Менее чем через два года можно будет отмечать уже тридцатилетний юбилей знаменитого заседания Генеральной Ассамблеи ООН 1981 года. На нем было заявлено, что «главным элементом социального и экономического развития всех стран является инфраструктура электросвязи», и это стало отправной точкой к тому, чтобы в 1986 году вышел в свет отчет Международной комиссии «Недостающая линия», обозначивший цель мирового телекоммуникационного сообщества того времени — сделать телефонную связь доступной каждому жителю Земли.Сегодня таких мест, откуда нельзя дойти пешком до ближайшего телефона, на нашей планете стало гораздо меньше. Во многом это заслуга самой «широкоохватной» связи — спутниковой. Но, как известно, «совершенства» в мире не бывает: когда одна пропасть (между имеющими и не имеющими телефон) сокращается, другие расширяются. Подключив всех — или почти всех — к связи телефонной, мы получили новую проблему — цифровой разрыв. Об этой проблеме уже давно спорят социологи и рассуждают философы. Как оказалось, жителям Земли телефонной связи для полного счастья уже недостаточно, им подавай «информационное равенство». А выражается оно в беспрепятственном доступе к Глобальной информационной сети.
За два последних года число терминалов VSAT в России удвоилось. И, как ни странно, основным двигателем столь быстрого роста интереса к спутниковой связи стало именно всеобщее стремление получить доступ к глобальным богатствам Интернета. Иными словами, во многих случаях терминал VSAT из банального телефонного коммутатора превратился в конечный пункт «последней мили», соединяющей с Глобальной информационной сетью школы и почтовые отделения, коттеджные поселки и нефтяные месторождения, сельские библиотеки и академгородки.
Тысячекилометровые просторы России вкупе с недостаточной развитостью наземных систем заставляют нас обращать свои взоры в небо в поисках спутников связи. Причем в таких ситуациях «индивидуального» использования (в отличие от традиционного — коллективного) наиболее перспективными и экономически выгодными оказываются именно VSAT-сети. Созданные в интерактивном режиме, они дают возможность пользователю, находящемуся в отдаленных и изолированных от цивилизации местах, получить с применением относительно недорогого оборудования не только и не столько услуги телефонной связи, но и передачу данных, и доступ в Интернет, и самый разнообразный контент всевозможных мультимедийных сервисов.
Как это устроено Несколько лет назад я слушала выступления наших будущих радиоинженеров на защите дипломных проектов в одном из ведущих телекоммуникационных вузов России. Так вот, на вопрос комиссии «Почему вы выбрали именно технологию VSAT?» стоящий у доски вчерашний студент и уже «без пяти минут инженер» ответил примерно так: «У станции VSAT антенна маленькая. Таких станций можно разместить на крыше дома намного больше, чем станций с антеннами большего диаметра». Сказать, что в аудитории смеялись, значит не сказать ничего. Однако доля правды в этом ответе есть. Действительно, спутниковый терминал VSAT имеет антенну диаметром 1,2 м (реже — 1,8) и маломощный передатчик. Он используется как абонентское устройство и устанавливается непосредственно у клиента. Спутниковый модем по порту Ethernet подключается к компьютеру пользователя. Терминал преобразует цифровой поток, передаваемый компьютером в радиосигнал Ku-диапазона (11/14 ГГц). Сигнал по каналу Земля — космос, как правило, передается со скоростью от 256 кбит/с до 1 Мбит/с, и скорость эта во многом определяется диаметром антенны и мощностью передатчика.
Профессиональное мнение
Константин Ланин, глава представительства, региональный директор Hughes Network SystemsСлова о «VSAT-разрыве» — не в бровь, а в глаз, и это касается не только нашей страны. Да, в мире более двух с половиной миллионов VSAT, и большая их часть — в США; но и при этом сегодня там было заявлено, что более $6 млрд долларов США будет инвестировано правительством в дальнейшее распространение широкополосных услуг связи и закрытие «белых» пятен. «Пятнами» называют те места, куда «никогда» не придут технологии в связи с несоизмеримостью необходимых капитальных затрат и плотности проживающего населения. Что для «земли» — смерть, VSAT — в радость. Перефразируя, можно сказать: что у них — «пятна», у нас — «море», причем применительно как к вложениям, так и к потенциальной выручке. Если сегодня, по некоторым оценкам, общий объем рынка VSAT в России достигает 150 млн долларов США, то в следующие пять лет может вырасти в несколько раз.
