Обобщение судебной практики рассмотрения споров в сфере услуг оказания телефонной, подвижно (мобильной) связи и услуг по обеспечнию доступа к сети передачи данных 2006 г.
ОБОБЩЕНИЕ
практики рассмотрения судьями Арбитражного суда Астраханской области споров в сфере оказания услуг телефонной связи, подвижной (мобильной) связи и услуг по обеспечению доступа к сети передачи данных (услуги “Интернет”)
В 1-ом полугодии 2006г. в производстве судей арбитражного суда Астраханской области находилось 44 дела по спорам с участием организаций связи с предпринимателями или юридическими лицами о взыскании задолженности за оказанные услуги связи, как телефонной, так и по передаче данных.
Производство по большей части рассмотренных дел окончилось вынесением решения, которыми исковые требования органов связи о взыскании задолженности с абонентов были удовлетворены в полном объеме.
Целью настоящего обобщения является анализ нормативной базы, регулирующей правоотношения между организацией связи и абонентом, а также исследование особенностей доказательственной базы по указанной категории дел.
1. Так, специальными нормативными актами, регулирующими вопросы оказания услуг связи являются Федеральный Закон «О связи» от 07.07.2003г. №126-ФЗ, Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005г. № 310, Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006г. № 32, Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005г. № 328.
Так, статья 44 Закона «О связи» указывает», что:
«1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
2. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон».
Из текста данной статьи следует, что при рассмотрении судами споров в сфере оказания услуг связи необходимо исследовать факт заключенности договора, а также изучить условия заключенного договора на предмет его соответствия требования закона и утвержденным правилам оказания услуг связи.
2. Согласно положениям статьи 54 Закона «О связи»:
«1. Оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.
Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи».
Содержание указанной нормы позволяет прийти к выводу, что в случае, если договором предусмотрено внесение заказчиком (абонентом) ежемесячной абонентской платы (фиксированных платежей), то в этом случае суду нет необходимости исследовать вопрос о факте оказания услуги и ее качестве, поскольку размер и порядок уплаты фиксированных платежей установлен договором и не обусловлен какими-либо дополнительными условиями.
Кроме того, ст. 55 Закона «О связи» установлен претензионный порядок разрешения споров между пользователями услуг и операторами связи. Так, в законе прямо оговорено, что «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию».
Этой же нормой установлен сокращенный (6 месяцев) срок предъявления требований к оператору связи.
Из этого положения закона следует, что при оценке возражений ответчика о ненадлежащем качестве оказанных услуг или неисполнении оператором своих обязательств по предоставлению услуги (отсутствии оказанной услуги), суд должен исходить из требований закона о претензионном порядке рассмотрения таких возражений и давать им оценку, как требованиям, не заявленным в установленном законом досудебном порядке.
Также необходимо обратить внимание на тот факт, что основанием для установления размера задолженности абонента по оплате местных, междугородных (международных) телефонных переговоров являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, то есть в случае если абонент самостоятельно учитывает длительность переговоров, приоритет отдается данным полученным с помощью оборудования исполнителя услуги.
При установлении размера задолженности и факта неисполнения абонентом своих договорных обязательством при оказании услуг телефонной связи суду необходимо учитывать нормы, установленные «Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» от 18.05.2005г. № 310:
«106. Основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.
113. Счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.
114. Счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, содержит:
а) реквизиты оператора связи; б) реквизиты абонента; в) расчетный период, за который выставляется счет; г) номер лицевого счета абонента (при предварительном платеже); д) данные о суммарной продолжительности местных телефонных соединений за расчетный период (при повременном учете); е) сумму, предъявляемую к оплате; ж) сумму остатка на лицевом счете (при предварительном платеже); з) дату выставления счета; и) срок оплаты счета.
115. Счет, выставляемый абоненту за услуги внутризоновой или (и) междугородной и международной телефонной связи, помимо сведений, указанных в пункте 114 настоящих Правил (за исключением подпункта "д"), должен содержать: а) сумму, предъявляемую к оплате по каждому виду услуг телефонной связи и каждому абонентскому номеру; б) виды оказанных услуг телефонной связи; в) коды географически определяемых зон нумерации или коды географически не определяемых зон нумерации, в ресурс нумерации которых входят абонентские номера, с которыми состоялись телефонные соединения; г) дату оказания каждой услуги телефонной связи; д) объем оказания каждой услуги телефонной связи.
116. Оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 5 дней с даты выставления этого счета».
При установлении размера задолженности и факта неисполнения абонентом своих договорных обязательством при оказании услуг подвижной (мобильной) связи суду необходимо учитывать нормы, установленные «Правилами оказания услуг подвижной связи» от 25.05.2005г. № 328:
«14. Услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров.
16. Лицо, уполномоченное на заключение договора в интересах юридического лица, представляет оператору связи: а) доверенность на представление интересов юридического лица при заключении договора; б) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
19. В договоре должны быть указаны следующие данные: а) дата и место заключения договора; б) наименование (фирменное наименование) оператора связи; в) реквизиты расчетного счета оператора связи; г) реквизиты выданной оператору связи лицензии; д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица); е) согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг; ж) номер SIM-карты; з) согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания; и) способ доставки счета; к) права, обязанности и ответственность сторон; л) срок действия договора.
20. В договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации;
б) оказываемые услуги подвижной связи;
в) порядок, сроки и форма расчетов;
г) система оплаты услуг подвижной связи.
28. Абонент обязан:...б) в полном объеме и сроки, которые определены договором, вносить плату за полученные услуги подвижной связи;
33. Тарифы на услуги подвижной связи могут устанавливаться в виде тарифов (тарифных планов) на отдельные услуги подвижной связи или наборы услуг подвижной связи. Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг подвижной связи.
37. Основанием для выставления счета абоненту за предоставленные соединения по сети подвижной связи являются данные, полученные с помощью оборудования учета объема оказанных услуг подвижной связи.
42. Для проведения расчетов за оказанные услуги подвижной связи абоненту выставляется счет, который должен содержать следующие сведения: а) реквизиты оператора связи; б) сведения об абоненте; в) расчетный период, за который выставляется счет; г) номер лицевого счета абонента (при авансовой системе оплаты); д) виды оказанных услуг подвижной связи с указанием объема услуг подвижной связи по каждому виду; е) сумма, предъявляемая к оплате, по каждому виду услуг подвижной связи и каждому абонентскому номеру абонента; ж) общая сумма, предъявляемая к оплате; з) сумма остатка на лицевом счете (при авансовой системе оплаты); и) дата выставления счета; к) срок оплаты счета (если для этого платежа он установлен оператором связи).
59. В случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг подвижной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1 процента стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг подвижной связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате».
Также , при установлении размера задолженности и факта неисполнения абонентом своих обязательством по услугам связи по передаче данных суду необходимо учитывать нормы, установленные Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006г. № 32:
«44. Основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные соединения по сети передачи данных (сеансы связи) являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных услуг связи по передаче данных.
48. Срок оплаты услуг связи по передаче данных (кроме абонентской платы) не должен быть менее 15 дней с даты выставления счета. Более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре.
49. Счет, выставляемый абоненту за услуги связи по передаче данных, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента и который содержит: а) реквизиты оператора связи; б) сведения об абоненте; в) расчетный период, за который выставляется счет; г) номер лицевого счета абонента (при авансовом платеже); д) данные о суммарной продолжительности соединений по сети передачи данных (сеансов связи) за расчетный период (при повременном учете); е) общую сумму, предъявляемую к оплате; ж) размер остатка средств на лицевом счете (при авансовом платеже); з) дату выставления счета; и) срок оплаты счета; к) сумму, предъявляемую к оплате по каждому виду услуг связи по передаче данных; л) виды оказанных услуг связи по передаче данных; м) дату оказания каждой услуги связи по передаче данных; н) объем каждой услуги связи по передаче данных, оказанной абоненту.
50. Оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета для оплаты оказанных услуг связи по передаче данных в течение 5 дней с даты выставления этого счета».
3. Согласно ст. 41 Закона «О связи» оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи, подлежит обязательной сертификации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 896 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации».
Так, согласно утвержденного Перечня средств связи подлежит сертификации:
IV. Оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования
20. Аппаратура повременного учета продолжительности соединения,
21. Автоматизированные системы расчетов».
