Страница 1 из 1

Что такое Телематика?

СообщениеДобавлено: Пт 04 апр, 2008 01:35
Erlang
Что такое телематика?

Так что же такое телематика? Этот термин все чаще встречается на страницах журналов и сайтов, в списках услуг, предоставляемых операторами связи, в формальном и неформальном общении специалистов сферы ИТ. Создается впечатление, что люди, с легкостью оперирующие данным термином, хорошо понимают, что за ним стоит. Как только непосвященный задаст вопрос — он получит исчерпывающее объяснение… Отнюдь.

В результате небольшого опроса, проведенного при подготовке статьи, выяснилось, что под телематикой разные люди понимают:

- управление удаленными объектами, о чем свидетельствуют греческие корни термина;
- все новейшие электронные устройства и приспособления в автомобиле;
- все услуги, которые связаны с использованием на транспортном уровне протокола TCP/IP;
- все, что не относится к классической телефонии и передаче данных.

А ведь вопросы задавались не школьникам и домохозяйкам, а ИТ-специалистам! Размытость представлений о сути термина вкупе с интересом к нему свидетельствует о том, что мы стоим на пороге зарождения новой — обширной и важной — области ИКТ.

В документах Международного союза электросвязи (ITU, International Telecommunication Union) телефония определяется как передача голоса, передача данных - как передача цифровых данных без какой бы то ни было обработки, а на долю телематики приходится все остальное. «Телематика, — поясняет Сергей Мишенков, технический директор ЗАО АСВТ, — это не просто передача голоса или данных, это некие транзакции в информационном пространстве». Таким образом, сфера телематики охватывает довольно широкий и постоянно развивающийся спектр услуг доступа к информационным ресурсам, служб электронной почты, передачи факсимильных, аудио- и видеосообщений.

В связи с телематикой можно выделить несколько системных уровней:

- техническое обеспечение (оборудование, программное обеспечение, протоколы взаимодействия, стандарты и т. д.);
- коммуникационные возможности (типы информации, режимы взаимодействия и т. п.);
- общие службы (электронная почта, конференции, «доски объявлений» и т. п.);
- прикладные задачи (например, совместные деловые игры, работа проектных групп).
Поскольку, как известно, спрос определяет предложение, уровнем, определяющим направления развития телематических услуг, будет служить четвертый уровень — уровень прикладных задач.

Телематические услуги невозможно уложить в прокрустово ложе какой бы то ни было классификации — для каждого конкретного конечного потребителя их набор будет определяться спецификой прикладной области и особыми требованиями компании. Поэтому, рассматривая возможные варианты формирования и использования пакетов телематических услуг, стоит отталкиваться от спроса, возникающего у различных групп корпоративных клиентов с поправкой на отраслевую специфику.

Заинтересованные лица

Сергей МишенковЕсли дать точное и содержательное определение телематических услуг достаточно сложно, то обрисовать контуры их применения труда не составляет. Сегодня пакеты телематических услуг создаются для решения более-менее типизированных коммуникационных задач современного предприятия. Такие задачи возникают и у крупных территориально-распределенных компаний, и у средних предприятий, и у государственных организаций, занятых решением общенациональных задач, и у малых рабочих групп.

Одна из самых насущных потребностей корпоративных клиентов на сегодняшний день — потребность глобальных территориально-распределенных организаций в единых сокращенных схемах нумерации. Эта телематическая услуга формируется на основе сетей VPN путем наложения виртуальной корпоративной телефонной инфраструктуры на существующие телефонные сети. Сочетание позволяет строить корпоративные сети, используя стандартные средства связи. В таких сетях можно реализовать не только единую нумерацию телефонов компании, но и много других услуг.

Другая востребованная услуга — голосовая почта, когда абонент может внести информацию или прослушать предназначенные ему сообщения. Это очень важная услуга, несмотря на ее внешнюю простоту. Прослушать информацию с такого виртуального автоответчика можно из любой точки. Если сюда еще добавить функцию пересылки сообщения, и не только внутрисетевой, а вообще любому абоненту на любой телефонный номер, а кроме того, дать возможность аннотировать сообщение — услуга становится очень удобной. Например, руководитель, прослушав сообщение, может переадресовать его одному из подчиненных или партнеров, снабдив комментариями по тем действиям, которые необходимо предпринять. И сообщение попадет к конкретному адресату, независимо от того, где он в данный момент находится и услугами какого оператора связи пользуется. Причем прослушано сообщение может быть тогда, когда удобно адресату. Хранилище сообщений может быть активным — можно организовать оповещение абонента о поступивших сообщениях и контроль их получения. Параллельно может высылаться уведомление о получении сообщений по электронной почте или на пейджер. В хранилище могут находиться как голосовые сообщения, так и текстовые, и факсимильные. Кроме того, веб-интерфейс позволяет рассматривать голосовое сообщение как электронный документ с мультимедийными вложенными файлами. А отсроченные уведомления позволяют использовать голосовую почту и как личную записную книжку-органайзер.

