Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
8 февраля 2006 г. Дело N А40-79723/05-96-515
6 марта 2006 г.
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 28 февраля 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 6 марта 2006 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Б., при ведении протокола судебного заседания судьей Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заявителя - Федеральной службы по надзору в сфере связи к ответчику - ЗАО "ТМ САТ", 3-и лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Москве и Московской области, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, об аннулировании лицензии, при участии: от заявителя - Л. по дов. от 27.12.2005 N ВБ-П23-7463 (л.д. 48 т. 1), П.А.А. по дов. от 23.01.06 N ВБ-П23-110 (л.д. 76 т. 1), от ответчика - адвокат М. (рег. N 50/1790) по ордеру от 10.02.06 N 64210/А (л.д. 77 т. 1), по дов. от 19.01.2006 N 060119-03 (л.д. 80 т. 1), П.Н.В. - генеральный директор согласно протоколу от 21.07.2005 N 15, приказу от 21.07.2005 N 223од (л.д. 78, 79 т. 1), П.И.Н. по дов. от 10.02.2006 N 060119-10, С. по дов. от 10.02.2006 N 060119-10, от 3-х лиц - от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Москве и Московской области - Е. по дов. от 26.02.2006 N 01-4/405, Д. по дов. от 22.11.2005 N 01-4 4233, от ФСБ РФ - К. по дов. от 20.12.2003 N 5673-П (л.д. 75 т. 1),
УСТАНОВИЛ:
заявитель Федеральная служба по надзору в сфере связи (далее - Россвязьнадзор) просит суд аннулировать лицензию серии А 022714 N 23211 от 01 августа 2002 г. на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, выданную Министерством Российской Федерации по связи и информатизации ЗАО "ТМ САТ", на основании статьи 39 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Ответчик требование не признал, поскольку предпринял необходимые меры для продления срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра; совершил все необходимые и достаточные действия для выполнения Плана по системе оперативно-розыскных мероприятий (далее - СОРМ) в установленные сроки; территориальные управления Россвязьнадзора не являются лицензирующим органом.
3-е лицо, Федеральная служба безопасности России (далее - ФСБ России), поддержало заявленное требование, поскольку ответчиком до настоящего времени не выполнены мероприятия Плана мероприятий по внедрению технических средств СОРМ.
3-е лицо, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Москве и Московской области (далее - Управление), поддержало заявленное требование, поскольку ответчиком не устранены в установленный срок обстоятельства, вызвавшие приостановление действия лицензии, что является основанием для аннулирования лицензии.
Судом принято встречное требование ЗАО "ТМ САТ" к Россвязьнадзор о признании недействительным приказа от 21.11.2005 N 46 в части п. 45 Перечня П06-9 о приостановлении действия лицензии ЗАО "ТМ САТ" (приложение N 10 к приказу от 21.11.2005 N 46), с учетом уточнения встречного требования, о чем отражено в протоколе судебного заседания от 28.02.2006.
Судом проверено с участием лиц, участвующих в деле, что срок на подачу заявления в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ответчиком по встречному требованию не пропущен.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя по основному заявлению обоснованным и подлежащим удовлетворению, встречное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В период с 1 по 15 августа 2005 г. Управлением была проведена плановая проверка начала оказания услуг по лицензии N 23211. По результатам указанной проверки составлен акт от 05.09.2005 N 23211-77/03-4/761 (л.д. 18 - 19 т. 1), согласно которому Управлением выявлено нарушение ЗАО "ТМ САТ" требований ч. 1 ст. 24 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи"), выразившееся в использовании радиочастот без соответствующего разрешения. Срок действия ранее действующего разрешения на использование радиочастот от 04.07.2003 N 1028464 истек 01.03.2004 (л.д. 98 - 100 т. 2). В результате проверки были выявлены и другие нарушения обязательных требований в области связи, а также лицензионных требований, но они не явились основанием для приостановления действия лицензии.
Предписанием от 05.09.2005 N П-23211-77/03-4/495 ЗАО "ТМ САТ" указано на немедленное устранение нарушений п. 1 ст. 24 Закона "О связи" (л.д. 20 т. 1).
После проверки соблюдения ЗАО "ТМ САТ" лицензионных требований и условий Федеральная служба безопасности России (далее - ФСБ России) обратилась в Россвязьнадзор с письмом от 08.11.2005 N 5873-Кн (л.д. 23 т. 1) о приостановлении действия лицензии N 23211, выданной ЗАО "ТМ САТ" на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи (л.д. 9 - 13 т. 1), поскольку отсутствие возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети ЗАО "ТМ САТ" по причине отсутствия работающей СОРМ создает угрозу государственной безопасности.
