№14 за 2007 год (13.04.2007) МН-События Экономика
Грабеж с двух сторон
Андрей Бескоровайный - о предстоящем конкурсе по распределению частот для третьего поколения сотовой связиИгорь Королев
Историческое событие для российской телекоммуникационной отрасли произойдет 20 апреля - конкурс по распределению частот для третьего поколения сотовой связи (3G). Новое поколение сотовой связи для потребителей обещает невиданные услуги - такие, например, как видеозвонок или просмотр телепрограмм на экране мобильника. А для операторов - значительные траты: порядка 7 млрд долларов в ближайшие 5 лет. Неудивительно, что страсти вокруг конкурса накаляются - цена вопроса для заинтересованных сторон слишком велика. О предстоящем конкурсе и о том, насколько прозрачно в России выдаются частоты, в интервью "МН" рассказал глава Федерального агентства связи Андрей Бескоровайный.
МН: Когда пять лет назад в Европе проводились аукционы по продаже частот 3G, то лицензии стоили миллиарды долларов. В России же установлена фиксированная стоимость 3G-лицензии- 2,64 млн рублей. Почему так дешево?
Бескоровайный: Ну и что в результате они получили в Европе? Сети операторов "просели", и сейчас в мире всего порядка 100 млн абонентов сетей 3G из двух миллиардов всех сотовых абонентов. В России ситуация осложняется тем, что у нас все частоты забиты, и оператору придется значительно вкладываться в их расчистку. И брать с операторов большие деньги за частоты, которые ему еще надо расчищать, это грабеж с двух сторон.
МН: На конкурс выставляются три лицензии, и все три являются общефедеральными. В то же время в России в каждом регионе есть один-два местных оператора. Получается, что их фактически отстраняют от конкурса?
Бескоровайный: Давайте определимся, что мы хотим: связь отладить или заняться процессом купли-продажи компаний? В 90-х годах, когда выдавались лицензии на предоставление услуг сотовой связи, в регионах ставились 2-3 базовые станции в областном центре, и все. Масштабное развитие сети начиналось, когда туда приходили крупные московские операторы и покупали местных игроков. В то же время мы специально сделали такие конкурсные условия, при которых каждый мог принять участие: пусть только больше инвестирует и строит сети по всей стране.
МН: Решения о выделении частот тому или иному оператору или, как в случае с 3G, о выставлении их на конкурс принимаются межведомственной Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ), за работу которой отвечает как раз ваше агентство. Между тем в адрес ГКРЧ в последнее время звучит много критики, а Федеральная антимонопольная служба предлагает переподчинить ее напрямую правительству...
Бескоровайный: За всю историю ГКРЧ ее раз десять предлагали передать в различные подчинения, а в результате все равно сходились на том, что этим вопросом должно заниматься Министерство связи. Потому что именно администрация связи представляет интересы на международном уровне, а также берет на себя весь объем бумажной работы. Правительство должно понимать, что в случае переподчинения ГКРЧ оно должно создать органы, которые будут вести весь документооборот. Поэтому без особых причин экономического и стратегического плана, думаю, такое переподчинение только повредит.
МН: Высказывались замечания и по составу комиссии: например, непосредственно работающее с радиочастотами Министерство транспорта в ней не представлено, зато присутствует весьма далекое от данного вопроса Федеральное агентство по информационным технологиям. Это правильно?
Бескоровайный: В свое время у нас было большое количество членов ГКРЧ, а сегодня их 18. При формировании ГКРЧ мы исходили из того, что ее членами должны быть те, кто в первую очередь занимается вопросами регулирования использования радиочастотного спектра. Например, есть гражданские пользователи связи, и их интересы в комиссии представляет Министерство связи. А вот вопросы телевидения теперь уйдут в новую, создающуюся сейчас, службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, и мы, безусловно, предложим ее представителям войти в комиссию. Что касается Минтранса, то относящимся к их компетенции вопросами связи мы сами занимаемся. В то же время есть Аэронавигация, вопросами которой ни мы, ни Минтранс не занимаются. Мы приглашаем их вступить в ГКРЧ, но вот уже на протяжении большого периода ответа на приглашение не получаем. Точнее, они не могут найти у себя специалиста, который бы занимался этими вопросами. Ведь участие в ГКРЧ подразумевает не просто присутствие на заседании государственной комиссии - это большой пласт работы.