Во многом соглашаясь с автором статьи, тем не менее считаю основным условием сокращения «VSAT-разрыва» реализацию запуска мощных спутников в диапазоне Ka, что позволит, во-первых, уменьшить размер антенн с 1,2 до 0,6 м, а во-вторых и в-главных, снизить тарифы на спутниковую связь до уровня DSL.
Дело в том, что себестоимость 1 MHz в диапазоне Ka практически в сто раз меньше, чем в диапазоне Ku!
Очень хочется верить, что VSAT-технологии — пройдя путь от «сверхсекретно» через «секретно» и «разрешено, но не всем» до «можно всем» — по простоте приобретения и пользования ничем не будут отличаться от спутникового ТВ.
Для кого все это? В сегодняшней России полноценные спутниковые VSAT-сети в основном принадлежат крупным добывающим и финансовым компаниям. Они, как правило, имеют чрезвычайно разветвленную структуру и состоят из большого числа географически разнесенных филиалов, офисов, подразделений. VSAT-сети для таких применений имеют статус производственно-технологических сетей связи и для предоставления услуг совершенно не предназначены. Однако случается и такое, что проектный ресурс этих сетей — в силу самых разных и зачастую не зависящих от владельца сети причин — значительно превосходит потребности самого пользователя. Из этого факта, казалось бы, вытекает однозначный вывод: в условиях острейшего дефицита было бы неплохо использовать эти свободные ресурсы для обеспечения современной связью тех регионов страны, где расположены филиалы крупных компаний, имеющих корпоративные VSAT-сети, но часто нет, кроме этих сетей, какой-либо инфраструктуры связи вообще. Однако на этом пути есть свои препятствия, поскольку возможность использования сегментов крупных VSAT-сетей или их ресурсов для предоставления коммерческих услуг связи Законом «О связи» практически не предусмотрена. А использование этих ресурсов в рамках закона требует от владельца сетей получения и переоформления такого количества бумаг и бумажек, что владельцу проще вообще отказаться от этой мысли.
Потребности и возможности Новые технологии рождают новые потребности. Рост спроса на пропускную способность обусловлен головокружительным увеличением объемов передаваемой информации. Каждому понятно, что для передачи многокрасочного подвижного изображения — как его ни компрессируй — потребуется во много раз большая емкость сети, чем для передачи точек-тире телеграфии или даже сигналов высококачественной телефонной связи. Поэтому, не отставая от жизни, операторы связи и производители оборудования повсеместно внедряют новые технологии спутниковой связи, позволяющие увеличить скорость передачи, снизить затраты, повысить эффективность использования радиочастотного ресурса, сократить время развертывания объекта связи. По различным оценкам, на рынке спутниковой связи рост корпоративного сегмента составляет от 150 до 200% в год. Несколько ниже темпы роста в сегменте частном, и тем не менее в России к концу 2008 года было зарегистрировано около 25 тысяч станций VSAT.
Вам кажется, что это много? Полноте! Если посмотреть на США, где работают многие сотни тысяч таких станций, российская база VSAT незначительна, если не сказать — мизерна. В чем же причина такого VSAT-разрыва? Тому есть множество причин, различных по своим истокам, но сходных в одном: все они заметно сдерживают развитие современных VSAT-технологий и мешают их массовому применению. Сюда можно отнести как невероятную сложность и чудовищную запутанность нормативно-правовой базы, определяющей правила применения систем VSAT в России, так и явную недостаточность частотного ресурса (а следовательно, и пропускной способности), и непонятный отказ от применения в стране ряда функциональных возможностей VSAT-технологий, позволяющих существенно повысить эффективность использования радиочастот.
Кроме того, к сдерживающим факторам я бы отнесла еще и абсолютное отсутствие российских производителей оборудования и софта для современных VSAT-сетей, и, мягко говоря, недостаточную платежеспособность населения страны как раз в тех регионах, где сети VSAT могли бы стать наиболее востребованными.
А если вспомнить еще и о немыслимых сроках получения многочисленных согласований, которые должны быть оформлены в процессе создания и «легализации» сети на базе VSAT, а также обо всех сложностях, связанных с оплатой услуги оператора, то можно только удивляться тому, что в России еще находятся желающие строить и эксплуатировать такие нужные и такие сложные системы связи, как VSAT.
