Услуги связи бюджетным учреждениям

Обсуждаются вопросы взаиморасчетов операторов, уплата налогов, сборов.
Раздел для бухгалтеров и финансистов.
Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Услуги связи бюджетным учреждениям

Сообщение:#1  Сообщение Связной (С) » Пт 31 июл, 2009 08:34 »

НЮАНСЫ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗА УСЛУГИ СВЯЗИ

Операторы связи, заинтересованные в расширении клиентской базы, рассматривают различные возможности для привлечения новых абонентов. Безусловно, выгодными клиентами являются организации, для которых операторы готовы разработать корпоративные тарифы. Бюджетные учреждения немного отстают в этом плане, у них большинство расходов лимитированы, тем не менее им тоже не обойтись без услуг связи. При оформлении договорных отношений с бюджетными учреждениями у операторов связи возникают вопросы, связанные с применением Закона о размещении государственных (муниципальных) заказов <1> (далее - Закон), о котором мы расскажем в данной статье.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Можно ли обойтись без госконтракта на оказание услуг связи?
Закон предъявляет к сторонам государственного контракта различные требования, поэтому как учреждение, выступающее в роли заказчика, так и оператор связи, выступающий в роли исполнителя, заинтересованы в том, чтобы при оформлении договорных отношений обойти обязательные процедуры Закона. Компетентные в этом вопросе органы утверждают, что этого сделать не удастся.
Государственное учреждение может расходовать выделенные средства на осуществление своих функций с обязательным проведением процедур, предусмотренных Законом. Так считает Минэкономразвития (Письмо от 21.11.2008 N Д05-5194), которое является органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных нужд. Сказанное подтверждает ст. 4 Закона, согласно которой госзаказчиками являются получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг) за счет как бюджетных средств, так и внебюджетных источников финансирования. Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд за счет как бюджетных средств, так и внебюджетных источников финансирования, обязано размещать заказ по выбору поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (Письмо Минэкономразвития России от 24.11.2008 N Д05-5240). Таким образом, бюджетному учреждению, как и оператору связи, предоставляющему услуги, не уйти от госконтракта.
Пожалуй, главной отличительной особенностью заключения госконтракта является размещение заказа на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. От того, насколько соблюдены требования Закона при проведении данной процедуры, зависит выбор исполнителя услуг, в роли которого может выступить как оператор связи, так и его прямые конкуренты, предложившие лучшие условия оказания услуг. Чтобы не остаться за бортом, компании следует иметь представление об основных правилах размещения госзаказа.

Какими способами может быть размещен госзаказ?
Закон предусматривает несколько вариантов, один из которых учреждение может выбрать самостоятельно (Письмо Минэкономразвития от 31.12.2008 N Д05-6120):
- путем проведения торгов (конкурс или аукцион);
- без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика).
К каждому способу размещения заказов предъявляется ряд условий, при этом алгоритм выбора кратко можно обрисовать следующим образом. В общем случае размещение заказа осуществляется путем проведения торгов - либо в виде конкурса, либо в виде аукциона, за исключением предусмотренных случаев (ст. 10 Закона). Аукцион обязателен при размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд, производимых не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по ценам. Если цена контракта не превышает 500 тыс. руб. в течение квартала, аукцион по перечисленным условиям можно заменить запросом котировок (п. 2 ст. 42 Закона).
Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р. Связь включена в указанный Перечень отдельной позицией, но не следует спешить с выводом относительно того, что размещение заказов на оказание услуг связи может осуществляться путем проведения аукциона. Дело в том, что в Перечне таких услуг есть два исключения, которые выводят из процедуры проведения аукциона ряд распространенных услуг. В частности, аукцион необязателен для услуг связи, поименованных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 <2> по коду 6412000 (услуги курьерские, оказываемые предприятиями почтовой связи) и коду 6420000 (услуги электросвязи). Список последней группы услуг внушителен, он включает услуги: местной (городской и сельской) телефонной связи, междугородной и международной телефонной связи, проводного радиовещания, технических средств радиовещания, радиосвязи, телевидения и спутниковой связи, по передаче данных и других видов документальных сообщений, а также услуги телеграфной и факсимильной связи. Как видим, в правиле больше исключений, чем обязательных случаев. Поэтому аукцион для большинства услуг связи не является обязательным, несмотря на то что связь указана в Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется путем проведения аукциона.
--------------------------------
<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.

