Диплом - еще не профпригодность
В развитых странах звание инженера получают далеко не все выпускники технических вузов
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Ассоциация инженерного образования России (АИОР) провели семинар на тему “Качество высшего образования в области техники и технологий”. Более 100 участников из 26 городов России - представителей вузов, промышленных предприятий, научных организаций, общественно-профессиональных объединений и государственных структур - обсуждали мировые тенденции в области обеспечения качества высшего образования.
Центральными событиями семинара стали дискуссия о системах общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, а также презентация проекта “Общеевропейские стандарты качества подготовки инженеров в рамках Болонского процесса (EUR-ACE)”.
Нобелевка обязательна
Юрий Похолков, ректор Томского политехнического университета и президент Ассоциации инженерного образования России, задел за живое участников семинара, рассказав о так называемом Шанхайском рейтинге. Институт высшего образования Шанхайского университета составил рейтинг 500 лучших вузов мира в 2004 году. В десятку “самых-самых” вошли американские и британские учебные заведения. На первых позициях - элитные университеты Гарварда, Стэнфорда, Калтеха, Беркли, британский Кембридж, затем Массачусетский технологический институт, Принстон, Йель, Оксфорд и Колумбийский университет. Самым лучшим неамериканским и небританским заведением признан Токийский университет (19-е место). Лучшими европейскими вузами названы Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе (25-е место) и шведский Королевский институт Стокгольма (39-е место). Есть в этом рейтинге и российские вузы. Всего два: МГУ занял 66-е место, а Санкт-Петербургский госуниверситет - 422-е.
Почему “лучшее в мире”, как принято считать, российское образование оказалось на низших позициях? По мнению Похолкова, все дело в критериях оценки качества. Для определения места вуза в рейтинге были взяты всего четыре показателя: наличие нобелевских лауреатов среди выпускников, нобелевские лауреаты среди преподавателей, публикации сотрудников в нескольких определенных научных журналах, индекс цитирования. И все. Нет у вас нобелевских лауреатов, нечего и пытаться попасть в “Шанхайский рейтинг”.
Что касается инженерного образования, сегодня в мире существует двухступенчатая система признания инженерных квалификаций. На первой ступени оценивается качество образовательных программ подготовки инженеров (аккредитация), на второй подтверждается качество подготовки специалиста к профессиональной деятельности и проводится сертификация его как инженера. “Профпригодность” выпускника в мировой системе оценки качества - один из главнейших результатов деятельности вуза. В России это, к сожалению, практически не учитывается.
- Наш выпускник может ни дня не проработать по специальности, но будет именоваться “инженером”. Ему достаточно для этого просто закончить соответствующий вуз, - напомнил о российских реалиях Ю.Похолков. - В то время как в развитых странах, согласно принятым международным соглашениям, получить квалификацию “Профессиональный инженер” не так просто. В Японии, например, чтобы попасть в Национальный регистр инженеров, нужно, во-первых, получить образование по аккредитованной (и признаваемой в рамках Вашингтонского соглашения!) учебной программе. Во-вторых, иметь практический опыт не менее семи лет и двухлетний навык работы руководителем при выполнении серьезного инженерного проекта, эффективность которого подтверждена документально.
В-третьих, получить право на ведение самостоятельной деятельности в своей стране. Есть и другие пункты.
Причем оценивают качество программ подготовки специалистов как правительственные, так и неправительственные (общественные) организации. Поэтому попасть в Национальный регистр инженеров непросто: лишь 15-20 процентов граждан, имеющих дипломы об инженерном образовании, занесены в него.
Работодателю - слово!
В России, как известно, не существует ни лицензирования инженерной деятельности, ни регистра профессиональных инженеров. Но вот уже несколько лет Ассоциация инженерного образования России занимается общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ в области техники и технологий.
- Сразу скажу, что общественно-профессиональная аккредитация серьезно отличается от государственной, - заметил председатель Аккредитационного совета АИОР Александр Чучалин. - Государственная аккредитация в большей степени выполняет функцию контроля и устанавливает соответствие программы государственным образовательным стандартам. Это, как известно, минимум требований к содержанию образования при подготовке специалистов. А общественно-профессиональная аккредитация АИОР предполагает рассмотрение программы с уровня “завышенной планки”. Мы стараемся выявить то, что существует над минимальными требованиями ГОСа, чем научные и инженерные школы каждого конкретного вуза отличаются друг от друга и насколько эти требования приближаются к “мировым стандартам”. Ведь мы ориентируемся прежде всего на опыт ведущих стран. Важно и то, что общественно-профессиональная аккредитация - это результат признания качества образования и подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества.
Сегодня АИОР стремится присоединиться к Вашингтонскому соглашению. Оно было подписано в 1989 году именно неправительственными организациями, отвечающими за качество образовательных программ в США, Великобритании, Новой Зеландии, Ирландии, Канаде и Австралии. Позже к ним присоединились и другие страны. Попасть в этот круг - значит, добиться, чтобы российский диплом инженера был признан в большинстве ведущих государств мира.
