегмента сети Интернет.
Для предотвращения возможности вмешательства в работу национального сегмента сети Интернет предусмотрено создание на территории России национальной системы корневых серверов DNS.
Таким образом, предлагаемые изменения к закону «О связи» охватывают вопросы:
• контроля трансграничных переходов в части возможности использования таких переходов для передачи трафика только операторами связи с установлением требований по использованию на таких переходах специализированного оборудования контроля трафика;
• контроля точек обмена трафиком в части создания реестра национальных точек обмена трафиком с установлением требований к владельцам (эксплуатирующим организациям) точек обмена трафиком по предоставлению в реестр информации о номерах автономных систем, подключенных к данным точкам обмена трафиком, а также требований к операторам связи по использованию услуг только тех точек обмена трафиком, которые содержатся в планируемом к созданию реестре;
• внедрением ГИС-Интернет, состоящей из подсистемы маршрутно-адресной информации, подсистемы мониторинга маршрутной информации, а также подсистемы национальных корневых номеров доменных имен.
Подсистема маршрутно-адресной информации содержит информацию о номерах автономных систем (AS) и адресах IP субъектов, формирующих национальный сегмент сети Интернет (операторы связи и иные организации), а также информацию об их связанности (Routing Registry). Подсистема маршрутно-адресной информации обеспечивает предоставление хранимой в ней информации по запросам любых пользователей (в соответствии с определенными им правами), в том числе национальных операторов связи для осуществления проверки BGP-анонсов при определении маршрутизации трафика для национального сегмента сети Интернет.
Подсистема мониторинга маршрутной информации обеспечивает сбор, хранение и обработку (анализ) маршрутной информации (по протоколу BGP), выполняет обнаружение аномалий, а также отображает информацию об актуальных маршрутах Интернет-трафика национального сегмента сети Интернет.
Подсистема национальных корневых номеров доменных имен обеспечивает автономность функционирования сервиса DNS на территории России при разрешении имен, принадлежащих национальным доменам .ru, и .рф (без обращения к системе IANA DNS). Подсистема обеспечивает взаимодействие с аналогичными национальными системами корневых серверов иных государств (например Китая) при разрешении имен, принадлежащих их национальным доменам (без обращения к системе IANA DNS), а также дублирование функций по разрешению имен IANA DNS при нестабильности или злонамеренном вмешательстве в ее работу.
Вместе с тем законопроектом предлагается дополнить цели Федерального закона «О связи» (статья 1 Закона) указанием на самостоятельную цель «обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О связи» (статья 2 Закона), дополняются целым рядом определений, применяемых в области оказания услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вместе с тем законопроект вводит определение понятия «линия передачи» и уточняет установленный статьей 9 Федерального закона «О связи» порядок строительства, эксплуатации, в том числе обслуживания, и учета линий связи и линий передачи, пересекающих Государственную границу.
Законопроект предлагает ввести отдельные нормы, регулирующие критическую инфраструктуру сети «Интернет». Правительство Российской Федерации предлагается наделить полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической инфраструктуры.

СообщениеДобавлено: Сб 19 авг, 2017 07:24
Связной (С)
Юрлица узнают, какие сведения нужно будет передавать в новую систему интернет-безопасности
В России хотят создать информационную систему для сбора, хранения и обработки данных об использовании Интернета. Цель поправок - усилить надзор за российским сегментом Интернета, сообщают разработчики проекта.
Компании под юрисдикцией РФ, которые используют номер автономной системы или IP-адрес, будут направлять в систему следующие сведения:
- о тех, кто передает информацию;
- лицах, которые пользуются, распоряжается диапазоном сетевых адресов, номерами автономных систем, доменными именами;
- диапазонах сетевых адресов, номерах автономных систем и датах получения всех этих параметров;
- зарегистрированных доменных именах и датах регистрации.
Полный список данных есть в проекте. Как их представлять, определит правительство.
Подобный проект в прошлом году проходил общественное обсуждение. Из него не было ясно, какие именно сведения планируется передавать.

Документ: Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=71277)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации и использующие номер автономной системы и (или) IP-адрес, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, представить сведения для размещения в системе, в том числе:

1) сведения о субъекте предоставления информации:
2)сведения о лице, осуществляющем использование и (или) распоряжение диапазоном сетевых адресов, номерами автономных систем, доменными именами:
3)диапазон находящихся в пользовании и (или) распоряжении сетевых адресов посредством указания номерного идентификатора сетевого адреса;
4)дату получения диапазона сетевых адресов в пользование и (или) распоряжение;
5)краткое описание и назначение сетевых адресов, находящихся в пользовании и (или) распоряжении;
6)номера автономных систем, находящихся в пользовании и (или) распоряжении;
7)дату получения номера автономной системы в пользование и (или) распоряжение;
8)информацию о зарегистрированных доменных именах и датах такой регистрации;
9)контактные данные лица, ответственного за внесение изменений в адресно-номерную информацию об автономных системах, сетевых адресах, точках обмена трафиком и иных критических элементах российского национального сегмента сети Интернет;
10)контактные данные лица или группы лиц, осуществляющих реагирование на инциденты, происходящие с находящимися в пользовании и (или) распоряжении автономными системами, сетевыми адресами, точками обмена трафиком и иными критическими элементами российского национального сегмента сети Интернет;
11)информацию о месторасположении узлов сети, на которых используются используемые и (или) находящиеся во владении и (или) распоряжении сетевые адреса с точностью не менее чем до субъекта Российской Федерации;
12)информацию о проектируемых маршрутах передачи информации в российском национальном сегменте сети Интернет и сетях передачи данных в случаях, если такая информация предоставляется в иные организации, осуществляющие формирование и функционирование реестров адресно-номерных ресурсов или реестров маршрутно-адресной информации.

СообщениеДобавлено: Пн 30 ноя, 2020 16:39
Связной (С)
В 2019 г принят (таки) -
Закон об обеспечении автономной работы российского сегмента интернета в случае отключения от глобальной инфраструктуры мировой паутины.
Проект - законопроект об автономной работе Рунета