Другим вариантом размещения госзаказа на оказание услуг связи является проведение конкурса, который имеет с аукционом много общего, но есть и различия. На нем мы остановимся позже, а сейчас рассмотрим еще один вариант. Речь пойдет о размещении госзаказа у единственного поставщика (исполнителя). Для операторов связи, с которыми заключен контракт по такой схеме, это удобно и выгодно, в минусе остаются все остальные претенденты на предоставление услуг бюджетному учреждению. С данного варианта и начнем рассматривать наиболее вероятные для операторов связи способы размещения заказа.

Размещение госзаказа у единственного исполнителя услуг
Право предложить заключение госконтракта одному исполнителю услуг (оператору связи) предусмотрено в ст. 55 Закона, в ней также перечислены случаи, когда выступающее в роли заказчика учреждение может воспользоваться этим правом. Выделим ситуации передачи заказа одному исполнителю, представляющие интерес для операторов связи:
- оказание услуг относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях <3> (п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона);
- закупка товаров (работ услуг) производится на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 тыс. руб. на квартал) (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона);
- предоставлена только одна заявка на участие в конкурсе (аукционе) или лишь один из подавших заявку признан участником конкурса (аукциона) либо конкурс (аукцион) признан несостоявшимся (п. п. 8, 9, 11 ч. 2 ст. 55 Закона).
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ.

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи являются одной из сфер деятельности естественных монополий. Согласно Перечню услуг общедоступной электросвязи <4> предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, местного телефонного соединения и внутризонового телефонного соединения относится к услугам общедоступной электросвязи. На основании этого Минэкономразвития в Письме от 25.09.2008 N Д05-4072 делает вывод, что заказчик вправе осуществлять размещение заказа на оказание услуг местной телефонной связи у единственного поставщика в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона. В Письмах Минэкономразвития России от 10.06.2008 N Д05-2330, от 09.06.2007 N Д04-2177 чиновники определили возможность заказчика самостоятельно принимать решение о размещении госзаказа на оказание услуг общедоступной электросвязи у единственного поставщика, являющегося субъектом естественных монополий. Иными словами, учреждение в отношении услуг общедоступной связи может принять или не принять решение о заключении договора с одним оператором без проведения торгов. Последний вариант выгоден операторам, являющимся субъектами естественных монополий, с которыми чаще всего заключаются договора на оказание общедоступных услуг. Между тем условия оказания услуг, предлагаемые лидерами рынка, не всегда устраивают бюджетные учреждения, которые заинтересованы в более гибком подходе со стороны исполнителя. В таком случае исходя из лимитов бюджетных обязательств учреждение может принять решение о проведении торгов либо в форме запроса котировок, либо в форме конкурса, по итогам которых может быть найден наиболее подходящий учреждению оператор.
--------------------------------
<4> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.

Перед тем как переходить к данным способам размещения заказа, обратим внимание на информационное обеспечение размещения заказов, регламентированное нормами ст. 16 Закона. Она обязывает федеральный, региональный, муниципальный орган исполнительной власти определиться с печатным изданием и официальным сайтом для опубликования информации о размещении заказов.
Официальный сайт Российской Федерации, содержащий информацию о размещении заказов, находится по адресу http://www.zakupki.gov.ru (Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2008 N Д05-5761). Также здесь дается информация об адресах официальных сайтов субъектов РФ. На официальном сайте субъекта РФ размещается информация об адресах официальных сайтов муниципальных образований, которые расположены в границах такого субъекта РФ. Если у муниципального образования нет официального сайта, муниципальный заказчик выкладывает информацию о размещении заказов на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого расположено такое муниципальное образование.
Доступ ко всей размещенной на перечисленных официальных сайтах информации о закупках предоставляется всем желающим без взимания платы. Любой исполнитель услуг может бесплатно ознакомиться со всеми извещениями на официальных сайтах, а также бесплатно загрузить электронную версию конкурсной документации, проекта госконтракта для дальнейшего участия в размещении заказа (Письмо Минэкономразвития России от 03.12.2008 N Д05-5479).