МН: Пожалуй, наиболее скандальные обвинения в ваш адрес прозвучали в ходе международных судебных разбирательств в Цюрихе вокруг акций сотового оператора "Мегафон". Одна из сторон разбирательства с помощью нескольких свидетелей из числа ваших бывших сотрудников пыталась убедить арбитражный трибунал в том, что руководство Минсвязи злоупотребляет служебным положением при распределении частот. Что вы можете на это ответить?
Бескоровайный: Никто не задавал им вопрос: а почему они бывшие сотрудники? Хотя проблема как раз в том, что они бывшие. Вы знаете, что у нас любой человек, который чем-то обижен, обычно начинает придумывать какие-то версии. Я читал все их заключения, сам ездил в Цюрихский суд, потому что мне обидно было за нашу страну. Когда человек, не думая о государстве, начинает оклеветывать не просто конкретных лиц, а говорить, что у нас все продажно в стране - это же абсурд! Как министр может влиять на мнение всех членов комиссии, не подчиненных им никаким образом? Да никак. Каждый из них высказывает свое мнение. Вы придите на какое-нибудь согласительное совещание, предшествующее заседанию ГКРЧ, и послушайте, какие там идут споры! Это очень трудоемкий процесс, и длится он дольше самого заседание ГКРЧ. Да и на самом заседании комиссии многие ее члены поднимают вопросы о необходимости пересмотреть какие-то решения или внести определенные дополнения.
МН: Недавно подчинявшаяся вместе с вами Мининформсвязи Федеральная служба по надзору в сфере связи была объединена с Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций (Росохранкульутра). Считается, что данное объединение стало следствием аппаратной борьбы за цифровое телевидение между вашим ведомством и Мининформсвязи с одной стороны и прежним Росохранкультуры и РТРС (государственный монополист в области аналогового телерадиовещания) с другой стороны. В чем же заключается суть ваших разногласий?
Бескоровайный: У главы Росохранкультуры Бориса Боярскова неправильный подход к выдаче лицензий на цифровое телевидение. В феврале он проводил первый конкурс в Ханты-Мансийске, причем делал это по старому принципу, как в аналоговом телевидении: выставлял частоту с мощностью передатчика 1 Квт. Но если в аналоговом вещании была одна программа на одном канале, то в цифровом их будет уже как минимум 8. Да и мощность еще не просчитана: а что, если после проведения расчетов требуемая мощность окажется 100 Квт? Придется менять лицензию. Но Боярсков не прислушался к нам и сделал все по-своему.
Досье МН
Андрей Бескоровайный родился в 1958 г. в Ташкенте. В 1983 г. окончил Киевское высшее инженерное училище связи, в 1996 г. - Военную академию связи им. Буденного. С 1976 по 1997 гг. служил в Вооруженных силах РФ. С 1997 г. - работал в петербургской сотовой компании "Северо-Западный GSM", где прошел путь от инженера отдела развития до заместителя генерального директора. С апреля 2002 года - директор ФГУП "Главный радиочастотный центр". С 2003 г. - замминистра связи РФ. С 2004 г. - заместитель руководителя Федерального агентства связи, в июне 2005 года стал его руководителем.
СПРАВКА
Что такое 3G?
Сейчас подавляющее большинство сотовых абонентов как в России, так и в мире пользуются услугами сотовой связи второго поколения. Отличие третьего поколения состоит в ориентации сетей на высокоскоростную передачу данных - если в 2G она не превышает 56 Кбит/с, то в 3G на сегодняшний день достигаются скорости до 2,4 Мбит/с. Это позволяет организовать доступ в интернет из любого места, а также оказывать ряд других услуг: видеоконференцсвязь, просмотр телевидения на экране мобильного телефона и проч.
В России тестовые зоны 3G были развернуты еще в 2001 году, однако вопрос о выдаче соответствующих лицензий из года в год откладывался. В итоге к настоящему моменту Россию по внедрению 3G опередили большинство стран Европы, Юго-Восточной Азии и даже СНГ. Например, в Таджикистане еще два года назад были запущены 3G-сети, причем сделали это российские компании - "Вымпелком" и "Мегафон". Они обе, а также МТС считаются фаворитами конкурса на право оказания 3G-услуг в России.
http://www.mn.ru/issue.php?2007-14-42