Одним из главных и наиболее обсуждаемых изменений, меняющих текущий баланс в сторону абонентов, является внедрение так называемой переносимости мобильного номера (mobile number portability, MNP). Кроме всего прочего, этот принцип будет стимулировать операторов, не желающих потерять абонентов, улучшать качество своих услуг, надеется Никифоров. Из всех законодательных инициатив министерства закон о MNP — наиболее важный и серьезный, уверен Богатов. Сейчас конкуренция между операторами практически отсутствует, она сводится к конкуренции билинга, конкуренции тарифов, говорит он. Он уверен, что внедрение MNP решит эту проблему. Кроме того, операторы больше не смогут пользоваться своим правом в одностороннем порядке менять договор с абонентом — в условиях возможности сохранения номера тот сможет просто вместе с номером перейти к другому оператору, уверен Богатов.
Пока это единственное уже утвержденное Госдумой и президентом изменение закона «О связи». Принцип переносимости номера должен заработать в России уже с 1 декабря 2013 г., хотя пока приняты не все подзаконные акты, необходимые для его работы. Из-за этого операторы не уверены, что успеют запустить услугу в срок.
Когда операторы в первый раз встречались в правительстве по поводу MNP, договорились, что у них будет девять месяцев на подготовку после принятия всех подзаконных актов, говорит вице-президент по работе с органами государственной власти «Вымпелкома» Павел Бородин. Исходя из того, что все акты планировалось принять до 1 марта, получилась дата 1 декабря, но процесс выработки актов до сих пор не завершен, замечает Бородин.
Один из моментов, по которому игроки рынка до сих пор не пришли к согласию с регулятором, — к кому будет обращаться абонент, решивший перейти от одного оператора к другому, сохранив свой мобильный номер. Министерство настаивает, что с точки зрения пользовательского опыта абонент должен пойти к оператору-реципиенту и все операции по переносу номера провести там, объясняет Свердлов. Позиция операторов: абонент должен прийти в первую очередь в ту компанию, с которой расстается, то есть получается, прийти, чтобы отпроситься, говорит он.
«Главный вопрос: мы хотим наказать оператора или сделать хорошо абоненту?» — возражает Бородин. Если абонент идет к своему оператору и тот сумеет предложить что-то, что клиента убедит остаться, — хорошо будет и оператору, и абоненту, А если абонент уже принял решение, он в любом случае уйдет, объясняет Бородин логику операторов.
Таким образом, в том, что принятие подзаконных актов затягивается, виноват не только регулятор, но и операторы — они вместе вырабатывают закладываемые в законодательство алгоритмы, признает Бородин. Тем не менее участники рынка просят перенести срок начала действия MNP с 1 декабря на середину 2014 г., говорит он. По словам Бородина, четыре акта, которые еще находятся в процессе подготовки, — самые важные, без них невозможно запустить огромное количество внутренних процедур, позволяющих оказывать услугу качественно.
По словам Свердлова, Минкомсвязи должно было подготовить восемь правительственных постановлений, которые позволят запустить услугу MNP, из них четыре ключевых, а остальные хотя и важные, но не влияют на сроки внедрения или на то, каким образом услуга будет оказываться.
Министерство предлагает альтернативу переноса срока внедрения MNP. Компромисс, по словам Свердлова, заключается в том, чтобы обязать оператора с 1 декабря отдавать абонентов, даже если сам он не готов принимать их. То есть тот оператор, который успеет быстрее других наладить возможность приема абонентов с перенесенным номером, во-первых, получит фору и, кроме того, будет подгонять конкурентов, объясняет Свердлов. Бородин считает этот план спорным.
Есть или нет технических проблем с внедрением MNP, будет ясно после запуска пилотной зоны в июне 2013 г., говорит Свердлов. Тем не менее Минкомсвязи воспринимает федеральный закон, который говорит о том, что с 1 декабря услуга должна заработать, как задачу. «Мы не обсуждаем, возможный срок или нет, мы говорим: перед нами стоит задача — 1 декабря. И мы как министерство делаем все для того, чтобы 1 декабря эта услуга была запущена», — подчеркивает Свердлов. Читать целиком
|
|