Размещение госзаказа на услуги связи без проведения торгов
Оператор связи может заключить с учреждением договор без проведения торгов не только путем размещения заказа у единственного исполнителя, но и путем участия оператора в запросе котировок, который является одним из самых удобных и перспективных способов размещения заказа. Он предполагает размещение на официальном сайте информации для неограниченного круга лиц о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд. К этому нужно добавить три условия: оказание услуг должно осуществляться не по конкретным, а по общим заявкам заказчика, для товаров (работ, услуг) должен быть функционирующий рынок, а сумма госконтракта не должна превышать 500 тыс. руб. за квартал (ч. 2 ст. 42 Закона). Участники такого размещения заказа присылают котировочные заявки, и тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта, признается победителем (ч. 1 ст. 42 Закона). Как показывает практика, нарушения чаще допускают не заказчики, а потенциальные исполнители, которые присылают котировочные заявки с нарушением установленных Законом требований (Постановления ФАС УО от 24.06.2008 N Ф09-3987/08-С1, ФАС ЗСО от 28.08.2008 N Ф04-5250/2008(10565-А45-23).

Размещение госзаказов на услуги связи в ходе проведения торгов
Размещение государственного заказа путем проведения торгов возможно посредством организации конкурса или аукциона, которые имеют много общего. Выделим основные этапы проведения торгов в виде конкурса (аукциона):
- создание комиссии по размещению государственного (муниципального) заказа;
- извещение о проведении открытого конкурса (аукциона) или распространение приглашений принять участие в закрытом конкурсе (аукционе);
- подготовка и представление участникам документации торгов;
- прием и рассмотрение заявок на участие в конкурсе (аукционе);
- отбор участников на право заключения государственного (муниципального) заказа;
- составление протокола в ходе проведения конкурса (аукциона);
- выявление победителя торгов и заключение с ним контракта.
Конкурс (аукцион) может быть открытым и закрытым (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 32 Закона). Не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе (аукционе), за исключением платы за предоставление документации (ч. 3 ст. 20, ч. 4 ст. 32 Закона). В целях защиты интересов учреждений от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (исполнителей), Законом предусмотрен ряд защитных механизмов (Письмо Минэкономразвития России от 05.02.2008 N Д04-279).
Учреждение может установить требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе). Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 32 Закона). Заказчик также вправе потребовать обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах 30% от начальной (максимальной) цены контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона). В случаях, если конкурс признан несостоявшимся, заказчик может объявить о проведении повторного конкурса (аукциона) либо по согласованию с уполномоченным органом принять решение о размещении заказа у единственного исполнителя (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 40 Закона, Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-2015). Наряду с общими моментами проведения конкурса и аукциона есть отличительные особенности данных видов торгов.
Проведение конкурса предполагает торги, победителем которых признается лицо, которое предложило (внимание!) лучшие условия исполнения государственного (муниципального) контракта. Аукцион на право заключения государственного или муниципального контракта проводится в форме торгов, победителем которых признается лицо, предложившее (внимание!) наиболее низкую цену контракта. То есть можно сказать, что конкурс более объективен по отношению к участникам, которые, для того чтобы выиграть, должны не только демпинговать, но привлекать другими преимуществами.
Конкурсная комиссия в целях выявления лучших условий исполнения контракта оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе, поданные участниками размещения заказа (ст. 28 Закона). Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть качественные характеристики товаров (работ, услуг), сроки и объемы предоставления гарантии качества. Вот перечень часто встречающихся нарушений в проведении конкурса на размещение госзаказов:
- извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация и протокол вскрытия конвертов с заявками участников вовремя не размещены на официальном сайте (Постановление ФАС СКО от 06.11.2007 N Ф08-6772/07);
- неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе (отсутствие в выписке из реестра вида деятельности, являющегося предметом конкурса) (Постановление ФАС ВВО от 09.09.2008 N А82-930/2008-14);
- установление в конкурсной документации условий, которые приводят к ограничению конкуренции между участниками конкурса (Постановление ФАС ВСО от 03.06.2008 N А19-11549/07-Ф02-2286/08);
- понуждение участника конкурса заключить контракт на иных условиях, чем указано в заявке и в конкурсной документации (Постановление ФАС ЦО от 29.09.2008 N Ф10-4155/08);
- проведение конкурса формально, без учета всех критериев выбора победителя (Постановление ФАС МО от 05.03.2008 N КГ-А40/14885-07).
В ст. 55.1 Закона отдельное внимание уделено особенностям размещения заказа на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка у единственного исполнителя. В случае если не подана ни одна котировочная заявка либо если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся и государственный контракт не заключен, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны и который выступает государственным заказчиком, вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок, провести повторный конкурс (аукцион). Если это не поможет и желающих оказывать услуги связи в рассматриваемых целях не окажется, то орган исполнительной власти может обратиться в Правительство РФ с предложением о возложении на оператора связи обязанности оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Тогда оператор связи, имеющий лицензию и обладающий технической возможностью оказания услуг связи не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию услуг. Таким образом, можно констатировать, что в любом случае будет найден оператор, который будет оказывать услуги связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Как обжаловать незаконное размещение госзаказа?
Контролирующим органом в сфере размещения государственных (муниципальных) заказов является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) <5>. Она вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения порядка размещения государственных контрактов. ФАС разработан Административный регламент <6> по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной комиссии при размещении государственного (муниципального) заказа. При выявлении нарушений в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика антимонопольная служба может выдать заказчику обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а также обратиться в суд с иском о признании размещенного заказа недействительным (ч. 9 ст. 17 Закона).
--------------------------------
<5> См. п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, а также Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94.
<6> Приказ ФАС России от 14.11.2007 N 379.

