Страница 1 из 3

Проекты нормативных документов по универсальной услуге

СообщениеДобавлено: Пн 12 янв, 2004 02:25
Erlang
По 3% от выручки будут отчислять операторы на социальные проекты

Начиная с 2005 г. российским операторам связи придется делать отчисления в резерв универсального обслуживания. Размер этих отчислений еще не установлен, но, по оценкам Министерства связи, они должны составить 3% от выручки всех операторов. Это более $300 млн в год, считают специалисты отрасли.

Новый закон "О связи" ввел понятие универсальной услуги - это телефонная связь из общедоступных мест (например, с таксофонов) и доступ в Интернет в пунктах коллективного пользования. Эти услуги должны быть обеспечены в любом населенном пункте, даже там, где они не окупаются. Субсидировать их будет Минсвязи из резерва универсального обслуживания (РУО) , а операторов универсальной услуги для каждого региона будут выбирать на конкурсе исходя из наименьшей суммы компенсации, запрашиваемой оператором. Если претендентов не будет, правительство выберет оператора принудительно.

Предусмотренный новым законом "О связи" резерв универсального обслуживания заработает в 2005 г. , при этом сам закон вступит в силу с 1 января 2004 г. Размер отчислений в резерв и детали его работы будут закреплены в Положении об оказании универсальных услуг на территории РФ, которое должно утвердить специальное постановление правительства.

Начальник управления по информационной политике Минсвязи Сергей Григоренко говорит, что концепцию этого резерва и проекты необходимых нормативных актов сейчас готовят консультанты из фирм Intelcon, "Коминфо" и Clifford Chance.

Однако министерство уже сделало свои оценки, из которых следует, что операторам придется отдать в резерв 3% выручки. "Наши предварительные расчеты показывают, что для решения проблем телефонизации в короткое время отчисления должны составлять порядка 3% выручки каждого оператора. В этом случае проблема 54 000 населенных пунктов, в которых нет ни одного телефона или таксофона, может быть решена за несколько лет", - сообщил корреспонденту "Ведомостей" советник министра по связи и информатизации Анатолий Плеханов.

"Нет никаких сомнений в том, что при заявленных отчислениях от оборота проблему телефонизации можно решить за два года: объем российского рынка связи составляет $12 млрд, и 3% от этой величины - сумма немаленькая", - говорит на это глава Ассоциации операторов телефонной связи Владимир Зайцев.

Свои сомнения насчет реализации закона выражал на 4-м Российском форуме коммуникаций и президент Golden Telecom Александр Виноградов. Он предполагал, что альтернативные операторы будут делать взносы в РУО, а компании "Связьинвеста" - нет. Но Сергей Григоренко утверждает, что совершать выплаты в РУО будут "все операторы без исключения, в том числе и электросвязи". "В законе об этом говорит статья 59", - уточнил он.

Утешением для российских телекоммуникационных компаний может служить лишь то, что эти отчисления можно относить на себестоимость (Налоговый кодекс РФ, п. 46, ст. 264, гл. 25). К тому же подобный механизм обеспечения минимальных услуг связи действует во многих странах, например в США, Канаде, Колумбии, Чили, Перу, Южной Африке, Гонконге. Он предусмотрен нормами регулирования Евросоюза и законодательством ряда европейских стран, однако на практике действует лишь во Франции. Способы наполнения РУО по миру разнятся: в некоторых странах он наполняется за счет бюджета, но там, где избран способ отчислений операторов, размер отчислений составляет 2 - 4% их оборота.

Зайцев из Ассоциации операторов телефонной связи опасается, что операторами универсального обслуживания станут в основном компании "Связьинвеста": "Они занимают доминирующие позиции на рынке во всех регионах, кроме Москвы и Калининграда". Но гендиректор "Коминфо" Александр Савчук отмечает, что в законе нет ограничения "один регион - один оператор" и в каждом регионе может быть столько операторов универсальной услуги, сколько необходимо. А Денис Печенюк, коммерческий директор ЗАО "ТМ САТ" - эксклюзивного сервис-провайдера спутниковой сети Thuraya в России, говорит, что его компания уже подготовила пакет документов для участия в госпрограмме оказания универсальной услуги. "Мы надеемся, что примем активное участие в телефонизации и интернетизации страны", - говорит он. По мнению гендиректора ЗАО "ГлобалТел" (российского оператора спутниковой сети GlobalStar) Алексея Остапчука, во многих регионах единственной возможностью организовать связь является установка спутниковых таксофонов.

Источник: @Astera

Операторов поставили на счетчик

СообщениеДобавлено: Пн 26 янв, 2004 06:19
Erlang
Операторов поставили на счетчик

С начала нынешнего года российский телекоммуникационный рынок живет по новым правилам - вступил в силу модернизированный вариант закона "О связи". Вызванные этим изменения на рынке станут заметны в самое ближайшее время. Операторы начнут платить процент с оборота в фонд универсального обслуживания, а компании будут участвовать в государственных торгах за лицензии. Эксперты сходятся во мнении, что принципы, заложенные в законе, безусловно прогрессивны, однако не менее важно то, как именно они будут реализованы.

