Выводы
1. ФКП-2015 предусматривается решение задачи по развитию, восполнению и под держанию орбитальной группировки КА в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны.
Орбитальная группировка социально-экономического и научного назначения в пе риод с 1 января 2006 года по 1 июля 2009 года сократилась на 4 аппарата - с 39 до 35. Число КА, используемых по целевому назначению, в этот период увеличилось с 29 до 30, при этом количество К А в пределах гарантийного срока активного существования осталось неизменным - 18. Таким образом, доля К А в пределах гарантийного С АС уве личилась с 45 % до 51 % исключительно за счет сокращения общего числа аппаратов орбитальной группировки, а доля КА в пределах гарантийного САС из числа исполь зуемых по целевому назначению снизилась с 62 до 60 процентов.
В отчетах Роскосмоса отмечается значительное увеличение числа космических ап паратов в составе российской орбитальной группировки, соответствующих мировому уровню развития космической техники. К таким аппаратам отнесен «Ресурс-ДК», кото рый существенно уступает зарубежному аналогу «Quick Burd-2» по всем основным эксплуатационно-техническим характеристикам. Программа не предусматривает кри терии, по которым космический аппарат признается соответствующим мировому уров ню развития космической техники.
За 3,5 года действия Программы было запущено 7 космических аппаратов (не счи тая запусков КА, связанных с функционированием МКС).
На большинстве российских спутников связи, запущенных в последние годы, уста новлена полезная нагрузка производства иностранных компаний.
В условиях полного бюджетного финансирования работ по созданию космических аппаратов в период действия Программы не выдерживаются сроки их ввода в эксплуа тацию. В 2008 году изменениями в Программу на срок от 1 до 3 лет были смещены сроки завершения работ по большинству создаваемых КА (например, 2 аппарата «Электро-Л», 3 аппарата «Метеор-ЗМ», «Луч-5А», «Луч-5Б», 2 аппарата «Канопус-В», «Аркон-2М», «Аркон-2», «Спектр-Р»). Одновременно увеличены и объемы бюджетных средств на их создание.
2. Работы по созданию перспективных средств выведения космических аппаратов профинансированы в объеме, предусмотренном первоначальной редакцией Программы, что предполагало завершение работ и принятие в эксплуатацию космического ракетного комплекса «Ангара» и модернизированной ракеты-носителя «Русь» в установленные сро ки - 2010 и 2008 годы, соответственно. Однако в 2008 году в Программу были внесены
изменения, которые одновременно существенно увеличили как стоимость проектов (на 475,5 и 453,7 млн. рублей, соответственно), так и сроки их завершения (на 2 и 3 года).
При достаточно ограниченном рынке разгонных блоков (в период с 2006 по 2008 год было произведено 43 запуска с использованием российских разгонных блоков - в сред нем 14,3 пуска в год) Роскосмосом за счет бюджетных средств одновременно финансируются работы по их разработке и модернизации в 3 крупных компаниях, в то время как унификация и серийность продукции в рамках одной компании могла бы позволить снизить себестоимость и, соответственно, повысить конкурентоспособность отечественных предприятий космической отрасли.
3. С 2006 по 2008 год российский сегмент МКС не претерпел изменений, в то время как в иностранный сегмент добавились американский модуль «Хармони», европейский модуль «Колумбус», японский модуль «Кибо». Только 11 ноября 2009 года Роскосмосом был запущен малый исследовательский модуль МИМ2 (аналог эксплуатируемого стыко вочного отсека «Пирс»), который значительно уступает вышеуказанным иностранным мо дулям как по массогабаритным, так и по функциональным характеристикам.
Сложившаяся ситуация вызвана задержкой сроков ввода в эксплуатацию многоце левого лабораторного модуля (МЛМ) (запуск перенесен с 2008 на 2011 год).
В соответствии с Программой финансирование работ по созданию, развертыванию и эксплуатации элементов российского сегмента международной космической станции предусмотрено в рамках опытно-конструкторской работы «МКС» (за исключением расходов на закупку ракет-носителей). Более детальное распределение по направлению затрат Программой не предусмотрено и производится по усмотрению Роскосмоса.
В результате распределения Роскосмосом бюджетных средств работы по созданию МЛМ были профинансированы недостаточно (в период 2006-2008 годов - 22,3 % от оп ределенного технико-экономическим обоснованием), что и привело к необходимости переноса сроков его ввода в эксплуатацию. Учитывая конечный срок эксплуатации МКС (на данный момент - до 2015 года), отсрочка запуска модуля приводит к умень шению срока полезного использования на орбите. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует сквозной контракт на изготовление модуля (контракт заключается ежегодно), и не определены объемы ежегодного финансирования, что не дает уверен ности в своевременном завершении работ.