Все больше расширяется сфера SOHO, все больше людей — программистов, ученых, журналистов — работают дома. Но, тем не менее, им необходимо общение со своими коллегами. Для того чтобы организовать работу единого коллектива, состоящего из таких «удаленных» сотрудников, средства телематики незаменимы. Это и видео-, и аудиосвязь, и общение через Интернет. Но, поскольку пользоваться разобщенными сервисами достаточно неудобно, сейчас на рынке начинают появляться программные комплексы, позволяющие интегрировать все необходимые телематические сервисы в единую безопасную многопользовательскую среду groupware.

Еще одно применение телематических услуг — видеоконференц-связь, на основе которой может строиться не только совместная работа сотрудников удаленных филиалов одной компании, но и телемедицина, и телеобразование, телесудопроизводство. В частности, такая система сегодня создана и успешно функционирует в Верховном Суде России.

Сегодня дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь: эту форму используют и территориально-распределенные компании, создающие систему корпоративного обучения, и частные лица, не имеющие возможности получить образование очно. Спрос на дистанционное образование так велик, что многие учебные центры ввели его в свою практику и предоставляют десятки учебных курсов на коммерческой основе. В дистанционном обучении сочетаются все формы традиционного образования: лекции, семинары, деловые игры, совместная работа учащихся над проектами, выполнение индивидуальных заданий, контроль пройденного материала. Соответственно, здесь востребованы различные коммуникационные сервисы: публикация учебных материалов на сайтах учебных центров, общение на тематических форумах и по электронной почте, передача потоков мультимедийных данных, аудио- и видеоконференцсвязь. И, хотя эти технологии не способны полностью заменить живое общение слушателей и преподавателей в аудитории, но достаточны для того, чтобы процесс дистанционного обучения стал максимально эффективным.

Телематические услуги могут до некоторой степени смягчить неравенство регионов в отношении доступности качественного обучения и здравоохранения. Так, в огромной стране невозможно реально обеспечить равный уровень медицинского сервиса. В России очень много маленьких деревенек, в которых нет свои фельдшерских пунктов или амбулаторий. Но люди там, как и везде, нуждаются в медицинской диагностике. Технически уже сегодня можно оборудовать кабинет, куда люди приходили бы, прикрепляли датчики и передавали данные о своем здоровье в районную поликлинику. А это и телефония, и передача данных, и Интернет «в одном флаконе». А в больницах небольших населенных пунктов видеоконференц-связь придет на помощь в случаях, которые не терпят промедления в диагностике или при консультациях во время операции, когда профессор может направлять действия своих коллег за многие тысячи километров.

Сфера телематики охватывает постоянно развивающийся спектр услуг служб доступа к информационным ресурсам, служб электронной почты, передачи факсимильных, аудио- и видеосообщенийВ диагностике нуждаются не только люди — предупреждение и профилактика «болезней» оборудования является не менее важной проблемой. Широкое поле деятельности открывается в области сращивания телематики и телеметрии, когда осуществляется передача данных с обработкой — контроль и телеуправление оборудованием. Например, московская служба «Ангел» — «скорая помощь» для автомобиля — использует транкинговую связь «РусАлтай», функционирующую круглосуточно и круглогодично. К телефону «Алтай» присоединены датчики глобального позиционирования, и таким образом, информация о местонахождении машины уходит в диспетчерский пункт. Как только поступает вызов, диспетчер может сразу вызвать ремонтные машины, которые находятся ближе к объекту. Так работают сотни машин по Москве и Подмосковью. В этой услуге реализована и передача данных поверх существующей сети «Алтай», и взаимодействие датчика на месте с системой спутниковой навигации и местной картографической системой, и выборка по этой системе тех машин, которые находятся в определенном радиусе от машины клиента, и мгновенный переход на телефонию — на селекторную связь, и формирование задания в информационной системе.

