03.04.2007
Возросшее значение массовых коммуникаций в жизни общества, увеличение объема информации и новые требования к скорости и качеству ее передачи, а также развитие новых технологий, требуют от государственных и социальных институтов адекватного регулирования данной сферы общественной жизни.
С точки зрения оптимизации государственного регулирования массовых коммуникаций важной задачей является изучение опыта зарубежных стран. Наибольший интерес представляют системы государственного регулирования масс-медиа в странах, где новые технологии развиваются форсированными темпами: в странах Европейского союза и в Соединенных Штатах Америки.
По критерию разделения полномочий можно выделить два подхода к построению системы государственных органов, осуществляющих регулирование в сфере массовых коммуникаций в развитых западных странах.
Первый подход предполагает разделение функций по регулированию оказания услуг связи для целей телерадиовещания и собственно по распространению массовой информации посредством телерадиовещания - между двумя (и более) различными государственными органами. Такого подхода, в основном, придерживаются европейские страны (Италия, Испания, отчасти - Франция).
Второй подход предполагает объединение обеих функций в рамках компетенции одного государственного органа (США - FCC; Великобритания - OFCOM).
В настоящее время становится очевидным, что конвергенция, вызванная наступлением цифровых технологий, сблизила между собой сферы вещания, телекоммуникаций и вычислительной техники. Благодаря этому прослеживается отчетливая тенденция объединения различных функций нескольких регуляторов в едином регулирующем органе (наиболее яркий пример: Управление по связи, Великобритания).
Западные исследователи отмечают, что объединение в одном регулирующем органе лицензирующих и контролирующих функций, а также полномочий регулирования государственного и частного вещания, имеет свои очевидные преимущества. Так, в докладе, подготовленном Торговой ассоциацией высокотехнологичных компаний Великобритании (Intellect), посвященном будущим доходам от конвергенции различных технологий, содержится обобщение основных тенденций развития мировой высокотехнологичной экономики и анализ необходимых изменений в системе государственного управления Великобритании. В качестве основных положительных перемен в системе управления сферой телекоммуникаций Великобритании отмечается создание единого управляющего органа OFCOM. В частности, указываются следующие положительные моменты учреждения единого исследовательского, координационного и регулирующего органа OFCOM, которые можно применить к концепции единого регулятора в целом:
- создание благоприятного инвестиционного климата для информационных технологий нового поколения;
- обеспечение достаточной свободы и гибкости развития технологий посредством ограждения участников сферы масс-медиа от чрезмерного регулирования и административных барьеров;
- создание прозрачной и предсказуемой среды для построения рынка масс-медиа на базе объединения технологий эфирного вещания, цифровой передачи данных, миниатюризации пользовательских устройств и др.
Помимо вышеперечисленного очевидным преимуществом является то, что у единого регулирующего органа появляется возможность контролировать работу двух систем (системы оказания услуг связи и системы телерадиовещания) и налаживать взаимодействие между ними.
Следует отметить, что общий принцип регулирования масс-медиа, соблюдаемый в большинстве рассматриваемых стран, заключается в том, что регулируемая система частного вещания должна быть независима от государства, а орган (или органы) лицензирования и регулирования должен быть независимым от органов государственной власти благодаря созданию правовых, организационных и финансовых гарантий независимости его деятельности.
rtrn.ru
http://www.broadcasting.ru/newstext.php?news_id=28903