Учитывая требование Закона суд в необходимых случаях вправе потребовать от истца предоставить документы подтверждающие сертификацию оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи.
4. При рассмотрении судом споров, связанных с оказанием услуг связи по обеспечению доступа к сети «Интернет», следует руководствоваться Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006г. № 32, вступившими в силу с 01.07.2006г.
При рассмотрении данных споров суду следует руководствоваться установленной специальной терминологией.
Так, Информационным письмом Минсвязи РФ от 04.03.2002г. № 41 утверждены «Информационные технологии, мониторинг информатизации России. Основные положения мониторинга» РД 115.005-2002, в которых установлены следующие «Термины и их определения»:
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Интернет - всемирная инфокоммуникационная сеть, Рунет - российская часть Интернета.
Сайт - место размещения информации абонента Интернета.
Сервер - программно-аппаратное средство, реализующее определенные функции (хранение, обработка, передача информации и т.п.)».
Следует отметить, что в договорах, заключаемых ОАО «Связьинформ» с абонентами, используется следующее определение оказываемой услуги:
«Оператор» принимает на себя обязательство оказать «Абоненту» следующие услуги: зарегистрировать абонента в сети Internet и присвоить ему сетевые реквизиты, подключить абонента к узлу Астранет, обеспечивать круглосуточное предоставление услуг согласно заявке абонента».
Согласно вновь утвержденному Положению используются следующие определения (п. 2):
«предоставление доступа к сети передачи данных» - совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных;
«соединение по сети передачи данных (сеанс связи)» - установленное в результате вызова или предварительно установленное взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию;
При рассмотрении споров в сфере оказания услуг связи по передаче данных суду следует обратить внимание на следующее:
В упрощенном виде технологическая схема предоставления пользователю «доступа к сети передачи данных» заключается в регистрации компьютера абонента на сервере провайдера (лица, обеспечивающего доступ пользователя к сети) и присвоение ему индивидуального IP, который остается постоянным на весь сеанс связи.
Дальнейший обмен информацией осуществляется исключительно между компьютером абонента и сервером провайдера, который обеспечивает непосредственное получение и передачу информации абонентом.
В силу особенностей указанной технологической схемы владелец сервера имеет возможность программным путем учитывать объем передаваемой и получаемой пользователем сети информации, измеряемой, как правило, в Мегабайтах (Mb).
При расчетах между оператором (провайдером) и абонентом 1 Мб информации используется как расчетная единица (2 руб. за 1 Мб).
Учитывая специфику использования сети Интернет как системы доступа к глобальным информационным ресурсам, рядовые пользователи более заинтересованы в получении информации, нежели в ее передаче.
В силу данного обстоятельства операторы (провайдеры), как правило, устанавливают абонентам плату за объем получаемой информации («входящий трафик»), а не за объем переданной.
Согласно Положению № 32 установлен следующий порядок расчетов:
«17. Услуги связи по передаче данных оказываются на основании возмездного договора.
26. В договоре должны быть указаны следующие данные: а) дата и место заключения договора; б) наименование (фирменное наименование) оператора связи; в) реквизиты расчетного счета оператора связи; г) реквизиты выданной оператору связи лицензии; д) сведения об абоненте: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина; наименование (фирменное наименование), место нахождения - для юридического лица; реквизиты документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя; е) адрес установки оборудования; ж) вид (тип) оборудования; з) технические показатели, характеризующие качество услуг по передаче данных (в том числе полосу пропускания линии связи в сети передачи данных, потери пакетов информации, временные задержки при передаче пакетов информации, достоверность передачи информации); и) согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем при информационно-справочном обслуживании; к) способ доставки счета за оказанные услуги связи по передаче данных; л) права, обязанности и ответственность сторон; м) обязанность оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи по передаче данных; н) срок действия договора.
Особо необходимо отметить, что согласно п. 27 Положения в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) используемые абонентские интерфейсы и протоколы передачи данных;
б) оказываемые услуги связи по передаче данных;
в) система оплаты услуг связи по передаче данных;
г) порядок, сроки и форма расчетов.
