Протокол №3
заседания Комиссии по телекоммуникациям и информационным технологиям Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям
15 мая 2007 года
Конференц-зал ФГУП «ИТАР-ТАСС» (Москва, Тверской бульвар, д.2) Присутствовали
№ ФИО Должность
1. СКЛЯР
Геннадий Иванович Руководитель комиссии, генеральный директор ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», член Правления РСПП
2. СВИНАРЕНКО
Андрей Геннадьевич Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей
3. БУДИЛИН
Владимир Андреевич Заместитель генерального директора ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», член Правления РСПП
4. ГЮНТЕР
Виктор Яковлевич Руководитель ООО «Микран»
5. ДИСКИН
Иосиф Евгеньевич Председатель Совета директоров ЗАО «Констелейшн 3D Восток»
6. ДОКУЧАЕВ
Владимир Анатольевич Генеральный директор Ассоциации производителей оборудования связи
7. ДУБРОВСКИЙ
Юрий Иннокентьевич Вице-президент ЗАО Компания «ТрансТелеКом»
8. КАЛИН
Александр Александрович Первый заместитель генерального директора ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», ответственный секретарь комиссии
9. РОДИОНОВ
Иван Иванович Профессор ГУ –ВШЭ
10. ТВЕРДЫНИН
Марк Михайлович Председатель правления регионального центра информационных технологий
11. ШЕВЧЕНКО
Валерий Михайлович Директор по работе с госструктурами Корпорации «Квазар-Микро»
ПРИГЛАШЕННЫЕ
12. АЛЕКСЕЕВА
Оксана Анатольевна Эксперт Департамента по информационной политике и связям с общественностью РСПП
13. БАЧИЛО
Иллария Лаврентьевна Заведующая Сектором информационного права Института государства и права РАН, член рабочей группы Комитета ГД РФ по информационной политике
14. ГОРЕГЛЯД
Виктор Демьянович Заместитель руководителя Росохранкультура
15. ДИЕВ
Юрий Андреевич Председатель Совета директоров ЗАО «Медиамониторинг»
16. ДОМБРОВСКИЙ
Юрий Анатольевич Президент Ассоциации региональных операторов мобильной связи (Ассоциация 800), член Экспертного совета при Комитете ГД по энергетике, транспорту и связи
17. ЗИНИНА
Ульяна Викторовна Координатор Комитета по законодательству Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ)
18. КРАВЧЕНКО
Федор Дмитриевич Управляющий партнер Московского бюро Коллегии юристов СМИ
19. КОСТОЧКН Евгений Егорович Директор Департамента корпоративного управления и развития РТРС
20. ЛЕВЧИК Василий Анатольевич Директор по новым технологиям Ассоциации региональных операторов мобильной связи (Ассоциация 800)
21. МАЛИНИН
Александр Александрович Начальник отдела Управления ТРВ и средств МК Роспечати
22. МАРДЕР
Наум Семенович Академик Международной академии связи, заведующий кафедрой инфокоммуникаций МТУСИ.23. МАЙЗУЛЬС Роман Абрамович Руководитель группы ФГУП «НИИР»
24. МОЗАЛЕВ
Виталий Валерьевич Заместитель руководителя Департамента по исследованию нормативной базы и регулирования НП «ЦИПРТ»
25. МОИСЕЕВА
Тамара Александровна Заместитель директора Департамента государственной политики в ИКТ Мининформсвязи России
26. МЫТЕНКОВ
Сергей Сергеевич Заместитель директора Департамента информационных ресурсов и технологий РСПП
27. НИКОЛАЕВА
Татьяна Николаевна Эксперт Департамента по взаимодействию с отраслевыми объединениями РСПП
28. СТРЕЛЬЦОВ
Анатолий Александрович Начальник Департамента Аппарата Совета Безопасности РФ
29. ТЕРЛЕЦКИЙ Василий Витальевич Генеральный директор Российской авторско-правовой организации «Копирус»
Повестка дня
1. О состоянии и перспективах совершенствования законодательства и нормативно-правового обеспечения в сфере инфокоммуникаций.
Докладчик: Калин А.А., ответственный секретарь Комиссии, первый заместитель Генерального директора ФГУП «РТРС».
2. О состоянии конкуренции в сфере инфокоммуникаций.
Докладчик: Родионов И.И., член Комиссии, профессор ГУ ВШЭ.
3. О плане работы Комиссии на 2-е полугодие 2007 г.
4. Разное.
___________________________________________________________________________________________________________________
1. О состоянии и перспективах совершенствования законодательства и нормативно-правового обеспечения в сфере инфокоммуникаций.Докладчик: Калин А.А., ответственный секретарь Комиссии, первый заместитель Генерального директора ФГУП «РТРС».
Выступили: Горегляд В.Д., Скляр Г.И., Диев Ю.А., Твердынин М.М., Дискин И.Е., ДомбровскийЮ.А., Бачило И.Л.
Заслушав доклад и выступления участников заседания, комиссия отмечает актуальность затронутых в докладе проблем в области законодательного и нормативно-правового обеспечения сферы ИКТ.
