Глава Россвязи Олег Духовницкий о работе в новых геополитических условиях...
— Перейдем к универсальной услуге связи. Недавно сообщалось, что государство больше не имеет задолженности перед «Ростелекомом» по этой услуге.
— На самом деле это не совсем так. По обязательствам, возникшим до заключения десятилетнего контракта в 2014 году,
остался долг около 950 млн руб., который
будет погашен в 2018 году. Если говорить о действующем контракте, то здесь ситуация такая.
Недофинансирование контракта с 2015 года составило около 9 млрд руб. По этой причине «Ростелеком» воспользовался правом уменьшить объем выполняемых обязательств. При поддержке Минкомсвязи мы договорились об уточнении объема обязательств, заключили дополнительное соглашение и тем самым урегулировали ситуацию. Поэтому сейчас можно сказать, что задолженности нет. Но вопрос не в долге, а в том, что ситуация с недофинансированием сложилась из-за того, что резерв универсального обслуживания не является отраслевым фондом, как некоторые другие фонды. И
он не тратится полностью на универсальную услугу связи. Мы
собираем в год порядка 13,5 млрд руб., а на финансирование контракта Минфин выделял в 2015-м и 2016 годах существенно меньше, отсюда и образовалось недофинансирование.
Если бы мы строго тратили эти собираемые средства на развитие универсальной услуги, не возникало бы вопроса, денег бы хватало. И Николай Анатольевич (Никифоров.— “Ъ”), наш министр, много говорил о том, что нужно сделать фонд отраслевым. В таком случае у нас бы
универсальная услуга светилась и пылала. А когда средств не хватает, то получается, что «Ростелеком» должен на свои деньги в рамках обязательств исполнять возложенные на него функции. В 2014 году в мае мы заключили с ними договор на десять лет. В рамках этого договора они должны проделать громадную работу. У нас не хватает средств, они должны все делать за свои. Возмещения ждать приходится в течение нескольких кварталов. Отсюда возникает ситуация пробуксовки.
Как только эти средства будут тратиться целенаправленно на поддержание универсальной услуги связи, все вопросы будут сняты. Другой вопрос, что она будет представлять в ближайшем будущем. Сейчас это таксофоны — 147 тыс. с лишним, это ПКД (пункты коллективного доступа в интернет.— “Ъ”), которые на самом деле практически не оплачиваются, потому что не хватает средств. В прошлом году увеличили скорость и опустили тарифы, трафик вырос, но люди пользуются все равно мало. Потому что мобильная связь развивается хорошими темпами. Как и точки доступа, которые являются новой услугой. Там трафик растет галопом. Поэтому сейчас два приоритета. Таксофоны точно останутся, потому что где-то это единственный вид связи за пределами больших и малых городов. С ПКД пока история приостановлена, потому что средств не хватает.
Точки доступа будут развиваться и далее. Боле того, я думаю, «Ростелеком» эту историю будет предлагать усовершенствовать с точки зрения перечня услуг. Будет не просто столб в центре села, а будут какие-то здания, помещения. Сейчас имеющееся оборудование способно раздавать Wi-Fi только на расстояние до 100 м. А
в дальнейшем нужно будет протянуть в сельсовет, в школу, в больницы. У нас 13 958 населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 жителей, где по нашему договору с «Ростелекомом» они должны до 2019 года закончить стройку по новым требованиям, а в 2024 году контракт заканчивается. И все населенные пункты должны быть обеспечены Wi-Fi. Перечень населенных пунктов может быть увеличен до 700 или 750 жителей. Это было бы целесообразно при наличии средств, а пока их нет, вопрос решить будет сложно.
— Прошлой осенью «Ростелеком» предупреждал, что программа по устранению цифрового неравенства может быть продлена. Это так?
— Пока такого нет, мы постоянно в контакте с Михаилом Осеевским (президент «Ростелекома».— “Ъ”) и его коллегами. Пока основные параметры контракта остаются прежними до 2024 года. Единственное — где-то ориентировочно на год будет продлено строительство. Они должны были закончить в 2018 году, а теперь срок сдачи перенесен на 2019 год. Причина в нехватке средств. «Ростелеком» молодцы, они справляются, продолжают строить за счет собственных средств.
— А что с ПКД теперь случится? Почта их продавать будет?
— Нет. Компьютеры с ПКД выработали свой срок и технически устарели. Их не будут продавать, объективно — их следует подвергнуть списанию. Пока в законе «О связи» ПКД есть. Я неоднократно говорил, что нужно начать с изменений в области нормативно-правового регулирования, пересмотреть приоритеты. Сейчас эта работа ведется, но это не совсем наш вопрос, он министерский.
— Кризис, который начался в 2014 году, повлиял на собираемость резерва универсального обслуживания?
— Средства собираем, операторы сдают. Кто нерадиво сдает, того принуждаем в судебном порядке. Большая, тяжелая работа, неплательщиков более 3 тыс. Кому-то достаточно побудительного письма, а кого-то приходится в суд тянуть. И начинают платить. На сегодняшний день около 70% уже собрано. Кризис в какой-то части даже не закончился. Но к чести большинства операторов связи, это требование закона они выполняют, 1,2% от выручки сдают добросовестно.
неплательщиков более 3 тыс.
Уже следят и штрафуют.
За НЕуплату 1,2 % и отчетность в фонд УУ штрафуют однако...Проект - Неустойка за просроченные выплаты в фонд УУС