mdtx писал(а):Ura, ППРФ161 и есть НПА, который надо читать и перечитывать даже не троекратно, а постоянно.
Спасибо еще раз :)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2007 года Дело N А13-1279/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области Васильевой Н.А. (доверенность от 17.01.2007) и Богуцкого А.Л. (доверенность от 23.03.2007), от закрытого акционерного общества "ЕИ" Кречмера А.Э. (доверенность от 01.03.2007) и Мельникова Д.С. (доверенность от 01.03.2007), рассмотрев 23.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.05.2007 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 (судьи: Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Маганова Т.В.) по делу N А13-1279/2007, установил:
Закрытое акционерное общество "ЕИ" (далее - ЗАО "ЕИ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 28.11.2006 N 159.
Решением от 22.05.2007 заявление ЗАО "ЕИ" удовлетворено. С Управления в пользу Общества взысканы судебные расходы в сумме 2000 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что суд необоснованно не применил Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 (далее - Правила присоединения сетей электросвязи), поскольку они определяют порядок присоединения всех разновидностей сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания). Управление считает, что действующее законодательство не содержит понятия "сеть телематических услуг", для оказания которых используются сети передачи данных. Таким образом, по мнению подателя жалобы, взаимоотношения открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") как оператора сети местной телефонной связи и присоединенного к нему на абонентском уровне оператора сети передачи данных - ЗАО "ЕИ" полностью подпадают под действие указанных Правил.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ЕИ" просит оставить обжалуемые акты без изменения.
Законность обжалуемых актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЕИ" является оператором телематических услуг связи. Деятельность по оказанию телематических услуг осуществляется ЗАО "ЕИ" на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи от лицензии 30.06.2005 N 32636 сроком действия с 30.06.2005 по 30.06.2010. Согласно условиям лицензии лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю: передачу факсимильных сообщений, передачу сообщений электронной почтой, доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий.
При проведении внепланового мероприятия по государственному надзору за деятельностью ЗАО "ЕИ" в области связи выявлен факт нарушения требований пункта 1.3 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), Правил присоединения сетей электросвязи, пункта 6 лицензии от 30.06.2005 N 32636, о чем составлен акт от 27.11.2006 N 32636-35-04/256. Нарушение заключается в том, что ЗАО "ЕИ" не заключило с ОАО "Северо-Западный Телеком" договор о присоединении сетей электросвязи к сети общего пользования.
На основании акта проверки по факту выявленного нарушения старшим государственным инспектором Управления Лазаревым А.Ю. вынесено предписание от 28.11.2006 N 159, которым ЗАО "ЕИ" приказано в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона N 126-ФЗ устранить выявленное правонарушение в срок до 27.12.2006 и письменно сообщить об этом Управлению.
Ссылаясь на то, что указанное предписание возлагает на заявителя не основанную на законе обязанность по заключению договора о присоединении сетей электросвязи, ЗАО "ЕИ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Пунктами 1, 4 статьи 27 Закона N 126-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации определяется порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи. В случае выявления нарушения в области связи федеральный орган по надзору в области связи выдает предписание об устранении нарушения.
Статьей 27 названного Закона предусмотрено, что решения государственного инспектора по надзору за связью могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 126-ФЗ споры между операторами связи по вопросам заключения договоров о присоединении сетей электросвязи рассматриваются в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у ЗАО "ЕИ" отсутствуют средства связи и линии связи как обязательный элемент понятия средства связи. Таким образом, суд признал неустановленным факт наличия у заявителя сетей связи, в понятии, данном в статье 2 Закона N 126-ФЗ. Следовательно, отсутствие своих средств связи исключает возможность реализации заявителем права, предусмотренного статьей 18 Закона N 126-ФЗ, и, соответственно, не может служить основанием для выдачи спорного предписания.
Апелляционная инстанция посчитала, что поскольку оказание телематических услуг не подпадает под действие Правил присоединения сетей электросвязи, которые содержат исчерпывающий перечень сетей связи, то и требования Правил о заключении договоров о присоединении сетей электросвязи не распространяются на оказываемые ЗАО "ЕИ" телематические услуги, а потому и нет необходимости заключать договор присоединения.
Кассационная коллегия, изучив доводы заявителя и проверив законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 утвержден Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи (далее - Порядок). Порядком предусмотрено, что органом, осуществляющим надзор за деятельностью в области связи на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Россвязьнадзора по Вологодской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи на территории Вологодской области. Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что предписание вынесено уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 126-ФЗ операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Согласно статье 2 названного Закона под оператором связи понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ЕИ" оказывает телематические услуги.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 23.07.2001 N 175 "Об утверждении руководящего документа отрасли "Телематические службы" (далее - Руководящий документ) под телематическими службами понимаются службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами телематических служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.
Согласно пунктам 1.1.3, 1.2.1 Руководящего документа услуги телематических служб предоставляются с использованием технических средств операторов связи и абонентских терминалов пользователей. В отдельных случаях услуги телематических служб (клиентские службы) могут предоставляться без абонентских терминалов. Абонентский терминал - оконечная аппаратура связи, находящаяся в распоряжении абонента телематической службы и подключенная к сети связи.
В состав телематической службы оператора связи входят технические средства оператора связи, включая его сети доступа и транспортные сети, предназначенные исключительно для оказания телематических услуг, и протоколы, обеспечивающие взаимодействие терминалов пользователей с телематической службой. Терминалы пользователей не входят в состав телематической службы оператора связи, если иное не оговорено договором между пользователем и оператором телематической службы.
Пунктами 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4 Руководящего документа предусмотрено, что сети электросвязи, используемые для организации телематических служб, подразделяются на транспортные сети телематических служб (далее - транспортные сети) и сети доступа телематических служб (далее - сети доступа). Сети доступа предназначены для подключения абонентских терминалов телематических служб к точке доступа к телематической службе оператора связи.
Транспортные сети предназначены для организации взаимодействия между телематических службами разных операторов связи либо узлами телематической службы одного оператора. Транспортные сети и сети доступа могут обслуживаться самими операторами телематических служб, либо могут использоваться сети и каналы других операторов связи.
При взаимодействии абонентских терминалов и оборудования телематических служб операторов связи с коммутируемыми телефонными сетями и цифровой сетью интеграцией служб подключение осуществляется на местном уровне на правах абонентских установок телефонной сети. В технически обоснованных случаях возможно подключение на правах учрежденческих телефонных станций (пункт 1.6.3 Руководящего документа).
Таким образом, подключение оборудования телематических служб осуществляется на правах абонентских установок телефонной сети. Поэтому между ОАО "Северо-Западный Телеком" (оператор связи) и ЗАО "ЕИ" (абонент) заключен договор N 1424 об оказании услуг телефонной связи, согласно которому оператор связи оказывает абоненту услуги по доступу к телефонной сети, пользованию местной телефонной связью, а также обеспечивает возможность междугородного и международного соединения.
Между ЗАО "ЕИ" и ЗАО "Интернет-Архангельск" заключены договоры на использование телекоммуникационных сетей от 24.12.2003 N 2002/963 для оказания ЗАО "ЕИ" третьим лицам телематических услуг.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для заключения договоров присоединения в порядке статей 2, 18 Закона N 126-ФЗ и Правил присоединения сетей электросвязи.
Кроме того, Правила присоединения сетей электросвязи не содержат сведений о телематических услугах связи, следовательно, требования Правил о заключении договоров о присоединении сетей электросвязи не распространяются на оказываемые ЗАО "ЕИ" услуги.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы, а обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А13-1279/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.Кустов
Судьи:
О.Г.Соснина
И.М.Тарасюк