«31. Оператор связи обязан:
в) извещать абонентов и (или) пользователей через средства массовой информации и в местах работы с абонентами и (или) пользователями об изменении тарифов на услуги связи по передаче данных не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов;
32. Абонент обязан:
а) вносить плату за оказанные ему услуги связи по передаче данных и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные договором сроки;
36. Плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно за каждый факт предоставления доступа к сети передачи данных.
Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных устанавливается оператором связи, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации».
Поскольку нормативно установлено, что счет является единственным расчетным документом, устанавливающим наличие и размер денежного обязательства ответчика перед истцом, истец должен представить суду доказательства подтверждающие, что:
- предъявленная к оплате сумма рассчитана из установленных договором тарифов;
- счет на оплату оформлен доставлен абоненту;
- абонент нарушил месячный или установленный договором срок оплаты выставленного (доставленного) счета.
Как видно из вышеизложенного, на организации, оказывающие услугу «доступа к сети передачи данных» («доступа в Интернет»), распространяются требования Закона «О связи» о необходимости сертификации оборудования (программного обеспечения), используемого для учета объема оказанных услуг.
Как правило, провайдеры используют программы, т.н. «биллинговые системы», учета получаемой пользователями информации. Данные биллинговых систем являются единственным основанием для определения размера платы абонента за полученную по сети информацию.
Суд вправе потребовать от истца предоставления сведений о сертификации используемой оператором биллинговой системы.
Также суду следует исходить из положений ст. 75 АПК РФ, в которой оговорено, что
«1. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
3. Документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.
4. Документы, представляемые в арбитражный суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов».
В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об информации…»:
«2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Из содержания указанных норм следует, что представляемые истцом документы, подтверждающие размер и наличие задолженности абонента перед оператором услуг связи передачи данных, должны быть в обязательном порядке подписаны должностным лицом организации - истца и заверены печатью организации.
Из вышеизложенного следует, что при разрешении споров в сфере оказания слуг телефонной связи, услуг связи по передаче данных суду необходимо исследовать следующие обстоятельства:
- имеется ли у истца лицензия на оказание услуг связи по передаче данных,
- заключен ли между истцом и ответчиком договор на оказание услуг связи,
- соответствует ли договор требованиям утвержденных Положений, и отражены ли в нем существенные условия для данного вида договоров,
- согласовали ли стороны тарифы на оказываемые услуги, если тарифы изменялись, то соблюден ли установленный порядок доведения информации до пользователя услуг,
- имеется ли у оператора сведения о сертификации биллинговой системы, или оборудования как аппаратно-программного комплекса в целом;
- имеются ли документы, подтверждающие, что объем оказанных оператором услуг определен посредством сертифицированной биллинговой системой учета,
- подтверждающие объем оказанной услуги документы удостоверены надлежащим образом и подписаны уполномоченным должностным лицом организации-истца,
- каков установленный сторонами порядок доставки счета абоненту, чем подтверждается факт доставки счета на оплату услуг абоненту,
- нарушен ли абонентом срок оплаты полученного счета.
При изучении рассмотренных судьями споров в сфере оказания услуг связи «по представлению доступа к сети Интернет» было выявлено, что при взыскании задолженности за оказанные услуги связи по передаче данных организации связи при определении суммы задолженности за оказанные слуги связи включают в нее сумму аренды оконечного оборудования (модем «ADSL»); сумму абонентской платы; стоимость входящего трафика, потребленного сверх установленного лимита.
Учитывая разную правовую природу заявляемых требований, суд не вправе взыскивать в виде задолженности за оказанные услуги связи сумму арендной платы за арендуемое абонентом оборудование.
В этом случае истец должен заявить дополнительное исковое требование о взыскании арендной платы по правилам гл.34 ГК РФ.
Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что по ряду рассмотренных дел организации связи при взыскании задолженности за оказанные слуги связи включали в сумму задолженности как услуги телефонной связи, так и услуги связи по передаче данных, в то время как между сторонами был заключен только договор о предоставлении слуг внутригородской телефонной связи.
Учитывая, что каждый вид услуг связи имеет самостоятельное нормативное регулирование, свои требования к условиям заключаемых договоров, самостоятельный порядок оказания услуг, суду следует исходить из того, что в силу утвержденных Положений на каждый самостоятельный вид услуги связи должен быть заключен отдельный договор.