Вышеперечисленные негативные факторы постепенно устраняются, но все это идет настолько долго и такими медленными темпами, что иногда напоминает черепашьи бега с искусственно создаваемыми препятствиями, которые могут вдруг неожиданно появляться в самых разных местах, а потом так же неожиданно исчезать — или, наоборот, вырастать до размеров непреодолимых. Так что, несмотря на ряд безусловно положительных перемен последних лет, все это, по-видимому, еще некоторое время будет сдерживать рост рынка VSAT.
Профессиональное мнение
Сергей Пехтерев, генеральный директор ЗАО «Сетьтелеком» Сейчас, весной 2009 года, уже понятно, что 2007 год оказался «золотым» для российского VSAT-рынка. Тогда количество спутниковых терминалов за год увеличилось в три раза, все были полны оптимизма и предрекали не меньшие темпы роста. Увы, 2008-й не оправдал этих ожиданий: выборы, плановая отставка кабинета министров, приход нового министра резко замедлили нацпроекты и госпрограммы, которые и были локомотивом роста в 2007 году. Осенью грянул кризис, сокращение госбюджетов, и о планировавшихся когда-то темпах роста не стало и речи.
Сектор телекома, а вместе с ним и VSAT-операторы, безусловно, не затронуты кризисом так сильно, как, допустим, строительный и металлургический секторы или автомобилестроение. Однако и здесь темпы роста упали практически до нуля — за счет сокращения бюджетов, режима экономии у корпоративных клиентов, увеличения долгов перед банками. Многие предприятия и бюджетные организации отказываются от услуг или сокращают их объемы. Наиболее эффективные игроки рынка VSAT могут только компенсировать потери оборота по старым клиентам новыми продажами, но не более. Те, у кого продажи были поставлены не лучшим образом, снижают обороты и, к сожалению, даже вынуждены сокращать персонал.
Проблема дефицита космического сегмента тем не менее не сходит с повестки дня. Однако она имеет несколько искусственный характер и может отпасть уже летом этого года. Сегодня широко известны проблемы со спутником «Экспресс-АМ2» в ключевой для российской орбитальной группировки точке 80 градусов, которые привели к резкому обострению дефицита сегмента, ведь АМ2 — это почти 20% располагаемой емкости. Только что запущенный «Экспресс-АМ33» был тут же заполнен «беженцами» с «Казсата» — и вот новая напасть. Однако терпеть осталось недолго: разработан план по аренде «Евтелсат W1» для замены АМ2 (ожидается летом 2009 года, будет доступно 16 транспондеров), ждет запуска «Интелсат-15» в позиции 85 градусов с 6 транспондерами Ку-диапазона. Если все пойдет по плану, дефицит должен исчезнуть, и даже более: не исключен возврат к рынку покупателя. Ведь не секрет, что бурный рост 2005–2007 годов породил множество проектов, особенно в телевещании, бизнес-планы которых были, мягко говоря, весьма оптимистичны. Не факт, что у инвесторов сейчас, в разгар кризиса, еще есть деньги или готовность их инвестировать в подобные проекты.
Кроме того, к упомянутому выше сжатию спроса добавим и интенсивное освоение наиболее «продвинутыми» VSAT-операторами нового стандарта DVB-S2, который обеспечивает увеличение пропускной способности спутниковой сети от 30 до 50% на том же самом объеме частотного ресурса. Соответственно, те операторы, кто успел приобрести оборудование, позволяющее работать на новом стандарте, еще в 2008 году, по старому курсу доллара, получили огромное конкурентное преимущество перед коллегами: им не нужен новый дорогостоящий сегмент, и они более прибыльны.
Заметим также, что хотя разрешительная процедура для VSAT в России и не блещет простотой и быстротой, тем не менее все — и операторы, и клиенты, и органы Госкомсвязьнадзора — научились разумно взаимодействовать при оформлении разрешений, и о каких-то драмах или эксцессах на рынке VSAT не слышно (естественно, если это касается разрешений для работы через российские ИСЗ, для «Интелсатов» и других «иностранцев» все иначе).