Система финансирования строительства космических кораблей «Союз ТМА» и «Прогресс М» организована Роскосмосом таким образом, что приводит к существен ному разрыву финансирования: в 2006 году расходы РКК «Энергия» по всем строя щимся кораблям составили 6245,5 млн. рублей, а оплачены Роскосмосом 4857,8 млн. рублей (на 77,8 %); в 2008 году - 13104,0 млн. рублей, оплачены - 8856,4 млн. рублей (на 67,7 %). Для решения проблемы финансирования предприятием привлекаются бан ковские кредиты. В результате растет себестоимость производимой продукции. Так, сумма уплаченных процентов (по кредитам на финансирование программы МКС) в 2008 году составила 209,7 млн. рублей, за 4 месяца 2009 года - 76,6 млн. рублей.
Финансирование ОАО «РКК «Энергия» по ОКР «МКС» за 2006-2008 годы за счет внебюджетных средств в рамках Программы сложилось в размере 3938,8 млн. рублей, при этом в качестве внебюджетных средств поступали денежные средства, привлечен ные Роскосмосом от иностранных государств для выполнения работ в рамках програм мы МКС, но в интересах иностранных государств, в то время как в Программе задачи ОКР «МКС» сформулированы как «создание, развертывание и эксплуатация россий ского сегмента международной космической станции».
4. На поддержание объектов наземной космической инфраструктуры, в рамках реали зации постановлений Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 года № 996 «О мерах по обеспечению выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Рес публикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Бай конур» и от 27 мая 1998 года № 514 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1312 «О космодроме «Байконур» в период с 2006 по 2009 год были выделены бюджетные средства в размере 6179 млн. рублей.
Эксплуатация этих объектов Роскосмосом была поручена головным предприятиям и организациям ракетно-космической промышленности (ОАО «РКК «Энергия», ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», КБ общего машиностроения, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и др.), которые для этих целей сформировали гражданские эксплуатационные структуры общей численностью порядка 7700 человек. Выделенные объемы бюджетного финанси рования не полностью покрывают расходы предприятий ракетно-космической промышленности на содержание филиалов космодрома «Байконур». Так, фактические расходы предприятий в 2008 году на содержание данных филиалов составили 4164,0 млн. рублей, что на 1331,2 млн. рублей превышает предусмотренное бюджетное финансирование.
За проверяемый период на космодроме «Байконур» проводилась модернизация стартовых и технических комплексов РН «Протон», «Союз», «Зенит-М», технических комплексов космических аппаратов научного и социально-экономического назначения. Начаты работы по созданию новых систем эксплуатации и контроля объектов космо дрома, экспериментальных образцов мобильных малогабаритных средств заправки космических аппаратов и разгонных блоков, стартового и технического комплексов, обеспечивающих объекты космодрома «Байконур». Согласно документам, представ ленным Роскосмосом, все необходимые объекты космодрома находятся в работоспо собном состоянии, обеспечивающем их готовность к решению возложенных задач.
5. Программой предусмотрено финансирование создания перспективной пилотируе мой транспортной системы нового поколения для технического обслуживания орбиталь ных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки в размере 19393,0 млн. рублей.
Работы начаты в 2009 году: в соответствии с итогами конкурса РКК «Энергия» проводит работы по разработке эскизного проекта (стоимость - 800,0 млн. рублей, срок выполнения - март 2009 года - июнь 2010 года).
Кроме того, в проверяемом периоде проводились работы в целях создания научно-технического задела и отработки ключевых элементов перспективных средств для реа лизации пилотируемых программ: ОКР «Перспектива» и ОКР «Марс-ХХ1».
В результате реализации ОКР «Перспектива» предполагается создать опытные об разцы элементов околоземного пилотируемого сборочно-экспериментального комплекса для выполнения задач в интересах развития науки, социальной сферы и обороны страны, отработки, стыковки и испытаний блоков перспективных межпланетных комплексов (Луна, Марс), ключевых систем Марсианского экспедиционного комплекса (энергетика, робототехника, обеспечение жизнедеятельности, радиационная безопасность), системы транспортно-технического обеспечения нового поколения (частично многоразовая сис тема межорбитальной транспортировки грузов, надувные тормозные устройства для дос тавки грузов на Землю и на поверхность планет), новые средства медико-биологического обеспечения длительных пилотируемых полетов, в том числе межпланетных; опытные образцы целевой аппаратуры и приборов для реализации перспективных научно-прикладных исследований на околоземных пилотируемых комплексах, использование ретрансляционного спутникового канала обмена информацией в Ки-диапазоне.