" Повременка" по доброй воле
С появлением нового законодательства потеряла актуальность наиболее популярная тема, служившая предметом споров между телефонистами и активной, но небогатой частью населения,- "повременка". Теперь операторы, внедряя повременный учет стоимости разговоров, обязаны предоставить абоненту право выбора - платить поминутно либо фиксированную сумму. Последствия такого нововведения могут быть разными. С одной стороны, операторы фиксированных сетей не хотели, чтобы за абонентом закреплялось право выбора. Их аргумент: тот, кто говорит мало, выберет "повременку" и минимизирует расходы, а тот, кто говорит помногу, останется на фиксированном тарифе, и его расходы не увеличатся. В результате доходы оператора от внедрения "повременки" не повысятся, а, наоборот, упадут.
С другой стороны, выбор способов оплаты - нормальная практика для операторов фиксированной связи в европейских странах. И критерии выбора те же: тот, кто говорит мало, платит поминутно, а тот, кто много,- фиксированную сумму. Например, British Telecom предлагает абонентскую плату 9,5 фунта в месяц при условии, что каждый звонок в дневное время по будням будет стоить 3,95 пенса за минуту и 1 пенни за минуту вечером и в выходные. В качестве альтернативы у British Telecom есть фиксированный тариф - 28,5 фунта в месяц. Но российские операторы не имеют возможности устанавливать плату за телефон по своему усмотрению - тарифы на обслуживание квартирных абонентов устанавливает государство. И благосостояние таких операторов зависит от регуляторного климата, а не от того, какую модель оплаты выберет абонент.
Из других законодательных нововведений, касающихся отношений абонента с оператором, стоит отметить право оператора прервать отношения с абонентом. "В случае нарушения потребителем правил (в том числе при использовании им оконечного оборудования, не имеющего сертификата соответствия или декларации о соответствии, а также при несвоевременной оплате) оператор связи имеет право приостановить оказание услуг,- говорится в тексте закона.- При сохранении нарушений в течение шести месяцев со дня получения пользователем от оператора связи письменного уведомления о намерении приостановить оказание услуг оператор может в одностороннем порядке расторгнуть договор".
Кроме того, по новому закону абонент теперь может потребовать переноса своего абонентского номера в случае переезда, если, конечно, переезд этот происходит в зоне действия одного оператора. И абонентский номер теперь не может быть спарен без письменного согласия абонента.

С каждого по проценту
Самым революционным нововведением нового закона, касающимся операторов, стало учреждение фонда универсального обслуживания. Средства в этот фонд будут вносить все действующие операторы, а получать - компании, оказывающие убыточные услуги социального характера. Правда, отчислять деньги в фонд операторы пока не начали, поскольку он еще не сформирован, размер отчислений не конкретизирован и получатели средств не обозначены.
Вероятнее всего, отчислять деньги в фонд операторы начнут с начала следующего года. Размер отчислений определит правительство, но в Минсвязи считают, что они должны составлять 1% с оборота (см. интервью первого замминистра связи Бориса Антонюка на этой же странице). Это заметно скромнее сумм, перечисляемых в аналогичные фоны западными операторами. К примеру, в Германии размер таких отчислений - 3,5% от выручки, в США - 4,5%. В абсолютных величинах картина следующая: в прошлом году объем телекоммуникационного рынка превысил $12 млрд, соответственно, бюджет фонда универсального обслуживания на этот год составил бы $120 млн. С учетом темпов роста российского рынка связи можно предположить, что в следующем году в фонд будет перечислено не менее $150 млн. Они пойдут, к примеру, на финансирование телефонизации сельских районов.
Чтобы получать деньги из фонда, операторам предстоит получить статус операторов универсального обслуживания. Статус этот будет определяться на конкурсе. Победителями этих конкурсов в большинстве случаев станут традиционные операторы - дочерние компании холдинга "Связьинвест". Однако в России есть обширные территории, где отсутствуют как компании "Связьинвеста" (например, Башкирия и Татария), так и фиксированная связь как таковая. Вполне возможно, что в таких регионах функции операторов универсального обслуживания будут выполнять альтернативные компании, в том числе сотовые.

Если конкурсы, по результатам которых компаниям будет присваиваться статус оператора универсального обслуживания, могут в ряде случаев иметь формальный характер, то, например, конкурсы за лицензии на мобильную связь обещают стать куда более захватывающими. Уже в этом году в России могут состояться конкурсы за лицензии на сотовую связь третьего поколения. Большинство операторов не заинтересовано в чисто денежных конкурсах - когда все определяется ценой заявки. Их позиция ясна - связисты не хотят перечислять максимум средств государству. Участникам рынка скорее было бы выгодно, если бы были созданы условия для инвестирования ими максимума средств в свои проекты. Поэтому наиболее вероятной формой проведения тендеров за право оказывать услуги мобильной связи будут так называемые конкурсы красоты: участники будут подавать на конкурс проекты, а победитель будет определяться по совокупности критериев (объем инвестиций, скорость развертывания сетей, их емкость и т. д.).