В телематике всегда присутствует ветка хостинга. Начиналось все с хостинга простейших вещей — сайтов, почтовых ящиков. Но, поскольку организовать такую услугу несложно, падает цена, а вслед за ней и маржа. Поэтому операторы задумываются о расширении спектра хостинговых услуг. Сейчас начинается подвижка в сторону хостинга системообразующих частей. Это либо элементы информационной инфраструктуры, либо прикладные программы или их компоненты.

Например, торговые и финансовые организации нуждаются в высокопроизводительных и надежных центрах хранения данных. Создать такой центр в компании дорого, поэтому для операторов возникает новая ниша. Оператор связи находится по сравнению с провайдером хостинга в более выгодном положении — у него изначально имеется вся инфраструктура, есть расчетные системы и каналы передачи данных. Оператору проще это сделать: сами требования к обслуживанию оборудования передачи данных, например, городской телефонной станции (которая, по сути, является мощной вычислительной машиной, только специализированной), находятся на уровне требований к обслуживанию таких систем. Поэтому для хостинг-провайдера создание подобного центра — серьезное движение вверх: ему надо поднять культуру обслуживания своих элементов инфраструктуры до требований функционирования безостановочных систем. А для оператора это привычный уровень работы, поскольку его основное оборудование функционирует именно в таком режиме.

Другое направление хостинга — хостинг приложений или их частей. В системах этого класса одна часть находится у корпоративного клиента, другая — у оператора, а третья — у третьих фирм, которые предоставляют аутсорсинг определенных услуг. Пример CRM в этом смысле показателен, поскольку он опирается в том числе на технологии хранения базы данных и установку контактов по ней.

Еще один из новых видов услуг, тесно увязанный и с ИТ, и с телефонией — аренда центров обработки вызовов. Стоимость создания собственного центра для компании существенно выше стоимости его аренды. Поскольку потребителей таких услуг довольно много, эксплуатация больших центров по сравнению с малыми в конечном итоге оказывается дешевле. Центры обработки вызовов реализуются не только средствами телефонии, они представляют собой гибрид, поскольку специальные информационные системы поступивший звонок рассматривают как информационный объект, следят за длиной очередей и за нагрузкой операторов и позволяют, после первоначальной обработки, передать звонок сотруднику компании для дальнейшей работы с поступившим запросом.
Классика или авангард?

Cегодня существует более двухсот услуг интеллектуальной сети. Операторы, как правило, предоставляют пять-шесть. Неужели остальные не нужны? Нужны, но надо научить ими пользоватьсяРеализация телематических услуг — комбинирование разных услуг-«кубиков» в различных сочетаниях. Оператор должен, во-первых, эти «кубики» иметь, во-вторых, уметь соединить их правильным образом и донести их до каждой точки, где эти услуги нужны. Территориально-распределенному предприятию недостаточно снабдить этими услугами несколько филиалов — ему надо оптимизировать бизнес-процессы с точки зрения нужд бизнеса, а не с точки зрения возможностей оператора. Чтобы не возникало искажающего эффекта поставщика услуг, надо, чтобы в любую точку оператор мог принести то, в чем там есть потребность.

На сегодняшний день на телекоммуникационном рынке соседствуют два подхода к реализации телематических услуг. Одни операторы предоставляют телематические услуги, опираясь на традиционные инфраструктуры: классическая телефония, выделенные каналы связи, построенные по классическим технологиям, сети, построенные на передаче радиосигнала и др. Другие операторы предоставляют весь спектр телематических услуг поверх единой транспортной среды на основе IP-технологий.

Как правило, приверженность операторов к одному или другому подходу определяется исторически сложившейся ситуацией: операторы, располагающие собственными сетями, стараются сочетать классические технологии с новаторскими идеями; операторы, не имеющие собственных сетей и вынужденные арендовать каналы связи, делают ставку на IP.

Резкой границы и, тем более, противостояния между этими подходами не наблюдается - дальновидные операторы, формируя пакеты услуг, стараются отталкиваться не от технологий, а от бизнес-потребностей клиентов. «Абоненту, — отмечает Сергей Мишенков, — без разницы: приходит ли к нему один коаксиал, или еще телефонная «лапша», или оптоволокно. Ему важно получить качество, экономическую выгоду, важно знать, что его поддерживает один оператор, и в случае неисправности у него есть единый центр поддержки».