Представляется, что в случае отсутствия письменного договора на оказанный вид услуги связи, суду следует исходить из того факта, что услуга фактически оказана, и определять размер задолженности, исходя из минимальной стоимости данной услуги связи, существующей у данного оператора.
Учитывая, что счет на оплату услуг связи во всех Положениях указан в качестве единственного расчетного документа, подтверждающего объем оказанной услуги и размер денежного обязательства абонента, суду следует исходить из того, что при отсутствии оформленного истцом счета и при отсутствии доказательств его вручения (доставки) абоненту заявленные истцом требования о взыскании задолженности за оказанные услуги признаются необоснованными в силу того, что право требования у истца к ответчику возникает только по истечения срока, установленного для оплаты абонентом полученного им счета (установленный законом срок исполнения обязательства).
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что органы связи часто включают в текст договора условие, что абонент самостоятельно получает счета в учреждении связи с 5 по 15 число каждого месяца и т.п.
Думается, данное условие договора должно признаваться судом недействительным по следующим основаниям:
1. Согласно Положению об оказании услуг телефонной связи «Оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 5 дней с даты выставления этого счета» (п. 116).
2. В соответствии с общепринятой терминологией термин «доставка» обозначает перемещение товаров (документов) от места их нахождения до места назначения. Так, согласно словарю С. Ожегова «Доставить - привести, принести или привезти к месту назначения».
3. В договоре на оказание услуг связи употребляются понятия место нахождения оператора, место нахождения абонента, из чего следует вывод, что доставка счета означает перемещение счета от места нахождения учреждения связи (оператора) до места нахождения заказчика услуг (абонента). Например, в ст. 499 ГК РФ оговаривается, что по умолчанию местом доставки товара является место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.
4. В соответствии ч. 4 ст. 421 ГК РФ «Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422)».
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ «Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения».
Учитывая, что Правилами оказания услуг предусмотрена обязанность оператора за свой счет и своими силами обеспечить доставку счета абоненту, условие договора, возлагающего на абонента дополнительную обязанность самостоятельно получать счет в учреждении связи, является недействительным, как противоречащее обязательным правилам.
Также в ходе судебного разбирательства может возникнуть вопрос, является ли выставленная органом связи счет-фактура аналогом счета, на который ссылаются Положения.
Из анализа содержания нормативных актов в области связи с нормами Налогового кодекса можно сделать вывод, что счет-фактура не является расчетным документом и не может заменять собой счет на оказание услуг по следующим причинам.
Так, в ст. 169 НК РФ указывается, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Таким образом, счет-фактура в силу закона является документом, применяемым исключительно в сфере налоговых правоотношений в целях определения порядка принятия суммы налога к вычету и не может применяться в сфере гражданско-правового регулирования правоотношений между заказчиком и исполнителем услуг.
Кроме того, перечисленные в ст. 169 НК РФ обязательные требования к содержанию счетов-фактур существенно отличаются от обязательных сведений, которые должны содержаться в счетах, направляемых органом связи абоненту для оплаты.
Из изложенного следует, что организация связи в ходе судебного разбирательства не вправе ссылаться на факт выставления абоненту счета-фактуры, как на обстоятельство, подтверждающее факт предъявления абоненту требования об оплате услуг (счета), согласно порядку указанному в Положениях об оказании услуг связи.
В заключение хочется отметить, что при рассмотрении споров в области оказания услуг связи суду необходимо давать оценку доказательствам, полученным с помощью программно-аппаратных комплексов по учету услуг, при том, что нормативно не определен порядок фиксации сведений, полученных посредством автоматизированной информационной системы. Это тем более актуально, что в настоящее время большая часть хозяйственных и финансовых операций оформляется посредством электронного документооборота, без переноса на материальные носители.
Определение требований к способу фиксации сведений, получаемых с помощью АИС, позволит в дальнейшем применять их при рассмотрении налоговых и хозяйственных споров, где в качестве доказательств используются документы, полученные из электронных баз данных или АИС.
Судья Бочарникова Г.Н.
http://www.astrahan.arbitr.ru/index?tid ... =0&ssect=0