Впрочем, условия проведения тендеров будут определяться правительством, поэтому при определении этих условий будут учитываться не столько отраслевые, сколько общегосударственные интересы. А значит, конкурсы за мобильные лицензии могут проходить в России и по европейской схеме, то есть в форме чистых аукционов.

Источник: Коммерсантъ

Хмммм....

СообщениеДобавлено: Ср 28 янв, 2004 12:55
RaydenС
3. Все операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

А операторы ТМС и ПД относятся к "операторам сети связи общего пользования"?

СообщениеДобавлено: Ср 28 янв, 2004 14:35
Erlang
RaydenС писал(а):"3. Все операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом."

А операторы ТМС и ПД относятся к "операторам сети связи общего пользования"?


Относятся однозначно :sumo:

А вот что делать с операторами выделенных сетей? :D

Да уж..

СообщениеДобавлено: Чт 29 янв, 2004 06:21
Rayden
Любимое правительство как то сказало "У нас ВСЕ для развития малого и среднего бизнеса".... Ага, только не в связи, тут у них все для развития и поддержания штанов монополистов, которые сами то не могут нормальные услуги предоставлять, денежки то уходят, вот и нашли новый способ зарабатывания денег :-(( Сплошная обдираловка..
О наболевшем так сказать...
Вопрос возникает - а отследить куда конкретно направлены средства из этого фонда после попадания к оператору универсальных услуг возможно? Обязаны ли такие операторы какие-нибудь отчеты публиковать?

СообщениеДобавлено: Ср 07 апр, 2004 03:14
Erlang
Вопрос возникает - а отследить куда конкретно направлены средства из этого фонда после попадания к оператору универсальных услуг возможно? Обязаны ли такие операторы какие-нибудь отчеты публиковать?

Думаю, что да. Данную информацию будут направлять в Минсвязи и ГСН, как минимум.
Кстати, после принятия нового закона "О связи" показали Центртелеком: мужественное, убыточное освоение сельской местности ;-)
ВОЛС в полях :-)
Деньги пойдут на программу: Интернет в каждую деревню и т. п. Можно релейкой канал пробить, а можно и ВОЛС проложить...

СообщениеДобавлено: Ср 07 апр, 2004 07:09
Rayden
Да уж.. терзает меня смутное сомнение, что не волс к бабушке на огород вместо радио будет протянут, а будут выданы кредиты дочерним предприятиям электросвязей типа подконтрольных провайдеров на беспроцентных условиях и прочее... вот и получится - деньги пойдут эти на поддержание штанов монополистов и поднятие конкурентов... :D но может я драматизирую и просто пессимистично смотрю на жизнь.. :-)

СообщениеДобавлено: Сб 24 апр, 2004 23:21
Wanderer
ИМХО, следовало бы сначала составить список тех самых населенных пунктов с указанием географических координат (типа адресов), а затем уже желающие поучаствовать в предоставлении УУ подсчитали бы затраты на их обустройство. Таким образом мы бы получили бы реальную картину потребности в деньгах: а) на создание инфраструктуры, б) на ее содержание. В противном случае - за ржавый гвоздь $1000!

СообщениеДобавлено: Пн 26 апр, 2004 05:39
Rayden
ИМХО, следовало бы сначала составить список тех самых населенных пунктов с указанием географических координат (типа адресов)

Действительно, я думаю, что деньги собранные сначала пойдут на те населенные пункты, где можно с инвестиций собрать прибыль, а потом только туда, где это все убыточно, таким образом и получается, что все операторы будут скидываться на кредиты беспроцентные для операторов универсальных услуг..

1,5% на борьбу с бедностью. Предлагает направить Минсвязи

СообщениеДобавлено: Пн 27 сен, 2004 11:27
Erlang
1,5% на борьбу с бедностью. Предлагает направить Минсвязи

В Мининформсвязи полагают, что операторы должны отчислять на телефонизацию удаленных районов 1-1,5% от своей выручки. Об этом “Ведомостям” рассказал министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Участники рынка считают такой размер отчислений приемлемым, но видят в предложенной схеме универсального обслуживания много неясного.

Понятие универсального обслуживания заложено в новом законе “О связи”, вступившем в силу с 2004 г. Идея в том, чтобы каждый житель страны мог воспользоваться базовыми услугами связи, причем по тарифам, которые регулируются государством. Пока такими услугами считается возможность позвонить из таксофона и войти в Интернет из пункта коллективного доступа.

Для достижения этих целей, считает министр, достаточно, чтобы все участники рынка отчисляли в специальный резерв универсального обслуживания по 1-1,5% от своих доходов. Из этих средств будут возмещаться убытки операторов, оказывающих универсальные услуги. “Это, по сути, борьба с бедностью”, — говорит Рейман. Уже в ближайшее время министр обещает представить проекты нормативных актов, регулирующих работу резерва.