Для признания жалобы обоснованной и подлежащей удовлетворению необходимы:
- доказанность факта нарушения учреждением-заказчиком положений Закона;
- существенность выявленных нарушений Закона (т.е. повлияли или могли бы повлиять выявленные нарушения на проведение и результаты размещения заказа, возможно ли проведение размещения заказа с выявленными нарушениями);
- доказанность факта нарушения прав и законных интересов подателя жалобы действиями (бездействием) учреждения-заказчика;
- соблюдение порядка обжалования действий (бездействия) учреждения-заказчика.
Даже если нарушений не было и госзаказ размещен в соответствии с Законом, у операторов связи, заключившим с учреждением госконтракт, могут возникнуть трудности при расчетах с заказчиком в дальнейшем. Причина банальна: оператор оказывает услуги, а учреждение задерживает оплату или вовсе отказывается платить. Для этого можно найти много причин, но у операторов связи есть одно эффективное средство против неплательщиков - приостановление услуг связи. Это не всегда разрешает конфликт, и в итоге партнеры по госконтракту встречаются в суде, который принимает во внимание все обстоятельства, а не только те, которые выгодны неплательщикам-учреждениям.

Как исполнителю госзаказа защитить свои права и интересы?
В Постановлении ФАС ЗСО от 16.10.2007 N Ф04-7325/2007(39439-А70-13) спор возник по причине того, что договор на оказание услуг связи закончился, но учреждение все равно продолжало пользоваться услугами, отказываясь при этом платить. Суд не согласился с доводом учреждения об отказе в иске оператора связи по причине истечения действия заключенного договора. Предоставление учреждению доступа к сети сотовой связи и фактическое пользование услугами связи следует рассматривать как акцепт абонентом оферты, предложенной оператором, оказывающим услуги связи (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Проще говоря, сложившиеся между оператором и учреждением отношения нужно рассматривать как договорные, на основании которых сторона имеет право требовать с другой оплату предоставленных услуг. Суд не согласился и с другим доводом учреждения, которое отказывалось оплатить услуги, оказанные сверх лимитов принятых бюджетных обязательств. Со стороны оператора связи в этом нет нарушения законодательства, этого следует опасаться бюджетному учреждению. Исходя из п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 при рассмотрении исков о взыскании задолженности с учреждений, которые приняли на себя обязательства сверх установленных лимитов, данный факт не освобождает учреждение от погашения долга за оказанные услуги. В итоге оператору удалось отстоять в судебном порядке свое право на получение оплаты за предоставленные учреждению услуги связи.
Похожая ситуация была рассмотрена в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 N 09АП-11800/2008-ГК. Учреждение уведомило оператора связи о том, что заключенные ранее договоры прекратили свое действие, поскольку в силу Закона о размещении государственных (муниципальных) заказов по всем видам услуг бюджетным организациям необходимо ежегодно заключать государственные контракты. При этом учреждение не отказывалось от исполнения договора и не заключало новый госконтракт, а письменно просило не приостанавливать оказание услуг связи по заключенным ранее договорам. После этого учреждение заняло выгодную для себя позицию, считая, что договор прекратил свое действие и оператор связи оказывает услуги по несуществующему обязательству. Суд встал на сторону оператора, указав, что нормами п. 1 ст. 782 ГК РФ предусмотрена возможность отказа заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Раз так, то учреждение обязано расплатиться за оказанные оператором услуги, а не ссылаться на отсутствие надлежаще оформленных договорных отношений.