Подводя итог, можно сказать, что мировой экономический кризис многое расставит по своим местам и на российском рынке VSAT. Будут и уходы с рынка, и объединения/продажи менее удачливых VSAT-операторов успешными коллегами. И рынок выйдет из кризиса более структурированным, эффективным и клиентоориентированным.
Штамп о прописке Думаете, штампик о регистрации (которая раньше называлась пропиской) ставится только в ваш общегражданский паспорт? Ошибаетесь. В России прописка требуется также и для радиоэлектронных средств. Именно это является одной из малоприятных особенностей «VSAT по-русски»: станции приходится регистрировать в органах Россвязькомнадзора. Но «прописка» — это финальная стадия обязательной программы. Сначала требуется получить разрешение на использование частот. Раньше эта процедура могла длиться до 9 месяцев и обходилась заявителю в 50–100 тысяч рублей. Однако в конце 2004 года была принята так называемая «упрощенная» процедура регистрации наземных станций VSAT, существенно облегчившая жизнь. Но — не всем, поскольку действует она только для тех терминалов, чья антенна не превышает в диаметре 2,4 м и чей передатчик не мощнее 2 Вт. И все это касается лишь тех терминалов, которые работают через российские спутники «Экспресс» или «Ямал». Для них же в некоторых полосах частот были значительно сокращены всяческие бюрократические процедуры, что существенно сократило время на получение разрешения. В идеале, если просчитать по документу, это время не должно превышать месяца, но увы: как правило, действительность от бумаги отличают не только овраги, но и масса других вещей. Поэтому иногда на получение разрешения уходит два–три месяца, так что говорить о преимуществах VSAT перед другими способами доставки сигнала уже не приходится.
Нехватка емкости Национальные проекты заметно подхлестнули развитие VSAT в России. Немалую лепту в развитие спутниковой связи вносят и коммерческие операторы, и корпоративные заказчики. Так, операторы строят спутниковые сети, обеспечивающие потребности дальней связи, а также зоновых и (в меньшей степени) местных сетей, а корпоративные клиенты используют VSAT для решения собственных проблем связи с удаленными филиалами, партнерами и подразделениями. Для приема программ средств массовой информации и массовых развлечений сегодня все чаще используют VSAT-терминалы. Неудивительно поэтому, что в сумме своей стремительный рост числа приемо-передающих земных станций, выход из строя и разнообразные неисправности на ряде ИСЗ привели к тому, что к концу прошлого года мы констатировали рост дефицита емкости спутниковой связи.
Аналитики и операторы в один голос прогнозируют скорую перегрузку сетей, создание такой ситуации, в которой практически все доступные резервы будут исчерпаны. Тогда в наиболее выгодной позиции окажется тот, кто сумел заранее «запастись» емкостью, ведь в условиях дефицита ресурсов цена аренды 1 МГц может взлететь в неизвестное пока еще число раз. При этом сложится «перекошенная ситуация», в которой одни операторы будут стеречь свой ресурс, оставаясь «собакой на сене», а другие станут изобретать методы борьбы с его недостатком. К сожалению, по прогнозам, запланированные очередные запуски спутников проблему решить не смогут, так как сроки ввода в эксплуатацию новых космических аппаратов существенно отстают от темпов роста VSAT-сетей.
Для специалистов, да и для всех, кто этой проблемой интересуется, давно уже не секрет, что орбитально-частотного ресурса, выделяемого как по «обычным», так и по «упрощенным» процедурам, катастрофически не хватает. Здесь, конечно, могли бы «подставить плечо» иностранные спутники, такие как Intelsat и Eutelsat. Но для них процедуры получения разрешений настолько продолжительны, сложны и дорогостоящи, что конкурентоспособность таких решений «оставляет желать…».
Стоит отметить, что рынок услуг связи во всем мире характеризуется высокой нормой прибыли (по крайней мере так было до кризиса и, вероятно, останется и впредь). В спутниковой связи ожидаемые прибыли тоже достаточно велики, поэтому у наших пользователей, в принципе, нет недостатка в предложениях по использованию ресурсов зарубежных ИСЗ. Так в чем же дело? А в том, что эта сфера бизнеса славится еще и острейшей конкуренцией как на европейском, так и на и общемировом рынке. Именно поэтому в России уже много лет действует четкая система приоритетов, определенных в постановлении Правительства ? 1016 от 2 сентября 1998 года. Этот документ настоятельно рекомендует российским операторам связи отдать предпочтение отечественным спутникам или спутниковым сетям международных организаций, членом которых является Россия. Если от техники вопроса не отвлекаться, то очевидно, что «pro и contra» различных спутников связи не зависят от национальной принадлежности космических аппаратов, а определяются главным образом их технико-экономическими характеристиками. Тем не менее, кроме вопросов технических, приходится считаться также с вопросами информационной безопасности и защиты пользователя.
