Номера в коде 800 с бесплатными входящими звонками существуют в России уже несколько лет, но активное продвижение этой услуги началось только сейчас. В начале осени основной игрок на этом рынке — “Ростелеком” — запустил рекламную кампанию “бесплатных номеров”. Кроме того, начали продажи еще два обладателя 800-х номеров — компании “Аудиотеле” и “Сервис-Коммюникэйшн”. В результате этих усилий рынок “бесплатных номеров” к 2010 г. может вырасти в семь раз — до 20 MUSD.
“Ростелеком” начал предоставлять услугу “Freephone 8-800” (бесплатный вызов) несколько лет назад, но ее рекламу решил запустить только в августе этого года. По словам директора по связям с общественностью и инвесторами Антона Клименко, это объясняется тем, что рынок созрел для этой услуги только сейчас. “Компании стали больше задумываться об удобствах для своих клиентов”, — считает он. Поэтому если раньше услуга была востребована только крупными компаниями, то теперь она может заинтересовать и более мелкие фирмы.
Выручка “Ростелекома” от продажи “бесплатных номеров” за 2003 г. составила около 1,6 MUSD. Сейчас компания ежемесячно заключает около 10 договоров на предоставление номеров в коде 800, всего этой услугой воспользовалось более 200 клиентов. Присвоение бесплатного номера стоит до 500 USD, абонентская плата — 50 USD, гарантированный платеж в счет оплаты трафика — 100 USD плюс от 1000 USD до 6000 USD за “красивый номер”.
В “Ростелекоме” считают, что рекламная кампания позволит более чем в два раза увеличить продажи “бесплатных номеров”. Пока главные покупатели подобных номеров в России — компании с широкой географией продаж: торговые, страховые и банковские структуры. В российском представительстве Siemens Мobile горячая линия на основе подобного номера действует уже полтора года. Этот телефон компания указывает в рекламных объявлениях, роликах и на упаковках мобильных телефонов. Как сказал директор подразделения мобильных и беспроводных телефонов Siemens Сергей Яковлев, ежемесячно по этой линии принимается около 20 000-25 000 звонков.
В Альфа-банке, по словам начальника управления развития удаленных каналов дистрибьюции банка Алексея Козырева, линия на основе 800-го номера существует три года и количество звонков ежемесячно достигает 15 000-20 000. Козырев считает, что такой “бесплатный номер” особенно эффективен для работы с региональными вкладчиками и для привлечения новых клиентов. В последнее время российские компании стали находить номеру 800 и более экзотическое применение. Так, “Кристалл” для продвижения своей водки “Путинка” специально сделал бесплатную телефонную линию тостов.
“Сервис-Коммюникэйшн” начал оказывать услуги в коде 800 только в этом году и, по словам гендиректора компании Владимира Просина, к концу 2004 г. намерен подключить около 100 клиентов. “Мы, разумеется, не продвигаем "бесплатные" номера так активно, как "Ростелеком", но его рекламная кампания нам на руку — она знакомит потребителя с этой услугой”, — говорит Просин.
“Аудиотеле” начала продавать “бесплатные номера” этой осенью и, по словам исполнительного директора Татьяны Белошкап, до конца года планирует подключить около 50 клиентов. Как отметила Белошкап, основное отличие их услуги в том, что на предоставляемые “Аудиотеле” “бесплатные номера” могут звонить абоненты региональных сотовых сетей. В то время как у “Ростелекома” межоператорские соглашения заключены только с московскими отделениями “МегаФона” и “ВымпелКома”.
Правда, доходы от продажи 800-х номеров у “Аудиотеле” и “Сервис-Коммюникэйшн” значительно меньше, чем у “Ростелекома”. Львиную долю средств от 800-х номеров “Ростелеком” получает от платежей за трафик. В то время как независимые игроки, по словам Белошкап, вынуждены расплачиваться за каждую минуту трафика на свои 800-е номера и с “Ростелекомом”, и с региональными операторами. В итоге цена входящей минуты на номер с кодом 800 у независимых игроков находится буквально на грани себестоимости.
Кроме первичных владельцев номеров в коде 800 “бесплатные номера” сейчас продают еще около восьми компаний, в том числе Golden Telecom и “Комстар Объединенные ТелеСистемы”. Но у них нет собственной номерной емкости в коде 800, они покупают ее у того же “Ростелекома” или “Сервис-Коммюникэйшн”. Как сказал директор по маркетингу “Комстар Объединенные ТелеСистемы” Дмитрий Дронов, компанию устраивает такая ситуация.
“Получение собственной емкости в коде 800 подразумевает значительные объемы предоставления "бесплатных номеров", а сейчас доля этой услуги в структуре доходов компании крайне мала. Доходы от нее составляют несколько десятков тысяч долларов в месяц”, — говорит Дронов. Кроме того, покупка номеров у “Ростелекома” избавляет “Комстар” от необходимости самостоятельно урегулировать отношения с телефонными сетями в регионах. По оценкам Дронова, сейчас объем рынка “бесплатных номеров” составляет около миллиона долларов в год. При этом он отметил, что услуга перспективна и через четыре года, когда объем рынка достигнет десятков миллионов долларов, “Комстар” подаст заявку на получение собственной номерной емкости в коде 800.
Как рассказала “Ведомостям” представитель Мининформсвязи, в министерстве достаточно много заявок от компаний, желающих получить лицензию на предоставление услуг интеллектуальной сети (в которые входит и “бесплатный номер”). Но по условиям лицензии к сети компании предъявляются достаточно строгие требования. Поэтому пройти отбор смогут далеко не все. После получения лицензии компания может либо подать заявку на получение собственной номерной емкости в коде 800, либо покупать ее у другого собственника.
Аналитики считают российский рынок “бесплатных номеров” достаточно перспективным, но отмечают, что вряд ли в ближайшем будущем его масштабы будут сопоставимы с мировыми. По словам аналитика J'son & Partners Бориса Овчинникова, в США в доходы от услуг call-центров и “бесплатных номеров” в этом году составят 10 млрд USD (для сравнения — выручка “Связьинвеста” в 2003 г. составила около 5 млрд USD, а объем всей российской отрасли связи — около 10 млрд USD). Россия в ближайшем будущем таких результатов достичь не сможет. Как отметил Овчинников, в России этот рынок только формируется и его развитию очень мешает монопольное положение “Ростелекома” на рынке дальней связи.
По оценкам аналитика iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, в 2004 г. российский рынок “бесплатных номеров” составит около 2,8 MUSD. При условии популяризации этой услуги и появления на рынке новых игроков к 2010 г. объем рынка может достигнуть 20 MUSD.
© Ведомости
Добавлено спустя 1 минуту 13 секунд:
Кто может объяснить принцип работы и тарификации данного кода?