Сфера ИКТ является одной из главных движущих сил постиндустриального развития, продвижения России к информационному обществу. Динамика развития сферы ИКТ в России выше, чем экономики в целом. Общий объем рынка ИКТ в России вырос в 2006 году на 17% по сравнению с предыдущим годом и составил около 4,4% ВВП. Значительно возрос объем иностранных инвестиций, заметна позитивная динамика капитализации отрасли.
Однако, несмотря на высокие темпы роста, объем рынка ИКТ России по сравнению с другими странами мал и практически полностью зависит от импортного технологического оборудования. Уровень распространения и доступности услуг ИКТ среди населения России ещё очень далек от показателей развитых стран и отличается существенной региональной и социальной неравномерностью. В результате показатели страны уступают развитым странам и располагаются в 5-7 десятках основных мировых рейтингов.
Мировые тенденции развития сферы ИКТ характеризуются быстрым обновлением к конвергенцией технологий, появлением новых видов сетей и бизнес-моделей их функционирования. Стратегия вездесущих (ubiquiotous) сетей, принятая в Японии, ставит задачу в ближайшем будущем обеспечить доступ к любому контенту любому пользователю везде, всегда и на любом терминале. Технологический прогресс области ИКТ, опережая развитие регулирования, стимулирует ее реформирование.
В развитии законодательства и нормативно-правового обеспечения ИКТ в развитых странах основное внимание сосредоточено на преодолении различий в регулировании как секторов самой сферы ИКТ, так и с нормами регулирования в смежных отраслях (медиа, управления, экономики и др.). Главные тенденции в регулировании связаны с формированием правовых основ создания интегрированных сетей NGN, учетом влияния конвергенции и полного перехода на цифровые технологии, новых возможностей потребителей медиа-индустрии в реализации нетрадиционных бизнес-моделей и создания добавленной стоимости, внедрение правовых решений, повышающих эффективность использования частотного спектра. При этом последовательно внедряются основные принципы регулирования, такие как: нейтралитет регулятора, расширение дерегулирования, гармонизация с международными правилами, снижение «цифрового неравенства».
Результаты ряда исследований отечественного нормативно - правового обеспечения в сфере ИКТ, позволяют сделать вывод о несовершенстве действующего законодательства. Отмечается, что современное законодательство Российской Федерации в этой области является непоследовательным и противоречивым. Основные нормативные правовые акты приняты и вступили в силу в разное время и построены на основе различных юридических концепций. В настоящее время недостатки нормативного правового обеспечения и правоприменения снижают эффективность и темпы развития бизнеса в сфере ИКТ. В частности, длительные (полтора года и более) сроки оформления разрешительных документов на ввод в эксплуатацию радиоэлектронных средств тормозят внедрение новых технологий и понуждают операторов начинать эксплуатацию, не дожидаясь согласования полного пакета документов, что не способствует честной конкуренции.
Комиссия считает, что основными недостатками и проблемами в нормативно-правовом обеспечении сферы ИКТ являются:
- отсутствие законодательного акта, устанавливающего стратегию развития сферы ИКТ;
-недостаточный учет международных тенденций совершенствования законодательства;
- громоздкая система регулирования, осложняющая распространение новых технологий и ведение бизнеса.
В России все более ощущается необходимость системной информационной политики. Придавая большое значение скорейшему принятию Стратегии информационного общества в России, комиссия считает целесообразным провести совместно с Советом безопасности РФ и РИО - центром обсуждение проекта данного документа.
Назрела также необходимость разработки концепции развития электронных массовых коммуникаций в РФ.
Считая важной задачей анализ и обобщение правоприменительной практики в сфере ИКТ для формирования предложений органам законодательной и исполнительной власти, комиссия считает целесообразным подготовить с участием заинтересованных участников проведение тематического семинара на данную тему.
Комиссия рассматривает как актуальную необходимость специального изучения в приложении к сфере ИКТ влияния на договорную, правоприменительную и судебную практику последствий введения с 01.01.2008 г. в действие IV главы ГК РФ и вступления России в ВТО.
Комиссия решила:
- поддержать необходимость разработки стратегии информационного развития страны, направленной на преодоление цифрового разрыва с наиболее развитыми странами;
- считать необходимой систематизацию законодательства, относящегося к сфере ИКТ, его гармонизацию с ведущими мировыми тенденциями в области регулирования и выработки согласованных подходов к регулированию со смежными отраслями, обратив особое внимание на снижение административных барьеров;
- обобщить практику применения «Закона о связи» и подготовить предложения по его совершенствованию;
- системно проработать вопрос об улучшении регулирования в области использования частотного спектра и выработки единой политики в области резервирования частот для внедрения новых технологий;
- считать необходимым законодательно проработать стимулирование конвергенции технологий и услуг, создания NGN сетей;
- считать целесообразной разработку стратегии развития отечественной промышленности, выпускающей ИКТ оборудование.