Участники рынка согласны, что отсталые регионы надо обеспечить связью, но считают, что способны сделать это и сами. “Быстрее всех проблему телефонизации села решат сотовые компании”, — убежден гендиректор поволжского сотового оператора “СМАРТС” Геннадий Кирюшин. По его расчетам, на подключение одного сельского абонента сотовый оператор затратит порядка $200. Если же использовать традиционные способы телефонизации, “это будет в три-четыре раза дороже и примерно в 10 раз дольше”, заявил Кирюшин “Ведомостям”.

“Универсальные услуги не включают в себя направления, в рамках которых мы работаем”, — сожалеет ведущий специалист по связям с общественностью “ВымпелКома” Артем Минаев. Впрочем, отмечает аналитик “Ренессанс Капитала” Ольга Жилинская, в законе “О связи” не регламентированы способы предоставления универсальных услуг, так что участвовать в тендерах могут и сотовые компании.

Аналитик ОФГ Алексей Яковицкий оценивает объем российского телекоммуникационного рынка в 2004 г. в $13 млрд, 1,5% от этой суммы — $200 млн. “На эти деньги можно построить 1 млн телефонных линий или создать емкость для подключения 2 млн сотовых абонентов, — утверждает Яковицкий. — Но брать, по сути, налог с тех же мобильных операторов, чтобы развивать на эти деньги таксофоны, — далеко не лучшая идея”.

“В нашей отрасли все время было перекрестное субсидирование, так что я очень хорошо понимаю эту проблему, — говорит гендиректор "Комстар — Объединенные ТелеСистемы" Семен Рабовский. — Но я хочу видеть, кому, как и куда будут распределяться средства этого фонда”. Предложенный размер отчислений он называет “вполне разумным”. Однако непонятно, должны ли будут вкладываться в фонд и операторы, работающие с минимальной прибылью или в убыток, беспокоится он.

Безоговорочно готовы заниматься универсальным обслуживанием лишь в “Связьинвесте”. По словам замдиректора департамента информационного обеспечения “Связьинвеста” Юлианы Соколенко, это позволит компаниям холдинга возвращать убытки от социально значимых услуг. К концу первого полугодия только льготники задолжали “Связьинвесту” 5,2 млрд руб.

Игорь Цуканов
Ведомости

Проекты нормативных документов по универсальной услуге

СообщениеДобавлено: Вт 19 окт, 2004 20:34
Erlang
Подготовлены проекты нормативных документов по универсальной услуге

19 октября в Зале коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ прошел брифинг директора департамента экономической политики и финансов Тимошенко Л.С. и директора департамента правового обеспечения Якушева М.В.

Брифинг был посвящен внесению на рассмотрение заинтересованных министерств и участников рынка проектов нормативных правовых документов к закону «О связи», касающихся введения механизма Универсальной услуги.

Министерство информационных технологий и связи РФ предложило на рассмотрение следующие документы:

1. Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи и об утверждении Порядка оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации».

2. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка регулирования тарифов на универсальные услуги связи».

3. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи».

4. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания».

5. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи».

Проекты постановлений, касающиеся введения механизма Универсальной услуги, можно посмотреть в открытом доступе на официальном сайте Министерства информационных технологий и связи РФ http://www.minsvyaz.ru.

Проекты: http://www.minsvyaz.ru/_new-portal/site.shtml?id=1850

СообщениеДобавлено: Вт 19 окт, 2004 23:22
Erlang
2. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, добровольные взносы юридических и физических лиц и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

3. Операторы сети связи общего пользования обязаны ежеквартально оплачивать на специальный счет резерва универсального обслуживания отчисления в размере 2 % от разности выручки от оказанных услуг связи и выручки от оказания услуг присоединения и услуг по пропуску трафика. Уплата отчислений производится по итогам каждого квартала не позднее 30 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала.

4. Средства, перечисляемые операторами сети связи общего пользования, учитываются на специальном счете Федерального агентства связи для аккумулирования средств резерва универсального обслуживания в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, и не подлежат налогообложению.

2 % + 0,3 % - новые налоги, не прописанные в Налоговом законодательстве? :cry:

СообщениеДобавлено: Вт 19 окт, 2004 23:26
Антон Богатов
Интересно, а что будет полагаться за неправильное исчисление размеров платежей? И кто станет и сможет контролировать начисления?

Насчет "не подлежания налогообложению" - это сильно! НК отдыхает...

СообщениеДобавлено: Вт 19 окт, 2004 23:36
Erlang
Интересно, а что будет полагаться за неправильное исчисление размеров платежей?

Натравят ФСНСС :dolb:

А вот еще:
7. Средства резерва универсального обслуживания имеют целевое назначение и могут расходоваться исключительно на цели возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, в соответствии с Порядком возмещения операторам связи убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

А если останется излишек средств, его куда? :oops:

Правда:
Допускается ежеквартальное проведение корректировки сметы доходов и расходов средств резерва универсального обслуживания.
...