Каждый из подходов дает клиенту свои преимущества. Подход традиционных операторов позволяет, во-первых, добавлять в пакет услуг новые составляющие, реализуемые поверх различных транспортных сред, исходя из потребностей конкретного клиента, и, во-вторых, обеспечивать наивысший уровень качества. «Новаторы» реализуют услуги в единой аппаратно-программной среде, что упрощает как оператору, так и клиенту интеграцию составляющих комплексной телематической услуги. Кроме того, стоимость услуг, опирающихся на IP-технологии, пока в большинстве случаев остается существенно ниже услуг традиционных операторов. Поэтому традиционные операторы предоставляют часть своих услуг поверх IP-сетей, особенно в тех случаях, когда необходима высокая степень интеграции телекоммуникационных сервисов.

Основное преимущество IP перед классическими технологиями, по мнению Сергея Кудрина, состоит в том, что IP изначально строился на идее передачи любой информацию в едином транспортном потоке. В результате, услуги, которые получает абонент, легко комбинируются, масштабируются и изменяются. IP экономит полосу пропускания за счет объединения всех видов трафика в один поток и использования разнообразных механизмов компрессии. Сегодня использование этих механизмов не влияет на качество передачи информации. Поскольку все потребности заказчика выполнены в одном конструктиве и обеспечиваются одним оборудованием, все его проблемы — мониторинг, обработку нештатных ситуаций — в принципе, способен решить оператор. Заказчику остается только организовать внутреннее подключение. В компании заказчика не нужен штат высококвалифицированных специалистов для решения проблем, связанных с телекомом. Кроме того, в классической схеме, как правило, используются либо разные расчетные системы, либо информация собирается из разных источников, попадает в некую систему расчетов, которая выставляет счет конечному пользователю. Иногда эта информация передается некорректно или возникают проблемы со стыковкой биллинговых систем. Если использовать единый транспорт, то источником данных для выставления траффика является единое оборудование, которое собирает все потоки данных и передает поверх IP-протокола, независимо от того, какая информация передается. Соответственно, используется одна расчетная система, в которой прописан ряд услуг, тарифицируемым по разным принципам. В результате клиенту выдается интегрированный счет, с возможной детализации по каждому виду услуг.

Тем не менее, заказчики пока проявляют некоторое недоверие к IP-технологии, которое объективно обусловлено рядом причин. До недавнего времени, ключевой проблемой, приводящей к снижению качества, была неразвитость каналов передачи IP-трафика, в качестве которых часто использовалась среда Интернет. Пропускной способности не хватало для обеспечения потребностей возрастающего количества пользователей. Из-за этого страдало качество в любых приложениях; особенно страдал трафик реального времени. Вторая проблема — дороговизна и сложность создания скоростного и надежного участка последней мили. Стоимость организации такого канала могла либо равняться, либо превосходить организацию подобного канала на основе классических технологий.

Сегодня, преимущественно в крупных городах, ситуация начала меняться к лучшему, и это заметно по рынку. В Интернете появилось понятие «соглашение о качестве обслуживания». Когда между операторами действует такое соглашение, пакет данных в их сетях пересылается с определенным приоритетом, что обеспечивает характеристики передачи не хуже заданных. Теперь по публичным сетям можно передавать и голос, и видео — словом, данные, требующие реального времени, — с высоким качеством. Отчасти это вызвано ростом пропускной способности транспортных каналов, а с другой стороны, — все более широкой поддержкой соглашения о качестве обслуживания.

Буквально до недавнего времени в области IP были большие проблемы с совместимостью оборудования — плохо стыковались решения даже от поставщиков первого эшелона. Операторы вынуждены были создавать специальные технические решения для повышения совместимости. С каждым годом ситуация улучшается, совместимость оборудования стала значительно выше, в том числе и благодаря работе органов стандартизации и различных рабочих групп на международном уровне. Тем не менее, до сегодняшнего дня проблема полностью не решена. Недоверие заказчиков к IP-технологии обусловлено не только объективными причинами. «Давно замечено, — говорит Сергей Кудрин, — что технология воспринимается людьми как технология, если они родились и выросли до того момента, как она вошла в жизнь. Молодое поколение воспринимает ее уже как нечто само собой разумеющееся. Здесь то же самое. Люди, которые сейчас с недоверием относятся к IP, не застали момент появления традиционной телефонии, поэтому она кажется им неотъемлемой частью жизни. IP-технологи еще достаточно молода, и сегодня заказчик, в силу привычки, для критичных для бизнеса приложений выбирает традиционные технологии, несмотря на расходы. Ведь традиционное прочно ассоциируется со стабильностью, качеством и безаварийностью. Всех пугают перемены: в IP, по их ощущению, есть момент новизны, а значит — и риска».