Насколько сложно пройти аккредитацию в АИОР, и какие критерии качества предлагает она для желающих? Эти вопросы весьма занимали участников семинара. Как пояснил А.Чучалин, в АИОР определили 4 основных требования к образовательной программе, которая готовится к аккредитации.
- Это, во-первых, наличие четко определенных целей, которые согласуются с миссией вуза и требованиями заказчика, то есть на что направлена подготовка специалистов? Во-вторых, существование в вузе системы оценки результатов обучения. Это очень важно! Если мы студента учили, то еще не факт, что он всему научился. В-третьих, это наличие системы непрерывного совершенствования образовательной программы и учебного процесса. И в-четвертых, адекватность ресурсов, обеспечивающих образовательную программу.
Критерии оценки образовательной программы разбиты на 8 групп (цели, содержание программ, студенты, преподаватели, материально-техническая база и т.д.). Самый главный критерий - выпускники: насколько они успешны в своей карьере после окончания обучения по конкретной образовательной программе, насколько востребованы, умеют ли работать в команде и соответствуют ли тем требованиям, которые предъявляют работодатели к такого рода специалистам?
Бывает ли, что в аккредитации отказываем? Да. Иногда возвращаем заявку потому, что считаем: аккредитацию должны проходить только сильные программы. Иначе она не будет способствовать подготовке элитных специалистов.
До встречи
в Бергене
АИОР - еще и активный участник создания общеевропейской системы аккредитации в рамках Болонского процесса. Специально для этого был создан консорциум из 14 партнеров, выполняющий проект EUR-ACE. Его участники разрабатывают новые стандарты и процедуры аккредитации инженерных программ. Сегодня они разработаны для уровней, соответствующих программам первого и второго циклов подготовки специалистов. В нынешнем году их начнут тестировать в 10-12 странах, в том числе и в России. Об этом рассказал участникам семинара координатор проекта профессор Дж.Аугусти из Италии. Он заявил и о главной цели EUR-ACE:
- В 2005 году в Бергене состоится встреча министров образования стран - участниц Болонского процесса. Мы хотели бы к этому времени подготовить и представить там наши предложения по созданию общеевропейской системы аккредитации инженерных программ в вузах.
Обсуждая выступления руководителей АИОР, участники семинара согласились с мнением заместителя главы Рособрнадзора Елены Геворкян, утверждавшей, что для повышения качества подготовки специалистов в России необходима прежде всего совместная работа вузов, промышленных предприятий, научных организаций, общественно-профессиональных объединений и государственных структур. Опыт Ассоциации инженерного образования России показал, как важно участие общественно-профессиональных организаций в разработке стандартов и процедур оценки качества подготовки специалистов.
Поэтому одним из значимых результатов семинара можно считать подписание соглашения о сотрудничестве между АИОР и Рособрнадзором. Служба взяла на себя обязательства содействовать АИОР в развитии национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий; использовать результаты этой аккредитации при государственной оценке деятельности вузов и качества подготовки специалистов; содействовать АИОР в обеспечении международного признания общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий.
Планируется рассмотреть предложения АИОР по созданию в России национальной системы сертификации профессиональных инженеров с учетом мирового опыта и ввести дополнительный показатель деятельности вуза, учитываемый при прохождении процедуры государственной аккредитации, - “Основные достижения вуза за аттестуемый период”.
Со своей стороны АИОР обязуется развивать национальную систему общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, вносить предложения по совершенствованию процедуры использования результатов этой аккредитации при государственной оценке деятельности высших учебных заведений и качества подготовки специалистов. АИОР намерена расширять деятельность по обеспечению международного признания национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, заключать договоры и присоединяться к международным соглашениям по взаимному признанию результатов общественно-профессиональной аккредитации в области техники и технологий в рамках Вашингтонского соглашения. Ассоциация подготовит Рособрнадзору предложения по созданию в России национальной системы сертификации профессиональных инженеров с учетом мирового опыта и разработает форму представления аккредитованных АИОР программ для включения в сборник информационно-аналитических материалов, представляемых на Аккредитационную коллегию Рособрнадзора.
Олеся ПЕНКИНА
Издательство "Поиск".
Опубликовано: 11.03.2005 16:27:08
Добавлено спустя 3 минуты 2 секунды:
все прошедшим аккредитацию, .proсим!
Инженеры получили возможность регистрировать персональные имена в эксклюзивном профессиональном домене .eng.pro. Но доступен он для регистрации только сертифицированным и имеющим лицензию специалистам.
Вообще же домен .pro, управляет которым компания RegistryPro, предназначен для создания в Сети областей для профессионалов в различных сферах деятельности. Так, например, квалифицированный врач может зарегистрировать домен JamesRClarke.med.pro, что позволит пользователям во всем мире понять: эскулап аккредитован в области медицины. Адвокат может зарегистрировать для себя доменное имя JamesRClarke.law.pro. Кроме того, новая доменная зона доступна профессиональным компаниям и ассоциациям, они могут зарегистрировать в домене .pro имена, созвучные собственным названиям или своим товарным знакам.