И кто станет и сможет контролировать начисления?


8. Операторы сети связи общего пользования обязаны ежеквартально в установленном порядке представлять в Федеральное агентство связи статистическую отчетность по доходам от оказания услуг связи.

9. Операторы сети связи общего пользования несут ответственность за нарушение требований, установленных настоящим Порядком, в соответствии с законодательством Российской Федерации. :?:

СообщениеДобавлено: Вт 19 окт, 2004 23:42
Антон Богатов
Что-то в КоАП я такого состава правонарушения не обнаружил. И ФАС не числится в списке уполномоченных органов... и внести его в этот список через постановление Правительства не получится.

СообщениеДобавлено: Вт 19 окт, 2004 23:44
Erlang
Что-то в КоАП я такого состава правонарушения не обнаружил.

Вывод - не платить! :super:

Правда ЗоС:
Статья 59. Резерв универсального обслуживания
3. Все операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 60. Источники формирования резерва универсального обслуживания
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.

СообщениеДобавлено: Вт 19 окт, 2004 23:48
Антон Богатов
Нее, платить надо, а то лицензию отберут. :vertag:

Но вот сколько конкретно платить - вопрос отдельный.... :salut:

СообщениеДобавлено: Ср 20 окт, 2004 00:11
Erlang
Нее, платить надо, а то лицензию отберут.

На каком основании? Опять Дополнения будут рассылать...
Аннулирование только по суду!
Но вот сколько конкретно платить - вопрос отдельный....

А если Оператор работает в убыток себе, будут приплачивать из этого фонда? :-P
Мининформсвязи представило в правительство РФ пакет документов по универсальной услуге связи

Мининформсвязи РФ завершило подготовку документов по универсальной услуге связи. Об этом сегодня в Москве сообщил директор департамента правового обеспечения Михаил Якушев.
Вчера, 18 октября 2004 г. пакет документов из 5 проектов постановлений правительства, был направлен на согласование в правительство РФ. Ожидается, что соответствующие постановления правительства будут приняты до конца 2004 г., уточнила Любовь Тимошенко, директор департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи. Глава департамента отметила, что с 1 января 2005 г. начнутся работы по подготовке конкурсной документации. Отчисления в фонд универсальной услуги будут производить все операторы сетей общего пользования в размере порядка 2% от доходов на оказание услуг связи (за вычетом услуг по пропуску трафика, то есть «Ростелеком» по факту оказывается в привилегированном положении). Предполагается, что общий объем отчислений будет составлять около 7 млрд. руб. Контроль над этой деятельностью будет осуществляться в общем порядке Федеральным агентством связи.

Напомним, что в законе «О связи», вступившем в силу 1 января 2004 г., впервые вводится глава «Универсальные услуги связи», в соответствии с которой в каждом населенном пункте должен быть установлен как минимум один таксофон, а там, где проживают не менее 500 человек, организован как минимум один пункт коллективного доступа к сети интернет. Оплата местных телефонных соединений может производиться по выбору абонента-гражданина с применением либо абонентской, либо повременной системы оплаты.

Адрес статьи: http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml? ... /19/166882

Универсальная услуга на бумаге

СообщениеДобавлено: Ср 20 окт, 2004 13:52
Erlang
Универсальная услуга на бумаге

Мининформсвязи России подготовило пакет документов, касающихся введения механизма универсальной услуги и вынесло их на обсуждение в правительство РФ. Кроме того, документы направлены для ознакомления ведущим российским операторам связи.

На пресс-брифинге, проведенном сегодня по этому поводу в Мининформсвязи, директор департамента правового обеспечения Михаил Якушев и директор департамента экономической политики и финансов Любовь Тимошенко, отвечая на вопросы журналистов, заявили, что под универсальной услугой в законе "О связи" понимается предоставление по фиксированным тарифам услуг местной, зоновой, междугородной и международной связи при помощи таксофонов, а также предоставление услуг передачи данных посредством организации пунктов коллективного доступа в интернет. Как заявил Михаил Якушев, механизм универсальной услуги направлен в первую очередь на обеспечение услугами связи небольших населенных пунктов и предусматривает компенсацию операторам в случае возможных убытков при оказании этих услуг.

Об актуальности темы говорит тот факт, озвученный Любовью Тимошенко, что в настоящее время в России насчитывается более 46 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов или почти 30% от их общего числа; в них проживает более 1 млн. человек. Причем рекордсменами в этом списке стали не отдаленные районы, а Псковская и Тверская области, насчитывающие соответственно по 4 и 3 тыс. населенных пунктов, лишенных услуг связи.

Фактически нынешнее Мининформсвязи не берется решить проблемы телефонизации и интернетизации России. Об этом говорят специальные оговорки, внесенные в подготовленные документы. Так, там записано, что ближайший таксофон должен находиться не далее, чем в 3 км от пользователей, а ПКД предполагается создавать только в тех населенных пунктах, число жителей которых составляет не менее 500 человек. Последнему условию из всего количества нетелефонизированных точек на карте России удовлетворяют менее 1 тыс., так что жители более 45 тыс. поселков и сел могут так и не узнать о существовании информационной магистрали, если у них не достанет средств на приобретение сотового телефона с поддержкой какого-либо протокола пакетной передачи данных.