На полях частотных — не без перемен Если говорить о частотах, не касаясь числа спутниковых транспондеров, то в общем и целом на данный момент в нашей стране для создания сетей VSAT разрешено использовать в диапазоне частот 6/4 ГГц участки спектра 5775-6525 МГц (передача) и 3450-4200 МГц (прием), а в диапазоне частот 11/14 ГГц — участки спектра 13750-14500 МГц (передача) и 10950-11200, 11450-11700, 12500-12750 МГц (прием)
Кроме того, в 2008 году на основании результатов конверсионных работ для применения VSAT-станций были выделены дополнительные участочки спектра в диапазоне 14 ГГц, и в сухом остатке доступный для применения совокупный частотный ресурс составляет сегодня около 400 МГц. Однако даже при наличии такого ресурса современное состояние орбитальной группировки, хотя оно и улучшается, все еще не позволяет полностью удовлетворить существующий и потенциальный спрос — и, наверное, еще не скоро сможет. Ведь и спрос на месте не стоит. И конкурирующие наземные системы не дремлют.
Каждая страна стремится защитить интересы своего производителя. И в мировой практике масса примеров, когда регуляторы рынка услуг связи тоже в первую очередь блюдут интересы своих спутниковых группировок. Так, в США «разрешенные», сертифицированные спутники определены перечнем ALSAT. И в нем — не только американские аппараты. Очевидно, что решением этой проблемы и в России дожжен стать разумный компромисс.
Дефицит российской спутниковой емкости и практическая невозможность подключать частных пользователей к ресурсам иностранных спутников — не единственные факторы, мешающие более активному развитию российского рынка VSAT и превращению его в массовый. Проблемы начинаются при ввозе оборудования. Каждая VSAT-станция в России почему-то приравнена к сооружениям связи, что влечет за собой сложный и долгий порядок ее регистрации.
Мобильность — это тоже про VSAT? Проблемы с нехваткой частот и пропускной способности задевают и не конца еще «разрешенный» у нас мобильный вариант VSAT. За рубежами нашей Родины о мобильных узлах связи сегодня говорят и пишут достаточно много, и они по праву считаются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка VSAT. Это — сначала казавшееся нишевым — решение за последние годы выросло многократно, и сейчас, по различным оценкам, объем услуг, предоставляемых в мобильном варианте, составляет около 5–10% от всего VSAT-рынка. Интересно, что с самого начала мобильный узел связи VSAT воспринимается не как «фишка для богатеньких», а как уникальный инструмент для выполнения серьезных задач. Подобные комплексы осуществляют массу различных функций, среди которых обеспечение доступа корпоративной сети VPN к информационным системам различного уровня (от локальных до глобальных, включая Интернет) является далеко не единственной задачей, решаемой с их использованием. Помимо данных, они позволяют передавать голос, подключаясь к корпоративной, местной и междугородней телефонной сети, обеспечивать видео-конференц-связь и проведение селекторных совещаний, а также осуществлять радиовещательную передачу информационных сообщений и многоадресную доставку всевозможной корпоративной информации — циркуляров, приказов, инструкций, руководств, обновления программного обеспечения и даже трансляцию программ корпоративного телевидения. Но и это не все. Мобильные узлы связи VSAT позволяют вести видеонаблюдение за удаленными объектами. Совсем не случайно основными пользователями таких услуг сегодня являются подразделения экстренных служб, ресурсодобывающих и транспортирующих компаний, однако порой интерес к ним проявляют и операторы сотовой связи, а также другие организации.
Однако регулятор пока еще не готов принять полноценное решение о внедрении связи такого типа. Существующая (если это понятие к ней применимо) для мобильных комплексов VSAT процедура получения разрешительных документов невероятно сложна, многоступенчата и запутанна. Каждый раз перед выездом вы должны письменно уведомить надзорные органы. О возможности разъездов по стране речи вообще не идет. По каким-то неведомым причинам ваш мобильный комплекс должен быть обязательно зарегистрирован в определенном населенном пункте, в который он должен каждый раз возвращаться.