В Постановлении ФАС ЦО от 18.12.2008 N Ф10-4939/08 учреждение отказывалось платить за услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, на которые коммуникационная компания повысила расценки. Учреждение привело в свое оправдание различные аргументы, один из них состоял в том, что отношения между ним и оператором должны регулироваться Законом, и, следовательно, должен быть заключен муниципальный контракт с проведением всех установленных законом процедур. Но контракт контрактом, а фактические отношения по пользованию учреждениями услугами связи и Интернет подлежат оплате в силу положений норм ст. 781 ГК РФ, обязывающих заказчика оплатить предоставленные ему услуги в указанные в договоре сроки. Тот факт, что договор заключен учреждением не как госконтракт, а как договор возмездного оказания услуг, не меняет обстоятельств дела и не снимает с учреждения ответственности за неисполнение принятых на себя обязательств по оплате этих услуг.
Как видим, у операторов есть шансы в судебном порядке взыскать задолженность за оказанные услуги с нерадивых госзаказчиков. Но лучше не доводить дело до суда и в целях избежания разногласий по расчетам за предоставленные услуги можно порекомендовать работать по предоплате. Безусловно, услуги связи - это не товары, и сразу определить сумму контракта достаточно проблематично, тем не менее можно подсчитать сумму оплаты приблизительно или, например, установить для учреждения безлимитные тарифы с фиксированной величиной оплаты. Возможны иные варианты, главное, что на этапе заключения госконтракта на оказание услуг связи оператор может включить в текст условие о 100%-ной предоплате. Сделать это позволяет п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". По договорам (контрактам) об оказании услуг связи учреждения могут оплатить аванс в размере суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году (Письма Минэкономразвития России от 09.02.2009 N Д05-655, от 31.12.2008 N Д05-6120).

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2
01.04.2009

nik777
Форумчанин
 
Сообщения:
121
Зарегистрирован:
01 сен 2008

Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 12 раз.

Сообщение:#2  Сообщение nik777 » Чт 15 апр, 2010 16:28 »

С бюджетниками еще хуже все скоро будет :smoking:

Эксперимент по выделению из бюджетных учреждений в автономные показал неплохие результаты. Но этого оказалось недостаточно, понадобился еще один тип учреждений – это так называемые казенные учреждения. О них говорится во внесенном в Госдуму Законопроекте № 308243-5 .

Появятся казенные учреждения!!!

Однако, несмотря на всю схожесть бюджетных и казенных учреждений, между ними нельзя поставить знак равенства. Ведь казенные учреждения, по сути, хотя и являются теми же бюджетными учреждениями, но имеют ограниченные права и возможности в процессе осуществления приносящей доход деятельности. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.


Будущие казанные учреждения

Федераль-ная служба охраны Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба Фельдъегерс-кая служба
Следствен-ные изоляторы Псхиатри-ческие больницы
Исправитель-ные учреждения

Вернуться в Финансовые, бухгалтерские вопросы операторов связи


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1