По-прежнему не определены требования к качественным параметрам универсальной услуги по доступу в интернет и передаче данных. Михаил Якушев обещал, что соответствующие решения будут приняты в будущем (хотелось бы, чтобы успели хотя бы ко второй годовщине принятия до сих пор не заработавшего в полную силу закона "О связи"). Также директор департамента правового обеспечения отметил, что регламентироваться при введении нового механизма будет только тарифная составляющая на базовые услуги, и что операторы могут на той же инфраструктуре оказывать дополнительные нерегламентируемые услуги, получая при этом прибыль. При этом обязательным условием для универсальных операторов будет ведение раздельного учета по видам услуг.

Реализацию будущих постановлений правительства предполагается обеспечивать путем организации конкурсов в муниципальных образованиях, где из претендентов, представивших свои проекты, будут выбраны те, кто потребует меньшей компенсации. Подобные конкурсы предлагается проводить раз в пять лет. Михаил Якушев заявил, что среди претендентов могут быть любые операторы связи, как фиксированной, так и мобильной, а также операторы, предоставляющие услуги передачи данных. Если желающих поучаствовать в конкурсе не окажется, тогда универсальные операторы будут назначены по представлению Мининформсвязи.

Для формирования фонда компенсации все операторы, имеющие лицензию на оказание услуг связи, должны будут отчислять приблизительно 2% от разницы между доходами от основной деятельности и расходами на пропуск трафика.

Следует отметить, что предлагаемые Мининформсвязи проекты пока находятся в стадии обсуждения - вскоре состоится совещание по этому вопросу с ведущими отечественными операторами. Мининформсвязи теперь уже не надеется, что Фонд универсальной услуги в России заработает с 1 января 2005 г. На этот момент планируется лишь начало подготовки конкурсов при условии утверждения правительством к тому времени предлагаемых документов. Сроки начала реального предоставления универсальной услуги связи пока не берется назвать никто.

19 октября ("Телеком-Форум")

Леонид Кузьмин

Россию телефонизируют в складчину

СообщениеДобавлено: Чт 21 окт, 2004 01:05
Erlang
Россию телефонизируют в складчину

Мининформсвязи России подготовило и вынесло на обсуждение федеральных органов власти проекты постановлений правительства по программе оказания и финансирования универсальных услуг связи. С помощью новой для России схемы – отчислений 2% с оборота каждого оператора – государство рассчитывает телефонизировать до 46.000 населенных пунктов, до сих пор живущих без телефона. О готовности участвовать в госпрограмме уже заявили крупнейшие телекоммуникационные компании России.

Универсальная услуга связи (УУС) – минимальный пакет телекоммуникационных услуг, гарантируемый абоненту государством. Механизм УУС прописан в новой редакции закона "О связи". Сегодня в качестве универсальной услуги в России принято наличие таксофона не более чем в 3 км от места проживания людей. Чтобы деятельность операторов универсального обслуживания не была лишена экономического смысла, их убытки покрываются из резерва универсального обслуживания. Схема такова: все телефонные компании, имеющие статус операторов сетей связи общего пользования (это практически все участники рынка связи), перечисляют в резерв определенный процент с оборота, из этого резерва и покрываются убытки операторов. Внедрение УУС – это перенос зарубежного опыта на российскую почву. В США операторы вносят в аналогичный резерв общедоступности услуг 4,7-5% суммы каждого счета.

В последнее время участников рынка занимал вопрос: сколько им придется отдавать в резерв универсального обслуживания? В предварительном тексте новой редакции закона "О связи" был указан конкретный размер взносов – 3% с оборота, но в ходе согласований с министерствами цифру вычеркнули, оставив размер взносов на усмотрение правительства. Вчера представители Мининформсвязи объявили, что в предложенном ими к обсуждению проекте установлен размер взносов в 2% с оборота за вычетом доходов от присоединения и пропуск трафика.

Последнее условие предопределяет определенное неравенство операторов, работающих с частными клиентами, и компаний, специализирующихся на передаче трафика между операторами; первые будут платить 2% почти со всего своего дохода, вторые будут платить копейки. Как пояснил Ъ один из авторов новой редакции закона "О связи", освобождение от сбора доходов от пропуска трафика – непременное условие ВТО, куда Россия собирается вступать; мысль в том, что, к примеру, американец, звонящий в Россию, не должен оплачивать телефонизацию удаленных районов нашей страны, поэтому денег за пропуск его звонка не взимается.

По подсчетам директора департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи Любови Тимошенко, в настоящее время объем российского рынка услуг связи, с которых правомерно брать деньги в фонд универсального обслуживания, составляет 360 млрд руб., соответственно размер фонда поначалу может составить 7,2 млрд руб. Планируется, что средства фонда буду поступать в бюджет, а проводить конкурсы и распределять деньги будет Федеральное агентство связи.