В связи с указанным обращением ФСБ России и проверки выполнения предписания от 05.09.2005 N П-23211-77/03-4/495 Управлением в период с 16 по 17 ноября 2005 г. была проведена внеплановая проверка деятельности ЗАО "ТМ САТ", по результатам которой составлен акт от 17.11.2005 N 23211-77/03-4/1071 (л.д. 24 - 26 т. 1). В результате указанной проверки установлено, что ЗАО "ТМ САТ" не выполнены требования вышеуказанного предписания и План реализации функций СОРМ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 332 района "Бабушкинский" г. Москвы от 02.12.2005 по делу N 5-410/05, вступившем в законную силу, ЗАО "ТМ САТ" привлечено к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ в связи с невыполнением в установленный срок законного предписания от 05.09.2005 N П-23211-77/03-4/495 (л.д. 57 т. 1) об устранении нарушения, выразившегося в использовании радиочастотного спектра без соответствующего разрешения. Соответственно, факт использования ЗАО "ТМ САТ" радиочастотного спектра без соответствующего разрешения в нарушение п. 1 ст. 24 Закона "О связи" также установлен указанным судебным актом и не оспаривается ЗАО "ТМ САТ".
Довод ЗАО "ТМ САТ" о том, что обращение в Государственную комиссию по радиочастотам (далее - ГКРЧ) на предмет продления действия разрешения за тридцать дней до истечения срока его действия в соответствии с требованиями п. 11 ст. 24 Закона "О связи" не прекращает действия разрешения, суд считает несостоятельным, поскольку подача заявки в соответствующий орган на продление разрешения не свидетельствует об автоматическом продлении его срока. В случае невыдачи нового разрешения или непродления срока действия разрешения в установленный Законом "О связи" срок, ЗАО "ТМ САТ" не был лишен возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением об оспаривании действия или бездействия государственного органа.
Следовательно, при отсутствии разрешения ЗАО "ТМ САТ" не вправе использовать радиочастоты в силу ч. 1 ст. 24 Закона "О связи".
Довод ЗАО "ТМ САТ" о том, что протокол совещания от 28.07.2005 (л.д. 47 - 48 т. 2) предписывает процедуру продления действия разрешения на использование радиочастот, суд считает несостоятельным, поскольку указанный протокол не является разрешением на использование радиочастот в смысле ст. 24 Закона "О связи". Кроме того, указанный протокол совещания предписывает, что по результатам выполнения п. п. 1, 2 протокола аппарату ГКРЧ совместно с рядом государственных органов необходимо подготовить предложения по продлению срока опытно-коммерческой эксплуатации РЭС российского сегмента региональной системы подвижной спутниковой связи "Турайя" ЗАО "ТМ САТ" в соответствии с разрешением ГКРЧ от 30.01.2002 N 1046-ОП, что свидетельствует о том, что продление срока разрешения возможно только при выполнении ЗАО "ТМ САТ" организационных и технических мероприятий по сдаче в эксплуатацию СОРМ, что ЗАО "ТМ САТ" до настоящего времени не выполнено.
Суд не согласен с доводом ЗАО "ТМ САТ" о том, что Управление Россвязьнадзора не обладает полномочиями на выдачу предписаний об устранении нарушений, которые, по его мнению, не могут служить основанием для приостановления действия лицензии, поскольку Россвязьнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - Управления, которые вправе проводить плановые и внеплановые мероприятия по контролю за выполнением требований в области связи и лицензионных условий, выдавать обязательные для исполнения предписания, что подтверждается пунктами 1, 4, 5.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 318, пунктами 6.1, 6.5, 7.1, 7.1.19, 8.1, 8.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденного Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 09.07.2004 N 1 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2004 г. за рег. N 5945), пунктом 2.2.1 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 01.06.2005 N 63.
Суд не согласен с доводом ЗАО "ТМ САТ" о том, что принятие им мер к выполнению плана реализации СОРМ и частичное его выполнение не может являться основанием для аннулирования лицензии N 23211 в связи со следующим.
