Новые "правила оказания услуг телефонной связи". Пока проект. Плохой.Дата публикации: 16.08.2013
Количество просмотров: 300
Автор: c0mandir
Главное отраслевое ведомство - Минкомсвязи продолжает попытки что-нибудь поменять... Новые люди у "руля", накопившиеся проблемы, лоббирование чьих-то интересов - всё это причины серьезно пересмотреть и/или хотя бы обновить "родное" законодательство.
Появился Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи". На этапе общественного обсуждения (до 21 августа) нововведения располагаются на сайте regulation.gov.ru (
ссылка). Предлагаемые изменения затронут действующие ныне Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" и Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи".
Почему оба? Потому что есть идея - объединить нормы, регулирующие одинаковую, по мнению министерства, услугу. Вторая идея - упростить текст и убрать положения, повторяющие нормы других законов - из Гражданского Кодекса РФ, федерального закона "О связи", закона "О защите прав потребителей" и других. Как итог, "правила" можно будет долгое время не менять и они будут сохранять свою актуальность за счёт обновления законов, на которые будут ссылаться в этих правилах. Частично, "тонкости" взаимоотношений операторов с абонентами "переедут" в абонентские договоры.
Посмотрим, насколько это всё удалось реализовать. Сначала представлю точку зрения других - автор статьи* в газете "Ведомости" узнал мнение представителей операторов и оценки других лиц.
Небольшая цитата:
"Новые правила ставят операторов мобильной и фиксированной связи в неравные условия. Анализ проекта позволяет сделать вывод, что, прежде всего, он защищает интересы операторов сотовой связи, предоставляя им как преимущества перед операторами проводной связи, так и больший объем прав в отношениях с абонентами (по сравнению с действующей редакцией правил), считает заместитель гендиректора группы компаний "Крикунов и партнеры" Евгений Колесник. Например, для операторов проводной связи тарифный план является существенным условием договора с абонентом, а для мобильных операторов - нет, что позволяет им проще и быстрее менять тарифы".
Ситуация такова, что в зависимости от того, с кем разговаривали, отзывы были про разные несуразности.
Я решил посмотреть на определение базовых связистских понятий в проекте этих "правил", ведь за последние месяцы устами министерских чиновников произносились разные инновационные предложения, которые ещё неизвестно как сработают в случае их воплощения. И начнём с того - кто такой "абонент".
Для сотовых операторов (см. "Правила оказания услуг подвижной связи", ПП РФ от 25 мая 2005 г. № 328):
" "абонент" - физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; "Для операторов проводных телефонных сетей (см. "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", ПП РФ от 18 мая 2005 г. № 310"):
"абонент" - пользователь услугами телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера".
В проекте читаем:
"абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации".
Как видим, (на "бумаге") исчезло (здесь, но осталось в других пунктах) деление на физических и юридических лиц, исчезла некоторая "привязка" к виду лицензии (сказывается идея выдавать универсальные лицензии?) и теперь абонент в проводной сети связи может иметь или "абонентский номер" или "уникальный код идентификации".
Интересно, а под определение "уникального кода идентификации" подходит ENUM (см.
"Наконец-то вспомнили про ENUM")? Если "да", то нужно чиновникам срочно бежать писать новые правила, объединяющие уже телефонных операторов с интернет-провайдерами! Если "нет", то почему бы не заложить такую возможность сейчас, раз уж взялись писать новые правила общими фразами?**
Другие определения базовых понятий перечислены "по алфавиту", но вперемешку идут понятия для сотовых операторов и для операторов проводных сетей. Казалось бы, стоило к этому разделу подойти с наибольшей тщательностью, но нет. Так трудно? Не могут? Или специально для общественности оставили*** развлечение "читать и править законы"? Бесплатно.
Одно из достижений Минкомсвязи и одновременно одно из "обоснований" появления этих измененных правил - это введение в России Mobile Number Portability (MNP). Правила-то общие, а отмена "привязки" через номер затронет только абонентов сотовых операторов.
Напомню, что "правила" должны вступить в силу в следующем году, а введение MNP должно состояться ещё в этом. Нестыковка, но на упрёки операторов в Минкомсвязи всё время отвечали, что нет проблем с подготовкой в срок необходимых новых НПА или изменений в "старых". Забегая вперёд - есть сомнения, что "правила" в "таком" виде стоит подписывать.
В общем, "перенесение абонентского номера" - это только для абонентов, заключивших
"договор об оказании услуг подвижной связи (далее - договор)...".
Совершенно согласен с теми, кто отозвался о подготовленном (?) в министерстве (!) законопроекте как о варианте, где фактически "механистически" перемешали два закона, что-то при этом убрали, что-то отредактировали по-минимуму. Так, п.11 в проекте нам сообщает, что "Услуги телефонной связи подразделяются на услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи" А где про подвижную связь?
Осталось деление на операторов местной, зоновой (хотели отменять вроде?) и МГ\МН связи.
"25. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту."Не граждане не могут заключать договор?
"53. В договоре с абонентом - юридическим лицом предусматривается обязанность предоставления оператору связи юридическим лицом списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование, и устанавливается срок предоставления указанного списка, а также устанавливается, что указанный список должен быть заверен уполномоченным представителем юридического лица, содержать фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность этих лиц, и обновляться не реже 1 раза в квартал".
Отвозим штатное расписание и обновляем по мере принятия на работу и увольнения, но не реже 1 раза в квартал?
Я не смог дочитать до конца - там 151 (сто пятьдесят один) пункт! И вроде что-то сократили, ведь в "310-м постановлении" - 148 пунктов, а в "325-м" - "всего" 62. Но ведь теперь всё это вперемешку, с ошибками, нестыковками и т.д.
Согласно Проекту Постановления Правительства Российской Федерации, в котором представлены предлагаемые изменения, жить по новым правилам десяткам миллионов российских абонентов, обслуживаемых операторами в сотовых и в проводных сетях, предлагается уже с 1 января 2014 года.
"Хорошо работаем" (с)
------------------------------
* "Минкомсвязи написало правила для всех", газета "Ведомости" от 15.08.2013 (
ссылка)
** Имею ввиду пояснение :) из пояснительной записки к законопроекту "Согласно проекту постановления Правительства Российской Федерации новые правила будут носить рамочный характер".
*** Читаю (через несколько абзацев после определения кто такой "абонент") "<единица тарификации телефонного соединения> - продолжительность телефонного соединения, за предоставление которого с абонента или пользователя услугами телефонной связи взимается плата, равная тарифу, установленному для соединения данного вида;" Вы думаете есть где-то понятие "пользователь"? Нет, конечно же. Далее, можно встретить ещё "соабоненты", которые имеют равные права и обязанности. В Минкомсвязи закончились вменяемые юристы или проекты законов готовят вообще кто попало?
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 310 "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (в "Российской газете" -
ссылка).
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 328 "Правила оказания услуг подвижной связи" (в "Российской газете" -
ссылка).