Анализ проекта федерального закона "Об обеспечении единства измерений"
...
Однако в действительности в развитие Закона «Об обеспечении единства измерений» нормативные правовые акты, обеспечивающие единство измерений при учете объема оказанных услуг связи операторами связи, до настоящего времени не приняты.
Это означает, что операторами связи в настоящее время при учете объема оказанных услуг связи применяется оборудование, не прошедшее поверку государственного метрологического контроля. Кроме того, поскольку государством не регламентирована процедура государственного метрологического контроля в сфере учета объема оказанных услуг связи, оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи операторами связи, соответствующего требованиям Закона «Об обеспечении единства измерений», в Российской Федерации не существует !
Например, для оказания услуг по передаче данных, в том числе Интернет операторами связи в большинстве случаев используются многопротокольные маршрутизаторы пакетов Cisco 2801, 2811, 2821, 2851 (сертификат соответствия № ОС-1-СП-0119) и многопротокольный маршрутизатор Cisco 7301 (сертификат соответствия № ОС-1-СПД-0023) (далее - Оборудование), которые позволяют определить объем оказанных услуг по передаче данных. Однако, учитывая, что в настоящее время отсутствует решение Ростехрегулирования об отнесении систем измерения и учета объема данных к средствам измерения, данное Оборудование не относится к средствам измерения и не требует проведения метрологической поверки.
Расчет за оказанные услуги осуществляется программно-аппаратными комплексами АСР «Старт» (сертификат соответствия ОС-1-СТ-0079). При этом АСР «Старт» не осуществляет формирование первичных данных, т.е. не является источником учётных данных, а лишь использует при проведении расчётов первичную информацию о времени начала оказания услуг связи, количестве тарифных единиц, объёме оказанных услуг и продолжительности соединений, полученную с помощью Оборудования, которое в состав АСР «СТАРТ» не входит. Автоматизированная система расчетов обеспечивает достоверность расчетов не менее чем 99,99% (при условии использования оператором связи метрологически обеспеченных источников учетных данных), что подтверждено сертификационными испытаниями.
В случае отнесения Оборудования к средствам измерений, его использование для вышеуказанных целей будет являться законным только при условии прохождения им государственного метрологического контроля.
Таким образом, складывается ситуация, когда операторы связи для учета объема оказанных услуг связи используют оборудование, соответствующее требованиям Федерального закона «О связи» и Федерального закона «О техническом регулировании», но в то же время не являющееся средством измерения в соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений».
Следствием рассмотренного законодательного регулирования отношений, связанных с учетом объема оказанных услуг связи операторами связи, может стать предъявление к операторам связи исковых требований пользователями услугами связи о несогласии с выставленными им счетами на оплату предоставленных услуг связи в объеме, указанном оператором связи.
При этом, можно предположить, что судебные споры будут разрешаться в пользу пользователей услугами связи.
В то же время обнажается реально существующая проблема – обязан ли оператор связи нести ответственность за использование для учета объема оказанных услуг связи оборудования, не являющего средством измерения в условиях, когда государством не регламентирована процедура введения в эксплуатацию и эксплуатации такого оборудования, а также нести убытки, связанные с обжалованием недостоверных (неподтвержденных) сведений об объеме оказанных услуг, полученных с оборудования, не являющегося средством измерения в соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений».
Проблема эта имеет острый и дискуссионный характер. По нашему мнению, ответственность перед пользователем услуг связи за подтверждение объема предоставленных ему услуг связи правомерно должен нести оператор связи. В частности в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указано, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение обязательств, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п.4 ст. 13, п.5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребитлей»). Соответственно оператор связи должен ставить вопрос перед уполномоченными органами государственной власти о необходимости обеспечения механизма метрологического контроля оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи.
В то же время применение к оператору связи мер административной ответственности в связи с тем, что оператор связи использует для учета объема оказанных услуг связи оборудование, не являющееся средством измерения, не является правомерным, поскольку федеральные органы исполнительной власти не обеспечили создание необходимой системы метрологического контроля оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи. В сложившейся ситуации операторам связи можно рекомендовать следующее:
1. Перевести всех абонентов на безлимитные тарифные планы до момента введения правового института сертификации оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи в качестве средств измерений.
2. Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой разработать и принять в развитие Закона «Об обеспечении единства измерений» необходимые нормативные правовые акты, в том числе:
- об отнесении оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи операторами связи, к средствам измерений;
- методики выполнения измерений в сфере оказания услуг связи;
- порядок обязательных испытаний оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи операторами связи, с последующим утверждением типа средств измерений и удостоверения сертификатом об утверждении типа средства измерения;
- порядок поверки оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи операторами связи, при выпуске его из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации;
- иные метрологические правила и нормы, обеспечивающие единство измерений в сфере оказания услуг связи.
3. Обратиться в Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи с просьбой инициировать парламентский запрос в Правительство Российской Федерации, где обратить внимание на ситуацию сложившуюся с метрологическим контролем оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг связи, и попросить Правительство Российской Федерации разработать вышеназванные нормативные правовые акты.
4. Подготовить предложения по проектам нормативных правовых актов, обеспечивающих метрологический контроль оборудования, используемого для учета оказанных услуг связи....
http://www.telecomresearch.ru/show2.php?podrazdel=22