Однако в 2006-2008 годах для достижения вышеуказанных задач были выполнены работы на общую сумму 175,8 млн. рублей, в основном в области медицинских иссле дований (161,0 млн. рублей), в рамках проведения наземного 500-суточного экспери мента, моделирующего полет к Марсу. В результате реализации ОКР «Марс-ХХ1» предполагалось изготовить и провести наземную отработку элементов секции модуля энергетического двигательного комплекса для летно-конструкторских испытаний; раз работать отчет по облику и характеристикам комплекса «Связь-навигация-управление» и итоговый отчет по испытаниям ключевых элементов.
Работы выполнялись ФГУП «Центр Келдыша» в 2006-2007 годах. Общая сумма финансирования составила 27,5 млн. рублей. Работы прекращены и дальнейшего раз вития не получили.
6. В области системных исследований и прикладных научно-исследовательских работ с самого начала реализации Программы осуществляются работы по 8 темам. Их окончание в соответствии с Программой предусмотрено не ранее 2015 года. Таким образом, с 2006 года до середины 2009 года не было завершено ни одной научно- исследовательской работы.
Для систематизации, учета и обеспечения государственной регистрации результатов научно-технической деятельности, полученных в процессе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, государствен ным заказчиком которых является Роскосмос, агентством организована централизованная система. Это позволит как обеспечить защиту информации, так и использовать данные базы в работе предприятий отрасли по основной деятельности. В российском законода тельстве отсутствуют конкретные нормы государственной регистрации прав на косми ческие объекты и сделок с ними в Едином государственном реестре.
В соответствии с пунктом 43 раздела III Плана законопроектной деятельности Прави тельства Российской Федерации на 2005 год проведена разработка проекта федерального закона «О государственной регистрации прав на космические объекты и сделок с ними».
Федеральный закон должен регулировать правоотношения, связанные с государст венной регистрацией прав на космические объекты и сделок с ними, и распространяет ся на юридические и физические лица, являющиеся собственниками космических объектов и (или) обладателями иных подлежащих государственной регистрации прав на космические объекты, а также органы, осуществляющие государственную регистра цию прав на космические объекты и сделок с ними.
В настоящее время Роскосмосом разрабатываются проекты нормативных правовых актов, которые необходимо утвердить в связи с разработкой проекта федерального за кона «О государственной регистрации прав на космические объекты и сделок с ними».
7. В рамках реконструкции и технического переоснащения промышленных пред приятий в период 2006-2008 годов обеспечено выполнение работ на 43 стройках и объ ектах на 4817,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4121,0 млн. рублей.
В 2009 году выполнялись работы на 60 стройках и объектах, по которым преду смотрен лимит государственных капитальных вложений с объемом 3555,0 млн. рублей.
Выбор Роскосмосом объектов финансирования реконструкции и модернизации производства не во всех случаях был направлен на обеспечение приоритетных задач агентства, в частности, задачи по расширению международного сотрудничества в об ласти космической деятельности и выполнения международных обязательств Россий ской Федерации в этой области.
Так, программа полета МКС, предусматривающая с 2009 года переход к эксплуатации станции экипажем в составе 6 человек и прекращение полетов «Шаттл» после 2010 года,
требует значительного увеличения количества производимых российских космических кораблей (до 2008 года ежегодно производилось по 2 корабля «Союз ТМА», начиная с 2009 года - как минимум, 4, при одновременном увеличении производимых транспортных кораблей «Прогресс М»).
Вместе с тем в проверяемом периоде Роскосмосом не выделялись денежные сред ства на реконструкцию и модернизацию технической базы основного предприятия по производству пилотируемых кораблей - РКК «Энергия».
8. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 года № 897 и от 15 сентября 2008 года № 683 в Программу были внесены изменения, кото рые коснулись как ожидаемых конечных результатов реализации Программы, так и планируемого финансирования. Общий объем бюджетного финансирования Програм мы на 2006-2015 годы увеличен с 305 млрд. рублей до 684,8 млрд. рублей, объем привле каемых внебюджетных средств снижен с 181,8 млрд. рублей до 173,9 млрд. рублей
Объем бюджетного финансирования в 2006 году составил 22963,0 млн. рублей, в 2007 году - 24400,0 млн. рублей, в 2008 году - 30674,8 млн. рублей. Уменьшение объ емов бюджетного финансирования от показателей, предусмотренных Программой в первоначальной редакции, в 2006 и 2007 годах незначительно (менее 0,4 %). Увеличение объемов бюджетного финансирования в 2008 году от показателей, предусмотренных Программой в первоначальной редакции, составило 18,4%, а от показателей, преду смотренных Программой в редакции 2008 года, составило 0,8 процента.