Здравый смысл подсказывает, что вполне логично выделить для мобильных комплексов «свой» участок спектра, с которого можно было бы снять лишние обременительные ограничения. Но об этом операторы пока говорят только шепотом, не надеясь, что такое вообще когда-либо произойдет, не говоря уже о каком бы то ни было «ближайшем» будущем.
Профессиональное мнениеМожно с сожалением отметить, что рынка спутникового ресурса в Росси не существует. С советских времен монополия на его предоставление сохраняется за ГПКС. Нарушить ее, а вернее, поучаствовать в ней удалось только такому гиганту, как ОАО «Газком» [1 декабря 2008 года переименовано в ОАО «Газпром космические системы»; здесь употребляется прежнее наименование. — Ред.]; других в отечестве нет и не ожидается. И надо сказать, что эта монополия подкреплена целым рядом постановлений, решений и приказов, которые либо напрямую запрещают использовать спутниковый ресурс, не принадлежащий одному из указанных монополистов, либо ставят конкурентов в невыгодные финансовые условия. Так кто же должен бороться за увеличение спутникового ресурса и в конечном счете за право граждан на получение информации и обмен ею? ГПКС или «Газком»? Весь имеющийся ресурс продан, их монополия защищена. Зачем увеличивать ресурс, когда можно повышать цены на имеющийся?
Не секрет, что на всех совещаниях по этой проблеме при обсуждении призывов операторов допустить на рынок (то есть уравнять в правах) иностранные спутники главными противниками выступают ГПКС, «Газком» и силовики. Интерес первых двух понятен, а позицию силовиков иначе как закостенелым мышлением назвать нельзя. Никто не сомневается в том, что спутниковый ресурс для нужд обороны и государственных структур должен быть отечественным, но зачем распространять такой подход на частные, коммерческие спутниковые сети связи? Итак, как решить проблему нехватки ресурса? Ответ прост: сделать рынок рынком и открыть его для всех желающих на равных условиях. Тогда, может быть, появятся и новые отечественные операторы спутникового ресурса, и перспектива его дальнейшего расширения (конверсия спектра, использование Ка-диапазона частот) не будет столь далекой и призрачной.
О процедуре оформления разрешений на работу спутникового терминала без слез не расскажешь. Поставить VSAT-терминал, как справедливо указано в статье, можно менее чем за неделю, а получение разрешения на его работу занимает более четырех месяцев. И это называется «упрощенной процедурой», которая действует только для спутников наших двух монополистов. Если же вы решите работать тем же терминалом на иностранном борту, то он, оказывается, уже не VSAT, а ЗССС, и оформлять его вы будете не менее восьми месяцев, а стоить это будет на порядок дороже. Существующая ситуация с оформлением разрешительных документов серьезно мешает развитию спутниковой связи в России, а при остром дефиците спутникового ресурса на отечественных бортах ставит в неравные условия развития бизнеса по сравнению с использованием иностранных спутников. Весь этот «порядок» нельзя улучшить, его надо кардинально менять.
Да, сегодня стоимость оборудования и услуг высока, и это обуславливается факторами, названными выше. Пока монополисты (поддерживаемые государством) определяют предоставление спутникового ресурса, пока существует острый дефицит его на отечественных бортах, цены будут формироваться не рынком, а монополистом. Только при развитии рынка на основе совместного использования отечественного и иностранного бортового ресурса на паритетных началах стоимость услуг будет диктоваться рынком и станет ниже и доступнее для потенциальных пользователей. С ростом их количества цена оборудования VSAT значительно снизится за счет увеличения объема поставок в Россию.
