ФАС России: доклад О состоянии конкуренции в РФ за 2008 г.

Обсуждение вопросов не вошедших в предыдущие разделы.
Операторы - расскажите о возникающих проблемах.
Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

ФАС России: доклад О состоянии конкуренции в РФ за 2008 г.

Сообщение:#1  Сообщение Связной (С) » Ср 19 авг, 2009 08:18 »

Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год)
(*.doc 2M)
В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации.

Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
- «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
- «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

http://fas.gov.ru/competition/goods/20916.shtml?print
3. СВЯЗЬ

Россвязь, ОАО «Сумма-телеком»
ФАС России через суд добился отмены результатов конкурсов на получение лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на Дальнем востоке, которые проводила Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Положения критериев оценки конкурсных предложений создавали преимущественные условия участникам конкурсов, имеющим лицензию на конкурсной территории лота, при этом даже не имеющим опыта деятельности на рынке услуг связи. Эти положения привели к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи.

ОАО «Сибирьтелеком»
ОАО «Сибирьтелеком» отключило сеть ЗАО «Связь-Сервис» в период преддоговорных споров, что повлекло за собой невозможность для ЗАО «Связь-Сервис» оказания услуг связи в соответствии с лицензионными условиями. По мнению ОАО «Сибирьтелеком» отключение сети связи ЗАО «Связь-Сервис» в период преддоговорных споров было обоснованно, в связи с тем, что на момент отключения между операторами не действовал договор присоединении и взаимодействии сетей электросвязи. Однако действующими нормативными актами не предусмотрен порядок отключения операторов связи от сети связи общего пользования. По итогам рассмотрения дела ФАС России признал ОАО «Сибирьтелеком» нарушившим антимонопольное законодательство и предписала устранить допущенные нарушения. ОАО «Сибирьтелеком» обратился в арбитражный суд, а позже – в апелляционную инстанцию. Суды подтвердили правоту ФАС России.


Из этой же Темы: ФАС предлагает приватизировать все ФГУПы и МУПы

Из доклада:
1.2. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации
...
По отдельным отраслям экономики отмечаются следующие тенденции.
...Заметно возросло число предприятий и организаций в секторах строительства и торговли автотранспортными средствами (на 11 и 16%), а также в сфере связи (9%).

2.6. Рынки услуг доступа к сети «Интернет»
Рынки услуг доступа к сети «Интернет» в последний раз анализировались антимонопольными органами в 2002 году. За прошедшее время на них произошли существенные изменения, вызванные увеличением количества пользователей, увеличением числа операторов, появлением новых технологий . Если в 1998 году пользователей сети «Интернет» насчитывалось около 1 млн. человек, то в 2002 году их численность превысила 9,5 млн. человек, а к середине 2008 года достигла 33,7 млн. человек или 24% населения (доля рассчитывалась по числу подключений). Количество выданных лицензий на право предоставления услуг связи по передаче данных в 2008 году приблизилось к 2000.
При этом уровень проникновения сети «Интернет» в России, по сравнению с развитыми странами, продолжает оставаться довольно низким. Например, в Австралии пользователями сети «Интернет» являются 75% населения в возрасте от 18 лет и старше, в Великобритании – 68%, Германии – 65%.
Распределение аудитории сети «Интернет» в Российской Федерации по регионам вопреки ожиданиям изменилось незначительно. Более 2/3 всех пользователей сети «Интернет», как и в 2002 г., сосредоточено в европейской части России и, особенно, в Москве, где уровень проникновения сети «Интернет» достиг 60%.
Услуги предоставления доступа к сети «Интернет» выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения товара – получения доступа к сети «Интернет» с целью использования ресурсов сети «Интернет», документальной электросвязи, иных сервисов. Опрос участников рынка, стоимость организации услуги, а также выявленные барьеры входа на рынок свидетельствуют о том, что услуги предоставления доступа к сети «Интернет» с разной технологической организацией не являются взаимозаменяемыми услугами. Можно выделить четыре отдельных рынка доступа к сети «Интернет» для конечных пользователей, использующих данные услуги для личных, служебных нужд:
1) коммутируемый доступ (dial-up), когда компьютер пользователя подключается к серверу провайдера, используя телефонную связь;
2) беспроводной широкополосный доступ (далее – ШПД) к сети «Интернет» (WiFi, WiMAX, RadioEthernet, GPRS);
3) с использованием уплотнения существующей телефонной линии (xDSL), когда осуществляется расширение используемого частотного диапазона имеющихся линий телефонной кабельной связи, и пользователь получает скоростной ШПД с сохранением обычной работы телефонной связи;
4) по выделенной линии (аналоговой или цифровой, ШПД), когда компьютер подключается к серверу провайдера по собственной линии связи.