2. О состоянии конкуренции в сфере инфокоммуникаций. Докладчик: Родионов И.И., член Комиссии, профессор ГУ ВШЭ.
Выступили: Домбровский Ю.А., МозалевВ.В., ГюнтерВ.Я., Дискин И.Е.,Скляр Г.И.
Заслушав доклад И.И.Родионова и выступления по данному вопросу, комиссия отмечает, что, несмотря на достаточно высокий уровень свободы конкуренции рынке ИКТ в России, конкурентоспособность этого сектора российской экономики значительно уступает конкурентоспособности сырьевых отраслей. Скорость укрупнения компаний потребителей ИКТ продуктов превышает темпы роста сектора, капитализация компаний по глобальным меркам - недостаточна.
Одна из главных проблем заключается в обеспечении эффективного правоприменения и установления действенных барьеров перед «серым» импортом, а также равных прав участников рынка к доступу к государственным контрактам.
Сложившаяся практика административного регулирования без привлечения бизнеса дает почву для усиления монополизма и снижения уровня конкуренции. Не способствует развитию конкуренции сложившаяся практика неоправданного администрирования отраслевым органом регулирования режима присоединения, тогда как содействие созданию равных условий и развитию конкуренции в сфере ИКТ должно основываться на равном для малого и крупного бизнеса доступе к публичной инфраструктуре инфокоммуникаций.
Не способствует развитию производства и успешной конкуренции с зарубежными производителями длительные сроки сертификации оборудования и присвоения частот. Неучастие сообщества в решении вопросов конверсии частотного спектра привело к возможности использования в гражданских целях только 5% его общего объема. Работа по конверсии спектра проходит крайне медленно. Существующий уровень социальных отчислений, единый для всех отраслей, для компаний сектора ИКТ с высокой долей затрат труда делает их неконкурентоспособными по сравнению с другими компаниями мира.
На конкурентоспособности сектора ИКТ негативно сказываются различия в режимах регулирования для операторов мобильной и фиксированной связи. К последней не должны применяться ограничения, вытекающие из законодательства о естественных монополиях. Для исправления ситуации требуется переход к рыночной монополии, определяемой силой рыночной позиции.
Комиссия решила.
Совершенствование нормативно-правовой базы для развития рыночной конкуренции в сфере ИКТ должно быть направлено на:
- снижение налогового бремени ИКТ компаний, а именно ЕСН и НДС на оказание услуг иностранным компаниям;
- совершенствование Закона «О связи» в сторону значительного снижения или отказа от естественно-монопольного способа регулирования и перехода к антимонопольному регулированию, основанному на рыночной силе;
- снижение или отмена тарифного регулирования в секторе связи;
- значительное сокращение лицензирования и распределения государством ограниченного ресурса;
- введение института досудебного разрешения конфликтов по поводу условий присоединения новым надотраслевым регулятором - Федеральной службой по надзору в сфере МК и культурного наследия;
- направления государственной поддержки ИКТ должны быть структурированы в новой программе, которая должна придти на смену ФЦП «Электронная Россия» и основываться на принципах частно - государственного партнерства
Комиссия считает, что совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ИКТ с целью развития рыночной конкуренции должно быть направлено на :
- снижение налогового бремени ИКТ компаний, а именно ЕСН и НДС на оказание услуг иностранным компаниям;
- совершенствование Закона «О связи» в сторону значительного снижения или отказа от естественно-монопольного способа регулирования и перехода к антимонопольному регулированию, основанному на рыночной силе;
- снижение или отмена тарифного регулирования в секторе связи;
- значительное сокращение лицензирования и распределения государством ограниченного ресурса;
- введение института досудебного разрешения конфликтов по поводу условий присоединения неотраслевым регулятором-Россвязьохранкультурой;
- направления государственной поддержки ИКТ должны быть структурированы в новой ФЦП, которая должна придти на смену ФЦП «ЭР» и основываться на принципах частно-государственного партнерства.
3. О плане работы Комиссии на 2-е полугодие.
Докладчик: Калин А.А., ответственный секретарь Комиссии
Выступили: Свинаренко А.Г., Дискин И.Е., Скляр Г.И.
По предложению исполнительного вице-президента РСПП А.Г. Свинаренко, комиссия приняла решение подготовить и представить в Правление РСПП проект официальной позиции РСПП по вопросам развития сферы ИКТ, дополнив имеющиеся наработки анализом мер по стимулированию потребительского спроса, повышению уровня профессиональных компетенций пользователей ИТ и профессионального образования в сфере ИКТ.
По предложению члена комиссии И.Е.Дискина, комиссия решила включить в план 2-го полугодия подготовку и проведение совместно с РИО-Центром семинара по вопросам практики правоприменения регулирующего законодательства в сфере ИКТ и последствий для ИКТ бизнес-сообщества вступления в действие IV главы ГК РФ.
Комиссия решила утвердить проект плана работы на 2-полугодие с учетом предложений выступивших.
4. Разное
Комиссия считает целесообразным размещение материалов заседания на сайте РСПП.
http://www.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=3028