Erlang » Ср 27 апр, 2005 03:21 »
Владельцы сотовых телефонов смогут менять оператора, сохраняя свои номера
Самарские абоненты сотовой связи получат услугу "Переносимость мобильного номера" одновременно с московскими. Скорее всего, это произойдет в 2006 году. По прогнозам самих сотовиков, практически сразу после внедрения нового сервиса оператора поменяют порядка 10-15% самарских абонентов. Одновременно с этим практически все владельцы мобильных телефонов столкнутся с новой для себя проблемой - невозможностью прогнозировать свои расходы на мобильную связь. Тарифные планы всех операторов предусматривают льготные расценки на внутрисетевые вызовы. После введения услуги "Переносимость мобильного номера" определить, является ли звонок внутрисетевым, будет практически невозможно.
Еще год назад услуга MNP (mobile number portability - "Переносимость мобильного номера") - для сотовых абонентов казалась далекой и недоступной. Однако сейчас сроки ее введения начали прорисовываться. В начале марта министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман заявил, что MNP должна быть введена в 2005 году. В середине апреля он конкретизировал сроки, заявив, что сотовые абоненты получат возможность сохранять свой номер при переходе из одной сети в другую уже осенью. Сами сотовики считают, что раньше следующего года MNP введена не будет, однако 2006 год называют вполне реальным сроком. По словам директора коммерческого департамента ОАО "МСС-Поволжье" Олега Зиночкина, чтобы абоненты смогли беспрепятственно мигрировать между сотовыми операторами, необходимо урегулировать правовые вопросы, реализовать технические мероприятия. Сегодня, по мнению Зиночкина, можно говорить о том, что правовые вопросы находятся в процессе согласования, а технические решения не сформулированы.
"Исходя из опыта других стран, услуга сохранения номера была введена лишь на этапе насыщения рынка, когда возможность привлечения новых абонентов была уже практически исчерпана, - говорит специалист по связям с общественностью макрорегиона "Поволжье-ЮВ" ОАО "МТС" Сергей Сидоров. - Наращивать абонентскую базу операторы могли лишь за счет более выгодных условий обслуживания. По прогнозам развития ситуации на российском сотовом рынке, его насыщение может произойти уже в 2006 году".
Такие же сроки называет и заместитель генерального директора ЗАО "СМАРТС" Андрей Гирев, хотя он и связывает это с другими причинами. Как он отметил в интервью нашему корреспонденту, чтобы обеспечить переход из одной сети в другую с сохранением абонентского номера, необходимо, чтобы все задействованные в процессе операторы имели требуемые для этого технические ресурсы, а они к этому еще не готовы. При этом, вопреки сложившейся практике, по мнению Сергея Сидорова, "самарским абонентам услуга сохранения номера станет доступна одновременно со всеми участниками российского сотового рынка".
Основной причиной, по которой MNP, судя по всему, в 2005 году на рынке не появится, является отсутствие необходимой для этого проработанной нормативно-правовой базы. Более того, еще до конца не решен вопрос, как этот сервис будет реализован технически. Существует два основных варианта, при которых между операторами появится компания-посредник или они будут проводить все работы самостоятельно. По оценке руководителя департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Виталия Слизеня, посреднику потребуется инвестировать в про¬ект порядка 80 MUSD. В качестве возможного посредника он называет компанию "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТГ). Инвестиции при втором пути участники рынка оценивать не берутся.
Уже сейчас можно говорить о том, что MNP в Самарской области будет востребована. По оценкам специалистов СМАРТСа, в течение двух месяцев после того, как введут услугу, оператора сменят от 10 до 15% сотовых абонентов. В МТС считают, что услуга будет востребована, но вряд ли станет массовой и опасаться серьезной миграции абонентов при выводе на рынок кем-либо из операторов новой маркетинговой акции вряд ли стоит. По словам Сергея Сидорова, процедура смены оператора будет связана с определенными финансовыми расходами абонента, и выгода от краткосрочного маркетингового предложения другого оператора вряд ли перекроет финансовые потери, связанные с сохранением номера. Как прокомментировал Олег Зиночкин, для мигрирующих абонентов, постоянно переходящих с тарифа на тариф и от одной сотовой компании к другой, номер телефона не так важен, как ценовые параметры. Как свидетельствуют аналитики, в России доля мигрирующих абонентов достигает 25%, в отличие от Запада, где этот показатель составляет всего 5%.
Скорее всего, основными потребителями услуги будут наиболее выгодные для сотовиков клиенты - корпоративные. "Смена привычного номера для бизнесмена зачастую означает потерю клиентов и финансовые убытки. Поэтому корпоративные клиенты наиболее консервативны в части сохранения своего номера", - говорят в МТС. Не исключено, что введение MNP в наибольшей степени отразится на абонентских базах старейших сотовых операторов города - "Билайн-Самары" и СМАРТСа. Именно в них изначально обслуживались первые самарские сотовые абоненты, относящиеся к категории наиболее платежеспособных, и многие из них до сих пор не хотят менять оператора, поскольку для них важно сохранить номер. Введение MNP даст им такую возможность. Таким образом, после появления услуги "Переносимость мобильного номера" принадлежащие сотовым компаниям доли рынка могут измениться.
Впрочем, сами операторы уверены, что значительных потерь они не понесут. Как заявил нашему корреспонденту Андрей Гирев, в СМАРТСе считают, что абонентская база компании после введения нового сервиса резко увеличится, поскольку у компании долгое время не было нумерации, и абоненты не могли подключаться к ее сети. "У СМАРТСа самые выгодные ценовые условия и хорошо построенная сеть, но многие абоненты не переходят из других сетей из-за привязки к номеру. Мы считаем, что клиенты, которые хотели подключиться к СМАРТС, но из-за отсутствия номеров, подключались к другой сети, будут переходить к нам", - говорит А. Гирев. Хотя в компании не исключают, что и часть ее абонентов может перейти к другим операторам. Не ожидают оттока и в "Мобильных ТелеСистемах", рассчитывая на маркетинговую политику и силу брэнда.
С проблемами в результате введения услуги сохранения номера могут столкнуться не только операторы, но и абоненты. Сегодня во многих сетях существуют тарифы, на которых внутрисетевые вызовы оплачиваются по льготным расценкам, в большинстве случаев не превышающих 1 рубль за минуту. Если в настоящий момент определить, в какой именно сети обслуживается абонент не представляет труда, то после того, как начнется их миграция по сетям, сделать это будет уже невозможно. При этом, скорее всего, сами абоненты еще долгое время после введения новой услуги не будут задумываться о том, что их звонки могут не попадать в разряд внутрисетевых, а следовательно, реальные расходы на мобильную связь будут отличаться от планируемых.
© Юлия Хорькова, Самарское Обозрение