Директор департамента правового обеспечения Мининформсвязи Михаил Якушев подчеркнул на вчерашнем брифинге, что универсальная услуга "не является бизнесом – это реализация социальной функции государства". При этом господин Якушев указал, что операторам участие в данной программе будет интересно в том аспекте, что расширение их инфраструктуры будет оплачено государством: "И в дальнейшем телефонная компания сможет развивать свой бизнес в телефонизированных удаленных пунктах, например, поставить там желающим несколько частных телефонов, но это будет уже частный бизнес, а не универсальная услуга".

По словам представителей Мининформсвязи, в подготовленных ими документах датой начала предоставления универсальной услуги считается 1 января следующего года, соответственно в 2005 году должны быть проведены конкурсы на право оказания универсальных услуг – победа будет отдана тому, кто запросит у государства минимальную компенсацию за телефонизацию удаленных территорий. При этом конкурсные территории будут делиться на муниципальные образования.

На тот случай, если на тендеры за право телефонизировать какую-либо территорию не поступит ни одной заявки, Мининформсвязи предусмотрело механизм назначения оператора универсальной услуги – таковым будет назначен местный оператор сети общего пользования. Однако шансов на то, что компании проигнорируют тендеры, откровенно мало – о своей готовности заниматься универсальным обслуживанием с ходу заявили сразу несколько крупных компаний, начиная с дочерних предприятий "Связьинвеста" и заканчивая операторами спутниковой связи.

"Мы рассчитываем, что принципы распределения денег из фонда универсального обслуживания будут прозрачными и понятными, а операторы сотовой связи смогут участвовать в тендерах, – говорит директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский. – Зачастую сотовые компании могут телефонизировать удаленные поселения более дешево и оперативно, чем операторы фиксированной связи".

"Мы обязательно будем участвовать в тендерах на универсальное обслуживание, – заявил Ъ директор компании Stec.com Андрей Чесноков. – Мы предоставляем услуги спутниковой связи, очевидно, что в большинстве случаев для телефонизации удаленных районов связь через спутник – оптимальное решение".

© Иван Чеберко, КоммерсантЪ

Операторов связи обязали скинуться по 2%

Мининформсвязи России подготовило и внесло в правительство пакет документов определяющих порядок оказания и финансирования универсальной услуги связи. Все операторы сетей общего пользования в 2005 г. будут платить в фонд универсальной услуги связи 2% от своей выручки (за вычетом услуг по пропуску трафика), что позволит телефонизировать 46 тысяч населенных пунктов страны и компенсировать убытки операторов универсальной услуги.

О завершении работ по подготовке пакета проектов постановлений правительства вчера, 19 октября в Москве сообщил директор департамента правового обеспечения Михаил Якушев. Днем ранее они были направлены на согласование в правительство России. Как отмечает Любовь Тимошенко, директор департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи, эти постановления будут приняты до конца 2004 г. Таким образом, с 1 января 2005 г. начнутся работы по подготовке конкурсной документации. Распоряжаться средствами и проводить конкурсы предполагается поручить Федеральному агентству связи (Россвязи).
Отчисления в фонд универсальной услуги будут производить все операторы сетей общего пользования ежеквартально в размере порядка 2% от доходов на оказание услуг связи, за вычетом услуг по пропуску трафика. Последнее связано с подготовкой России к вступлению в ВТО. Партнеры по переговорам считают, что иностранцы не должны оплачивать развитие российской инфраструктуры связи и поэтому денег в фонд универсальной услуги за пропуск звонков из-за рубежа взиматься не должно. Таким образом, монополист «Ростелеком» вновь оказался в привилегированном положении.

Согласно расчетам Мининформсвязи России, объем рынка, с которого правомерно взимать отчисления в упомянутый фонд, составляет 360 млрд. рублей. Если расчеты верны, то первоначальный объем этого фонда составит около 7,2 млрд. руб.

Напомним, что универсальная услуга связи — это широко распространенный американский и европейский опыт. В России об этой услуге всерьез заговорили в связи с принятием федерального закона «О связи». Он вступил в силу 1 января 2004 г. В законе этой услуге отводится специальная глава, но конкретный уровень отчислений переведен в «отсылочные» статьи закона, хотя первоначально был указан в размере 3%. Сейчас универсальная услуга связи включает в себя предоставление местной, внутризонной, междугородней и международной связи. Кроме того, в населенных пунктах, где проживает более 500 человек, должен быть оборудован пункт коллективного доступа в интернет. Любовь Тимошенко считает, что в будущем возможно включение в этот перечень и других услуг связи, в первую очередь — услуги образного звонка.