«Pro» и «Contra» Характерной особенностью российского рынка услуг связи является ярко выраженная неравномерность распределения терминалов по территории страны. Она имеет объективные корни и определяется в первую очередь низкой плотностью населения, труднодоступностью отдельных точек и другими причинами, делающими отдельные регионы Российской Федерации коммерчески невыгодными для широкомасштабного внедрения технологий связи. Однако в большинстве подобных регионов объективно необходимо создавать корпоративные и ведомственные сети связи в интересах крупных добывающих предприятий, банковских структур, финансово-промышленных групп, государственных учреждений — словом, всех, кто имеет разветвленные сети филиалов и органов управления в регионах. При этом чрезвычайно важно, чтобы эти сети могли легко видоизменяться, наращивать пропускную способность, то есть иметь гибкую структуру, обеспечивали бы максимально широкий спектр услуг, высокую надежность связи при низких эксплуатационных расходах. Предъявляемым требованиям в полной мере отвечают спутниковые сети, построенные с применением наземных терминалов, которые используют технологию VSAT (Very Small Aperture Terminal). Основной аргумент в пользу VSAT-систем — возможность их использования в удаленных районах со сложным рельефом и жесткими климатическими условиями (вечная мерзлота, резкие температурные колебания, заболачивание местности).
«Pro»
— Цена вопроса не зависит от расстояния. Разница в цене между установкой терминала на Рублевке и в Южно-Сахалинске будет определена только ценой перевозки «железа». А стоимость передачи определяется ценой трафика, которая одинакова для всех — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
— VSAT «дотягивает» связь непосредственно до сервера или даже ПК пользователя. И обеспечивает надежную связь практически в каждой точке Земли, за исключением полярных регионов, глубоких шахт и подводных лодок в плавании.
— Услуги VSAT-сетей предоставляются одним оператором, который полностью отвечает за качество канала связи от узловой станции до входных контактов у пользователя, а это значит, что в канале нет проблем, обычно возникающих на стыках с сетями других операторов.
— Установить станцию VSAT в любой точке России можно примерно за неделю с момента оплаты услуг провайдера — если, конечно, точка установки в данный момент доступна для какого-нибудь вида транспорта.
— Имея станцию VSAT, вы не зависите от прихотей собственника кабельной инфраструктуры, вам не потребуется строить антенные мачты или платить немереные деньги за передачу междугороднего трафика по сетям наземной связи.
— К преимуществам VSAT можно отнести и покрытие больших территорий, и возможность объединения региональных фрагментов сетей, и простоту развертывания новых сетей и модернизации уже существующих. Дело в том, что устанавливать станцию VSAT, отвечающую стандартным гигиеническим требованиям к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03), можно не только на специальных площадках. Ввиду их компактности, небольшого веса и энергопотребления они легко размещаются и на крышах жилых зданий, различных учреждений, и вообще практически в любом удобном месте, за исключением объектов, особо оговоренных нормативными документами по санитарной защите населения.
«Contra»
— Основным недостатком VSAT технологии являются довольно высокие цены подключения и передачи трафика.
— Еще один минус — заметная задержка сигнала на линии Земля — космос — Земля, которая может достигать одной секунды. Сократить ее невозможно, поскольку сигналу, передвигающемуся со скоростью света (300 000 км/с) приходится преодолевать расстояние до спутника (чуть меньше 40 000 км) и обратно. Безусловно, операторы и инженеры, разработчики и программисты VSAT-сетей стремятся сократить эту задержку, отвоевывая миллисекунды и десятки миллисекунд, но природу не обманешь.
— На качестве сигнала VoIP-телефонии отрицательно сказываются фазовые и/или частотные дрожания, создаваемые случайными флуктуациями передаваемого сигнала. И хотя ряд производителей предлагает платформы со встроенной поддержкой телефонии, иногда пользователь не хочет использовать VoIP-оборудование оператора, предпочитая то, что у него уже есть. Тогда применяется аренда спутникового канала с гарантированной полосой и обеспечиваются приемлемые показатели по дрожанию, что обходится несколько дороже.
Дела сегодняшние Финансовый кризис, обрушившийся на глобальную экономику, заметно сократил внешние инвестиции в российский сегмент VSAT, а также резко снизил вероятность появления новых участников рынка. Сегодня все с надеждой смотрят на регулятора, ожидая дальнейших упрощений регистрационных процедур. Но никакое упрощение или даже введение разрешительной практики не решат проблем дефицита космической емкости. Именно он является основной, если не единственной, причиной недостаточно быстрого развития бизнеса в условиях финансового кризиса. Возможно, отменив или хотя бы ослабив запреты на использование иностранных космических аппаратов, регулятор сможет приоткрыть створку для иностранных инвестиций в бизнес космической связи России.
http://www.cio-world.ru/products/infrastructure/422633/