Также можно выделить рынок магистрального или операторского доступа к сети передачи данных, на котором круг покупателей – это операторы связи, использующие данные услуги для организации собственной сети передачи данных и покупающих трафик для дальнейшей перепродажи.
Продажа трафика в целом носит многоуровневый характер, где 1 уровень – это распределение магистрального трафика, сети расположены по всей территории Российской Федерации; 2 уровень – это распределение магистрального трафика на территории одного федерального округа (нескольких федеральных округов) между субъектами Российской Федерации; 3 уровень – распределение трафика по одному субъекту Российской Федерации; 4 уровень – распределение трафика между районами, муниципальными образованиями внутри одного субъекта Российской Федерации.
Для целей настоящего анализа в качестве продавцов определены операторы, поставляющие трафик непосредственно потребителям, при этом продавцами являются операторы всех уровней. Основными «розничными» рынками в Российской Федерации являются рынок с организацией коммутируемого доступа и рынки широкополосного доступа, в первую очередь с использованием уплотнения существующей телефонной линии. В обоих случаях географические границы рынка определяются границами пролегания сетей местной телефонной связи.
Объемы рынка коммутируемого доступа в среднем по Российской Федерации снизились на 6,5%. В отдельных регионах (Тамбовская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Республики Татарстан, Удмуртия) падение составило 50-70%. Практически весь рынок приходится на Приволжский и Дальневосточный Федеральные округа:
Снижение объема этого рынка связано не только с устареванием технологии, но и с ростом затрат для альтернативных операторов (не обладающих сетями местной телефонной связи) на оказание услуги из-за высоких тарифов на пропуск трафика (за инициирование вызова), установленных существенными операторами, которым принадлежат сети местной телефонной связи.
Доминирующее положение с долей более 85% на территории практически всех субъектов Российской Федерации в сегменте коммутируемого доступа занимают «традиционные» операторы общедоступной электросвязи (МРК), так как владеют сетями связи, на которых организуется доступ. Тенденций к развитию конкуренции на рынке в данном сегменте нет.
В сегментах широкополосного доступа рынки доступа к сети «Интернет» также являются концентрированными, с тенденцией к снижению концентрации за счет технологической взаимозаменяемости товаров.
В сегменте с организацией доступа по xDSL коэффициент концентрации высокий и близок коэффициенту концентрации в сегменте коммутируемого доступа. Эта ситуация связана с вопросами использования сетей связи операторов местной телефонной связи. Доминирующее положение с долями более 50% в сегменте доступа с организацией по xDSL занимают МРК (за исключением Республики Татарстан, где ни одна из компаний не занимает доминирующего положения).
В сегменте использования выделенных линий связи рынок является умеренно-концентрированным (коэффициент концентрации от 40 %), что, в честности, обусловлено выходом на этот рынок сетей кабельного телевидения. Наибольшие доли в сегменте доступа с организацией по выделенным сетям занимают компании Связьинвеста.
В сегменте беспроводного ШПД с использованием сетей сотовой связи предоставление услуг было развито, в основном, в городах-миллионерах. В городах с населением менее 1 млн. чел. данный сегмент был представлен незначительно: доля в объеме оказанных услуг в сегментах ШПД составляет менее 5%, в доходах – около 30%. Оценочно, доли операторов в указанном сегменте соответствуют долям рынка, занимаемым этими операторами на рынке услуг сотовой связи.

Во всех сегментах рынка ФАС России в качестве барьеров входа на местном уровне выявлены административные процедуры по согласованию размещения средств связи на земельных участках, на зданиях, сооружениях и внутри них; получение разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений. Сложности возникают при согласовании размещения средств связи в зданиях гражданского назначения с собственниками зданий.
Все участники рынка, не являющиеся компаниями МРК, отмечают значительный рост тарифов традиционных операторов за пользование инфраструктурой связи: мест для размещения средств связи и за использование сетевых ресурсов (абонентские линии связи). Операторами также отмечается установление МРК «заградительных» тарифов на услуги по пропуску трафика со своих сетей, высокие тарифы существенных операторов (МРК) на присоединение сетей. В Республике Карелия и Ленинградской области участниками рынка отмечена необоснованно высокая цена за доставку магистрального трафика в районные центры магистральными операторами 1 уровня ТрансТелеком, Ростелеком, РТКомм.РУ. Например, цена 1 Гб трафика от Санкт-Петербурга до районного центра возрастает в 12 раз. Отмечается и высокая стоимость аренды магистральных каналов у операторов 2 уровня.
ШПД с организацией по различным технологиям предоставляется только в крупных городах и промышленных центрах, с высокой плотностью потребителей. В настоящее время в Российской Федерации не в городах- миллионерах рынок во всех сегментах является высоко-концентрированным; в сегментах, где не используется (или используется в значительно меньшей степени) инфраструктура традиционных операторов связи – с тенденцией к переходу к умеренно-концентрированному. Для развития конкуренции на рынке основным препятствием является ограниченность инфраструктуры, используемой для организации услуг. Цены на трафик у продавцов 1 и 2 уровней в областных центрах и в районных центрах могут отличаться в 10 раз, что обуславливает «цифровое неравенство» регионов.


3. Предложения, направленные на стимулирование конкуренции на рынках Российской Федерации
3.1. Корректировка законодательства в отношении естественных монополий

ФАС России была предложена концепция проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», предусматривающая кардинальную переработку данного закона, создание современных методов регулирования и контроля деятельности естественных монополий, отвечающих современному состоянию экономики Российской Федерации и общемировым тенденциям.
Основной идеей законопроекта является формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, представляющей надежное, эффективное и качественное обеспечение потребителей товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции.
Для этих целей предлагается целый ряд существенных изменений и дополнений в законодательство о естественных монополиях.

1. Понятие «субъект естественной монополии» целесообразно определить в терминах Закона о защите конкуренции через понятие хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сферах естественной монополии и занимающего на соответствующем товарном рынке доминирующее положение, в том числе путем владения объектами инфраструктуры.
В настоящее время, например, операторам связи присваиваются различные статусы, такие как «существенный оператор связи», «субъект естественных монополий», «хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение», влекущие наложение на них обязательств. В мировой практике принято налагать обязанности на хозяйствующий субъект лишь в случаях, если они обладают рыночной властью или другими словами – занимают на соответствующем рынке доминирующее положение. Поэтому предлагается отраслевое законодательство привести в соответствии с базовым антимонопольным законодательством. В частности, определять понятие «субъекта естественных монополий» через доминирующее положение на рынке в установленных законом сферах деятельности, с учетом того факта, что доминирующее положение возникает и усиливается посредством владения объектами инфраструктуры.

Вернуться в Разное или нелегкая жизнь Операторов в России

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7