Сергей Кудрин: «Не всегда опыта ИТ-специалистов клиента достаточно для грамотной формулировки задачи»Тем не менее, IP-технология постепенно переходит из разряда экзотики в разряд привычного, чему в немалой степени способствуют ее ключевые преимущества: высокая степень интеграции сервисов и доступная для большинства клиентов стоимость услуг. Классические операторы пока могут предложить клиенту аналогичный набор услуг за более высокую цену, но этот недостаток является продолжением мощных достоинств классического подхода. Операторы связи такого уровня, как, например, АСВТ, часто имеют возможность дойти до конечного абонента, опираясь только на собственные базовые транспортные инфраструктуры. Так, сеть «Искра», уникальная сеть федерального масштаба, сегодня позволяет предоставлять инфокоммуникационные услуги по России в том же объеме, в каком они привычны в Москве: например, наладить видеоконференцсвязь между любыми российскими городами. Широкий территориальный охват отличает эту сеть от ведомственных сетей, которые сейчас начинают создаваться крупными компаниями. АСВТ, используя различные транспортные среды, (CDMA, «городской DECT», «Искра», Алтай», ТфОП, собственные оптоволоконные сети и др.) — предоставляет для каждой территориальной площадки клиента экономически и технологически оптимальные варианты реализации того или иного пакета услуг. В одну точку можно прийти с помощью «Алтая», в другую — через оптику с узла АСВТ, в третью — посредством «Искры». Но для пользователя это будет единой корпоративной сетью, хотя разные ее участки и поддерживаются разными технологическими платформами.

Сегодня техника связи уже позволяет решать практически любые телекоммуникационные задачи, причем с большим заделом на будущее, — считает Сергей Мишенков. На ближайшие десять лет скачка в области техники не предвидится. Разработчикам и операторам связи надо, в первую очередь, заниматься именно услугами, сделать их массово доступными, понятными и экономически выгодными».

Шаги навстречу

Помните старый анекдот о том, почему два поезда, вышедшие навстречу друг другу, так и не встретились? Не судьба. Примерно по той же схеме, по мнению Сергея Мишенкова, развиваются отношения на рынке телематических услуг: «Если операторы не всегда понимают, что надо их клиентам, то разработчики не понимают вообще. Это серьезная проблема. На сегодняшний день существует более двухсот интеллектуальных услуг связи. Операторы, как правило, предоставляют пять-шесть. Неужели остальные не нужны? Нужны, но надо научить абонента ими пользоваться. Нужен комплекс мер по обучению. Потребитель не только у нас, но и во всем мире несколько растерялся от обилия возможностей, которые готовы ему предоставить операторы. Поэтому рынок сейчас только присматривается и примеривает на себя технологии, которые операторы уже готовы реализовать. Наша главная задача — найти, что абоненту действительно нужно. Для различных категорий клиентов нужны различные пакеты услуг; надо выяснять особенности профильного бизнеса клиента». «Не всегда опыта ИТ-специалистов клиента достаточно для грамотной формулировки задачи, — соглашается Сергей Кудрин, — иногда заказчик по незнанию просит решение, которое по некоторым параметрам заведомо хуже того, что можем предложить мы. Мы стараемся получить исчерпывающую информацию о реальных потребностях клиента, затем предложить несколько вариантов и прийти с клиентом к единому оптимальному решению».

«Поиск нового поля для услуг, это очень полезная работа — задел на будущее. Такой работой заняты операторы, которые нацелены не только на извлечение сиюминутной выгоды, а думают о будущем клиентов. Я считаю принципиально неправильным и искусственным деление на телематику, телефонию и передачу данных — это деление очень условное. Отрасль связи сейчас идет к инфокоммуникациям. Не просто коммуникациям - передаче информации, а обработке информации в сети», — подытоживает Сергей Мишенков.

Елена Некрасова
Опубликовано 29 июля 2004 года

© 2006, Издательский дом «КОМПЬЮТЕРРА» www.computerra.ru

СообщениеДобавлено: Пт 04 апр, 2008 09:19
витл
В соответствии с ПП № 87 "Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи."
"4. Обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю*:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) приема и передачи телематических электронных сообщений.".