Михаил Якушев, директор департамента правового обеспечения Мининформсвязи России, высказал мнение, что предоставление универсальной услуги «не является бизнесом», а реализует социальную функцию государства. В тоже время, участвовать в этой госпрограмме готовы многие крупные отечественные телекоммуникационные операторы. Конкурсы на предоставление универсальной услуги на определенной территории предполагается проводить один раз в пять лет. Если заявки не поступят, министерство предусмотрело механизм назначения оператора этой услуги из числа местных операторов сети общего пользования. Однако, такая ситуация скорее всего не реализуется в силу широких возможностей операторов сотовой и спутниковой связи, не раз заявлявших о своей готовности участвовать в этих тендерах. Эксперты считают, что именно они могут дешево и оперативно телефонизировать удаленные населенные пункты страны.

Адрес статьи: http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml? ... /20/166904

Добавлено спустя 4 минуты 3 секунды:

С каждого по 2%. Заплатят телекоммуникационные операторы в резерв Россвязи

Со следующего года операторам связи придется отдавать на телефонизацию удаленных территорий 2% от своих доходов, а распоряжаться этими деньгами будет Федеральное агентство связи. С подобными предложениями вчера выступило Мининформсвязи. Аналитики и участники рынка называют такой механизм недостаточно прозрачным.

Понятие универсальной услуги связи прописано в новом законе “О связи”, вступившем в силу с 2004 г. Сейчас оно включает в себя услугу таксофонной связи во всех населенных пунктах и коллективного доступа в Интернет – в местах, где проживает более 500 человек.

Оказывать универсальные услуги по замыслу Мининформсвязи должны операторы универсального обслуживания, которые будут определяться по конкурсу раз в пять лет в каждом муниципальном образовании. Возможные убытки этих операторов от оказания социально значимых услуг предлагается возмещать из средств резерва универсального обслуживания.

Согласно предложениям министерства все операторы должны будут ежеквартально отчислять в этот резерв по 2% своей выручки. Общий объем отчислений, по словам директора департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи Любови Тимошенко, составит около 7 млрд руб. в год.

Отчислениями Мининформсвязи предлагает облагать не всю выручку операторов. Их доходы от пропуска чужого трафика, а также присоединения других сетей предлагается не учитывать. В результате, отмечает аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной, от платежей в резерв будет фактически освобожден национальный оператор дальней связи “Ростелеком”. Такую схему он считает логичной. “Операторы будут сами платить за трафик, который они передают по каналам "Ростелекома" — таким образом устраняется двойной счет”, — говорит Голосной.

Гораздо меньше понимания у экспертов и участников рынка встретило предложение доверить распоряжение средствами резерва Федеральному агентству связи (Россвязи), лишь этим летом выделенному из состава министерства. “По сути деньгами будет управлять само Мининформсвязи, — отмечает Ольга Жилинская. — Это значит, что управление не будет прозрачным и не будет понятно, куда идут деньги”. “Россвязь полностью подконтрольна Мининформсвязи, так что механизм абсолютно непрозрачен”, — согласен вице-президент сотового оператора “Корбина Телеком” Александр Малис.

“Мы вообще не согласны с тем, что финансирование резерва универсального обслуживания должно осуществляться операторами, — говорит исполнительный директор Ассоциации GSM Вячеслав Афанасьев. — На это должны выделяться средства из федерального бюджета. Ведь в телефонизации отдаленных населенных пунктов заинтересованы вовсе не операторы связи, а жители этих пунктов и предприятия, которые там находятся”. “[Универсальная услуга] это вообще вредная идея, проблема телефонизации решится сама собой”, — соглашается гендиректор поволжского GSM-оператора “СМАРТС” Геннадий Кирюшин. По его мнению, сотовые компании способны телефонизировать удаленные территории всего за два года.

Победителями конкурсов станут компании, предложившие наилучшие сроки реализации универсальной услуги и наименьшую сумму компенсации убытков за ее оказание. А если желающих не найдется, то, по словам директора департамента правового обеспечения Мининформсвязи Михаила Якушева, операторов универсальной услуги будет назначать правительство по рекомендации Мининформсвязи.

Единственными реальными претендентами на оказание универсальных услуг в этом случае останутся межрегиональные компании “Связьинвеста”, отмечают в департаменте информационного обеспечения этого холдинга. “Обязанность оказывать социально значимые услуги лежит на нас и сейчас, но пока мы занимаемся этим себе в убыток”, — говорит представитель “Связьинвеста”. Он надеется, что механизм универсальной услуги позволит сделать эту работу более прибыльной.

Альтернативные операторы тоже не прочь поучаствовать в полезном деле. Golden Telecom не прочь заняться универсальным обслуживанием, сказал “Ведомостям” старший вице-президент этой компании Олег Малис. Интересуется универсальной услугой и “Скай Линк”, оператор сотового стандарта CDMA-450. Как заявлял “Ведомостям” в конце сентября гендиректор холдинга “Система Телеком” (владеющего 50% акций “Скай Линка”) Владимир Лагутин, радиус действия базовых станций CDMA гораздо больше, чем в GSM. “Таким образом, мы сможем покрыть нашей сетью даже самые отдаленные районы”, — сказал Лагутин.

© Юлия Белоус, Игорь Цуканов, Ведомости