ЗАО "ТМ САТ" при разработке, создании и эксплуатации сети обязан в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и практических приемов проведения указанных мероприятий, что указано в пункте 30 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 23211. Установка технических средств СОРМ на находящемся в эксплуатации и вновь вводимом в эксплуатацию коммутаторном оборудовании производится в соответствии с планами мероприятий по внедрению технических средств, согласованными с территориальными органами ФСБ России, что предусмотрено Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 25.07.2000 N 130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования". В соответствии с требованиями Закона "О связи", Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об органах Федеральной службы безопасности", Приказа от 25.07.2000 N 130 в декабре 2002 г. был подписан план мероприятий по внедрению технических средств СОРМ, который не был выполнен ЗАО "ТМ САТ". В связи с чем, в ноябре 2003 г. был разработан новый план (л.д. 115 - 118 т. 1), сроки выполнения которого были откорректированы, срок выполнения последнего этапа плана установлен - до октября 2004 г. Письмом от 06.10.2005 N 12/4-1243 (л.д. 143 т. 1) ФСБ России сообщала ЗАО "ТМ САТ" о том, что реализация функций СОРМ не осуществлена и в случае невыполнения работ по внедрению технических средств СОРМ на сети ЗАО "ТМ САТ" до 01.11.2005. ФСБ РФ оставляет за собой право направить в органы надзора и контроля за средствами связи представление о приостановлении лицензии N 23211 до выполнения работ по обеспечению СОРМ в полном объеме, что и было исполнено ФСБ России путем направления Россвязьнадзору письма от 08.11.2005 N 5873-Кн о приостановлении действия лицензии. Согласно статьям 1, 15 ФЗ "О Федеральной службе безопасности России" в целях обеспечения возможности осуществления ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов ФСБ РФ включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые органам ФСБ России.
Таким образом, ЗАО "ТМ САТ", получив лицензию на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи в 2002 году, на дату обращения Россвязьнадзора в суд и на дату рассмотрения дела не выполнило в полной мере Условий осуществления деятельности, предписанной данной лицензией, а также обязанностей, возложенных на него Планом мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на сети ЗАО "ТМ САТ", что создает угрозу государственной безопасности.
Суд не может согласиться с доводом ЗАО "ТМ САТ" о том, что невыполнение пунктов 14 - 17 Плана мероприятий по внедрению технических средств СОРМ связано с изменением редакции п. 6 лицензии N 23211 (присоединение только через МЦК ОАО "Ростелеком") (л.д. 17 т. 1) и правового регулирования по вопросам присоединения сетей электросвязи РФ, имевшие место в июне 2005 г., поскольку дополнения в пункт 6 Условий были внесены 31.05.2005, т.е. спустя семь месяцев после последней даты срока выполнения Плана. Однако, ФСБ России предоставила ЗАО "ТМ САТ" возможность выполнения работ по внедрению технических средств СОРМ в срок до 01.11.2005, что подтверждается письмом от 06.10.2005 N 12/4-1243, но до настоящего времени ЗАО "ТМ САТ" не выполнило указанные требования, что подтверждает ЗАО "ТМ САТ" в отзыве на исковое заявление (л.д. 23 - 24 т. 2).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Россвязьнадзор доказал нарушение ЗАО "ТМ САТ" требования ч. 1 ст. 24 Закона "О связи", невыполнение требований предписания от 05.09.2005 N П-23211-77/03-4/495, плана мероприятий по внедрению технических средств СОРМ. В связи с чем, Россвязьнадзор правомерно приостановил действие лицензии на основании п. 1 ч. 2 ст. 37 Закона "О связи", предусматривающей приостановление лицензирующим органом действия лицензии в случае выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также невыполнение ЗАО "ТМ САТ" в установленный срок предписания лицензирующего органа.
Таким образом, оспариваемый ЗАО "ТМ САТ" приказ от 21.11.2005 N 46 в части п. 45 Перечня П06-9 о приостановлении действия лицензии N 23211 полностью соответствует п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 37 Закона "О связи". Следовательно, отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого ЗАО "ТМ САТ" приказа.
Поскольку ЗАО "ТМ САТ" не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия лицензии, Россвязьнадзор на законных основаниях обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, что соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона "О связи".
При указанных обстоятельствах требование Россвязьнадзор об аннулировании лицензии подлежит удовлетворению, а в удовлетворении встречного требования ЗАО "ТМ САТ" о признании недействительным приказа от 21.11.2005 N 46 в части п. 45 Перечня П06-9 о приостановлении действия лицензии ЗАО "ТМ САТ" (приложение N 10 к приказу от 21.11.2005 N 46) следует отказать.
На основании ст. ст. 24, 37 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" ст. ст. 1, 15 ФЗ "О ФСБ России", п. п. 1,4, 5.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 318, п. п. 6.1, 6.5, 7.1, 7.1.19, 8.1, 8.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденного Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 09.07.2004 N 1 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2004 г. за рег. N 5945), п. 2.2.1 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 01.06.2005 N 63, и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 75, 104, 110, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
аннулировать лицензию серии А 022714 N 23211 от 1 августа 2002 г. на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, выданную Министерством Российской Федерации по связи и информатизации Закрытому акционерному обществу "ТМ САТ".
В удовлетворении встречного требования Закрытого акционерного общества "ТМ САТ" к Федеральной службе по надзору в сфере связи о признании недействительным приказа от 21.11.2005 N 46 в части п. 45 Перечня П06-9 о приостановлении действия лицензии ЗАО "ТМ САТ" (приложение N 10 к приказу от 21.11.2005 N 46), проверенного на соответствие ФЗ "О связи", отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "ТМ САТ" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.