Лимиты бюджетных обязательств на 2009 год предусмотрены в объеме 58230,0 млн. рублей, что больше на 112,5 % от показателей, предусмотренных Программой в первона чальной редакции, и на 2,7 % больше, чем предусмотрено в редакции 2008 года.
В рамках ФКП-2015 (редакция 2008 года) на период 2006-2009 годов было преду смотрено привлечение внебюджетных средств (собственные средства предприятий и средства негосударственных заказчиков) в объеме 59,061 млрд. рублей, в первоначаль ной редакции - 84,065 млрд. рублей.
Всего с 2006 по I полугодие 2009 года было привлечено 18,3 млрд. рублей - 31 % от запланированного объема внебюджетных средств. При этом на 38,2% от запланиро ванного объема выполнено привлечение внебюджетных средств (собственных средств предприятий) на мероприятия по развитию космической деятельности для государст венных нужд; на 28,8 % от запланированного объема выполнено привлечение внебюд жетных средств (средств негосударственных заказчиков) на мероприятия, выполняе мые полностью за счет средств, инвестируемых в космическую деятельность.
9. В последней редакции Программы из 15 целевых показателей по 9 показателям планируемые значения снижены на период 2006-2009 годов и по 3 показателям сниже ны планируемые значения на 2015 год по сравнению с показателями, приведенными в первоначальной редакции Программы.
В 2006-2008 годах по 6 из 15 целевых показателей не были достигнуты запланиро ванные значения в связи с тем, что несвоевременно осуществлялись запуски ряда кос мических аппаратов. Необходимо отметить, что в утвержденной Программе допускает ся перенос запусков КА с учетом результатов опытно-конструкторских работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1034-53 «О внесении изменений в государственный оборонный заказ на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов» указанные переносы запусков К А утверждены.
Непосредственное телевещание на территории России до широты 70 в настоящее время обеспечивается за счет КА «Бонум» (производство США) и аренды стволов на зарубежных КА.
Орбитальная группировка геостационарных спутников недоступна для потенциаль ных пользователей приполярных регионов Российской Федерации (после широты 70 ), что приводит к отставанию в этих регионах развития технологий и рынка прямого спутникового телевещания, мобильной спутниковой связи, систем цифрового радиовещания и спутников, обеспечивающих предоставление высокоскоростных каналов связи.
В настоящее время в эксплуатации отсутствуют отечественные КА метеонаблюдения (единственный К А «Метеор-ЗМ» № 1 был запущен 17 сентября 2009 года со значи тельным сдвигом первоначальных сроков запуска и в настоящее время проходит лет ные испытания). Госнужды в метеоданных удовлетворяются за счет безвозмездного использования информации с зарубежных КА и попутно получаемой информации с КА «Ресурс-ДК». Однако в свете подписанного между метеоагентствами США и Европы соглашения об ограничении доступа третьих стран, в том числе и России, к оператив ным данным метеонаблюдений, в случае международных конфликтов Россия может полностью лишиться зарубежных метеоданных.
В настоящее время потребности страны в информации дистанционного зондирова ния земли удовлетворяются применением К А «Ресурс-ДК». Однако вплоть до 2013 года по периодичности получения информации высокого разрешения потребности страны будут удовлетворяться лишь на 50 процентов.
Степень обеспеченности Российской академии наук и высшей школы космически ми средствами для фундаментальных космических исследований в 2008 году составила около 0,1, что обеспечивает их потребности в информации для проведения фундаментальных исследований лишь на минимально допустимом уровне.
Задача поиска и спасания существующей группировкой КА не решается.
10. В целях своевременного реагирования на ухудшение финансового состояния пред приятий отрасли Роскосмосом организована работа по мониторингу финансово-экономического состояния организаций ракетно-космической промышленности в условиях мирового кризиса: анализируется кадровая политика в организациях ракетно-космической промышленности, загрузка производственных мощностей, анализ пла тежеспособности и кредитной зависимости, анализ финансовой обеспеченности.
В проверяемом периоде только одному предприятию была выделена финансовая помощь в рамках поддержки стратегических предприятий - распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 339-р ФГУП «ГКНГЩ им. М. В. Хруни-чева» были выделены бюджетные ассигнования в размере 8000,0 млн. рублей на увеличе ние уставного фонда. Деньги выделены в целях снижения долговой нагрузки предприятия.
Кроме того, ряду предприятий были предоставлены субсидии на возмещение части процентной ставки по полученным кредитам.